Программы для ручной калибровки монитора. Atrise lutcurve

Понимание принципов калибровки монитора критично для любого фотографа, который хочет достичь точных и предсказуемых фотоотпечатков. Если ваш монитор некорректно воспроизводит тени и цвета, тогда всё время, потраченное на редактирование и пост-обработку изображения, может в действительности оказаться потраченным зря. Данная глава покрывает основы калибровки для обычного фотографа, в дополнение к использованию калибровки и профилирующих устройств для высокоточных результатов. Далее, предполагается, что выбросить старый монитор и купить новый не является решением.


Регулировка яркости и контраста

Простейший (но наименее точный) способ откалибровать ваш монитор - это отрегулировать его яркость и контраст. Этот метод не требует наличия профиля цветности для вашего монитора, а посему идеален для повседневного использования или для случая, когда вам нужно внести быстрые коррективы на чужом компьютере.

Нижеприведенные изображения разработаны с целью помочь вам выбрать оптимальную настройку яркости и контраста. Хорошо откалиброванный монитор должен быть способен пройти оба теста, но если он их не прошёл, вам придётся выбрать, какой из двух важнее. В любом случае, убедитесь, что монитору дали сперва прогреться в течение минимум 10-15 минут.

1) Полутона . Хорошо откалиброванные полутона зачастую являются задачей с наивысшим приоритетом. Монитор должен показать центральный квадрат как идентичный окружающему фону по яркости - при просмотре расфокусированным зрением или с расстояния. Левый и правый квадраты должны казаться темнее и ярче сплошного серого, соответственно.

© 2004-2011 Sean McHugh
Примечание: вышеприведенный тест подразумевает, что монитор настроен на гамму 2.2.

Если центральный квадрат ярче или темнее серого фона, вероятно, ваш монитор показывает изображения ярче или темнее, чем предполагается. Это будет также иметь заметное влияние на ваши печатные варианты, так что с этим следует разобраться.

Если вы используете ЖК-монитор, установите сперва для него стандартный контраст (скорее всего, или 100%, или 50%), после чего корректируйте яркость, пока центральный квадрат несольётся с фоном. Если вы используете ЭЛТ (большой «старомодный» тип), установить ему максимальный контраст. В любом случае убедитесь, что монитор настроен на гамму 2.2, если такая настройка у него есть (для большинства современных мониторов это стандартная настройка).

Примечание: чрезмерное повышение яркости вашего монитора может сократить срок его жизни. Вероятно, вам не понадобится максимальная яркость дисплея, если в комнате не слишком светло, если у монитора нет фоновой подсветки (например, окно на заднем плане) или если он не слишком стар.

2) Детали на свету и в тенях . Если вы выполнили калибровку на предыдущем этапе, в данный момент полутона на вашем мониторе будут отображены примерно требуемым уровнем яркости. Однако, это может также означать, что тени и свет окажутся слишком яркими или тёмными, и наоборот. На каждом из двух следующих изображений должны быть различимы 8 ступеней:

Две крайних ступени теней и света должны быть лишь слегка различимы. В противном случае вы, скорее всего, достигли предела возможностей настройки яркости и контраста. Иначе, если максимум деталей в тенях и на свету важнее, чем освещённость полутонов, можно игнорировать тест полутонов. В этом случае сперва используйте яркость, чтобы достичь требуемых деталей в тени, после чего используйте контраст, чтобы отрегулировать детали на свету (именно в таком порядке). Если яркость слишком велика, полностью чёрный станет серым, но если деталей в тенях недостаточно, несколько из приведенных 8 градаций тени покажутся одинаковыми.

Однако показанные выше примеры обеспечивают всего лишь грубую подстройку, которая охватывает лишь малую часть тонального диапазона и вообще не корректирует цветность. Существуют несколько более точные методы визуальной калибровки, однако в конечном счёте получение истинно точных результатов требует систематических и объективных измерений с использованием калибровочных приборов.

Обзор: калибровка и профилирование

Цвета и тени, которые воспроизводит монитор, зависят от типа монитора, производителя, параметров настройки и даже срока эксплуатации. К сожалению, в отличие от цифрового мира, одинаковые числа не дают одинаковые результаты, когда речь заходит о мониторах. В результате зелёный, например, может оказаться темнее, светлее или другой насыщенности, чем это было задано в числах:

Цифровое значение
зелёного
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200
150
100
50
← Цвет отличается →

примечание: в терминах данного примера «стандартный цвет» - это всего лишь
пример желаемого состояния, которое может быть чётко определено в терминах
универсальных параметров, таких как гамма, точка белого и яркость.

В идеале, ваш монитор должен был бы просто транслировать числа из файла в стандартный набор цветов. Однако это не всегда возможно, поэтому в действительности процесс калибровки монитора состоит из двух шагов: 1) калибровки и 2) профилирования.

1) Калибровка - это процесс приведения монитора в желаемое и чётко определённое состояние. Это обычно подразумевает изменение различных физических параметров монитора, таких как вышеупомянутая яркость, а также создание так называемой таблицы отображения (Look-Up Table - LUT).

