Быстрая разработка приложений (RAD) на сейчас. Технология быстрой разработки приложений RAD

Быстрая разработка приложений

Модель быстрой разработки приложений (Rapid Application Development) - второй пример применения инкрементной стратегии конструирования (рис. 1.5).

RAD-модель обеспечивает экстремально короткий цикл разработки. RAD - высокоскоростная адаптация линейной последовательной модели, в которой быстрая разработка достигается за счет использования компонентно-ориентированного конструирования. Если требования полностью определены, а проектная область ограничена, RAD-процесс позволяет группе создать полностью функциональную систему за очень короткое время (60-90 дней). RAD-подход ориентирован на разработку информационных систем и выделяет следующие этапы:

q бизнес-моделирование. Моделируется информационный поток между бизнес-функциями. Ищется ответ на следующие вопросы: Какая информация руководит бизнес-процессом? Какая генерируется информация? Кто генерирует ее? Где информация применяется? Кто обрабатывает ее?

q моделирование данных . Информационный поток, определенный на этапе бизнес-моделирования, отображается в набор объектов данных, которые требуются для поддержки бизнеса. Идентифицируются характеристики (свойства, атрибуты) каждого объекта, определяются отношения между объектами;

q моделирование обработки. Определяются преобразования объектов данных, обеспечивающие реализацию бизнес-функций. Создаются описания обработки для добавления, модификации, удаления или нахождения (исправления) объектов данных;

q генерация приложения. Предполагается использование методов, ориентированных на языки программирования 4-го поколения. Вместо создания ПО с помощью языков программирования 3-го поколения, RAD-процесс работает с повторно используемыми программными компонентами или создает повторно используемые компоненты. Для обеспечения конструирования используются утилиты автоматизации;

q тестирование и объединение. Поскольку применяются повторно используемые компоненты, многие программные элементы уже протестированы. Это уменьшает время тестирования (хотя все новые элементы должны быть протестированы).

Рис. 1.5. Модель быстрой разработки приложений

Применение RAD возможно в том случае, когда каждая главная функция может быть завершена за 3 месяца. Каждая главная функция адресуется отдельной группе разработчиков, а затем интегрируется в целую систему.

Применение RAD имеет- и свои недостатки, и ограничения.

1. Для больших проектов в RAD требуются существенные людские ресурсы (необходимо создать достаточное количество групп).

2. RAD применима только для таких приложений, которые могут декомпозироваться на отдельные модули и в которых производительность не является критической величиной.

3. RAD не применима в условиях высоких технических рисков (то есть при использовании новой технологии).

Спиральная модель

Спиральная модель - классический пример применения эволюционной стратегии конструирования.

Рис. 1.6. Спиральная модель: 1 - начальный сбор требований и планирование проекта;

начальных требований; 4 - анализ риска на основе реакции заказчика; 5 - переход

к комплексной системе; 6 - начальный макет системы; 7 - следующий уровень макета;

8 - сконструированная система; 9 - оценивание заказчиком

Как показано на рис. 1.6, модель определяет четыре действия, представляемые четырьмя квадрантами спирали.

1. Планирование - определение целей, вариантов и ограничений.

2. Анализ риска - анализ вариантов и распознавание/выбор риска.

3. Конструирование - разработка продукта следующего уровня.

4. Оценивание - оценка заказчиком текущих результатов конструирования.

Интегрирующий аспект спиральной модели очевиден при учете радиального измерения спирали. С каждой итерацией по спирали (продвижением от центра к периферии) строятся все более полные версии ПО.

В первом витке спирали определяются начальные цели, варианты и ограничения, распознается и анализируется риск. Если анализ риска показывает неопределенность требований, на помощь разработчику и заказчику приходит макетирование (используемое в квадранте конструирования). Для дальнейшего определения проблемных и уточненных требований может быть использовано моделирование. Заказчик оценивает инженерную (конструкторскую) работу и вносит предложения по модификации (квадрант оценки заказчиком). Следующая фаза планирования и анализа риска базируется на предложениях заказчика. В каждом цикле по спирали результаты анализа риска формируются в виде «продолжать, не продолжать». Если риск слишком велик, проект может быть остановлен.

