Сшивка панорам. Склейка панорамы с PTGui

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Текст и фото: Антон Агарков

f/11.0, 1/100, ISO 200.

Киргизия, горное плато близ озера Сон-Куль. Панорама из восьми горизонтальных кадров.

Когда-то панорамная фотография была прерогативой владельцев панорамных камер. Если не брать в расчет не самые качественные “Горизонты”, которые за раз экспонировали сразу два кадра 35-мм пленки, то панорамные фотоаппараты были громоздкими и не самыми дешевыми, и к тому же работали исключительно с фиксами на среднеформатную пленку, где на ролике умещалось всего 4 панорамных кадра. Сложное дело.

С появлением цифровых камер процесс сборки панорамы стала куда проще. Самый примитивный способ сделать панораму - снять обычный кадр и обрезать его до вытянутого формата. Не лучший вариант - в результате вы получите изображение низкого разрешения и такого же качества. Гораздо интереснее снять несколько фотографий и потом склеить их в единую настоящую панораму.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/7.1, 1/125, ISO 200

Каньон Конорчек в Киргизии. Панорама из шести горизонтальных кадров

В те недавние времена, когда цифровые камеры еще не обзавелись мегапиксельными матрицами, можно было услышать разумные рекомендации склеивать горизонтальные панорамы из вертикальных кадров. Таким образом удавалось получить панораму большего разрешения, так как короткая сторона панорамы по вертикали будет ограничена высокой вертикалью отдельного кадра-заготовки. Но сейчас технологии шагнули вперед, разрешения камер, в том числе и Nikon D500, достаточно, чтобы склеивать панорамы из горизонтальных кадров. Поэтому вполне достойную панораму можно склеить из 3-4 кадров. Меньше кадров, проще склейка!

Теперь давайте разбираться, как и что снимать. Для начала должна появиться полная ясность с сюжетом. Выберите интересный фрагмент пейзажа и четко определитесь, где будет начало сцены, а где ее окончание. Обычно посыл “сейчас сниму все, а потом обрежу лишнее” не приводит ни к чему толковому - все кажется одновременно и важным, и бесполезным. Не забывайте, что панорамная фотография - это та же самая фотография, только немного другого формата. А это значит, что правил построения композиции и сюжета в панорамном кадре никто не отменял.

Как подготовиться к съемке панорамы? Сделайте замер экспозиции по центральному кадру. Очень важно, чтобы на всех кадрах для будущей панорамы были одинаковый фокус и экспозиции, так что и то, и другое придется зафиксировать. Для фиксации фокуса я предпочитаю использовать рычажок перевода режима фокусировки, который на D500, как и на прочих камерах Nikon, находится под мизинцем левой руки. Его перевод в режим M, по сути, отключает автофокус и фиксирует его в некотором выбранном положении.

Фиксировать экспозицию удобнее всего нажатием кнопки AF-ON, которую можно перепрограммировать. Для удобства съемки панорамы я задаю ей функцию фиксации экспозиции до следующего нажатия. Так вам не придется держать палец на кнопке во время съемки. Также будет удобно включить виртуальный горизонт, чтобы кадры шли на одном уровне, а не сваливались куда-то вниз.

Теперь можно начать снимать заготовки для будущей панорамы. И тут нас поджидает враг всех панорамных фотографов - параллакс. «Когда двоится в глазах», происходит то же самое: объекты меняют свое положение относительно друг друга в зависимости от угла зрения. В начале съемки дерево - справа от камня, в середине процесса - за ним, а в конце и вовсе уходит налево.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше влияние параллакса, так что при съемке на телеобъектив о нем можно полностью забыть. Но при съемке на штатник и широкоугольник параллакс может привести к неожиданным дефектам сборки панорамы. Полностью избежать этого неприятного эффекта можно, воспользовавшись специальными панорамными головками. Но это тяжелое и громоздкое устройство, которое не всегда удобно притащить с собой на природу.

Выручает то, что алгоритмы современных программ эффективно распознают и борются с параллаксом. Нужно только дать им пространство для маневра. Это значит, чем меньше фокусное расстояние, тем больше нужно давать перекрытие между кадрами. Если при съемке на телеобъектив достаточно перекрытия в 20-30 процентов, то при съемке на широкоугольник лучше перекрывать кадры на 90 процентов.

