Юзабилити – истоки возникновения и основы юзабилити. Меню - горизонтальное или вертикальное? Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Под термином «юзабилити» понимают удобство сайта для пользователя. Сегодня это очень важный параметр, который может серьезно влиять на продвижение ресурса. Если сайт удобен для пользователя, то он проведет на нем больше времени, что влияет на поведенческие факторы , которые, в свою очередь, отражаются на позициях в поисковых системах, а они все больше внимания уделяют именно действиям пользователя, можно предположить, что со временем эта тенденция только усилится.

Когда речь идет о сайтах с несколькими страницам (сайты-визитки и т.д.), то всерьез о юзабилити думают крайне редко - в этом нет необходимости. Достаточно хорошего дизайна и контента. А вот в случае с большими и сложными проектами над юзабилити приходится очень серьезно поломать голову.

Зачем это нужно

Согласно различным исследованиям, в среднем на одной странице люди проводят около 30 секунд. Кроме того, немногие пользователи просматривают страницу до конца. Это объясняется огромным количеством сайтов, на многих из которых размещена бесполезная или плохая информация. Люди привыкли к этому, и их нужно зацепить буквально в первые секунды.

Помимо этого, человек должен легко ориентироваться на ресурсе, навигация должна быть интуитивно понятной. В этой области есть ряд стандартных и эффективных решений, но о них я расскажу ниже.

Получается, что сайт с хорошим юзабилити должен сразу захватить внимание пользователя и удержать его, а также позволить ему легко попадать в любой раздел, даже если он на вашем ресурсе в первый раз.

Многие разработчики стремятся к простым решениям, что совершенно правильно. В данном случае простота - залог успеха. В отдельных случаях простотой жертвуют из-за необходимости, но при этом всегда нужно быть очень аккуратным. Например, зеленый текст на черном фоне точно привлечет внимание, но вот пользоваться таким сайтом будет никому неудобно.

Делаем удобный сайт

Как человек воспринимает информацию

Якоб Нильсен проводил исследование, в ходе которого создал карту движения взгляда пользователя на сайте. Большинство людей воспринимают информацию так:

На изображении видно, что люди смотрят в левую часть экрана. Это происходит подсознательно. Именно поэтому меню и прочие самые важные элементы на сайте добавляют чаще всего именно в левую часть. Это стало уже стандартом, поэтому в данном случае ничего нового придумывать не стоит. Люди привыкли к тому, что меню будет находиться либо слева, либо вверху сайта. Другие решения могут дезориентировать человека.

Правило трех кликов

Давным-давно кто-то придумал правило трех кликов, согласно которому пользователь с любой страницы сайта на любую другую должен перейти, совершив не более трех кликов. Очевидно, что для ресурсов со сложной структурой это не подойдет. Пример: «Главная страница – магазин – велосипеды – горные велосипеды – бренд». Уже получается, что человеку нужно сделать четыре клика. Но в данном случае нельзя сказать, что это плохо.

Если исключить любой пункт, например, «горные велосипеды», то у пользователя на странице будет слишком много товаров, часть из которых ему не нужна (например, шоссейные велосипеды). Данный пример показывает, что на сайтах с большим количеством страниц и сложной структурой нужно думать не о трех кликах (или любом другом числе), а об удобстве пользователя.

О навигации

  • наличие логотипа в верхней части экрана, который ведет на главную страницу;
  • контактная информация находится в футере, если речь идет о продающем сайте;
  • ссылки должны визуально отличаться от текста.

Не соблюдать эти нормы глупо. Просто потому, что все пользователи уже к ним привыкли. Их соблюдение можно назвать основами юзабилити в области навигации, выдумывать тут точно ничего не стоит, разве что этого требуют нестандартные решения в области дизайна, но это уже частные случаи.

Если на сайте большое количество страниц, то обязательно нужно делать внутренний поиск. Обычно строку располагают в правом верхнем углу (как на моем сайте). Если количество страниц не превышает 900–1000, то будет достаточно совсем простого поиска, а если их гораздо больше, то имеет смысл делать сложный поиск (исправление ошибок, поисковые подсказки и т.д.). При этом никогда не стоит пытаться заместить плохую навигацию внутренним поиском. Возможность быстро найти нужную информацию - это всего лишь дополнительная опция.