В большинстве случаев движение по спирали продолжается, с каждым шагом продвигая разработчиков к более общей модели системы. В каждом цикле по спирали требуется конструирование (нижний правый квадрант), которое может быть реализовано классическим жизненным циклом или макетированием. Заметим, что количество действий по разработке (происходящих в правом нижнем квадранте) возрастает по мере продвижения от центра спирали.

Достоинства спиральной модели:

1) наиболее реально (в виде эволюции) отображает разработку программного обеспечения;

2) позволяет явно учитывать риск на каждом витке эволюции разработки;

3) включает шаг системного подхода в итерационную структуру разработки;

4) использует моделирование для уменьшения риска и совершенствования программного изделия.

Недостатки спиральной модели:

1) новизна (отсутствует достаточная статистика эффективности модели);

2) повышенные требования к заказчику;

3) трудности контроля и управления временем разработки.

RAD-технология (Rapid Application Development ) – это технология бы­строго создания приложений на основе прототипирования и использо­вания графического пользовательского интерфейса GUI (Graphical User Interface ).

RAD-технология не в состоянии обеспечивать разработку сложных продуктов, содержащих много фрагментов, программирование кото­рых занимает более двух недель. Эта технология ориентирована ско­рее на разработку достаточно простого заказного программного обес­печения, чем на индустриальное проектирование ИС.

Решения почти всех проблем, связанных с разработкой небольших ИС, достигаются с применением признанной во всем мире RAD-технологии. Она заключается в том, что организуется так называемая RAD-группа из 6-7 человек, состоящая из руководите­ля, системного аналитика и 4-5 программистов, которым даются четкие планы на весь период разработки проекта со сроками от 1 до 2 недель.

Основой этой технологии является спиральная модель создания ИС (рис. 6.1). Как видно на рисунке, разработка идет по спирали, проходя не­однократно все 4 стадии разработки ИС.

Рисунок 6.1 – Спиральная модель проектирования на основе RAD-технологии

На стадии анализа пользователи осуществляют следующие действия:

    определяют функции, которые должна выполнять система;

    выделяют наиболее приоритетные функции, требующие проработки в первую очередь;

    описывают информационные потребности. Формулирование требований к системе осуществляется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Кроме того, на данной стадии решаются следующие задачи:

    ограничивается масштаб проекта;

    устанавливаются временные рамки для каждой из последующих стадий;

    определяется сама возможность реализации проекта в заданных раз­мерах финансирования, на имеющихся аппаратных средствах и т.п. Результатом стадии должны быть:

    список расставленных по приоритету функций будущего ПО ИС;

    предварительные модели ПО.

На стадии проектирования часть пользователей принимает учас­тие в техническом проектировании системы под руководством спе­циалистов-разработчиков. Для быстрого получения работающих прототипов приложений используются соответствующие инструмен­тальные средства (CASE-средства). Пользователи, непосредственно взаимодействуя с разработчиками, уточняют и дополняют требова­ния к системе, которые не были выявлены на предыдущей стадии. На данной стадии выполняются следующие действия:

    более детально рассматриваются процессы системы;

    при необходимости для каждого элементарного процесса созда­ется частичный прототип: экранная форма, диалог, отчет, устра­няющий неясности или неоднозначности;

    устанавливаются требования разграничения доступа к данным;

    определяется состав необходимой документации.

После детального определения состава процессов оценивается количество так называемых функциональных точек (function point) разрабатываемой системы и принимается решение о разделении ИС на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработ­чиков за приемлемое для RAD-проектов время (до 3 месяцев).

Функциональная точка – это любой из элемен­тов разрабатываемой системы:

    входной элемент приложения (входной документ или экранная форма);

    выходной элемент приложения (отчет, документ, экранная форма);

    запрос (пара «вопрос/ответ»);

    логический файл (совокупность записей данных, используемых внутри приложения);

    интерфейс приложения (совокупность записей данных, переда­ваемых другому приложению или получаемых от него).