LUT принимает входное значение, такое как зелёный=50 из вышеупомянутого примера, и затем говорит: «Я знаю, что монитор X показывает зелёный=50 темнее, чем стандартный, и если я преобразую 50 в 78, прежде чем послать его на монитор, полученный цвет будет таким, каким должен был быть зелёный=50. Таким образом LUT транслирует цифровые значения из файла в новые значения, которые эффективно компенсируют характеристики выбранного монитора:

Цифровое значение
зелёного
LUT Компенсированные
цифровые значения
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200 200
150 122
100 113
50 78
← цвета совпадают →

2) Профилирование - это процесс характеризации калиброванного состояния вашего монитора с использованием профиля цветности. Эти характеристики включают диапазон цветов, которые ваш монитор в состоянии отобразить («пространство цветности »), в дополнение к расположению промежуточных яркостей в пределах этого диапазона («гамма»). В профиль могут быть включены и другие свойства.

Профилирование важно, поскольку различные устройства не всегда в состоянии воспроизвести идентичный диапазон цветности и теней («разность гаммы»). Совершенное преобразование из цвета одного устройства в цвет другого, соответственно, не всегда возможно. Профили цветности позволяют программам, поддерживающим управление цветом, достичь разумного компромисса в процессе несовершенных преобразований:

Устройства для калибровки мониторов

применение калибратора

Устройство калибровки монитора решает задачи как калибровки, так и профилирования. Обычно оно выглядит похоже на компьютерную мышь и прикрепляется к экрану монитора. Затем специальная программа управляет монитором, так что он показывает под устройством калибровки широкий диапазон цветов и теней, которые последовательно измеряются и записываются.

К распространённым устройствам калибровки относятся, помимо прочих, X-Rite Eye-One Display, ColorVision Spyder, ColorEyes Display и ColorMunki Photo.

Прежде чем запустить калибровку, дайте своему монитору как минимум 10-15 минут на прогрев. Тем самым вы обеспечите стабильность и воспроизводимость яркости и баланса цветности.

Непосредственно перед началом процесса программа попросит вас задать несколько параметров, по которым будет осуществляться калибровка («целевую настройку»). В число этих параметров могут входить точка белого, гамма и яркость (мы рассмотрим их в следующем разделе). Во время процесса калибровки вас также попросят изменить различные параметры настройки экрана, включая яркость и контраст (и значения RGB, если вы используете ЭЛТ).

В результате получится матрица значений цвета и соответствующих им измерений. Сложные программные алгоритмы затем попытаются создать LUT, которая будет воспроизводить, во-первых, нейтральные, точные и соответствующим образом проградуированные оттенки серого, а во-вторых, точное соответствие тона и насыщенности цвета по всей гамме. Если они не могут быть совершенно точно переданы (а они никогда не могут), программа пытается расставить приоритеты так, чтобы неточности относились к тем разницам цветов и оттенков, которые наши глаза плохо различают.

Настройки калибровки

Точка белого . Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся теплее (да, на первый взгляд это интуитивно непонятно).

Несмотря на то, что вышеприведенные образцы кажутся слегка холоднее и теплее, это происходит
потому, что они расположены рядом. Если поместить любой из них отдельно, так чтобы они оказались
самым ярким пятном на экране, глаз адаптируется, и вы назовёте каждый из них «белым»
Материалы по этой теме вы найдёте в главе о балансе белого .

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру, если только у вас нет весомых причин её изменить. Ваш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Гамма . Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения:

Примечание: вышеприведенные изображения предполагают, что для вашего экрана задана гамма 2.2.
Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8,
но в настоящее время они также используют гамму 2.2.

Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке вашего дисплея.

Яркость . Этот параметр контролирует количество света, испускаемого вашим экраном.

В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости вашей рабочей среды. Большинство устанавливает яркость в районе 100-150 кд/м 2 , но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы вашего монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки.

Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора, если вы можете себе это позволить. Используйте наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м 2 , в котором вы по-прежнему различаете все 8 теней на вышеприведенном образце.

Калибровка: таблица отображения

Таблица отображения (Look-Up Table - LUT) либо управляется вашей видеокартой, либо самим монитором, так что она будет использоваться вне зависимости от того, работает ли ваша программа с управлением цветом - в отличие от профиля цветности. LUT обычно загружается немедленно после загрузки операционной системы и используется вне зависимости от того, что отображается на мониторе.

Всегда, когда числа красного, зелёного и синего равны, точный монитор должен показывать это как нейтрально серый. Однако, вы будете удивлены тем, как часто это не так (см. ниже). Работа LUT* состоит в поддержании нейтрально серых тонов в корректной гамме.

*Примечание: это пример для простейшей линейной 8-битной LUT,
которая наиболее часто используется с мониторами ЭЛТ.


Входные
значения R,G,B
Монитор
«X»
Нейтрально
серый
200,200,200
159,159,159
100,100,100
50,50,50
← разница →

Пример LUT, которая исправляет отображение на мониторе «X», показан ниже. Она по сути применяет независимые тональные кривые для каждого из каналов цветности монитора:

Примечание: приведенная выше таблица является линейной и 8-битной; существуют
более сложные трёхмерные LUT, которые не обрабатывают каждый цвет независимо.
Однако, базовая концепция сохраняется неизменной.

Без вышеприведенной LUT ваша видеокарта посылает входное значение цвета 159 (из цифрового файла) непосредственно на монитор (неважно, какого именно цвета). Используя LUT, видеокарта подставляет значения красного, зелёного и синего с использованием тональных кривых. Входное значениеR,G,B=159,159,159 отправляется на монитор как 145,155,162 (которые теперь воспринимаются как нейтрально серый). Заметьте также, что более глубокая коррекция цвета соответствует большему отклонению тональной кривой от прямой диагонали.