Еще надо учитывать, что многие объективы дают существенное виньетирование, от которого можно избавиться, задав гораздо большее перекрытие, чем того требует фокусное расстояние объектива.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/13, ISO 100

Панорама из пяти горизонтальных кадров

У вас получился цикл фотографий, теперь надо склеить из них панораму. Для предварительной обработки я предпочитаю использовать Adobe Camera RAW. Но если вы привыкли работать в Lightroom, то все описанные приемы подойдут и для него. Откройте все фрагменты будущей панорамы. Вам важно, чтобы все кадры панорамы были обработаны с одними настройками. Для этого после обработки одного кадра выделите все загруженные в ACR фотографии, найдите в верхнем левом углу, справа от заголовка Filmstrip небольшую иконку со стопкой полосок, нажмите на нее и выберите опцию Sync Settings (Синхронизировать настройки). В появившемся меню поставьте все галочки, включая Local Adjustments (локальные изменения), и нажмите ok.

Конечно, можно сразу выбрать все файлы и обработка одной фотографии автоматом применится сразу ко всем, за исключением тех самых локальных изменений Local adjustments - то есть разного рода индивидуальных градиентов и раскраски кистями. Так что вам все равно придется синхронизировать изменения через меню Sync Settings.

Сохраните все файлы в TIFF, чтобы избежать потери качества при последующей обработке. Закрывайте ACR и отправляйтесь в Photoshop. Там выберите File - Automate - Photomerge. Это встроенный в Photoshop инструмент, который с недавнего времени начал давать очень качественные результаты при склейке панорамы. В открывшемся меню выберите ваши файлы-заготовки и нажмите OK. В качестве типа панорамы выберите Auto.

Сегодня я расскажу вам про замечательную программу - Hugin. С ее помощью можно без усилий построить даже самые крутые и самые сложные панорамы.
Hugin - является самой популярной программой для построения панорам и кроме того имеет полностью свободную лицензию и ее использование абсолютно бесплатно.


Программа считает EXIF ваших фотографий и автоматически выровняет их относительно фокусного расстояния и угла обзора вашего объектива, разместит их в нужном порядке и без проблем склеит тени, провода, заборы, людей и другие объекты вашей панорамы.


Наконец все построение панорамы, вместо сложной и муторной работы, сведется к игре найди 5 отличий схожестей, а то и вовсе к нажатию всего трех кнопок.



Я уверен многие из вас уже пробовали подружиться с ней и забросили это дело, т.к. Hugin имеет не самый интуинтивный интерфейс. Сегодня мы исправим эту ситуацию.

Как снимать панорамы?

Пара слов о том как получить хорошие снимки для вашей будующей панорамы. Здесь все просто:

    Заблокируйте изменение экспозиции - это основное требование.
    Переключите ваш фотоаппарат в ручной режим и выставьте статические параметры диафрагмы, выдержки и ISO. Необходимо, чтобы эти параметры были одинаковыми на каждой фотографии из панорамы. Требование не обязательное, но крайне желательное. Тем самым вы убережете себя от возможных проблем при сборке и засветов в конечном результате.

  • Снимайте поочередно - слева-направо и сверху вниз.
    Не существенно для маленьких панорам, но когда фотографий становиться больше 10… Вам же будет проще их потом разбирать.


Интерфейс

Итак мы скачали и установили Hugin, давайте же его запустим:



Сразу разберем значение и функции каждой отдельной вкладки:

  • Assistant (Ассистент) - Это вид по умолчанию, здесь находятся три основных кнопки и окошко предпросмотра вашей панорамы.
  • Preview (Предпросмотр) - Здесь можно включить и отключить показ определённых фотографий, а также перейти в меню фотографии для наложения масок.
  • Layout (Размещение) - Здесь мы можем увидеть все связи между фотографиями и быстро перейти к их созданию и редактированию.
  • Projection (Проекция) - Тут можно изменить параметры проекции вашей панорамы.
  • Move/Drag (Сдвиг/Смещение) - На этой вкладке можно двигать фотографии и размещать их в нужном порядке.
  • Crop (Обрезка) - Здесь мы можем выбрать конечную область, которая попадёт на вашу панораму.
Альтернативный интерфейс

Кроме того Hugin имеет еще альтернативный интерфейс "Panorama editor (Редактор панорамы)", который вызывается через панель меню "View (Вид)", или если переключиться в расширенный интерфейс, но об этом чуть позже.