Далее проект распределяется между различными командами раз­работчиков. Опыт разработки крупных ИС показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить проект на отдельные слабо связанные по данным и функциям подсистемы. Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов. При этом необходимо обеспечить координацию веде­ния общего проекта и исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое может возникнуть в силу нали­чия общих данных и функций.

В случае использования CASE-средств это означает деление функциональной модели системы (ди­аграммы потоков данных для структурного подхода или диаграммы вариантов использования для объектно-ориентированно­го подхода.

Результатом данной стадии должны быть:

    общая информационная модель системы;

    функциональные модели системы в целом и подсистем, реализу­емых отдельными командами разработчиков;

    точно определенные интерфейсы между автономно разрабаты­ваемыми подсистемами;

    построенные прототипы экранных форм, отчетов, диалогов.

Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении системы. Данное требование обусловлено необходимо­стью избежать неконтролируемого искажения данных при передаче информации о проекте со стадии на стадию.

В отличие от имевшего место ранее подхода, при котором ис­пользовались специфические средства прототипирования, не пред­назначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неяс­ностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы. Таким образом, на следующую стадию пере­дается более полная и полезная информация.

На стадии реализации выполняется непосредственно сама быст­рая разработка приложения:

    разработчики производят итеративное построение реальной си­стемы на основе полученных на предыдущей стадии моделей, а также требований нефункционального характера (требований к надежности, производительности и т.п.);

    пользователи оценивают получаемые результаты и вносят кор­рективы, если в процессе разработки система перестает удовлет­ворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется в процессе разработки.

После окончания работ каждой отдельной команды разработчи­ков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения, а затем тестирование системы в целом. Реализация системы завершается выполнением следующих работ:

    осуществляется анализ использования данных и определяется не­обходимость их распределения;

    производится физическое проектирование базы данных;

    формулируются требования к аппаратным ресурсам;

    устанавливаются способы увеличения производительности;

    завершается разработка документации проекта.

Быстрая разработка программ

Быстрая разработка программ - технология программирования, обеспечивающая ускоренную разработку и модификацию приложений за счет использования объектно-ориентированного и визуального программирования.

По-английски: Rapid Application Development

Синонимы английские: RAD

См. также: Автоматизированное программирование

  • - - установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Быстрорастущая сельскохозяйственная культура, высаживаемая на земле, доступной только в течение короткого периода времени, например между посадками основной культуры, или – иногда – культура, высаживаемая между...

    Словарь бизнес терминов

  • - выработка стратегического замыла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта действий, состояние, обсуждение, принятие плановых, проектных,...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - 1) река в Земле Войска Донского, левый приток Донца. Берет начало во 2-м Донском округе, пересекает юго-восточный угол Донецкого и в 1-м Донском округе впадает в Донец, выше Усть-Быстрянской станицы...
  • - Иркутской губернии и уезда, правый приток реки Иркут, берет начало в хребте Хамар-Дабан, двумя истоками, вершины которых находятся в гранитных ущельях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - река в Ростовской области РСФСР, левый приток Северского Донца. Длина 218 км, площадь бассейна 4180 км2. Течёт по равнине. Питание преимущественно снеговое. В верховьях Б. и её притоки летом пересыхают...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. forme allegro...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - См. СТРОГОСТЬ -...
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОРА - МЕРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 фаст-фуд фастфуд...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 чес...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 игра...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Быстрая разработка программ" в книгах

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ 6. Для каждого аспекта электронного научения уточните следующее:? потребность в научении;? то, каким образом электронное научение удовлетворит эту потребность;? систему научения, которая будет использоваться;? содержание (в широком смысле), которое

Путь 2. Быстрая разработка приложений

автора Джестон Джон

Путь 2. Быстрая разработка приложений Большинство автоматизированных решений BPM дает возможность интерактивно конфигурировать процессы между персоналом бизнеса и техническими специалистами, когда специалисты по процессам и/или хозяева процессов садятся за стол