Зачастую в цепи отображения присутствует несколько LUT - не только в видеокарте. Другая LUT, максимально соответствующая калибровке вашего монитора - это его встроенная LUT (как рассматривается ниже). Если ваш монитор поддерживает возможность изменения встроенной LUT (некоторые модели это позволяют), обычно тем самым достигается более чёткая калибровка, чем с использованием LUT видеокарты. Однако, если только калибровочная программа не была разработана специально для вашего монитора, она скорее всего будет использоавть LUT видеокарты.

Профилирование: профиль цветности

Профиль цветности задаёт на основе калибровки выходные параметры, такие как гамма, точка белого и яркость, в дополнение к калибровочным измерениям, таким как максимальные интенсивности красного, зелёного и синего, которые способен излучать ваш дисплей. Эти свойства в совокупности задают пространство цветности вашего монитора. В профиль также включена копия LUT, но непосредственно она не используется, поскольку она уже реализована в мониторе или видеокарте.

Профиль цветности используется для преобразования изображений, которое позволит позволит корректно их показать с учётом уникальных характеристик вашего монитора. В отличие от LUT, для использования профиля цветности при просмотре изображений потребуется программа, поддерживающая управление цветом . Это не составит проблемы, если вы используете новейшие операционные системы на компьютерах семейств PC или Mac, поскольку все они поддерживают управление цветом. В противном случае используйте Photoshop или любую другую распространённую программу редактирования изображений или преобразования файлов RAW.

Всякий раз, когда открывается цифровое изображение, которое содержит встроенный профиль цветности, ваша программа может сравнить этот профиль с профилем вашего монитора. Если монитор имеет тональный диапазон, аналогичный обозначенному в цифровом изображении, значения из файла будут непосредственно преобразованы с помощью LUT в значения, корректные для вашего монитора. Однако если пространства цветности отличаются (как это обычно и бывает), ваша программа осуществит более комплексное преобразование. Этот процесс называется преобразованием пространства цветности .

Тест калибровки монитора

Не думайте, что просто потому, что вы осуществили калибровку цветности, ваш монитор начнёт точно воспроизводить цвет безо всяких трудностей. Важно ещё и проверить качество этой калибровки. Если вы обнаружите, что ваше устройство калибровки не смогло устранить некоторые неточности, вы по крайней мере сможете принимать это во внимание при обработке изображений методами, влияющими на цвет.

Простейший и самый быстрый способ оценить качество калибровки цветности - это посмотреть большой чёрно-белый градиент в программе, которая поддерживает управление цветом. Субоптимальная калибровка монитора может отрисовать этот градиент с незначительными цветными полосками по вертикали или внезапными дискретными прыжками в тоне. Наведите курсор на следующий образец, чтобы увидеть, на что может быть похожа низкокачественная калибровка монитора :

Пример гладкого нейтрального градиента для диагностики качества калибровки монитора.
Такой градиент наилучшим образом подходит для диагностики при просмотре на полный экран и при включении иотключении профиля цветности. Photoshop позволяет достичь этого, если установить «Proof Colors» в «Monitor RGB»; CTRL+Y включает и отключает применение профиля монитора. Если «Monitor RGB» включен, это означает, что профиль цветности монитора не используется.

Если на градиенте заметны полосы цвета, это может означать, что ваш монитор требует новой калибровки. Обычно рекомендуется проводить её ежемесячно или что-то около того, в зависимости от того, насколько важна точность цветопередачи в вашей работе.

Иначе, цветопередача вашего монитора может быть настолько далека от оптимальной, что профиль цветности будет задавать экстремальную коррекцию. Это может быть вызвано используемой вами калибровкой монитора, а может и являться следствием его возраста. В последнем случае профиль цветности всё ещё будет большим плюсом по сравнению с его отсутствием - но цветопередача не станет безгрешной.

Ограничения калибровки монитора

К несчастью, существуют пределы точности калибровки. Для цифрового монитора, чем больше вам потребуется изменить параметры настройки монитора относительно стандартных, тем больше вы потеряете в количестве оттенков цвета и теней, которые он сможет показать . К счастью, разрядность встроенной LUT вашего монитора может повлиять на то, насколько хорошо он откалиброван, поскольку монитор с большей разрядностью LUT может использовать более широкую палитру цветов:

Примечание: повышенная разрядность встроенной LUT не означает, что монитор может показать больше оттенков цвета одновременно , поскольку количество входных значений остаётся неизменным. Вот почему повышение разрядности LUT видеокарты само по себе не позволит достичь более точной калибровки.

В малоразрядном примере, самый яркий (4) и тёмный (1) оттенки вынужденно переходят в белый (5) и чёрный (0), соответственно, поскольку в LUT происходит округление до ближайшего доступного выходного значения. С другой стороны, многоразрядная LUT может использовать дополнительные промежуточные значения. Это сильно снижает вероятность появления цветных полос и постеризации изображения - даже если монитор достаточно стар и существенно отклонился от исходной цветности.

Если у вас есть новый точный монитор с 8-битной LUT, вы наверняка получите хорошую калибровку; роль разрядности LUT начинает нарастать по мере старения монитора. В большинстве дисплеев используется 8-битная LUT, хотя у некоторых бывают 6-битные LUT, а у других 10-битные и более. Избегайте использовать ЖК-мониторы, предназначенные для игр, посокльку они зачастую приносят разрядность своих LUT (или другие аспекты) в жертву быстрой скорости обновления, которая не имеет никакого значения при просмотре неподвижных изображений.