Скриншот альтернативного интерфейса

Быстрый старт

Итак, если у вас есть правильно отснятая панорама и если вам повезет, то все ваши действия сведутся к нажатию всего трех кнопок:

1. Загрузить снимки...

Нажимаем на "1. Load images... (1. Загрузить снимки...)" Выбираем наши фотографии для панорамы, они загрузятся в проект.



2. Выровнять...

Нажимаем на "2. Align... (2. Выровнять...)" Спустя определенный промежуток времени, Hugin просчитает связи и соединит ваши фотографии между собой. Если повезет...




Если же этого не произошло, а вместо предполагаемой панорамы вы видите что-то непонятное, вам лучше отменить и перейти к созданию панорамы в полуавтоматическом режиме.


При желании вы можете перейти на вкладку "Move/Drag (Сдвиг/Смещение)", чтобы выровнять горизонт и на "Crop (Обрезка)", чтобы выбрать конечную область панорамы.

3. Создать панораму...

Нажимаем на "3. Create panorama... (3. Создать панораму...). И сохраняем нашу готовую панораму.




Обычно этих трех простых шагов бывает достаточно, но что делать если у нас достаточно большая и сложная панорама, которая не хочет собираться в полностью автоматическом режиме? - давайте разберемся!

Теория

Для начала нам нужно понять как работает Hugin.


Среди ваших фотографий загруженных в проект, при нажатии кнопки "2. Align... (2. Выровнять...)", Hugin при помощи определенного алгоритма ищет некие контрольные точки между вашими фотографиями и сдвигает их в соответсвии с ними. Контрольные точки - это не что иное, как одинаковые места на двух фотографиях.


Две фотографии имеющие контрольные точки между ссобой - считаются связанными.
Получается, что каждая фотография должна имееть связь с одной или несколькими другими фотографиями в проекте. Контрольные точки можно так же выставлять вручную.


Связанные контрольными точками фотографии образуют группу, и ведут себя уже как отдельная фотография. Изначально, число групп равно числу несвязанных ссобой фотографий, ваша задача - свести число таких групп к одной.


Следующим шагом Hugin начинает сведение панорамы и чем больше контрольных точек будет на ваших фотографиях - тем лучше.

Сборка панорамы

Итак, давайте попробуем собрать панораму в полуавтоматическом режиме.

Проекция

Первым делом загрузим фотографии в проект и перейдем на вкладку Projection (Проекция) и настроим поле зрения.


Поле зрения - это черное окошко в котором вы видите все ваши фотогафии. Оно представляет ссобой не что иное, как угол обзора вашей панорамы. Измеряется он в градусах и и как правило больше чем 360° по ширине и 180° по высоте он быть не может.


Именно поэтому фотографии которые приближаются к полюсам так прикольно спплющиваются.


Изменять поле зрения можно в любое время из любого режима полузнками справа и внизу интерфейса Hugin.

Расстановка фотографий

Переходим на вкладку "Move/Drag (Сдвиг/Смещение)", и начинаем сдвигать фотографии в нужном порядке.




Стоит заметить, что вам не нужно стараться попадать пиксель в пиксель при соединении фотографий. Ваша задача - соединить фотографии так, чтобы Hugin "понял" какая фотография с какой имеет связь, для этого достаточно чтобы они просто касались друг-друга.


Проверить связи можно переключившись на вкладку "Layout (Размещение)".


Есть два режима перемещения:

  • normal (Нормальный) - можно перемещать группы фотографий простым перетаскиванием за нее.
  • normal, individual (нормальный, настраиваемый) - в этом режиме можно выбрать отдельные фотографии и работать непосредственно с ними.

Если вам необходимо повернуть фотографию, сделать это можно во втором режиме выбрав нужную фотографию и потянув за пустое место вдали от нее.

Сборка

После того как вы выстроили ваши фотографии в нужном порядке, можно снова попробовать автоматический режим:


Переключимся на вкладку "Preview (Предпросмотр)" и нажмем "2. Align... (2. Выровнять...)", тем самым инициализировав процесс автоматического поиска контрольных точек.

Результат

Таким образом у вас может образоваться одна или несколько групп связанных ссобой изображений.
Связанные контрольными точками фотографии в первом режиме можно двигать только все скопом, куда как во втором, по прежнему можно двигать по отдельности.




