Калибровка ЖК монитора с помощью Atrise Lutcurve. Автоматическая калибровка монитора

Понимание принципов калибровки монитора критично для любого фотографа, который хочет достичь точных и предсказуемых фотоотпечатков. Если ваш монитор некорректно воспроизводит тени и цвета, тогда всё время, потраченное на редактирование и пост-обработку изображения, может в действительности оказаться потраченным зря. Данная глава покрывает основы калибровки для обычного фотографа, в дополнение к использованию калибровки и профилирующих устройств для высокоточных результатов. Далее, предполагается, что выбросить старый монитор и купить новый не является решением.


Регулировка яркости и контраста

Простейший (но наименее точный) способ откалибровать ваш монитор - это отрегулировать его яркость и контраст. Этот метод не требует наличия профиля цветности для вашего монитора, а посему идеален для повседневного использования или для случая, когда вам нужно внести быстрые коррективы на чужом компьютере.

Нижеприведенные изображения разработаны с целью помочь вам выбрать оптимальную настройку яркости и контраста. Хорошо откалиброванный монитор должен быть способен пройти оба теста, но если он их не прошёл, вам придётся выбрать, какой из двух важнее. В любом случае, убедитесь, что монитору дали сперва прогреться в течение минимум 10-15 минут.

1) Полутона . Хорошо откалиброванные полутона зачастую являются задачей с наивысшим приоритетом. Монитор должен показать центральный квадрат как идентичный окружающему фону по яркости - при просмотре расфокусированным зрением или с расстояния. Левый и правый квадраты должны казаться темнее и ярче сплошного серого, соответственно.

© 2004-2011 Sean McHugh
Примечание: вышеприведенный тест подразумевает, что монитор настроен на гамму 2.2.

Если центральный квадрат ярче или темнее серого фона, вероятно, ваш монитор показывает изображения ярче или темнее, чем предполагается. Это будет также иметь заметное влияние на ваши печатные варианты, так что с этим следует разобраться.

Если вы используете ЖК-монитор, установите сперва для него стандартный контраст (скорее всего, или 100%, или 50%), после чего корректируйте яркость, пока центральный квадрат несольётся с фоном. Если вы используете ЭЛТ (большой «старомодный» тип), установить ему максимальный контраст. В любом случае убедитесь, что монитор настроен на гамму 2.2, если такая настройка у него есть (для большинства современных мониторов это стандартная настройка).

Примечание: чрезмерное повышение яркости вашего монитора может сократить срок его жизни. Вероятно, вам не понадобится максимальная яркость дисплея, если в комнате не слишком светло, если у монитора нет фоновой подсветки (например, окно на заднем плане) или если он не слишком стар.

2) Детали на свету и в тенях . Если вы выполнили калибровку на предыдущем этапе, в данный момент полутона на вашем мониторе будут отображены примерно требуемым уровнем яркости. Однако, это может также означать, что тени и свет окажутся слишком яркими или тёмными, и наоборот. На каждом из двух следующих изображений должны быть различимы 8 ступеней:

Две крайних ступени теней и света должны быть лишь слегка различимы. В противном случае вы, скорее всего, достигли предела возможностей настройки яркости и контраста. Иначе, если максимум деталей в тенях и на свету важнее, чем освещённость полутонов, можно игнорировать тест полутонов. В этом случае сперва используйте яркость, чтобы достичь требуемых деталей в тени, после чего используйте контраст, чтобы отрегулировать детали на свету (именно в таком порядке). Если яркость слишком велика, полностью чёрный станет серым, но если деталей в тенях недостаточно, несколько из приведенных 8 градаций тени покажутся одинаковыми.

Однако показанные выше примеры обеспечивают всего лишь грубую подстройку, которая охватывает лишь малую часть тонального диапазона и вообще не корректирует цветность. Существуют несколько более точные методы визуальной калибровки, однако в конечном счёте получение истинно точных результатов требует систематических и объективных измерений с использованием калибровочных приборов.

Обзор: калибровка и профилирование

Цвета и тени, которые воспроизводит монитор, зависят от типа монитора, производителя, параметров настройки и даже срока эксплуатации. К сожалению, в отличие от цифрового мира, одинаковые числа не дают одинаковые результаты, когда речь заходит о мониторах. В результате зелёный, например, может оказаться темнее, светлее или другой насыщенности, чем это было задано в числах:

Цифровое значение
зелёного
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200
150
100
50
← Цвет отличается →

примечание: в терминах данного примера «стандартный цвет» - это всего лишь
пример желаемого состояния, которое может быть чётко определено в терминах
универсальных параметров, таких как гамма, точка белого и яркость.

В идеале, ваш монитор должен был бы просто транслировать числа из файла в стандартный набор цветов. Однако это не всегда возможно, поэтому в действительности процесс калибровки монитора состоит из двух шагов: 1) калибровки и 2) профилирования.

1) Калибровка - это процесс приведения монитора в желаемое и чётко определённое состояние. Это обычно подразумевает изменение различных физических параметров монитора, таких как вышеупомянутая яркость, а также создание так называемой таблицы отображения (Look-Up Table - LUT).