Для получения изображения в самом лучшем естественном и красивом виде требуется выполнение правильной калибровки монитора. Очень важным это является для фотографов и профессиональных специалистов по графическому дизайну. Выбор идеальной цветовой схемы в ручном режиме может быть достаточно утомительным и нецелесообразным. Монитор должен быть качественно откалиброван единственный раз с видимым полученным результатом.

Выполнение настройки монитора

Шаг 1.

Выполняется регулировка световых уровней для определения чистоты рабочего экрана, на который не должен попадать сильный прямой свет. При этом комната должна являться тусклой, что не позволяет рассеянному свету создавать помехи изображению. Если на экране присутствуют видимые изображения, он должен быть тщательно очищен перед началом калибровки.

Шаг 2.

Выполняется проверка разрешения компьютерного экрана. При использовании ЖК-монитора необходимое разрешение определяется с помощью руководства. Для остальных типов используемых мониторов выбирается самое доступное и высокое разрешение, с помощью которого выполняется комфортное чтение текста и просмотр полученных изображений.

Шаг 3.

Выполняется регулировка максимального количества необходимых цветов. Глубиной цвета является число используемых битов для точного определения цвета рабочих пикселей вместе с их компонентами. Максимально допустимую глубину цвета ограничивает монитор, действующая видеокарта и операционная система. В данный момент самым высоким показателем признаны 32 бита.

Для регулирования глубины и количества необходимых цветов выполняются следующие действия:

В Windows: выполняется щелчок мышью на компьютерном рабочем столе и выбирается пункт «Свойства». В системе Windows 7 выполняется переход в пункт «Адаптер», а затем «Список рабочих режимов».

В MacOS: открываются «Системные выполняемые настройки », выбирается «Дисплей ». Некоторые используемые системы на «Mac» не обладают такими вариантами, но функционируют на 24-битной глубине цвета.


Примечание: перед началом выполнения калибровке необходимо убедиться в работе монитора не менее получаса. Это будет гарантией достижения им рабочей необходимой температуры, оказывающей влияние на цветопередачу.

Выполнение калибровки

Шаг 1.

На рабочем компьютере с системой Windows: нажимается кнопка «Пуск », потом «Панель управления ». В строке по выполнению поиска панели рабочих инструментов находится пункт «Выполнение калибровки дисплея ».


На MacOS: открываются «Системные настройки », выбирается «Отображение » → «Цвет » → «Выполнение калибровки ». При отсутствии этого пункта в поисковой строке вводится «Калибровка ».


Шаг 2.

Для графического дизайна и работы с фотографиями рекомендуется приобретение современных профессиональных программ, позволяющих откалибровать дисплей. В данный момент такой программой является «Atrise lutcurve » с расширенным функционалом и приятным грамотным пошаговым интерфейсом.

Шаг 3.

Выполняется настройка яркости и уровня контрастности. Рабочие кнопки для выполнения регулирования располагаются снизу или на боковой части панели монитора. Иногда они находятся непосредственно на экране выполнения калибровки. Действующим приложением пользователю будут показаны две или три серые шкалы для лучшего ориентирования. Необходимо точно следовать появляющимся на экране инструкциям.

Примечание: многие из современных ноутбуков не обладают настройками уровня контрастности.

Шаг 4.

Устанавливается гамма. С помощью некоторых рабочих параметров выполнения калибровки регулируется ползунок, но чаще применяются два типа рабочих настроек:

Гамма 2.2. Самый распространенный стандарт для мониторов. позволяющий увидеть полученные изображения в яркостных диапазонах.

Гамма 1,8. Отображение полученного изображения как на печать. При подобной гамме более легко замечаются слабые присутствующие тени при выполнении редактирования полученных изображений.

Примечание: пользователь должен знать о том, что используемые редакторы полученных изображений часто выполняют корректировку гаммы к такому значению.

Шаг 5.

Устанавливается баланс белого цвета, часто называемый цветовой рабочей температурой. Самым популярным стандартом для современных мониторов признан чуть-чуть голубоватый полученный оттенок (D65 или 6500). Многие графические профессионалы отдают свое предпочтение нейтральному или слегка желтоватому оттенку (D50 или 5000), лучше всего выполняющему имитацию печатных материалов, а также освещения.

Примечание: известно, что некоторые из мониторов оснащены встроенными специальными кнопками для калибровки автоматического типа, но полученные результаты подлежат самостоятельной проверке.

При наличии нескольких программ для выполнения калибровки необходимо убедиться в запуске только одной из них для предотвращения конфликта.

Для того чтобы увидеть изображение так, как оно будет выглядеть при печати, необходимо откалибровать монитор. Это особенно важно, если вы дизайнер или фотограф. Вы же не хотите потратить уйму времени на выбор идеальной цветовой гаммы только затем, чтобы увидеть несоответствие на напечатанном изображении. Поэтому откалибруйте монитор, чтобы видеть изображение именно таким, каким оно получиться при печати.

Шаги

Часть 1

Перед калибровкой

    Убедитесь, что на экране нет отражений и бликов и что на него не падает сильный, прямой свет. В комнате не должно быть темно, но свет не должен мешать вам хорошо видеть изображение на экране. Если экран монитора грязный (в пятнах), тщательно протрите его, прежде чем продолжить.