Выровняйте их относительно друг-друга и переходите к следующему пункту.


Создание контрольных точек вручную

Итак, по прошествии прошлых шагов мы получили несколько несвязанных между ссобой групп изображений. Сейчас мы научимся их связывать.

Связи



Переходим на вкладку Layout (Размещение) и здесь мы видим все связи между вашими фотографиями.


Серыми линиями отмечены предполагаемые связи - это те самые связи которые должны существовать, исходя из расположения фотографий на вкладке Move/Drag (Сдвиг/Смещение), но еще не имеют своих контрольных точек.


Их то нам и нужно разрешить: выбираем одну такую связь, после чего у вас откроется окно с двумя фотографиями.


Теперь нам нужно найти несколько одинаковых мест на фотографиях и проставить на них контрольные точки. 2-3 точки будет вполне достаточно, для каждой пары фотографий. Инода можно обойтись и вовсе одной.

Создание точек

Алгоритм простой:


Выбираем точку на левом снимке, выбираем точку на правом снимке. Нажимаем Add (Добавить). Можно воспользоваться функцией Fine-tune (Точно скорректировать).
Добавляем 2-3 точки, закрываем, переходим к следующей связи.




После того как все фотографии будут связанны контрольными точками, переходим на вкладку Assistant (Ассистент) и нажимаем "2. Align... (2. Выровнять...)"


Как показывает практика не всегда нужно обрабатывать абсолютно все связи, порой достаточно соединить лишь некоторые, остальные hugin достроит сам.

Результат

Дополнительные возможности и удобности

На этом список функций Hugin не заканчивается, есть еще несколько полезных и удобных дополнений, о некоторых из них я вам расскажу.

Клавиша Ctrl



Когда вы зажимаете Ctrl, вы можете навести курсор на фотографию и моментально увидеть ее номер и ее содержимое. Если кликнуть по ней, вы попадете в режим редактирования конкретной фотографии.

Маски



Вы можете использовать маски, если хотите исключить или в обязательном порядке включить какие-то области из ваших фотографий, для этого перейдите в , на вкладку "Masks (Маски)". Выберите нужную фотографию, нажмите на "Add new mask (Добавить новую маску)", затем выберите нужную область, и выберите тип маски:

  • Exclude region (Исключенная область)
  • Include Region (Включенная область)
  • Exclude region from stack (Исключенная область из стопки)
  • Include Region from stack (Включенная область из стопки)
  • Exclude region from all images of this lens (Исключенная область из всех снимков этого объектива)
Обрезка фотографий

Вы можете настроить обрезку краев у ваших фотографий, для этого перейдите в , на вкладку "Masks (Маски)" и в нижнем окне выберите "Crop (Обрезка)", эти параметры можно применить сразу для нескольких фотографий, если их предварительно выбрать в верхнем окне.

Разные типы проекций панорамы

На вкладке "Projection (Проекция)" вы можете выбирать различные типы проекций панорамы, например вы можете выбрать что-нибудь экзотическое, что позволит ей выглядеть довольно необычно.

Режимы вывода панорамы
  • Exposure corrected, low dynamic range (Коррекция экспозиции, узкий динамический диапазон)
  • Exposure fused from stacks (Сначала сведение экспозиций, затем объединение)
  • Exposure fused from any arrangement (Сначала объединение, затем сведение экспозиций)

Как показала практика, первый режим работает лучше других двух других. К сожалению он не всегда доступен из вкладки "Assistant (Ассистент)", но его все равно можно вызвать через , на вкладке "

Не в первый раз уже спрашивают, как/чем сшивать панорамы. Я тоже не так давно задался этим вопросом, ибо PTGui своими косяками задрал уже давно, а всё время сшивать в фотошопе муторно, очень уж много уходит времени и усилий. Само собой, существует великое множество программ и рецептов для сшивки панорам. Тут уж каждый сам выбирает что ему по душе, поэтому я могу рассказать только о том, что подошло мне.