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ Подумайте над целесообразностью запуска формальных маркетинговых кампаний на рынке, конкретно нацеленных на внешние заинтересованные стороны. Организация даже, возможно, сочтет необходимым опубликовать свою программу

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг «Как вам, возможно, уже известно, мы получили отличную новость после того, как я направил петицию по адресу Даунинг-стрит, 10. Теперь они обещают потратить $280 млн на улучшение обедов в школьных столовых

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории Специфика деятельности в области устной истории. Разработка концепции исследования. Постановка целей. Определение задач. Направления и формы устноисторической

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 8 Разработка программ

Из книги UNIX - универсальная среда программирования автора Пайк Роб

Глава 8 Разработка программ Первоначально системе UNIX предназначалась роль среды для разработки программ. В настоящей главе мы обсудим некоторые применяемые с этой целью программные средства на примере солидной программы - интерпретатора языка программирования,

10. Классы памяти и разработка программ

Из книги Язык Си - руководство для начинающих автора Прата Стивен

10. Классы памяти и разработка программ ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕКЛАССЫ ПАМЯТИФУНКЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛПРОВЕРКА ОШИБОКМОДУЛЬНОЕ

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic 3.0

автора Волков Владимир Борисович

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0 По сравнению с eVB язык C++, безусловно, предоставляет разработчику больше возможностей. Несмотря на то что в eVB можно было сделать почти все, что можно сделать в eVC (так в этой главе будет называться eMbedded Visual C++

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0 Поскольку все сказанное о среде VC 3.0 относится в полной мере и к eVC 4.0, да и сами среды похожи друг на друга как близнецы, нет нужды снова описывать среду разработки. Использовать eVC 4.0 необходимо, если

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003 Не покривлю душой, если скажу, что мы переходим к одной из самых интересных частей книги. На самом деле, еще совсем недавно технология. NET вызывала у меня вполне законные опасения. Уж очень это все было

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Как потребители воспринимают и сравнивают цены?2. Как происходит первоначальное установление цены?3. Как происходит адаптация цен к различным рыночным ситуациям и

8.6. Разработка программ стимулирования труда

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

8.6. Разработка программ стимулирования труда Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффек-тивности труда и требований технологии.Существенная проблема в области управления производством –

Глава 5. Разработка и виды туристических программ

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 5. Разработка и виды туристических программ Изначальной функцией туристических фирм является планирование туров. В процессе выполнения этой функции создается конкурентоспособный и привлекательный туристский продукт.Для того чтобы его создать, необходимо

Один из подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ – получившая широкое распространение методология (технология) быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development) . Данная модель очень хорошо подходит к разработке учебных программ, т.к. включает в себя три составляющие:

Ø небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

Ø короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

Ø повторяющийся цикл, при котором разработчики по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Рассмотрим данную модель более подробно. Команда разработчиков должна представлять собой группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств, способных хорошо взаимодействовать с конечными пользователями и трансформировать их предложения в рабочие прототипы. Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырёх фаз (рисунок 21):

1. Анализа и планирования требований;

2. Проектирования;

3. Построения;

4. Внедрения.


На первой фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности (связи). Формулирование требований к системе осуществляется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, устанавливаются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации проекта в заданных размерах финансирования, на имеющихся аппаратных средствах и т.п.

Результатом фазы должны быть: список расставленных по приоритету функций будущей ПС; предварительная функциональная модель ПС; предварительная информационная модель ПС.

На второй фазе проектирования часть пользователей принимают участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков и, взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы . При необходимости корректируется функциональная модель, создаются частичные прототипы: экранов, отчетов, устраняющие неясности или неоднозначности. Устанавливаются требования разграничения доступа к данным . На этой же фазе происходит определение необходимой документации. После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении системы на подсистемы.

Результатом данной фазы должны быть: общая информационная модель системы; функциональные модели системы в целом и подсистем; точно определенные интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами; построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.