LUT принимает входное значение, такое как зелёный=50 из вышеупомянутого примера, и затем говорит: «Я знаю, что монитор X показывает зелёный=50 темнее, чем стандартный, и если я преобразую 50 в 78, прежде чем послать его на монитор, полученный цвет будет таким, каким должен был быть зелёный=50. Таким образом LUT транслирует цифровые значения из файла в новые значения, которые эффективно компенсируют характеристики выбранного монитора:

Цифровое значение
зелёного
LUT Компенсированные
цифровые значения
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200 200
150 122
100 113
50 78
← цвета совпадают →

2) Профилирование - это процесс характеризации калиброванного состояния вашего монитора с использованием профиля цветности. Эти характеристики включают диапазон цветов, которые ваш монитор в состоянии отобразить («пространство цветности »), в дополнение к расположению промежуточных яркостей в пределах этого диапазона («гамма»). В профиль могут быть включены и другие свойства.

Профилирование важно, поскольку различные устройства не всегда в состоянии воспроизвести идентичный диапазон цветности и теней («разность гаммы»). Совершенное преобразование из цвета одного устройства в цвет другого, соответственно, не всегда возможно. Профили цветности позволяют программам, поддерживающим управление цветом, достичь разумного компромисса в процессе несовершенных преобразований:

Устройства для калибровки мониторов

применение калибратора

Устройство калибровки монитора решает задачи как калибровки, так и профилирования. Обычно оно выглядит похоже на компьютерную мышь и прикрепляется к экрану монитора. Затем специальная программа управляет монитором, так что он показывает под устройством калибровки широкий диапазон цветов и теней, которые последовательно измеряются и записываются.

К распространённым устройствам калибровки относятся, помимо прочих, X-Rite Eye-One Display, ColorVision Spyder, ColorEyes Display и ColorMunki Photo.

Прежде чем запустить калибровку, дайте своему монитору как минимум 10-15 минут на прогрев. Тем самым вы обеспечите стабильность и воспроизводимость яркости и баланса цветности.

Непосредственно перед началом процесса программа попросит вас задать несколько параметров, по которым будет осуществляться калибровка («целевую настройку»). В число этих параметров могут входить точка белого, гамма и яркость (мы рассмотрим их в следующем разделе). Во время процесса калибровки вас также попросят изменить различные параметры настройки экрана, включая яркость и контраст (и значения RGB, если вы используете ЭЛТ).

В результате получится матрица значений цвета и соответствующих им измерений. Сложные программные алгоритмы затем попытаются создать LUT, которая будет воспроизводить, во-первых, нейтральные, точные и соответствующим образом проградуированные оттенки серого, а во-вторых, точное соответствие тона и насыщенности цвета по всей гамме. Если они не могут быть совершенно точно переданы (а они никогда не могут), программа пытается расставить приоритеты так, чтобы неточности относились к тем разницам цветов и оттенков, которые наши глаза плохо различают.

Настройки калибровки

Точка белого . Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся теплее (да, на первый взгляд это интуитивно непонятно).

Несмотря на то, что вышеприведенные образцы кажутся слегка холоднее и теплее, это происходит
потому, что они расположены рядом. Если поместить любой из них отдельно, так чтобы они оказались
самым ярким пятном на экране, глаз адаптируется, и вы назовёте каждый из них «белым»
Материалы по этой теме вы найдёте в главе о балансе белого .

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру, если только у вас нет весомых причин её изменить. Ваш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Гамма . Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения:

Примечание: вышеприведенные изображения предполагают, что для вашего экрана задана гамма 2.2.
Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8,
но в настоящее время они также используют гамму 2.2.

Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке вашего дисплея.

Яркость . Этот параметр контролирует количество света, испускаемого вашим экраном.

В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости вашей рабочей среды. Большинство устанавливает яркость в районе 100-150 кд/м 2 , но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы вашего монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки.

Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора, если вы можете себе это позволить. Используйте наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м 2 , в котором вы по-прежнему различаете все 8 теней на вышеприведенном образце.

Калибровка: таблица отображения

Таблица отображения (Look-Up Table - LUT) либо управляется вашей видеокартой, либо самим монитором, так что она будет использоваться вне зависимости от того, работает ли ваша программа с управлением цветом - в отличие от профиля цветности. LUT обычно загружается немедленно после загрузки операционной системы и используется вне зависимости от того, что отображается на мониторе.

Всегда, когда числа красного, зелёного и синего равны, точный монитор должен показывать это как нейтрально серый. Однако, вы будете удивлены тем, как часто это не так (см. ниже). Работа LUT* состоит в поддержании нейтрально серых тонов в корректной гамме.

*Примечание: это пример для простейшей линейной 8-битной LUT,
которая наиболее часто используется с мониторами ЭЛТ.


Входные
значения R,G,B
Монитор
«X»
Нейтрально
серый
200,200,200
159,159,159
100,100,100
50,50,50
← разница →

Пример LUT, которая исправляет отображение на мониторе «X», показан ниже. Она по сути применяет независимые тональные кривые для каждого из каналов цветности монитора:

Примечание: приведенная выше таблица является линейной и 8-битной; существуют
более сложные трёхмерные LUT, которые не обрабатывают каждый цвет независимо.
Однако, базовая концепция сохраняется неизменной.