О контенте

Качество контента и его оформление также напрямую относится к юзабилити сайта. Если у вас на ресурсе бессмысленные статьи плохого качества, то совершенно не важно, насколько хороши другие элементы. А если у вас отличные статьи, но ужасно оформленные, то уже их качество не имеет никакого значения - их не будут читать. Существуют общепринятые правила оформления текста, которые подойдут практически для любого сайта, и стоит им следовать, хотя бы из-за удобства для пользователей.

Используйте стандартные шрифты вроде Arial, Tahoma, Verdana или похожие на них. Нестандартные шрифты можно использовать для заголовков, но для основного текста это будет не лучшим решением. Не каждому будет комфортно читать большую статью с таким шрифтом, пусть он и смотрится интересно:

Черный шрифт на белом фоне - стандартное и оптимальное решение. Нестандартные варианты встречаются, но текст и фон должны быть контрастны, а ярких цветов следует избегать. Например, красный шрифт на зеленом фоне создаст сильную нагрузку на зрение, и большинству посетителей вашего сайта будет просто неприятно читать такой текст. Темный фон использовать допустимо, но и тут нужно очень тщательно выбирать сочетание цветов и оттенков. Хороший пример:

Размер шрифта не должен быть меньше 12 пикселей. Также избегайте бегущих строк и мигающего текста - подобные приемы затрудняют чтение и многих людей попросту раздражают. Не нужно злоупотреблять жирным текстом, ключевые моменты можно выделять, но не стоит этого делать в каждом предложении.

Важное значение имеет и качество контента. Существуют определенные правила написания и оформления статей, которые актуальны практически для любого ресурса. Вообще, это тема для отдельной статьи, но основные моменты, которые очень сильно влияют на юзабилити, я упомяну.

  • Статьи правильнее писать в виде «перевернутой пирамиды», то есть, самая важная информация и ключевые выводы должны быть в самом начале, а наименее важная - в конце. Это помогает сразу завладеть вниманием пользователя: он должен быстро понять, будет ли ему статья полезна или нет;
  • Размер статьи не имеет значения (в том числе и с точки зрения SEO), она должна полностью отвечать на вопрос пользователя. Понятное дело, что если в топе статьи размером 10–15 тысяч знаков, то со статьей размером 2–3 тысячи знаков вы не займете лидирующие позиции. Просто потому, что не сможете в таком объеме достаточно полно ответить на вопрос пользователя;
  • Для больших статей стоит делать оглавление (с якорями в тексте), которые позволят быстро попасть в нужный раздел;
  • Заголовки, списки и продуманная структура материала существенно облегчают его восприятие.

Как выявить проблемы

Проблемы с юзабилити можно найти на любом сайте, в этом смысле предела совершенству быть не может. Существуют различные методы, анализ можно сделать самому, а можно прибегнуть к помощи специалистов. Явным сигналом о проблемах с удобством может служить снижение конверсии сайта .

Изучение статистических данных

Статистические данные могут дать довольно много пищи для размышлений. Есть очень продвинутые инструменты, например, «Вебвизор Яндекса», который позволяет посмотреть на ваш сайт глазами пользователя. Да, изучение таких данных займет много времени, но вам не требуется смотреть глазами каждого посетителя. Обычно обращают внимание на отказы и только на те, которые пришли по целевым запросам.

Кроме того, обычная статистика также может подсказать слабые места на ресурсе. Вот скриншот из «Яндекс Метрики » с данными о посещаемости разных разделов на сайте:

Я подчеркнул данные по одному разделу, который явно отличается от других. Глубина просмотра здесь значительно выше, чем в среднем, это можно сказать и про время на сайте. Количество отказов чуть ниже среднего значения по всему сайту. В чем тут дело? Все просто: этот раздел сайта полностью закончен, там есть перелинковка между статьями и дополнительные элементы навигации (рекомендуемые статьи). Уже это дало +0,64 глубины просмотра и +1 минуту и 13 секунд ко времени на сайте.