Меня интересовали в основном круговые панорамы (сферические как-то не прижились). Так вот, оказалось, что помимо приснопамятного PTGui, на первых страницах результатов Яндексе присутствует в основном только , где используется связка Pano2VR + Microsoft ICE. Естественно, я опробовал этот рецепт, и результатом также остался несколько недоволен. А вот на третьей-четвёртой странице пошли ссылки на менее известные программы, и одна из них реально пришлась по вкусу. Со мной такое вообще-то редко бывает, но это действительно крепко сбитый немецкий натурпродукт. Во-первых, практически всё автоматом, настраивать и подгонять почти ничего не надо - тык-тык, две минуты жужжит, результат готов. Во-вторых, почти не лажается при сшивке (PTGiu лажался постоянно - приходилось вручную сводить по точкам). В-третьих, умеет делать флэш. В-четвёртых, работает с уймой графических форматов, даже никоновский рав кушает с аппетитом. Есть и недостатки: нет откатки (то есть нельзя отменить последнюю выполненную операцию), а интерфейс только английский (русского нет), хотя для меня это особой проблемы не представляет.

Программа называется PanoramaStudio 2Pro. Ищите в интернете , а я пока расскажу, как сшить в ней панораму. Для начала снимаем круговую панораму (можно и частичную, то есть меньше 360 градусов), располагая кадр вертикально. Сегменты должны быть сняты с некоторым "перехлёстом", чтобы в панораме нечаянно не образовалось "щелей", из-за которых сшивка не получится. Но при этом перехлёст не должен быть больше 50% - тогда объекты на панораме могут начать двоиться (на одной из первых панорам у меня получилось рядом два памятника Орлёнку). То же самое относится к первому и последнему кадрам - если они перехлёстываются более чем на 50%, последний кадр лучше удалить. Ниже показан исходный материал с цифровой камеры.

Запускаем программу и выбираем "Create single-row panorama" (создать панораму в один ряд).

Сшивка работает в четыре этапа: Import > Align > Render > Save.
Этап первый, загрузка картинок. Выбираем меню File > Import Images (импорт изображений).

Выделяем все исходные файлы, а затем нажимаем кнопку "Открыть".

Картинки грузятся в окно, тут их можно проскроллить и, если где-нибудь найден перехлёст более 50%, удалить лишние изображения (через контекстное меню). Этап второй - Align (выравнивание). Если это круговая панорама, выбираем "Align a 360 degree panorama", а если частичная - то "Align (partial) panorama".

После этого программа выполняет разнообразные проверки и может задать самые разные вопросы. Может, например, спросить, не уменьшить ли картинки, поскольку суммарная ширина изображения превысила максимально допустимую, или не сконвертировать ли их с меньшей глубиной цвета, чтоб меньше памяти занимали. В данном случае программа нашла различия в фокусном расстоянии - видимо, я кольцо зума нечаянно сдвинул, когда снимал. Отвечаем так, чтобы продолжить сшивку. Следующий вопрос - про линию горизонта, будем ли её регулировать. Говорим, что будем.

Красная линия - это и есть линия горизонта. Перетаскиваем её туда, где она находится на снимках. Приблизительно, особая точность не нужна.

Через минуту жужжания получаем некоторое подобие сшивки. Вот тут видим лажу - нестыковка по уровню горизонта. Я специально подобрал пример, где возникла эта проблема, чтобы показать, как её решать - на самом деле в полусотне сшитых панорам она возникла всего два раза. На то, что соседние сегменты отличаются по цвету, не смотрите - всё это будет автоматически исправлено на следующем шаге. Итак, исправляем нестыковку: Edit > Change Image Alignment (изменить выравнивание изображений).

Теперь тыкаемся в место нестыковки (стык выделяется красным) и перетаскиваем одну часть изображения относительно другой, пытаясь их совместить.

Примерно так. Полного совпадения не добиться, но оно и не нужно - после нажатия на кнопку "Done" программа снова выравнивает этот стык.

Проскрольте панораму ещё раз. Если всё нормально, нажмите "Render" (рендеринг).

Красным выделяются границы обрезки. Можно, ничего не меняя, нажать "ОК", а можно сначала поскроллить - иногда сверху-снизу удается безболезненно добавить десяток-другой пикселей.

Через минуту-две получаем практически готовую панораму. В меню Optimize можно ещё кое-что подправить при необходимости (яркость-контраст, кривые, уровни, цветовой баланс - обычный набор), но подробно я об этом рассказывать не буду, понадобится - разберётесь самостоятельно.

Последний этап - сохранение. В меню Save - три варианта: Save as image (сохраняет в виде большого JPEG-файла), Save as Flash or Java panorama (для Интернета) и Save as Screensaver/.EXE (сохраняет как экранную заставку или как EXE-файл).