Без вышеприведенной LUT ваша видеокарта посылает входное значение цвета 159 (из цифрового файла) непосредственно на монитор (неважно, какого именно цвета). Используя LUT, видеокарта подставляет значения красного, зелёного и синего с использованием тональных кривых. Входное значениеR,G,B=159,159,159 отправляется на монитор как 145,155,162 (которые теперь воспринимаются как нейтрально серый). Заметьте также, что более глубокая коррекция цвета соответствует большему отклонению тональной кривой от прямой диагонали.

Зачастую в цепи отображения присутствует несколько LUT - не только в видеокарте. Другая LUT, максимально соответствующая калибровке вашего монитора - это его встроенная LUT (как рассматривается ниже). Если ваш монитор поддерживает возможность изменения встроенной LUT (некоторые модели это позволяют), обычно тем самым достигается более чёткая калибровка, чем с использованием LUT видеокарты. Однако, если только калибровочная программа не была разработана специально для вашего монитора, она скорее всего будет использоавть LUT видеокарты.

Профилирование: профиль цветности

Профиль цветности задаёт на основе калибровки выходные параметры, такие как гамма, точка белого и яркость, в дополнение к калибровочным измерениям, таким как максимальные интенсивности красного, зелёного и синего, которые способен излучать ваш дисплей. Эти свойства в совокупности задают пространство цветности вашего монитора. В профиль также включена копия LUT, но непосредственно она не используется, поскольку она уже реализована в мониторе или видеокарте.

Профиль цветности используется для преобразования изображений, которое позволит позволит корректно их показать с учётом уникальных характеристик вашего монитора. В отличие от LUT, для использования профиля цветности при просмотре изображений потребуется программа, поддерживающая управление цветом . Это не составит проблемы, если вы используете новейшие операционные системы на компьютерах семейств PC или Mac, поскольку все они поддерживают управление цветом. В противном случае используйте Photoshop или любую другую распространённую программу редактирования изображений или преобразования файлов RAW.

Всякий раз, когда открывается цифровое изображение, которое содержит встроенный профиль цветности, ваша программа может сравнить этот профиль с профилем вашего монитора. Если монитор имеет тональный диапазон, аналогичный обозначенному в цифровом изображении, значения из файла будут непосредственно преобразованы с помощью LUT в значения, корректные для вашего монитора. Однако если пространства цветности отличаются (как это обычно и бывает), ваша программа осуществит более комплексное преобразование. Этот процесс называется преобразованием пространства цветности .

Тест калибровки монитора

Не думайте, что просто потому, что вы осуществили калибровку цветности, ваш монитор начнёт точно воспроизводить цвет безо всяких трудностей. Важно ещё и проверить качество этой калибровки. Если вы обнаружите, что ваше устройство калибровки не смогло устранить некоторые неточности, вы по крайней мере сможете принимать это во внимание при обработке изображений методами, влияющими на цвет.

Простейший и самый быстрый способ оценить качество калибровки цветности - это посмотреть большой чёрно-белый градиент в программе, которая поддерживает управление цветом. Субоптимальная калибровка монитора может отрисовать этот градиент с незначительными цветными полосками по вертикали или внезапными дискретными прыжками в тоне. Наведите курсор на следующий образец, чтобы увидеть, на что может быть похожа низкокачественная калибровка монитора :

Пример гладкого нейтрального градиента для диагностики качества калибровки монитора.
Такой градиент наилучшим образом подходит для диагностики при просмотре на полный экран и при включении иотключении профиля цветности. Photoshop позволяет достичь этого, если установить «Proof Colors» в «Monitor RGB»; CTRL+Y включает и отключает применение профиля монитора. Если «Monitor RGB» включен, это означает, что профиль цветности монитора не используется.

Если на градиенте заметны полосы цвета, это может означать, что ваш монитор требует новой калибровки. Обычно рекомендуется проводить её ежемесячно или что-то около того, в зависимости от того, насколько важна точность цветопередачи в вашей работе.

Иначе, цветопередача вашего монитора может быть настолько далека от оптимальной, что профиль цветности будет задавать экстремальную коррекцию. Это может быть вызвано используемой вами калибровкой монитора, а может и являться следствием его возраста. В последнем случае профиль цветности всё ещё будет большим плюсом по сравнению с его отсутствием - но цветопередача не станет безгрешной.

Ограничения калибровки монитора

К несчастью, существуют пределы точности калибровки. Для цифрового монитора, чем больше вам потребуется изменить параметры настройки монитора относительно стандартных, тем больше вы потеряете в количестве оттенков цвета и теней, которые он сможет показать . К счастью, разрядность встроенной LUT вашего монитора может повлиять на то, насколько хорошо он откалиброван, поскольку монитор с большей разрядностью LUT может использовать более широкую палитру цветов:

Примечание: повышенная разрядность встроенной LUT не означает, что монитор может показать больше оттенков цвета одновременно , поскольку количество входных значений остаётся неизменным. Вот почему повышение разрядности LUT видеокарты само по себе не позволит достичь более точной калибровки.

В малоразрядном примере, самый яркий (4) и тёмный (1) оттенки вынужденно переходят в белый (5) и чёрный (0), соответственно, поскольку в LUT происходит округление до ближайшего доступного выходного значения. С другой стороны, многоразрядная LUT может использовать дополнительные промежуточные значения. Это сильно снижает вероятность появления цветных полос и постеризации изображения - даже если монитор достаточно стар и существенно отклонился от исходной цветности.

