Javascript создание таблиц с формулами.

Урок 6 - Операторы цикла: for

Хотя JavaScript не универсален и не всемогущ, не велик и не ужасен, это всё же язык программирования, и он позволяет выполнять сложные математические вычисления. Иногда возникают ситуации, когда требуется многократно выполнить программный код, пока не выполнится определённое условие. Допустим, сдать карты в пасьянсе (очень хитроумная задача). Или сложить подряд числа от 1 до 15 (простейший вариант). Для этих целей существуют операторы, которые позволяют выполнять циклы - повторяющиеся действия.

Оператор for

Его синтаксис напоминает оператор if : условие в круглых скобках, код - в фигурных. Но условие более сложное:

for (начало; область действия; шаг) {код}

Начало: здесь задаётся начальное условие, при котором оператор включается.

Область действия: границы, в которых выполняется код.

Шаг: способ продвижения цикла от начального к конечному условию.

Арифметическая прогрессия

Предположим, нам надо узнать и записать на странице сумму всех чисел подряд от 1 до 10.

Разберём:

Объявляем переменную счётчика i и переменную, собирающую знчения - x . Назначим ей нулевое значение. Все значения должны куда-то складываться, а неназначенная переменная - это Null («посмотришь на его место, и нет его»).

Начальное значение счётчика - 1. Граница - до 10 включительно, то есть меньше или равно 10. Шаг - 1 (каждое следующее целое число).

Привыкайте к специальным обозначениям. Если не помните, что такое ++ или +=, зайдите в прошлый урок и посмотрите табличку.

В коде x += i каждое новое значение счётчика приплюсовывается к переменной x .

Затем выходим из цикла и публикуем на странице итоговое значение.

А теперь чуть поинтереснее.

Вытащим на страницу все промежуточные значения счётчика. Для этого поместим document.write не выходя из цикла (то есть внутри фигурных скобок). А чтобы числа не печатались сплошной нераздельной строкой, добавим в него разделитель:

var i, x = 0; for (i = 1; i Результат:

1; 3; 6; 10; 15; 21; 28; 36; 45; 55;

А как сделать, чтобы вся строка заканчивалась, скажем, точкойх

Для этого скомбинируем этот оператор с уже известным нам оператором if...else . То есть при последнем значении i (10) у нас должна выпасть точка, при остальных - точка с запятой и пробел:

var i, x = 0; for (i = 1; i Результат:

1; 3; 6; 10; 15; 21; 28; 36; 45; 55.

Примечание: Кстати, вот оно, реальное различие методов write и writeln . Вместо пробела здесь можно применить метод writeln . Если мы запишем

Кстати, вот оно, реальное различие методов write и writeln. Вместо пробела здесь можно применить метод writeln. Если мы запишем........ ........ if (i == 10) {document.write(x + ".")} else {document.writeln(x + ";")} ........

то пробел делать не обязательно, его поставит сам метод.

Поскольку конечное значение счётчика - уже существующее условие, а не назначаемая величина, ставим сдвоенное равенство. И не запутайтесь в фигурных скобках.

Таблица умножения

А сейчас, допустим, нам захотелось вывести таблицу умножения - вот такую:

2х2=4 3х2=6 4х2=8 5х2=10 6х2=12 7х2=14 8х2=16 9х2=18
2х3=6 3х3=9 4х3=12 5х3=15 6х3=18 7х3=21 8х3=24 9х3=27
2х4=8 3х4=12 4х4=16 5х4=20 6х4=24 7х4=28 8х4=32 9х4=36
2х5=10 3х5=15 4х5=20 5х5=25 6х5=30 7х5=35 8х5=40 9х5=45
2х6=12 3х6=18 4х6=24 5х6=30 6х6=36 7х6=42 8х6=48 9х6=54
2х7=14 3х7=21 4х7=28 5х7=35 6х7=42 7х7=49 8х7=56 9х7=63
2х8=16 3х8=24 4х8=32 5х8=40 6х8=48 7х8=56 8х8=64 9х8=72
2х9=18 3х9=27 4х9=36 5х9=45 6х9=54 7х9=63 8х9=72 9х9=81
2х10=20 3х10=30 4х10=40 5х10=50 6х10=60 7х10=70 8х10=80 9х10=90

Да чтобы руками эту таблицу не форматировать и опечаток не наделать.