Тут показано сохранение в EXE/SCR. Если экранная заставка мне без надобности (баловство это всё), то EXE - очень полезная функция, очень удобно отдать такую панораму кому-нибудь на флешке, потому что для просмотра больше ничего не надо - запускай и смотри. Из всей массы параметров здесь я настраиваю только "Panorama output size" (выходной размер), обычно выбираю 85%.

А это сохранение в виде флэшки для публикации в Интернете. Здесь "Panorama output size" нужно выбрать поменьше (я выбираю 35%), чтобы файл получился не слишком большим. И ещё - вместо Java нужно выбрать Flash.

Ну и уж до кучи, раз уж начал, расскажу как выложить такую панораму в ЖЖ. В результате сохранения получается четыре файла: html, xml, jpg и panoStudioViewer.swf. Флешка одна на все панорамы, она подгружает в себя xml и jpg. Допустим, сайт будет называться mysite.narod.ru. Вносим изменения в.xml (розовым выделено то, что нужно добавить):

Вносим изменения в.html (розовым выделено то, что нужно добавить):

Теперь файлы panoStudioViewer.swf, .xml и.jpg загружаем на сайт (все три в один и тот же каталог).

При написании поста в ЖЖ копируем из.html код, выделенный голубым, не забыв заключить его в ..., как код для видеороликов на Ютубе. И не забывайте, что панорама - это всегда трафик, поэтому обязательно, при любых условиях, убирайте её под кат.

Не знаю, зачем я так много и так подробно про это расписал, там действительно всё делается очень просто и быстро. Но вдруг кому-нибудь пригодится.

Привез с отпуска из Турции достаточно много пейзажных снимков, часть из которых предназначалась для последующей склейки в панорамные снимки.
Ну, обработал предварительно в LightRoom, и далее начал собирать в PanoramaStudio v 1.6, которой пользовался до сего момента…
И многое не получалось собрать – алгоритмы обработки не справлялись с трудностями склейки. В связи с этим встал вопрос о смене программы создания панорам.
В итоге все это вылилось в небольшое тестирование – я решил сравнить авторежим следующих программ PTGui v. 8.1.2 Pro, PanoramaStudio 2 Pro, Autopano Pro v. 1.4.2. Получились довольно интересные результаты…

Работу программ я сравнивал именно в авторежиме, так как именно в этом режиме я планирую собирать большинство панорам, так как придется сшивать много снимков, а времени мало.
Для тестирования я отобрал:

  • Три серии пейзажных снимков (горы, море, зеленя)
  • Две серии закатных снимков (много моря и еще больше неба)

Исходный материал не идеален:

  • Съемка велась без штатива, линия горизонта пляшет
  • Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»
  • Из-за использования полярика при съемке небо получилось неравномерной засветки
  • ЭФР = 28 мм, что для объектов ближнего плана давало небольшие искажения (параллакс, кажется так это называется)

1.

Итак, с первой панорамой справились все редакторы без проблем. Результат примерно одинаков и качество его вполне пристойное. Исходный материал – 3 горизонтальных снимка с большим перекрытием и сбалансированной экспозицией.

2.

Далее у нас идет этот же самый вид, но состоящий из 6 вертикальных кадров. Здесь все редакторы показали опять же достойный результат, однако, на мой субъективный взгляд, небо на панораме от PTGui получилось немного пятнистым – где светлее, где темнее. Специально не редактировал, чтобы вы могли убедиться сами:

3.

Ну и третий «горный вид», с передним планом с виде турецких кабачков. А вот здесь PanoramaStudio 2 Pro спасовала, выдав вот такую ерунду:

Хотя на самом деле должен был получится вот такой кадр:

4.

Теперь переходим к закатным снимкам. Первая панорама собиралась из 3 вертикальных кадров. Первая сложность при составлении панорамы – побороть искажения (параллакс), возникшие из-за того, что я снимал на 28 мм, задрав объектив выше линии горизонта, чтобы захватить облачка. Вторая сложность – волны на море, которые меняют свое положение во время съемки и соответственно места предполагаемого соединения кадров не совпадают. Результат, который выдал PTGui – худший — линия горизонта получилась ломаная:

PanoramaStudio 2 Pro и Autopano Pro v. 1.4.2 выдали примерно одинаковый результат, который, лишь с натяжкой можно назвать приемлемым – все же места стыка второго и третьего кадра получились неровными, линия горизонта смазалась:

5.