    • Если вы работаете с цветными изображениями, то сделайте так, чтобы уровень освещенности не менялся в течение дня или в перерывах между работой.
  1. Проверьте разрешение экрана. Если у вас ЖК монитор, посмотрите его «родное» разрешение в руководстве по эксплуатации и установите такое разрешение. Для других мониторов установите самое высокое доступное разрешение, при котором текст хорошо виден.

    Настройте качество цветопередачи. Установите на мониторе «миллионы цветов» и, если доступны дополнительные опции, задайте глубину цвета. Глубина цвета – это количество бит, используемых для определения цвета каждого пикселя, или количество бит, используемых для определения цвета каждого компонента пикселя (красный, зеленый и синий). Эти альтернативные определения делают терминологию немного путанной: 8-бит, 24-бит и «миллионы цветов» эквивалентны в современном мониторе. Изображение при 16-битах или «тысячах цветов» заметно хуже, но при этом используется меньший объем памяти видеокарты, а изображение при 8-битах или «256 цветов» на современных мониторах выглядит совсем плохо. При 30-битах и выше доступны дополнительные настройки, которые не нужны (во всяком случае, большинству пользователей).

    Сделайте тестовую распечатку изображения на хорошем профессиональном принтере. Пропустите этот шаг, если только вы не планируете редактировать изображения перед их печатью. Более того, пропустите этот шаг, если у вас высококачественный принтер и хорошая фотобумага.

    • Рекомендуется распечатать несколько изображений на одной странице, включая черно-белые фотографии, цветные фотографии, сделанные при естественном освещении, фотографии, сделанные при слабом освещении, и фотографии людей с естественным цветом кожи.
    • Не позволяйте солнечным лучам попадать на распечатанные фотографии, чтобы гарантировать правильную цветопередачу.
  2. Перед калибровкой монитор должен прогреться в течение 30 минут (особенно если это ЭЛТ-монитор). Это гарантирует, что монитор нагреется до рабочей температуры, которая влияет на качество цветопередачи.

Часть 2

Калибровка монитора
  1. Рассмотрите бесплатные варианты калибровки. Вы можете это сделать при помощи системных утилит или онлайн-инструментов, таких как Photo Friday или displaycalibration.com . После выбора утилиты или инструмента следуйте инструкциям на экране и/или выполните следующие действия.

    Купите хорошее программное обеспечение для калибровки цветов монитора. Большинству пользователей оно не нужно, но оно необходимо профессиональным дизайнерам и фотографам. Зачастую подобные программы поставляются вместе с колориметрами.

    • Некоторые версии Photoshop продаются совместно с программным обеспечением для калибровки цвета «Adobe Gamma», но оно предназначено только для ЭЛТ-мониторов и старых операционных систем.
  2. Отрегулируйте яркость и контрастность. Кнопки настроек находятся на передней панели монитора или на экране в утилите для калибровки цвета. Как правило, при настройке яркости и контрастности отображаются две или три шкалы серого цвета. Следуйте инструкциям на экране. Для достижения наилучших результатов изображение на экране должно включать по крайней мере четыре цвета: черный, темно-серый, светло-серый и белый.

    • Прищурьтесь и отодвиньтесь от монитора, чтобы точнее настроить яркость и контрастность.
    • На многих ноутбуках контрастность отрегулировать нельзя.
  3. Настройте «гамму». Когда вы увеличиваете яркость пикселей, увеличивается напряжение, подаваемое на монитор. Тем не менее, отношение между напряжением и яркостью довольно сложное и задается «гамма-коррекцией». Некоторые опции калибровки позволяют задать (при помощи ползунка) гамму согласно вашим предпочтениям, но обычно устанавливают только два значения.

Калибровкой называют процесс настройки цветопередачи, яркости и контрастности изображения монитора или другого устройства визуализации (например, проектора или TV) с целью добиться максимально полного совпадения тона, цветов и оттенков на экране и при печати. В бытовом обиходе калибровка преследует цель просто сделать изображение естественным и приятным глазу.

С необходимостью откалибровать монитор сталкивались почти все — когда принесли его домой из магазина и первый раз включили. Тем, кто не работает в графических редакторах и не занимается фотографией, достаточно сделать это «на глазок», пользуясь кнопками подстройки на самом мониторе или средствами Windows. Большая точность здесь не важна — главное, чтобы изображение было без явных цветовых искажений, в меру ярким и в меру контрастным.

Художникам, дизайнерам и фотографам нужна более глубокая — профессиональная калибровка, которая производится или с помощью программ, или специальных аппаратов — калибраторов.

Первый вариант доступен всем — основная масса таких приложений бесплатна и не слишком сложна в применении. Однако чтобы добиться хорошего результата нужен еще и глаз-алмаз. Второй вариант обеспечивает максимальную точность, но пользуются им немногие. Причина — высокая стоимость калибраторов. Даже бюджетный аппарат обходится как хороший смартфон, но некоторые художники и фотографы берут их напрокат или прибегают к услугам специалистов по калибровке, благо это не требуется делать часто.

Поскольку калибратора у нас с вами нет, поговорим о способах настройки монитора при помощи программ.

Простая калибровка монитора средствами Windows

Интересующий нас инструмент называется «Калибровка цветов». В Windows 10 он вызывается через приложение «Параметры» — раздел «Система» — «Экран» — «Дополнительные параметры экрана».