Давайте найдём алгоритм для составления такой таблицы.

Как мы помним из HTML , таблицы надстраиваются горизонтальными рядами , которые, в свою очередь, делятся на ячейки .

Рассмотрим содержимое первого горизонтального ряда.

Первый множитель увеличивается на единицу. Второй остаётся без изменений.

А в вертикальных столбцах - наоборот. Первый стоит на месте, а второй приращивается.

Рядов в нашей таблице девять (от 2 до 10), а колонок в каждом из них по 8 (от 2 до 9).

Попробуем сначала сформировать все через счётчик i .

var i; for (i = 2; i "); document.write("")}

Почему от 2 до 10, а не от 1 до 9?

Догадайтесь с трёх раз...

Ну конечно, мы их потом будем использовать и для значений содержимого таблицы, а оно начинается с 2х2.

Наш первый должен выглядеть вот так (× - это спецсимвол HTML для отображения «школьного» знака умножения):

2×2=4 3×2=6 4×2=8 5×2=10 6×2=12 7×2=14 8×2=16 9×2=18

То есть внутри него ещё один цикл - из .

Эти циклы можно вкладывать, как и операции с if...else . Вложим?

Для второго цикла определим счётчик j .

var i, j; // Сначала нарисуем саму таблицу. // Внутренние кавычки (внутри тэгов) можно сделать одиночными, // а можно, как здесь, воспользоваться спецсимволом (см. урок 2) document.write("

")

Таблица умножения готова. Таким же способом можно сделать, например, таблицу символов Unicode . Полезная штука. Подобные алгоритмы используются в скриптах меню или календарей.

Оператор for...in

Оператор for...in используется для анализа всех свойств объекта. В результате выполнения производится перебор свойств объекта. Переменная цикла при каждом повторении содержит значение очередного свойства. Количество повторений тела цикла равно числу свойств, определенных для объекта.

Синтаксис

For (переменная in объект) {инструкции}

переменная - переменная счётчика, как и для цикла for .

объект - любой объект JavaScript, который мы хотим «выпотрошить».

инструкции - код для тех действий, которые мы хотим произвести с объектом.

Итерация элементов массива

Что такое массивы, мы лучше узнаем через несколько уроков . Если объяснять «на пальцах», то это собрание в одном «флаконе» (объекте) маленьких «объектиков», которые мы с помощью различных кодов можем доставать из объекта-контейнера, как фокусник из цилиндра. Массивами являются некоторые встроенные коллекции документа: например, все картинки на странице - document.images , или же все ссылки - document.links .

Каждая ссылка - это отдельное свойство «большого объекта» - коллекции links . Размер всей коллекции (общее количество ссылок) тоже является её свойством. Давайте с помощью for...in пересчитаем все ссылки на данной странице.

Вообще, так сказать, «потенциальных» свойств в каждом объекте заложено очень много. И в разных браузерах эти дополнительные наборы могут отличаться. Как правило, эти «второразрядные» свойства объект не использует, и их значения являются пустой строкой или величиной null (то есть «ничто»). Но наш цикл будет добросовестно нанизывать эти километры ненужных свойств. Чтобы этого не было, мы поставим в нашей функции маленькую «заглушку» и выведем только реально существующие свойства.

Function showLinks() { var objName = "Links" var obj = document.links var i var msg = "" for (i in obj) { // Заглушка: выводим свойство только когда оно не пустое // и не null. if (obj[i] != "" && obj[i] != null) msg += objName + "[" + i + "] = " + obj[i] + "
" } document.write(msg) }

Переменная msg «нанизывает» на себя все значения свойств (если они есть) с переводом каретки (
), чтобы они располагались одно под другим. Чтобы вывести их на страницу, нужно теперь вызвать функцию:

Результат

Так вот, оказывается, сколько тут ссылок...

Дело в том, что скрипт исследует данные от начала страницы до того места, где он находится. И все последующие ссылки оказываются за пределами его внимания (подробнее см. чуть ниже).

В IE отображаются только адреса и порядковые номера ссылок, а также общее их количество. Обратите внимание: общее количество на единицу больше последнего порядкового номера, потому что нумерация с нуля.