В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы . Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.

На третьей фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения (реализация подсистем). На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется в процессе разработки.

После окончания разработки подсистем производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы: определяется необходимость распределения данных; осуществляется анализ использования данных; производится физическое проектирование базы данных; определяются требования к аппаратным ресурсам; определяются способы увеличения производительности; завершается разработка документации проекта.

Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.

На четвертой фазе внедрения производятся обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы.

Технология RAD (как и любая другая) не может претендовать на универсальность, она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Она неприменима для разработки операционных систем; сложных расчетных программ с большим объемом программного кода и сложными уникальными алгоритмами управления; приложений, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (приложения реального времени), так как итерационный подход предполагает, что несколько первых версий не будут полностью соответствовать требованиям.

В заключение перечислим основные принципы технологии RAD:

Ø разработка приложений итерациями;

Ø необязательность полного завершения работ на каждом этапе ЖЦ;

Ø обязательное вовлечение пользователей на этапе разработки;

Ø использование прототипирования, позволяющего выяснить и удовлетворить все требования конечного пользователя;

Ø тестирование и развитие проекта одновременно с разработкой;

Ø грамотное руководство разработкой, четкое планирование и контроль выполнения работ.


Контрольные вопросы к главе 3:

1. Что такое стандартизация и сертификация программного продукта?

2. Какие существуют типы стандартов?

3. Перечислите наиболее известные стандарты жизненного цикла, которые использовались для разработки программного обеспечения?

4. Что такое жизненный цикл ПО?

5. Перечислите основные этапы жизненного цикла ПО. Что такое процесс, действие, задача?

6. Какие типы процессов и конкретные процессы вы запомнили?

7. Расскажите об основных инженерных процессах жизненного цикла ПО.

8. Что такое модель жизненного цикла ПО? Дайте определения основных понятий, связанные с понятием «модель».

9. Какие типы моделей вы знаете? В чем их преимущества, недостатки, область применимости?

10.Что вы можете сказать об особенностях каскадной модели жизненного цикла?

11.В чем отличие обобщенной каскадной модели от базовой?

12.Что вы можете сказать об особенностях спиральной модели жизненного цикла?

13.Перечислите составляющие технологии RAD. Для разработки каких типов ПО можно применять технологию RAD?

14.Опишите основные фазы жизненного цикла по технологии RAD.

15.Перечислите основные принципы технологии RAD.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аптекарь М. Д., Рамазанов С. К., Фрегер Г. Е. История инженерной деятельности. – Киев, 2003. – 204 с. : ил.

2. Арчибальд Р. Модели жизненного цикла высокотехнологичных проектов. http://www.pmprofy.ru/content/rus/107/1073-article.html

3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. – СПб. : Символ-плюс, 1999. – 321 с. : ил.

4. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. – М.: Конкорд, 1992. – 586с. : ил.

5. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное проектирование на С++. – М. : Бином, – 2001. – 558 с. : ил.

6. Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средств проектирования информационных систем. – М. : Финансы и статистика, – 1999. – 256 с. : ил.

7. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы: Пер. с англ. – М. : Мир, 1985. – 406 с.: ил.

8. Дал О., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование: Пер. с англ. – М.: Мир, 1975. – 247 с. : ил.

9. Дзержинский Ф. Я., Калиниченко И.М. Дисциплина программирования: концепция и опыт реализации методических средств программной инженерии. – М.: ЦНИИ информации и технико-экономических исследований по атомной науке и технике, 1988. – 245 с. : ил.

10. Жоголев Е. А. Технологии программирования. – М. : Научный мир, 2004. – 216 с. : ил.

11. Закон РФ № 149-ФЗ от 29.07.2006. «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// Российская газета, № 165 от 27.07.2006 г.

12. Иванова Г. С. Технология программирования: Учебник для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 320 с.: ил.

13. Калянов Г. Н. CASE: Структурный системный анализ (автоматизация и применение). – М. : «Лори», 1996. – 356 с. : ил.