В Windows 7 и 8.1 — через Панель управления и раздел «Экран». Или через «Параметры экрана» в контекстном меню рабочего стола.

Запустив утилиту, пошагово выполняйте предложенные операции. Но перед этим обязательно разверните окно во весь экран и сядьте прямо перед ним, иначе результат может быть неточным. Расстояние от ваших глаз до экрана должно быть таким, как при обычной работе.

Первый шаг — установка основных параметров цветов

Откройте меню монитора, нажав кнопку на его панели, и установите настройки цвета по умолчанию. Если у вас ноутбук, переходите к следующему шагу.

Второй шаг — настройка гаммы

Перед вами изображение квадрата с темными пятнами внутри и ползунок настройки. В центре каждого пятна находится точка. Ваша задача сделать так, чтобы точки стали невидимыми (слились по яркости с фоном).

Третий шаг — настройка яркости

Снова откройте меню монитора или раздел «Электропитание» в Панели управления Windows — сейчас нам понадобится ползунок настройки яркости. Вместо него можете пользоваться кнопками «Яркость-» и «Яркость+» на панели монитора или клавиатуре ноутбука.

Передвигая ползунок, установите яркость так, чтобы детали костюма и рубашка человека на картинке были умеренно различимы, а знак «Х» на стене позади него не сливался с фоном, но был едва заметен.

Четвертый шаг — настройка контрастности

Управляя ползунком настройки контрастности, сделайте так, чтобы все складки и пуговицы на белой рубашке были хорошо видны, а рубашка не сливалась со стеной.

Пятый шаг — цветовой баланс

Перемещая ползунки трех цветов — красного зеленого и синего, добейтесь того, чтобы полосы в центре экрана были нейтрально-серыми.

Шестой шаг — сохранение калибровки

Сравните текущую (новую) калибровку с прежней. Если она вас устраивает, нажмите «Готово». Если далее хотите перейти к настройке отображения текста, предварительно отметьте флажком «Запустить средство ClearType…».

Настройка отображения текста

Здесь вам следует выбрать пример, где панграмма (текст, включающий все буквы алфавита), читается лучше всего, и применить настройку.

Калибровщика Windows вполне достаточно, чтобы правильно настроить монитор для работы, не связанной с редактированием графики и художественной печатью.

Для проверки качества калибровки можете воспользоваться специально созданными обоями с сайта RealColor.ru. Комплект обоев подбирайте по своему разрешению экрана, чтобы картинка не менялась в размере.

Калибровка монитора для фотопечати и работы с графикой

Как получить наилучший результат

Чтобы получить действительно хорошее изображение, где черное — это черное (а не темно-серое), белое — это белое, а цвет не зависит от угла поворота экрана, нужен профессиональный монитор. Фотографы и художники-графики отдают предпочтение экранам с матрицей IPS (наилучший вариант — с S-IPS).

На бюджетных мониторах с матрицами типа TN добиться высокой точности оттенков и цветов, увы, не получится, И дело не в том, что этого не позволяют программы, а в качествах самого экрана. Но мы будем работать с тем, что имеем.

Итак, начнем с подготовки рабочего места:

  • Монитор должен стоять там, где вы обычно его используете.
  • Помещение должно быть достаточно освещено. Калибровку лучше проводить при том освещении, при котором вы работаете. Если вы работаете и при естественном, и при искусственном свете, оптимально создать два цветовых профиля. Направленные источники света на время калибровки следует удалить от экрана.
  • Перед началом калибровки монитор должен некоторое время поработать. ЭЛТ-монитор — не меньше часа, остальным достаточно 30 минут.
  • Фоновое изображение следует установить нейтральным, лучше всего — в серых тонах.

Adobe Gamma

С помощью Adobe Gamma калибруют мониторы для работы в Фотошопе. Поскольку приложения созданы одним разработчиком, они оптимальны для совместного использования — профили, сформированные в Гамме, отображаются в меню Фотошопа, и пользователь может быстро переключаться между ними.

Утилита входит в комплект поставки Photoshop, но при желании ее можно скачать и отдельно, правда, не с официального сайта (ее там нет), а со сторонних ресурсов. Установки она не требует, достаточно просто запустить.

Если вы проводите калибровку в первый раз, выбирайте версию «Шаг за шагом».

Следом — создадим описание нового профиля (латинскими буквами).

Далее переходим к процессу калибровки. Используя меню настройки монитора, отрегулируем яркость и контрастность так, чтобы серый квадрат в центре окошка почти слился с черным, но был различим на его фоне. Рамка при этом должна оставаться белой.

Следующим шагом определим тип свечения (цветности люминофора). Нужное значение можно взять из заводского профиля монитора (оно будет установлено по умолчанию, если вы предварительно ничего не меняли в настройках). Если затрудняетесь, оставьте «Собственное» или «HDTV (CCIR 709)».

Теперь займемся настройкой гаммы для правильной цветопередачи (соотношения красного, зеленого и синего каналов). С помощью ползунка выровняем яркость серого квадрата на фоне черных и белых полос либо установим одно из значений по умолчанию. Для ЖК-монитора лучше выбрать 1.8, для ЭЛТ — 2.2.

Если снять флажок «Рассматривать одну гамму», вместо серого квадрата будет три — красный, зеленый и синий, с отдельными инструментами регулировки. С их помощью можно убрать цветной оттенок экрана, если он есть. Если нет — лучше их не трогать.