Крайне простой способ, который позволит вам оперативно найти слабые места у вашего проекта. Далеко не факт, что проблемы будут именно в области юзабилити, но работать с веб-аналитикой все равно необходимо.

Оценка пользователями

В этом случае просят реальных людей оценить удобство сайта и дать развернутый отзыв. Можно попросить друзей, можно нанять сторонних специалистов, которые предоставят развернутые отчеты и дадут рекомендации. Если вы будете просить своих друзей или родственников, главное - соблюсти одно условие: они должны зайти на ваш сайт в первый раз. Есть такой эффект как «замыливание глаз», поэтому только новый пользователь сможет обратить внимание на слабые места, которые вы сами не замечаете, так как привыкли к своему ресурсу.

Тестирование

Тестирование - самый сложный способ, зато он дает самый лучший результат. Обычно используют фокус-группы из 5–8 человек, которые должны оценить сайт. Перед тестом определяют параметры, которые тестировщики должны будут оценить. Вариант не самый дешевый, но он действительно самый лучший.

Собственно методов тестирования существует очень много, на эту тему есть приличное количество научных публикаций, поэтому я не буду вдаваться в подробности, так как в рамках одной статьи раскрыть тему полностью не получится совершенно точно. Для рядового вебмастера первых двух способов оценки юзабилити сайта будет вполне достаточно - они выявят самые критичные проблемы.

Заключение

Удобство для пользователя сегодня должно быть на первом месте для любого сайта. Если вы хотите сделать действительно успешный проект, то у него не должно быть слабых мест. Ведь всегда найдутся конкуренты, у которых все идеально. Уделяя повышенное внимание юзабилити, вы закладываете прочный фундамент для будущего вашего сайта. И не забывайте, что хоть и есть общепринятые стандарты и рекомендации, экспериментировать никто не запрещает, а успешность каждого решения можно определить только после реальных тестов.

Вкратце : Что такое юзабилити? Как, когда и где можно его улучшить? Почему вас вообще это должно волновать? Данная статья дает ответы на эти основные вопросы.

Что

Юзабилити это качественный признак , который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово "юзабилити" также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

  • Обучаемость : насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?
  • Эффективность : после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?
  • Запоминаемость : После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?
  • Ошибки : сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?
  • Удовлетворенность : насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность , который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

Почему

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят . Если сайт запутанный, посетители уходят . Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят . Уловили мысль? Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают "справочное руководство по работе с сайтом" или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Мы предлагаем вам перевод статьи о базовых правилах и принципах, на которых строится юзабилити , опубликованной в блоге SmashingMagazine (с нашими дополнениями и комментариями в придачу).

Каждый уважающий себя и своих клиентов разработчик в вопросе создания веб-проекта выступает с позиции синергии собственного видения и мнения заказчиков в единый качественный продукт. Самое сложное в этом корректировать неверные идеи и неудачные предложения, поступающие из вне. Для того, что бы это стало возможным, Вы должны четко доносить собственную точку зрения, подкрепленную как фундаментальными принципами юзабилити, так и рекомендациями, основанными на собственном опыте.

Именно поэтому в приведенной статье рассмотрены самые основные правила, принципы и рекомендации относительно юзабилити.

Правило 2х секунд

Одно из самых основных правил юзабилити. Пользователь не будет ждать отклика от системы более двух секунд. Само значение «2» было выбрано произвольно, однако, в процессе отслеживания скорости загрузки страниц сайта, смогло себя отстоять.

В общем случае, чем меньше скорость загрузки страниц, тем лучше. Это касается проектов любой сложности. Ведь всегда есть возможность побороться за лишние доли секунды. Как знать может именно они помогут вашему посетителю увидеть ваше предложение.

Правило 7±2

Данное правило было выдвинуто Джорджем Миллером, который проводил исследования над человеческим мозгом, а именно над его способностью воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Так вот, в результате были получены результаты, которые говорят о том, что кратковременная память способна удерживать от 5 до 9 сущностей.