Если у вас есть новый точный монитор с 8-битной LUT, вы наверняка получите хорошую калибровку; роль разрядности LUT начинает нарастать по мере старения монитора. В большинстве дисплеев используется 8-битная LUT, хотя у некоторых бывают 6-битные LUT, а у других 10-битные и более. Избегайте использовать ЖК-мониторы, предназначенные для игр, посокльку они зачастую приносят разрядность своих LUT (или другие аспекты) в жертву быстрой скорости обновления, которая не имеет никакого значения при просмотре неподвижных изображений.

Для получения изображения в самом лучшем естественном и красивом виде требуется выполнение правильной калибровки монитора. Очень важным это является для фотографов и профессиональных специалистов по графическому дизайну. Выбор идеальной цветовой схемы в ручном режиме может быть достаточно утомительным и нецелесообразным. Монитор должен быть качественно откалиброван единственный раз с видимым полученным результатом.

Выполнение настройки монитора

Шаг 1.

Выполняется регулировка световых уровней для определения чистоты рабочего экрана, на который не должен попадать сильный прямой свет. При этом комната должна являться тусклой, что не позволяет рассеянному свету создавать помехи изображению. Если на экране присутствуют видимые изображения, он должен быть тщательно очищен перед началом калибровки.

Шаг 2.

Выполняется проверка разрешения компьютерного экрана. При использовании ЖК-монитора необходимое разрешение определяется с помощью руководства. Для остальных типов используемых мониторов выбирается самое доступное и высокое разрешение, с помощью которого выполняется комфортное чтение текста и просмотр полученных изображений.

Шаг 3.

Выполняется регулировка максимального количества необходимых цветов. Глубиной цвета является число используемых битов для точного определения цвета рабочих пикселей вместе с их компонентами. Максимально допустимую глубину цвета ограничивает монитор, действующая видеокарта и операционная система. В данный момент самым высоким показателем признаны 32 бита.

Для регулирования глубины и количества необходимых цветов выполняются следующие действия:

В Windows: выполняется щелчок мышью на компьютерном рабочем столе и выбирается пункт «Свойства». В системе Windows 7 выполняется переход в пункт «Адаптер», а затем «Список рабочих режимов».

В MacOS: открываются «Системные выполняемые настройки », выбирается «Дисплей ». Некоторые используемые системы на «Mac» не обладают такими вариантами, но функционируют на 24-битной глубине цвета.


Примечание: перед началом выполнения калибровке необходимо убедиться в работе монитора не менее получаса. Это будет гарантией достижения им рабочей необходимой температуры, оказывающей влияние на цветопередачу.

Выполнение калибровки

Шаг 1.

На рабочем компьютере с системой Windows: нажимается кнопка «Пуск », потом «Панель управления ». В строке по выполнению поиска панели рабочих инструментов находится пункт «Выполнение калибровки дисплея ».


На MacOS: открываются «Системные настройки », выбирается «Отображение » → «Цвет » → «Выполнение калибровки ». При отсутствии этого пункта в поисковой строке вводится «Калибровка ».


Шаг 2.

Для графического дизайна и работы с фотографиями рекомендуется приобретение современных профессиональных программ, позволяющих откалибровать дисплей. В данный момент такой программой является «Atrise lutcurve » с расширенным функционалом и приятным грамотным пошаговым интерфейсом.

Шаг 3.

Выполняется настройка яркости и уровня контрастности. Рабочие кнопки для выполнения регулирования располагаются снизу или на боковой части панели монитора. Иногда они находятся непосредственно на экране выполнения калибровки. Действующим приложением пользователю будут показаны две или три серые шкалы для лучшего ориентирования. Необходимо точно следовать появляющимся на экране инструкциям.

Примечание: многие из современных ноутбуков не обладают настройками уровня контрастности.

Шаг 4.

Устанавливается гамма. С помощью некоторых рабочих параметров выполнения калибровки регулируется ползунок, но чаще применяются два типа рабочих настроек:

Гамма 2.2. Самый распространенный стандарт для мониторов. позволяющий увидеть полученные изображения в яркостных диапазонах.

Гамма 1,8. Отображение полученного изображения как на печать. При подобной гамме более легко замечаются слабые присутствующие тени при выполнении редактирования полученных изображений.

Примечание: пользователь должен знать о том, что используемые редакторы полученных изображений часто выполняют корректировку гаммы к такому значению.

Шаг 5.

Устанавливается баланс белого цвета, часто называемый цветовой рабочей температурой. Самым популярным стандартом для современных мониторов признан чуть-чуть голубоватый полученный оттенок (D65 или 6500). Многие графические профессионалы отдают свое предпочтение нейтральному или слегка желтоватому оттенку (D50 или 5000), лучше всего выполняющему имитацию печатных материалов, а также освещения.

Примечание: известно, что некоторые из мониторов оснащены встроенными специальными кнопками для калибровки автоматического типа, но полученные результаты подлежат самостоятельной проверке.

При наличии нескольких программ для выполнения калибровки необходимо убедиться в запуске только одной из них для предотвращения конфликта.

Программа для автоматической калибровки монитора не существует. Так или иначе, вам придётся вручную проводить настройки, так как программа попросту не сможет вместо вас увидеть цвета, контраст и яркость, передаваемые через монитор. Для ручной настройки: Atrise lutcurve — платная программа для калибровки монитора, которая является одной из популярных среди пользователей. Cltest — также как и предыдущая программа, является платной.