После настройки гаммы определим цветовую температуру белой точки монитора. Этот параметр зависит от окружающего освещения. Для работы при дневном свете оптимально установить 6500° K, при искусственном теплом (лампы накаливания) — 5000° K, при искусственном белом (люминесцентные лампы) — 9300° K.

Чтобы определить цветовую температуру визуально, нажмем кнопку «Изменить».

На затемненном фоне будут отображены три светлых квадрата. Ваша задача — выбрать наиболее нейтральный серый.

На заключительном этапе установим отображение точки белого как аппаратное значение и сохраним профиль.

Для быстрого редактирования уже существующих профилей удобнее открывать программу в виде панели управления. Здесь все настройки находятся в одном окне.

Оценка качества калибровки с помощью веб-сервисов

Онлайн-сервисы проверки мониторов удобно использовать как дополнение к программам-калибровщикам. C их помощью можно оценить и отрегулировать не только яркость, контраст и цвет, но и резкость, геометрию, наличие битых пикселей, уровень мерцания и прочее. Это важно, если вы используете монитор для обработки фотографий или профессиональной работы с графикой.

Элементов настройки в сервисах нет, поэтому если нужно что-то поправить, придется использовать сторонние инструменты — кнопки и меню монитора, средства Windows или программы.

Monteon.ru

Сервис Monteon.ru позволяет оценить следующее:

  • Точность цветопередачи.
  • Наличие битых пикселей.
  • Плавность градиентных переходов.
  • Мерцание (синхронизацию фазы на VGA-мониторах) и муар (разводы в виде волнообразного узора, которого в норме быть не должно).
  • Резкость границ.
  • Яркость и контраст.
  • Зональную яркость (различие яркости в центре и на периферии экрана).
  • Геометрию и сетки (отсечение краев изображения, периферийные искажения на широкоформатном экране с соотношением сторон 16:9).

Online Monitor Test

Online Monitor Test — англоязычный сервис. Здесь на выбор предлагается 4 варианта тестирования:

  • Упрощенный — для Smart TV, планшетов и смартфонов.
  • В оконном формате браузера (рекомендуется запускать в полноэкранном режиме).
  • В оконном формате с разрешением 1920X1080 (разрешение может быть уменьшено).
  • В виде приложения, которое запускается вне браузера. Работает без установки.

Онлайн и офлайн версии программы (кроме упрощенной) содержат одинаковый набор тестов.

Те, кто использует два монитора, также могут провести проверку на задержку вывода изображения одним из них (Input lag).

С помощью Online Monitor Test можно оценить:

  • Отображение близких оттенков серого.
  • Точность передачи семи основных цветов и плавность цветового градиента.
  • Время отклика матрицы (6 различных тестов).
  • Равномерность освещения и цветовой заливки (5 цветов).
  • Наличие битых пикселей.
  • Мерцание и муар.
  • Читабельность текста, написанного несколькими мелкими шрифтами. Цвет текста и фона можно менять с помощью ползунков.

Каждый тест сопровождается подсказкой на английском языке, но разобраться, что к чему, несложно и без нее.

Вот так быстро и просто каждый пользователь может откалибровать свой монитор в домашних условиях. Для поддержания качества изображения производители мониторов рекомендуют повторять калибровку каждые 3-4 месяца.

Каждый профессиональный фотограф рано или поздно задается вопросами: Как откалибровать монитор и нужно ли это делать? Как определить это визуально с максимальной долей достоверности? Если вы этого еще не сделали, то - печаль. Опуская научную сторону и максимально упрощая тему - вот три вещи, которые ваш монитор должен выполнять грамотно :

Есть такой человек Алексей Шадрин, один из авторитетнейших экспертов в области цветокоррекции. Он разработал тест, позволяющий визуально определить, адекватно ли настроен ваш монитор или нет. Тест универсален для любых цветопередающих систем и в просторечии называется «Хакамада-тест».

Программа для калибровки монитора

Atrise lutcurve - программа для калибровки монитора в домашних условиях. Atrise lutcurve - годится для калибровки как ЖК (жидкокристаллического монитора), так и ЭЛТ (на электронно лучевой трубке).

Программа поможет без аппаратного калибратора настроить ваш монитор . Высокая точность калибровки достигается за счет использования особенностей человеческого восприятия: глаз очень чувствителен к оттенкам серого цвета. Все вычисления основаны на научной статье А. Робертса «Измерение передаточной характеристики дисплея (гамма)».

Для чего нужна калибровка монитора? Идеальный вариант - это когда изображение на всех мониторах должно выглядеть одинаково, но этого не добиться, ибо у всех мониторы разные и не все желают заморачиваться на правильном отображении цветов. 🙁 Ну а для фотографа важно, чтобы цвета на фотографии отображались максимально правильно, ибо изображение при приемке из-за этого могут забраковать.

Программа калибровки монитора Atrise lutcurve работает под управлением операционной системы Windows 2000, XP (x86 и x64), Vista SP1 (x86 и x64), Windows 7 (x86 и x64).