И на последок – примерно тот же закатный вид, но из 5 исходных снимков. PanoramaStudio 2 Pro опять не смог составить панораму, показав неудовлетворительный результат:

PTGui опять не смог четко состыковать горизонт. Autopano Pro v. 1.4.2 выдала результат более приемлемый:

Итого:

  • PanoramaStudio 2 Pro однозначно проигрывает. Да, интерфейс программы прост, сборка происходит достаточно быстро, и результат тогда, когда он получается, очень хорош… Но вот проблема в том, что результат получается далеко не всегда.
  • PTGui v. 8.1.2 Pro самый популярный на данный момент редактор панорам, мощнейшее средство для склеивания снимков, но в авторежиме работает не идеально (что в общем-то понятно).
  • Autopano Pro v. 1.4.2 – победитель тестирования – удобная программа для склеивания панорам в авторежиме. Понятный интерфейс, наличие русскоязычной (!) версии. При этом дополнительных возможностей для ручной коррекции процесс склейки тоже достаточно много (хотя в PTGui все же больше:). Пока останавливаюсь на данном редакторе и буду изучать его дополнительные возможности. Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования. Это две программы, различающиеся тем, что во второй есть возможность склейки виртуальных туров и, как следует из названия, работы с более тяжелыми изображениями в большем количестве. В остальном принцип работы Pro и Giga аналогичный.

П.с. Спросите, а где же Photoshop? Попробовал CS2 не понравилось, слабоват авторежим (нет более поздней версии Фотошопа, так как система только Windows XP SP2). С «турецкими кабачками» не справился. Хотя Александр Капитохин, например, является поклонником именно Фотошопа, раз пишет о нем в своей статье

Также про сравнения программ сборки можно почитать тут:

  • Сравнение программ для склейки панорам от Сергея Ершова

К записи "Автосклейка панорам — тестируем различные программы" оставлено 20 коммент.

    Весь фокус в том что инструмент сшивания панорам (вообще то два инструмента, совмещение и слияние) сильно улучшились в CS3, и были улучшены (насколько сильно не знаю) в CS4.

    Поскольку, я очень редко снимаю панорамы то пользуюсь для сшивкой Ps CS4. Но вообще да, если делать это серьезно то лучше что-нибудь специальное. Один из минусов сшивки больших панорам в Ps, это тормоза. Возможно зависание напрочь. Так же у меня стоит Autopano Giga 2, аналог Autopano Pro. Имхо очень профессиональная штука для панорам)

    У меня всего лишь 1 Гб оперативы и все сборщики работают достаточно долго — но "чемпион" тут Autopano — панораму из шести кадров собирал дольше 3 минут!

    А как же совершенно бесплатный и мультиплатформенный Hugin? Про него опять забыли, к сожалению… А программа очень достойная!

    > Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano
    > Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования.

    это не "схожая версия", а следующее развитие версий 1.*, в которой есть возможность "клеить" виртуальные туры. вторая версия, по моим ощущениям, клеит панорамы быстрее, но не очень выравнивает искажения. раньше панорамные снимки зданий практически сразу получались с минимальными искажениями, в версиях 2.* это не так. а в целом со статьёй согласен — Autopano лучшая из панорамных программ.

    Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»Это как? Вообще то её выравнивать типа не надо, просто выставляем выдержку/диафрагму и снимаем все кадры на фиксированной экспозиции.Кстати, если софтина не справляется со слейкой, можно ей подсказать правильные контрольные точки в нужных местах.

    Олег
    Спасибо за уточнение.
    Budarov
    Ну если autopano где-то слажает — попробуем и Hugin. Да и кроме него есть еще как минимум 5 более менее известных редакторов
    DIESEL
    Ну в общем-то благодаря торренту, я и нашел все программы
    NikLegaloff
    Не, если снимать все кадры на фиксированной экспозиции, то лажа получится, например, первый кадр будет "небо и море" и выдержка будет достаточно короткой. А следующий кадр уже с горами — при сохранении параметров экспозиции кадр получится недосвеченным. Вот и приходится щелкать на автомате, а потом в LightRoom по гистограмме выравнивать экспозицию.

    kolor autopano giga — лучшая имхо, только в настройках нужно прецизионный режим указать нужно…

Недавно я приехал из отпуска, который провёл в солнечной Турции, и привёз оттуда много красивых пейзажных фотографий, некоторые из которых я создавал специально для последующего «склеивания» в панорамы.