Бесплатные программы для калибровки монитора:

  • Quickgamma
  • Adobe Gamma

Скачать программы калибровки монитора можно на форумах или найдя в поисковике (не загружайте с непроверенных ресурсов).

Калибровка монитора в Windows 10 (и других версиях операционной системы) — очень важный момент в работе. Особенно важна калибровка монитора для обработки фотографий. Программа для калибровки монитора не нужна. В Windows есть встроенный инструмент для калибровки цветов, который сможет помочь. Встроенный инструмент будет отображать картинки для калибровки монитора.

Причины откалибровать монитор:

  1. Ненасыщенные цвета
  2. Все цвета серые
  3. Слишком светлые цвета и так далее

Не советуем проводить калибровку монитора онлайн, так как встроенный функционал вполне справляется с этой задачей. Но в интернете вы сможете найти фотографии для калибровки монитора, если системных вам показалось недостаточно.

Программная калибровка мониторов не имеет смысла, так как в Windows существует специальный инструмент. Домашняя калибровка монитора проводится штатным инструментом, который находится по пути (для Windows 10):

  1. «Пуск»
  2. «Параметры»
  3. «Система»
  4. «Экран»
  5. «Дополнительные параметры экрана»
  6. «Калибровка цветов»

Тест калибровки монитора в Windows 7 запускается по другому пути:

  1. «Панель управления»
  2. «Экран»
  3. «Калибровка цветов»

Откроется программа настройки калибровки монитора, в ней нажмите «Далее» для начала калибровки.


Калибровка цветов в Windows 10 открывается по пути: «Пуск» — «Параметры» — «Система» — «Экран» — «Дополнительные параметры экрана» — «Калибровка цветов». Для Windows 7: «Панель управления» — «Экран» — «Калибровка цветов».

После открытия будет предложено выставить настройки монитора по умолчанию. Речь идет о настройках, которые выставляются непосредственно в самом мониторе, кнопками.


На следующем экране нам показан пример корректной настройки гаммы, нажав кнопку «Далее», вы перейдете непосредственно к настройке гаммы.


Прокручивая ползунок сбоку, вам нужно добиться эффекта, когда внутри кругов не будет ни светлых, ни темных пятен. Круги должны быть равномерно серыми.


Добившись необходимого результата, нажмите кнопку «Далее». Следующий экран предлагает открыть элементы управления яркостью и контрастностью на самом мониторе и нажать «Далее».

Если яркость и контрастность вашего монитора вас устраивают, смело жмите кнопку «Пропустить настройки». Если вы хотите откорректировать эти настройки, то нажмите «Далее» и следуйте инструкции:

  • В настройке контрастности необходимо, чтобы при максимально допустимых настройках были хорошо видны складки и пуговицы на рубашке на предложенном системой изображении
  • В настройке яркости необходимо откалибровать яркость так, чтобы цвета на предложенном изображении не сливались и не были слишком светлыми

В следующем экране представлена некорректная настройка цветности.


Нажмите «Далее» и проверьте отображение серых полосок на своём мониторе. Если они имеют не серые оттенки, а цветные, покрутите нижние ползунки, чтобы добиться максимально хорошего результата (все полоски должны иметь серые тона).



Если перед нажатием на кнопку «Готово» не снять галочку с пункта «Запустить средство настройки ClearType…», то вы перейдёте в окно настройки отображения шрифтов.

Вам нужно выбирать из представленных вариантов тот, который, по вашему мнению, отображает шрифты с самым лучшим начертанием. Пример:


После прохождения всех тестов, калибровка цвета монитора будет завершена.

В данной статье я расскажу вам, что такое правильный просмотр фотографий: как смотреть и на чём смотреть. А также расскажу о терминологии, что бы проще было понимать, что есть что в мире фотографии =)
Но для начала 2-е небольшие аксиомы которые затем будут рассмотрены в этой статьи. Если вы хотите увидеть настоящий цвет фотографий который изначально задумывал фотограф/дизайнер/художник:

1) Просматривать фотографии в электронном виде следует только на IPS мониторах / LED телевизорах (при этом они должны быть откалиброваны)
2) Натуральный цвет распечатанной фотографии будет только при дневном (уличном) свете. В помещении фотография будет уходить в жёлтый цвет (если обычные лампы) и в синий цвет (если энергосберегающие лампы).

Цветокоррекцией занимаюсь уже давно и за это время успел досконально разобраться во всех аспектах восприятия цвета человеческим глазом.

Начнём с того, что мужчины и женщины немного по-разному видят цвета. Женщины более чувствительны к восприятию различных цветовых оттенков, нежели мужчины. В этом я убедился, занимаясь дизайном сайтов и логотипов для компаний. Когда ещё только начинал работать, я не видел особой разницы между оттенками цветов. Думаю, эта картинка очень хорошо подходит к данной теме:

Также не понимал, зачем художникам столько "одинаковых" оттенков в палитре. Однако чем дольше я работал с цветом, тем больше прояснялась картина, насколько отличны цветовые оттенки друг от друга. Самое главное, что умение видеть больше оттенков развивается точно также как и слух и голос.