Браузеры Mozilla и Firefox выдают ещё имена функций, которые использовались в скрипте для всплывающих меню, тем самым участвуя в образовании ссылок:

Links = function item() { }
Links = function namedItem() { }

Полезное применение

Например, мы делаем страницу с множеством ссылок на другие страницы. Но эти другие страницы ещё не готовы. Допустим, чтобы не было неприятных «битых ссылок», мы поставили на несуществующие страницы текст ссылки . Но если такая ссылка находится в самом низу длинной страницы, то при нажатии на неё документ будет перемещаться в начальную позицию, что тоже раздражает.

Примечание

Вообще-то можно этого избежать, поставив не , а .

Тогда давайте в самом конце кода страницы , перед тэгом , поставим скрипт, проверяющий атрибуты href всех наших ссылок:

var i
for (i in document.links)
{if (document.links[i].href == self.location.href + "#" )
document.links[i].href = "javascript: alert("Извините, этот материал ещё в разработке.");"}

Небольшие пояснения:

1. Когда в атрибуте ссылки href мы прописываем "#" , браузер понимает это как адрес текущей страницы с нашим значком в конце. В JavaScript адрес текущей страницы находится в конструкции self.location.href . Для поиска «забитой» ссылки необходимо включить в атрибут эту конструкцию.

Примечание

Конечно, было бы проще сразу поставить все необходимые ссылки, а потом проверить присутствие/отсутствие этих страниц на сервере. Но для этого нужно воспользоваться другими языками: JavaScript - клиентский язык.

2. Почему в самом конце? Это как раз тот случай, о котором я упоминал в уроке 1 . Браузер читает код страницы последовательно. Если его просят пересчитать ссылки, когда он ещё не прочитал их в документе (например, если он помещён в head ), то он встанет в тупик и выдаст undefined . Если его поставить в середине страницы, то он остановится там, где находится. Поэтому нужно попросить его сделать выводы, когда он уже «переварил» всю необходимую информацию.

Просмотр свойств отдельного объекта

А теперь возьмём одну из этих ссылочек (допустим, одиннадцатую) и посмотрим, из каких свойств она состоит.

Function showLinkProps() { var objName = "Links" var obj = document.links var i var msg = "" for (i in obj) { if (obj[i] != "" && obj[i] != null) msg += objName + "." + i + " = " + obj[i] + "
" } document.write(msg) }

Вызываем.

В результате мы получили полное «досье» на эту ссылку (в «Мозилле» опять же с кучей дополнительных параметров, но без некоторых свойств, которые поддерживает только IE: innerText, outerText, outerHTML).

Сейчас нам совершенно не нужны эти подробности. Просто я показал, как работает оператор for...in. Когда вы станете более опытными, то иногда понадобится вот так вот «взламывать» объекты в поисках каких-нибудь «экзотических» свойств, с которыми можно поэкспериментировать и, возможно, решить какую-нибудь нестандартную проблему.

Итак, мы узнали:

  • как работает оператор цикла for;
  • как заглянуть внутрь объекта с помощью цикла for...in.
  • А также научились:
  • выводить сообщения на помеченные ссылки.
    • арифметическая прогрессия (сумма);
    • арифметическая прогрессия (числа по порядку);
    • таблица умножения;
    • for...in: извлечение свойств из объекта

    Хотя JavaScript не универсален и не всемогущ, не велик и не ужасен, это всё же язык программирования, и он позволяет выполнять сложные математические вычисления. Иногда возникают ситуации, когда требуется многократно выполнить программный код, пока не выполнится определённое условие. Допустим, сдать карты в пасьянсе (очень хитроумная задача). Или сложить подряд числа от 1 до 15 (простейший вариант). Для этих целей существуют операторы, которые позволяют выполнять циклы - повторяющиеся действия.

    Оператор for

    Его синтаксис напоминает оператор if : условие в круглых скобках, код - в фигурных. Но условие более сложное:

    for (начало; область действия; шаг) { код}

    Начало: здесь задаётся начальное условие, при котором оператор включается.

    Область действия: границы, в которых выполняется код.

    Шаг: способ продвижения цикла от начального к конечному условию.

    Арифметическая прогрессия

    Предположим, нам надо узнать и записать на странице сумму всех чисел подряд от 1 до 10.