14. Кораблин М. А. Программирование, ориентированное на объекты: Учебное пособие. – Самара: изд-во СГАУ, 1994. – 94 с.

15. Леоненков А. В. Самоучитель UML. – СПб: ВХВ Петербург, – 2001. – 304 с. : ил.

16. Липаев В. В. Качество программного обеспечения. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 263 с. : ил.

17. Липаев В. В. Отладка сложных программ: Методы, средства, технология. –М. : Энергоатомиздат, 1993. – 384 с. : ил.

18. Липаев В. В., Филиппов Е. Н. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. – М. : Научная книга, 1997. – 297 с. : ил.

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Мир и образование, 2006. – 1328 с.

21. Технология проектирования комплексов программ АСУ/ В. В. Липаев, Л. А. Серебровский, П. Г. Гаганов и др.; Под ред. Ю. В. Афанасьева, В. В. Липаева. – М. : Радио и связь, 1983. – 256 с. : ил.

22. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир ЛИСПа: Пер. с финск. В 2 т. Т.1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование.– М. : Мир, 1990. – 447 с. : ил.

23. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир ЛИСПа: Пер. с финск. В 2 т. Т.2: Методы и системы программирования.– М. : Мир, 1990. – 319 с. : ил.

24. Boehm B.«A Spiral Model of Software Development and Enhancement», IEEE Computer, Vol. 21, No. 5, pp. 61–72, 1988.

25. Courtois P. June 1985. On Time and Space Decomposition of Complex Structures. Communications of the ACM vol.28(6), p.596.

26. Criteria for Evaluation of Software. ISO TC97/SC7 #383.

27. Dijktra E. 1979. Programming Considered as a Human Activity. Classics in Software Engineering. New York, NY: Yourdon Press.

28. http://www.pmi.ru/glossary/.

29. http://www.staratel.com/iso/InfTech/DesignPO/ISO12207/ISO12207-99/ISO12207.htm.

30. Microsoft Corporation. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения. Учебный курс MCSD: Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000. –608 с. : ил.

31. Parnas D., Clements P., Weiss D. 1983. Enhancing Reusability with Information Hiding. Proceedings of the Workshop on Reusability in Programming. Stratford, CT: ITT Programming. p.241.

32. Rechtin E. October 1992. The Art of Systems Architecting. IEEE Spectrum, vol.29 (10), p.66.

33. Royce W.W. Managing the Development of Large Software Systems. http://facweb.cti.depaul.edu/jhuang/is553/Royce.pdf.

34. Shaw M. October 1984. Abstraction Techniques in Modern Programming Languages. IEEE Software vol.1 (4).

35. Simon H. 1982. The Sciences of the Artificial. Cambridge, MA: The MIT Press. – p.218.

36. Sommerville I. Software engineering. – Addison-Wesley Publishing Company, 1992. p.87.

37. Tesler L. August 1981. The Smalltalk Environment. Byte vol.6(8), p.142.

38. Yonezawa A., Tokoro M. 1987. Objectt-Oriented Concurrent Programming. Cambridge, MA: The MIT Press.


список терминов


В конце 2002 года московское издательство "Лори" выпустило книгу Алистера Коберна (Alistair Cockburn) "Быстрая разработка программного обеспечения". Русское название книги немного удивляет, потому что в оригинале она называется "Agile Software Development" и более правильный перевод звучал бы как "Гибкая разработка ПО". Впрочем, не будем придираться к переводчику, потому что подобных книг на русском языке еще не издавалось.

Отрасль разработки ПО достаточно молодая и активно развивающаяся. Еще формируются основные принципы разработки программ, постоянно появляются новые методологии, практики, языки программирования, новые технологии и инструменты. Все меняется очень динамично, поэтому практически невозможно создать единую правильную методологию разработки ПО. Однако до сих пор не прекращаются попытки изобрести "серебряную пулю", которая смогла бы решить все проблемы разработчиков. Возможно, к этому подталкивает наличие подобных процессов в других областях.