Интегрируя полученные результаты в сферу сайтостроения, то можно говорить о предельных значениях количества элементов в меню навигации. При этом, многие вебмастера утверждают, что таких элементов должно быть не больше 7. В свою очередь есть альтернативная точка зрения, которая говорит о том, что такое утверждение справедливо не для всех проектов (крупных порталах и интернет-магазинов). Если говорить о, скажем, рядовом сайте, то правило можно считать вполне работоспособным.

Правило 3х кликов

Об этом правиле многие знают. Оно, пожалуй, получило наибольшее распространение. Его суть состоит в том, что пользователь, попав на главную страницу сайта в поисках информации должен совершить не более 3х кликов и добраться до искомого содержимого.

Говоря человеческим языком – навигация должна быть простой и не замысловатой, что бы пользователь в кратчайшее время смог найти, то, что ищет.

Данное правило не официальное, а условное. Для большинства сайтов оно вполне целесообразно.

Для некоторых ресурсов понятность системы обеспечивается, к примеру, 10ю переходами. Главное, что бы пользователю было удобно, и он четко понимал в каком направлении ему двигаться.

Правило Парето или принцип 80/20

Суть заключается в том, что результатом 20% действий пользователей являются 80% общего эффекта . Данное правило пришло из сферы бизнеса, где «на 20% клиентов приходится 80% продаж компании». При этом, в сфере юзабилити и электронной коммерции данное правило не менее актуально. Вам следует выявить эти 20% своей аудитории и повысить внимание к ее потребностям, создав для них наиболее комфортные условия работы с сайтом.

6 правил с позиции разработки дизайна сайта и приложений

Беном Шнейдерманом, были проведены исследования направленные на изучение взаимодействий человека и компьютера. В результате, на их основе, были сформулированы основополагающие принципы разработки дизайна:

  • Логичность расположения и присутствия каждого элемента;
  • Пользователи делятся на рядовых и продвинутых. Для второй группы нужно создавать возможности более быстрой работы: специальные возможности (к примеру, внедрение RSS ленты), горячие клавиши, сокращения и т.д.
  • Посетитель сайта или приложения должен быть уверен, что все взаимодействие между ним и вашим продуктом происходит под его полным контролем;
  • Старайтесь не сильно загружать кратковременную память пользователей;
  • Посредством вашего продукта вы вступаете в своеобразный диалог с вашим посетителем. Этот диалог должен быть законченным;
  • Внедрите легкодоступную и информативную обратную связь.

Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида – такой стиль написания, в результате использования которого основная мысль выносится на передний план и ее можно прочесть в самом начале статьи. По сути, статья будет начинаться с вывода, а за ним, в свою очередь, будут раскрываться основные ключевые моменты. Наименее важная информация должна быть представлена в нижней части статьи.

Появление такого стиля изложения объясняется, тем что в динамичном мире сети интернет пользователи хотят находить ответы в кратчайшие временные промежутки. При этом, если посетителя сразу же заинтересовало содержимое статьи он с большей вероятностью ее дочитает.

Субъективная удовлетворенность

Оценивая действия пользователей можно отметить, что они, как правило, выбирают не наиболее оптимальный путь, а наиболее приемлемый. Т.е. в поисках решения они могут удовлетвориться наиболее быстрым и далеко не самым лучшим ответом.

Среднестатистический пользователь будет искать такое решение, которое удовлетворит его первичные потребности в информации по конкретному запросу, и не будет искать альтернативные решения, которые потенциально могли бы перекрыть смежные вопросы и обеспечить его информацией на более длительный промежуток времени.

В заключении

Таким образом, на основании изложенной выше информации Вы можете сформировать базовое представление относительно принципов, рекомендаций и основных как гласных, так и негласных правил юзабилити.

Важно понимать, что пользователь не хочет думать. Не хочет думать о том, каким образом ему выполнить то или иное действие на сайте. Поэтому сосредоточьтесь на простоте реализации и интуитивно понятных вещах, которые будут своеобразными указателями на пути посетителя к цели.

Если у вас есть дополнения к представленному, рекомендации или замечания мы будем вам благодарны если поделитесь ими с нами в комментариях.