Итак, с особенностями человеческого восприятия цвета мы разобрались, а что если монитор плазменная панель планшет и даже глянцевая бумага, на которых мы смотрим фотографии, показывают нам не те цветовые оттенки, которые были задуманы изначально? В первую очередь это разочарование для создателя, который цветом пытался показать настроение.
В 2011-ом году я выступал на конференции посвященной свадебной фотографи. Темой выступления стала - творческая обработка фотографий. Был тщательно подготовлен материал, распечатаны фотографии. Началось мое выступление, включились проекторы и... цвета которые показывал проектор так сильно отличались от оригинала, что всю суть моей темы на конференции пришлось объяснять по раздаточным материалам. Из-за неоткалиброванного проектора было невозможно объяснять людям, почему я применил именно тот или иной цвет, т.к. цвета и оттенки были сильно искажены..


С тех пор, на любом моём выступлении - главное условие это откалиброванный монитор/проектор

Но как же понять, какой цвет должен быть в действительности? Во-первых, необходимо, чтобы просмотр материала проводился на откалиброванном мониторе. Помимо этого нужно ещё понимать, если фотограф обрабатывал фотографию на дизайнерском мониторе с IPS матрицей, то цветовой спектр изначально намного богаче (большее количество цветов), чем у тех же стандартных TFT / LED мониторов. На что это влияет? Цвета находящиеся рядом друг с другом, будут сливаться, и выглядят не как несколько оттенков одного цвета, а как один цвет. Представьте, по той же картинке, что у вас все эти 3-и цвета из 4-х могут быть абсолютно одинаковыми, хотя на более менее откалиброванном мониторе это абсолютно разные 4-е оттенка жёлтого цвета.


Зрительно, возможно, это не так заметно, однако при детальном рассмотрении вся фотография будет выглядеть с таким диапазоном куда менее глубокой и с менее прорисованными деталями.

Как проверить свой монитор в домашних условиях?

Есть 3-и теста:

1 . Проверка на отображение чёрного цвета в фотографии и теней
http://www.lagom.nl/lcd-test/black.php
(Если Вы видите все квадраты с 1 по 255 квадрат - у вас идеально откалиброван монитор по чёрному цвету и вы видите все переходы теней на фотографии. Допускается также с 3 по 255 квадрат. Если видите, начиная с 4, 5-ого квадрата, значит монитор по этому параметру не откалиброван.)

2. Проверка на отображение белого цвета в фотографии и засветов.
http://www.lagom.nl/lcd-test/white.php
(Если Вы видите все квадраты с 200 по 254-ый, то у вас идеально откалиброван монитор по белому цвету. Допускается также с 200 по 253 квадрат. Если видите только до 250-252, то монитор по этому параметру не откалиброван.)

Проверка на смещение цветового градиента и путаницу с цветовыми оттенками -

(Перед вами с левой и с правой стороны вертикальные прямоугольники. Если с левой стороны у вас он разделяется на 2-е линии, а с правой стороны на 3-и с разным цветом - означает, что монитор НЕ откалиброван по цвету. Например, синий для вас будет, возможно, сиреневым, а оранжевый превратится в коричневый. Всё зависит от того на сколько чётко разделяются эти линии по цвету между собой. Чем меньше различие, тем лучше. В идеале на откалиброванном мониторе слева виден только серый цвет без разделения на 2-е линии. И справа только серый цвет без разделения на 3-и линии.)

Вот что должно получиться в идеале:


Однако если у вас получился результат с цветными полосками, то в этом случае у вас не откалиброван монитор и цвета он показывает не верно:


В большинстве случаев результат неутешительный.

Возможно, вы подумаете, что всему виной ваш монитор, однако не стоит спешить. В любом компьютере картинку на монитор передаёт видеокарта. И всё дело в ней. Монитор лишь показывает изображение которое идёт с видеокарты. Если вы придёте в компьютерный магазин и возьмете 2-а абсолютно одинаковых ноутбука то с вероятностью в 90% дисплеи будут показывать разные цвета. Скорей всего, вы слышали такую фразу, что лучше всего просматривать фотографии на продукции компании Apple (iMac, Ipad и т.д.). Это действительно так, и причиной этому лишь тот факт, что в отличие от ноутбуков и PC компьютеров, которые собираются из разных деталей, видеокарт и мониторов, компьютеры компании Apple - это сразу моноблок, который уже соединил в себе монитор и видеокарту. Логично, что откалибровать такой моноблок можно ещё при сборке, чего не скажешь о РС компьютерах. Ведь сотрудники магазина не знают, какой монитор вы купите и с какой видеокартой совместите.

Покупать продукцию Apple, чтобы "правильно" просматривать фотографии - не единственный выход. Существуют специальные калибраторы: отдельно для мониторов и для принтеров. Я пользуюсь фирмой DataColor. Есть калибратор как на монитор (в моём случае это Spyder 3 Elite), так и калибратор принтера Spyder 3 Print SR.




Процесс калибровки монитора весьма прост. Вам нужно будет поместить на дисплей датчик, он в свою очередь прогонит все цвета и сделает корректировку по цветовым оттенкам. Данная информация (цветовой профиль) записывается в видеокарту. Калибровка монитора занимает в среднем 10-15 минут. Калибровка принтера, за счёт печати специальных мишеней на определенном типе бумаги, займёт в среднем до 2-х часов. Калибровать монитор нужно только в режиме sRGB! Если ваш монитор не поддерживает этот режим, проконсультируйтесь насчёт калибровки с фирмой производителя вашего монитора. Т.к. калибровка в других режимах хоть и улучшит ситуацию на момент - 1-ого и 2-ого теста, который мы с вами прошли, однако 3-ий тест может быть завален из-за того, что монитор может не поддерживать такой диапазон цветового охвата который нам нужен.