Возьмем, к примеру, строительство здания. В наше время строительство дома - совершенно простая задача. Все знают, какие действия надо предпринять, чтобы в итоге получился нужный дом. Процесс предсказуем. Роли четко определены. Технологии отлично известны. При разработке ПО возникают совершенно уникальные проблемы: пользователи зачастую просто не могут сказать, что же им в действительности нужно, пока не попробуют продукт в действии; требования постоянно меняются, поэтому создание солидного плана на весь проект лишено смысла; квалифицированных кадров не хватает; используемые технологии часто "сырые", а инструменты несовершенны. В таких условиях традиционные подходы к управлению проектами очень часто терпят поражение.

Периодически находились люди, которые начинали понимать проблемы создания ПО, но настоящий прорыв происходит именно теперь, после появления экстремального программирования (eXtreme Programming, www.extremeprogramming.com) и создания альянса гибкой разработки ПО (Agile Alliance, www.agilealliance.org). Гибкие методологии ломают стереотипы и полностью изменяют процесс разработки программ. Они изменяют сами принципы организации процесса.

Чем же отличаются гибкие методологии от традиционных? Можно выделить несколько основных отличий:

  • Частые поставки работающего ПО (с интервалами от двух недель до двух месяцев).
  • Приспособленность к изменениям требований, что особенно сложно сделать при традиционных способах разработки.
  • Тесное взаимодействие с представителями заказчика на протяжении всего цикла разработки.
  • Понимание важности хороших коммуникаций внутри команды, тогда как традиционные методологии редко придают коммуникациям серьезное значение.
  • Понимание и использование индивидуальных черт членов команды, в то время как традиционные методологии вообще не учитывают индивидуумов.
  • Постоянное повышение эффективности работы команды на основе регулярных оценок.
  • Стремление к простоте, что редко можно встретить в традиционных методологиях.

Многие гибкие методологии позволяют использовать сильные черты отдельно взятой команды разработчиков, потому что их можно подстроить под команду. Традиционные методологии заставляют команду подстроиться под себя.

Алистер Коберн - отличный разработчик и великолепный писатель. Он умеет ясно и последовательно излагать мысли и увлекать за собой. Так все-таки, о чем же книга? Она рассказывает о том, что каждый человек индивидуален и как использовать индивидуальность для пользы проекта. Что создание ПО представляет собой кооперативную игру изобретения и коммуникаций. Что коммуникации внутри команды крайне важны и зачастую определяют успех или неудачу проекта.

Какие бывают методологии, как они влияют на процесс разработки ПО и зачем они вообще нужны? В книгу включены крайне интересные приложения: программирование как построение теорий, применение языковых игр Витгенштейна к разработке ПО, применение методов Мусаши (самурай, живший в 17 веке и написавший книгу "Книга пяти колец") к разработке ПО.

Кроме того, в книге множество реальных примеров и диалогов, которые помогают лучше понять суть проблем разработки ПО. Существует множество мнений о вреде и пользе методологий. Книга "Быстрая разработка программного обеспечения" поможет вам найти ответы на многие вопросы.

Что действительно подкупает, так это исключительная рассудительность автора. Он никогда не заявляет, что его мнение единственно правильное, он всегда аргументирует свою точку зрения и делает это убедительно. Если вы до сих пор не особенно интересовались методологиями при разработке программного обеспечения, то после прочтения книги обязательно заинтересуетесь. Если активно интересовались, но не особенно применяли, то начнете применять.

Для управляющих проектами (Project Manager) и лидеров групп (Team Leader) книга из категории must read. Ваша эффективность, как руководителя, заметно возрастет.

Если говорить о качестве издания, то перевод достаточно хорош, за исключением термина agile. Единственный минус книги - плохая полиграфия, что не редкость для компьютерной литературы. Что удивительно, цена книги при таком качестве тоже не маленькая.

Книгу Алистера Коберна "Быстрая разработка программного обеспечения" можно приобрести в интернет-магазине www.rodina.by (www.rodina.by/book/info/go/6047.html).

Михаил ДУБАКОВ