Визуальный тест «Хакамада»

В последнее время широкое распространение получили высококачественные измерительные приборы (спектрофотометры), позволяющие выполнять оценку физических параметров изображений, в частности, таких как спектральный коэффициент отражения запечатанных участков поверхностей, фотометрическая яркость световых потоков, отраженных от этих участков, оптические плотности последних и т.д. Однако, как мы знаем, физические параметры изображения характеризуют лишь меру и характер воздействия световых потоков (стимулов) на зрительный аппарат наблюдателя, но не ощущения, возникающие под этими воздействиями.

Характер ощущений, возникающих в стандартных условиях просмотра (например, условиях просмотра Р1, позиционированных ISO 3664:2000), можно эффективно спрогнозировать с помощью программного обеспечения спектрофотометров (и получить результат в виде т.н. перцепционных показателей - CIELAB-координат), а также применив т.н. модели цветового восприятия, позволяющие выполнить то же, но в нестандартных условиях просмотра.

Однако как бы ни были точны приборы, предоставляющие физические данные, и как бы эффективны ни были аналитические модели, рассчитывающие параметры ощущений из этих данных, ни что не может заменить визуальной оценки, которая всегда является финальной инстанцией в деле воспроизведения изображений: образ, вызванный воздействием изображения на зрительную систему наблюдателя, является конечным продуктом всех усилий.

Таким образом, необходимость использования максимально информативного тестового изображения при оценке качества цветовоспроизводящих систем - очевидна. Но, вместе с тем, создание такого изображения не может быть произвольным и должно опираться на диагностику наиболее проблемных моментов воспроизведения.

К таким проблемным моментам относятся:

Адекватное воспроизведение оттенков кожи лица;

Проработка деталей в глубоких тенях и высоких светах изображения;

Степень и характер компрессии внеохватных (внегамутных) цветов.

Исходя из перечисленных критериев вниманию предлагается тестовое изображение, разработанное в 2000-2001 гг., прошедшее испытание в течение почти семи лет в самых разнообразных условиях и зарекомендовавшее себя как высокоэффективный визуальный тест качества настройки цветовоспроизводящих систем, в частности, печатающих.

Позиция «2» - контроль передачи skin tones. Портрет девушки-японки получен по электронной почте непосредственно от специалистов фирмы «PENTAX», не подвергался никакой коррекции и преобразованиям, и потому интересен двумя вещами: во-первых, снимок сделан в студийных условиях с хорошо поставленным светом, правильным хроматическим балансом камеры и идеальной экспозицией; во-вторых, несмотря на то, что девушка - представитель азиатской расы, цвет лица ее безупречно подогнан визажистом к европейскому. Кстати говоря, холстинка, на которой стоит корзина с фруктами (стандартное тестовое изображение ISO), также обладает идеально телесным оттенком.

Позиция «3» - назначение этого блока очевидно: контроль деталировки в глубоких тенях и высоких светах изображений. По разбору теней настройку системы можно считать идеальной, если на крайней правой черной колонке различима цифра «9» (и все остальные) при освещенности 500 lux (условия просмотра Р2; режим конверсии - perceptual); очень хорошо - различима «8» (при тех же условиях); удовлетворительно - «7»; терпимо - «6». По пропечатке в светах настройку системы можно считать идеальной, если на крайней левой белой колонке различима цифра «1» (и все остальные); очень хорошо - различима «2»; удовлетворительно - «3»; терпимо - «4».

Позиция «4» - набор образцов, цветовые координаты которых лежат вне охвата большинства печатающих систем, но внутри охвата большинства аддитивных трихроматических устройств (цифровых камер, мониторов). По этим образцам очень легко оценить характер потерь, возникающих при компрессиях внегамутных цветов в целевой охват (чаще всего, охват печати). При этом наиболее показательной является вертикальная колонка из шести горизонтальных прямоугольников (желтого, малинового, голубого, синего, зеленого и красного). На рисунке ниже показаны варианты цветовых потерь , возникающих:

Слева внизу - при конверсии в perceptual-режиме по профайлам струйной системы Epson Stylus Pro 9800/бумага S041641, построенным Profile Maker 5.0.8 в режиме perceptual-мэппинга «Logo Colorful»;

Справа внизу - при конверсии в perceptual-режиме по профайлу евроофсетного печатного процесса на мелованных бумагах;

Верхнее изображение - исходный файл.

Подробнее с вопросами гамут-мэппинга можно будет познакомиться в монографии Роберта Ханта «Цветовоспроизведение» (6-ая редакция), перевод которой намечен к публикации осенью 2008 г. или на лекционно-практическом курсе, читаемом автором данной заметки.

Итак, как уже было сказано выше, предложенный тест (получивший шуточное название «Хакамада») прошел испытание временем и зарекомендовал себя наилучшим образом при визуальной оценке качества колориметрической настройки фотолабов, струйных систем, лазерных систем, полиграфических систем (офсетных и флексографских). Однако он может быть взят за основу любого другого визуального теста, как откалибровать монитор, который может оказаться лучше и эффективнее. При этом главное в создании тестового изображения - это понимание трех моментов:

Визуальное восприятие - конечная инстанция всех наладочных мероприятий;

Создание визуального теста должно быть ориентировано не столько на выявление технических огрех работы аппаратов (этому служат иные тест-изображения), сколько на соответствие критериям, обсуждавшимся выше;

Визуальный тест изготавливается в расчете на очень длительное использование (годы), поскольку эксперту требуется устойчивый ментальный образ тест-изображения (формирующийся далеко не сразу), позволяющий быстро оценить качество работы системы и выявить малейшие отклонения, зачастую незаметные неопытному наблюдателю.