Пример как выглядит картинка на всех дисплеях у меня и у моих цветокорректоров:

Если нет возможности воспользоваться калибратором?

В этом случае посоветую посмотреть данное видео - и воспользоваться программой Atrise Lutcurve, которую можно найти в любом поисковике.

Нужно только чётко понимать, смысл калибровки с помощью Atrise - не установка абсолютных правильных значений цветов, как с помощью калибратора, а устранение ухода от нейтрали в оттенки. Ведь когда мы настраиваем гитару по первой струне на слух без камертона, она у нас не точна. Но настроив остальные струны по первой струне гитара начнёт звучать правильно, не фальшивить.

1) Никогда не смотрите фотографии на телевизоре-плазме. На плазме в десятки раз меньше количества цветовых оттенков нежели в мониторах, за счёт чего фотография, просмотренная на ТВ будет с огромным контрастом и жуткими перепадами по цвету. Если и смотреть, то только на LED/OLED телевизорах или с IPS матрицей.
2) Выбирайте только качественные центры печати фотографий. Например я, при отдаче свадеб, отдаю молодоженам ещё распечатанные цветовые мишени на откалиброванном принтере. Тем самым можно сравнить полученную мишень с той которая на мониторе, а также использовать её в будущем для тестовой печати в фотолаборатории. Снимки можно сравнивать только при естественном освещении - желательно утром или днём, но не ночью, т.к. не должно быть никакого доп.источника освещения.

Тестовая мишень (нажмите что бы увеличить на полный экран, а также распечатать в будущем.):

В мае 2015-ого года, с коллегами устроили проверку разных фото салонов - всего было 3-и салона в Зеленограде и 12 в Москве и МО.
Из 15-и "профессиональных" фото салонов - только 2-а показали себя с лучшей стороны. Проверка была по 3м критериям на 5-и разных фотографий:
- Качество бумаги (её плотность)
- Качество чернил и откалиброванность оборудования (калибровка принтера относительно откалиброванного монитора)
- Квалификация рабочего персонала на знание того, чего они делают.

Если с 1-ым у 11-и фото салонов из 15-и было всё хорошо, то по 2-ому и 3-ему пункту - жуткие промахи..
Только у 4х фото салонов - были откалиброванное оборудование! У всех остальных - Ч/Б фотографии у кого-то уходили в розовый оттенок, у кого-то зеленили. Про цветные фотографии вообще говорить печально - голубые цветы превращались у кого-то в сиреневые у кого-то в зеленоватые. У кого-то платье становилось пересвеченным, а у кого-то пиджак жениха сливался в единый цвет и не имел теней. По яркости и контрасту также у многих большие пробелы.
Что касается квалификации персонала - некоторые "специалисты" не могли ответить на вопрос - какая плотность бумаги. Кто-то резал фотографии - самым дешевым резаком для документов после которого оставались следы белой кромки.

По результатам, как оказалось, в Зеленограде печатать вообще ничего нельзя. А вот в Москве мы выделили 2-а лучших центра:
ФотоЛаб , ФотоПро
Я не знаком ни с одним из владельцев данных студий и данные тесты были независимые. Какое качество будет через полгода-год - не известно, надеюсь останется хорошим. Но по крайней мере данные тесты показали, что только ~ 1 из 10-и фото центров действительно работают как профессиональные фото лаборатории.

Пример одной из проверки. Обе фотографии были отсканированы. Слева печать в фотолаборатории с откалиброванным оборудованием, справа печать в фотолаборатории которые не позаботились о качестве печати и калибровке оборудования.

3) Цвет и яркость напечатанной фотографии строго зависит от условий в которых просматривается данная фотография. Натуральный цвет будет только в случае, если эту фотографию посмотреть на улице с естественным освещением. Если посмотреть ту же фотографию в квартире - то её цвет зависит от цветовой температуры ламп. Если лампы ~ 2700 кельвинов - фотография будет уходить в более жёлто-красный оттенок. Если лампы ~ 6400 кельвинов и более - фотография будет уходить в более синий и холодный оттенок.


4) Каждый просмоторщик фотографий - ACDsee, Picasa и т.д. имеют свои встроенные цветовые профили. Тем самым они могут по разному отображать цвета одной и той же фотографии. Тоже самое иногда касается и некоторых браузеров. Поэтому будьте внимательны.

Но даже при всём при этом, не забывайте что у каждого человека свои предпочтения по цвету, и что для вас может показаться идеальным цветом, для другого - это будет не так, и наоборот =) Именно поэтому до сих пор не существует единого правила/шаблона по цвету к которому нужно стремиться в картинах, фотографии, кинематографе и т.д. т.к. все люди разные и у каждого своё видение =)

01.05.2015 27.01.2018

Независимо от причины их обработки - на продажу или для личного архива.

При переходе фотографии с фотопленки на цифру, произошло много изменений. Для просмотра и обработки фото, вместо фотолабораторий стали использовать персональные компьютеры.