После первичной обработки фотографий в LightRoom, я перешёл в программу PanoramaStudio v 1.6, коей пользовался до сих пор. Ну что сказать… Большинство снимков склеить у меня не получилось, алгоритмы склеивания явно буксовали, поэтому передо мной встал вопрос – какая программа поможет мне качественно скомпоновать панораму? В результате, практическая часть решения этого вопроса превратилась в небольшое тестирование различных программных продуктов, имеющих дело с панорамными фотографиями. Итак, я опробовал автоматические режимы склеивания таких программ, как PTGui v. 8.1.2 Pro, PanoramaStudio 2 Pro и Autopano Pro v. 1.4.2.

Работоспособность вышеуомянутых программ я сравнивал в авторежиме, поскольку именно так, я собирался собирать панорамные части в единое целое.

В качестве тестового материала, я выбрал три варианта пейзажных снимков – с растительностью, морем и горам, а также два варианта вечерних снимков с закатами солнца, морем и небом.

Съёмка была не идеальна изначально, поскольку у меня не было штатива, поэтому линия горизонта, вполне понятно, не была зафиксирована, кроме того экспозицию я выравнивал чисто интуитивно. Также, во время съёмки я использовал поляризационный фильтр, поэтому небо обладает неравномерной цветностью. Ещё я использовал ЭФР=28 мм, поэтому объекты переднего плана немного искажались (параллаксом, кажется, это называют умные люди:-)

С первой серией снимков все программы справились без особых отличий, с вполне достойным качестом. В качестве исходников использовались три горизонтальных фотографии с значительным перекрытием и равномерной экспозицией.

После этого, я снова использовал ту же серию снимков, но из шести вертикально ориентированных частей. Опять-таки, все программы справились с возложенной задачей, но, как мне кажется, в случае с PTGui небо приобрело некоторую пятнистость. Впрочем убедитесь сами:

Третий пейзаж, с видом на горные кряжи и турецкие кабачки. В этом случае, PanoramaStudio 2 Pro явно дало «в штангу»:

Тогда как в идеале должна была получиться примерно такая склейка:

Наступил черёд закатных фотографий. Данную панораму нужно было соединить из трёх вертикально-ориентированных кадров. Первая трудность, которую нужно было преодолеть – это обойти искажения, возникшие в связи с тем, что я работал на 28 мм, при этом задирал оптику выше линии горизонта, так, чтобы попало и облако. Ещё одна проблема – морские волны, которые динамично двигаются и ежесекундно меняют рельефность поверхности воды так, что нгестыковки деталей в местах склеивания снимков будут видно даже неопытным взглядом. В результате, PTGui выдал своё решение, получившееся хуже чем у всех:

PanoramaStudio 2 Pro и Autopano Pro v. 1.4.2 также предложили свои варианты, похожие между собой, но которые лишь с большой натяжкой можно было назвать хорошими. Судите сами:

Ну и наконец, очередные виды с закатом, уже из пяти снимков. Программа PanoramaStudio 2 Pro снова выдала бестолковый результат:

Аналогично поступил PTGui, который снова не смог справиться со стыковкой горизонта. Более-менее приемлемый результат выдала Autopano Pro v. 1.4.2:

Резюме:

Оказалось, что в плане автосклейки PanoramaStudio 2 Pro явно слабовато подготовлена. Согласен, её интерфейс прост и незатейлив, снимки собираются быстро и если сюжет не слишком замысловат, то результат получается довольно хорошим. Но всё же не всегда…

PTGui v. 8.1.2 Pro держит пальму первенства как мощное и заслуженно популярное средство в панорамостроении, но в автоматическом режиме он ведёт себя как слон в посудной лавке.

В принципе, победителем наших тестов можно назвать Autopano Pro v. 1.4.2. Программа обладает простым и, главное, русскоязычным интерфейсом, а также дополнительными опциями для ручной регулировки склеивания, поэтому я решил и дальше использовать её в этих целях.

Вы меня спросите, а как же Photoshop? Я пробовал версию CS2 и мне она не понравилась, режим склейки явно слабоват, например, с турецкими забегаловками эта программа не справилась. Но это чисто моё, субъективное мнение…