Не буду здесь описывать, как ранее проводилась обработка фотопленок и печать фотографий. Это уже никому не нужно. А если кому интересно, можете задавать вопросы, отвечу - ни одно десятилетие провел в затемнённом помещении с фотоувеличителем и ванночками с химикатами.

Все фотографии безвозвратно стали цифровыми. И хранятся также на цифровых носителях.

Но, тем не менее, как и раньше для некоторой части изображений требуется обработка (редактирование, корректировка, исправление - кому как угодно, смысл почти одинаков). Практически каждая фотокамера строит изображение по-своему, плюс к тому же, не каждый способен выставить наиболее правильные настройки при съёмке того или иного объекта. Причем при смене освещения, также следует и смена настроек. Можно конечно проводить съемку и в автоматическом режиме, но это один из худших вариантов, для тех, кто знает, в чем отличия диафрагмы от выдержки.

Большая редкость, когда при правильно выставленных настройках фотокамеры не требуется коррекция фотографий.

Калибровка монитора

Одним из важных моментов при обработке фотографий, является, прежде всего, правильная настройка монитора. Яркость, контрастность, цвет, насыщенность, гамма. Многие мониторы имеют и геометрические искажения. Но об этом будет рассказано в другой статье.

Ни на одном мониторе при одинаковых настройках, изображение не будет одинаковым.

На это влияют драйвер монитора, тип установленной матрицы: TN, PVA, MVA, IPS и др. Монитор способен отобразить не более 65% цветов, видимых глазом человека. Тоже и с деталями в светлых и темных участках изображения.

Часть их искажается и теряется как в фотокамере, так и на мониторе. В результате чего на фото отображается не всё и немного не так, что и как видит человеческий глаз. Вот для более точного отображения информации на изображении (не говоря о печати) и требуется калибровка монитора.

Важно! Небольшое дополнение из личного опыта:

С начала работы на ПК (для личных нужд) сменил ни один монитор. И однажды просматривая фото, редактируемые ранее, на другом мониторе пришел в ужас от увиденного — цвета не те, деталей ни в тенях, ни в светах не заметно, контраст и яркость тоже. Понял, калибровка виновата. Хотя и перепробовал кучу программ. Тогда на глаз казалось всё нормально. После чего решил купить недорогой калибратор. Дома стоят 3 ПК, откалибровал все. Фото храню на внешних винчестерах. Теперь просматривая фото на любом из этих мониторов, картинка везде одинакова. Лишь на одном из них, на довольно старом мониторе Samsung (приобретен 8-10 лет назад), картинка почти в порядке, а цвет текста в документах в синеву отдает - матрица виновата, не поддерживает калибровку.

Причем настройка монитора на глаз для редактирования фото не подойдет. Иначе, другие люди, увидев фотографии, отредактированные на вашем мониторе, и просмотрев их на своём, так же как и я, возможно, ужаснутся. См. выше. Картинки блеклые, цвета не реальные, тона отсутствуют и т.п.

Более правильным, для настройки монитора будет использование программных или аппаратных средств. Лично я склоняюсь ко второму варианту.

До приобретения калибратора сначала, настройками монитора управлял с помощью панели управления драйвера видеокарты NVIDIA.

Позже использовал программы: Adobe Gamma, Atrise lutcurve, Samsung Natural Color Pro, QuickGammaV3EN, Monitor calibration wizard, Color Solutions basICColor Display и мн. др. Каждая из них показывала разные результаты, а добиться оптимального результата ни с одной из них не удалось.

Возможно, у многих возникнет вопрос: с чего я взял, что результат не оптимальный? В формате.png выпущено много тестовых таблиц в разном разрешении для калибровки монитора и дальнейшей его проверки. Таблицы можно скачать .

Рис. 1 - монитор до калибровки.

Рис. 2 - неверно настроена гамма.

Рис. 3 - монитор после калибровки, через 8 дней. Различимость деталей стала немного хуже, см. справа в черном и белом прямоугольниках, надпись justirovka.ru, менее заметна, чем при правильной калибровке.

Рис. 4 - монитор откалиброван правильно.

Я провожу её 1 раз в неделю, т.к. в моём случае, работая на мониторе Dell S2340L, цвета и гамма начинают уходить в сторону от нейтральных через 8-10 дней +/-. Таблицу нужного разрешения установил в качестве обоев рабочего стола, как рекомендовано, и теперь за всеми уровнями слежу по ней. Калибратор: Pantone Huey Pro V151, один из наиболее дешевых, купил года 3-4 назад за 4500руб.

Время калибровки - не более минуты. Всё довольно просто.

  • приступать к калибровке можно начинать после полного прогрева монитора, минут через 15-20 после включения,
  • перед началом калибровки, все значения регулировок сбросьте на заводские, для мониторов, не имеющих данной функции, используйте программу wini2cddc, можно скачать . (просьба сделать ссылку для скачивания приложенной программы). Программа триальная, полнофункционально работает 30 дней. Сброс настроек производится с первого раза, после чего ее можно удалить.
  • при изменении настроек, заново провести калибровку,
  • при наличии авторежимов контраста, яркости и пр. отключить их,
  • при отсутствии калибратора и неудачной программной калибровке, при редактировании фото, сохраняйте их оригиналы.