Социальный статус человека. Разница между социальной ролью и социальным статусом

Юрий Петрович Платонов, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status - положение, состояние) - положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) - образ, воплощенный актером.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.


Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

Самарский Государственный Экономический Университет

Реферат по социологии

Тема: Социальный статус и социальная роль

Работа выполнена

студенткой 2 курса

по специальности

Финансы и кредит – 1

Васильевой Ольгой.

Научный руководитель:

к.с.н., доцент

Данченко-Морозова Л.В.

Самара 2011

Самара 2011 2

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 3

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 7

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Понятия социального статуса и социальной роли необходимы для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них. Этим определяется актуальность темы моего реферата.

Социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.

С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций и осваивает определенные статусы. Об этом и пойдет речь в данной работе.

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Основные понятия и элементы социальной структуры общества

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком смысле термин "социальная структура" – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных групп и слоёв.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально – территориальные, этнические и иные общности и т.д.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

    этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста, расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);

    социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);

    профессионально-должностная структура (по месту и роли в общественном разделении труда);

    социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);

    социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

Статические (номинальные категории) - например, по прописке;

Реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

Массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

Групповые - малые и большие социальные группы.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Любое общество нуждается в социальных гарантиях. Социальные гарантии – это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально – экономических и социально – политических прав членов общества. Каждый индивид способен к социальной адаптации, т.е. активному приспособлению человека к новой среде. Социальная среда – это окружающие социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Выделяют два типа адаптаций:

    Активное воздействие на социальную среду. Человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

    Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Такое поведение человека называют конформным (в переводе с латинского – подобный, сообразный). Внешне выражается послушность, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Модели стратификационных систем

Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;

4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение;

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

На примере этой главы можно видеть разные модели и способы стратификации общества. В следующих двух главах я рассмотрю понятия "социального статуса" и "социальной роли", которые наиболее необходимы для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них.

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Понятие и виды социального статуса

Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми. Конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.

Мир состоит из множества позиций, находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. И входя в этот мир каждый человек стремится утвердить себя в определенной социальной позиции. Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные функциональные обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию - эта позиция называется социальным статусом.

Социальный статус – это положение, или позиция индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими и другими специфическими для данной системы признаками (пол, образование, профессия, доход и др.). В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые предоставлены ему для осуществления деятельности. Ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов.

Различают следующие виды социального статуса:

    Предписанный (естественный) – связан с рождением человека. Это прирожденный или наследуемый статус. Например, национальность, социальное происхождение.

    Достигаемый (приобретенный) – связан с активностью человека, его собственными усилиями по приобретению положения в обществе. Например, образование, профессия, квалификация и тому подобное.

    Личный – связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе).

Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.

Иерархия социальных статусов фиксируется понятиями престижа социальных позиций, занимаемых людьми, и авторитета. Авторитет – это признание людьми личных и деловых качеств человека. Престиж – это оценка обществом или социальной группой социального статуса. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности и так далее. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки - регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления.

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители
  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции
  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.
  • 9.Социологический метод э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.
  • 10.Понимающая социология м.Вебера. Понятие идеального типа.
  • 11.Социологический анализ м.Вебера и ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.
  • 12.Вклад в развитие социологии ф.Тенниса, г.Зиммеля и в.Паретто
  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители
  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.
  • 15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли.
  • 16.Основные представители российской социологии.
  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.
  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.
  • 21.Опросные и неопросные методы социологических исследований.
  • 22. Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.
  • 23.Понятие и структура социального действия.
  • 24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.
  • 25.Социальные контакты и социальное взаимодействие.
  • 26.Структура социального взаимодействия по т.Парсонсу, я.Щепаньскому, э.Берну. Типы социального взаимодействия.
  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества
  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.
  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.
  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения.
  • 31.Типы девиантного поведения.
  • 32.Стадии развития девиантного поведения. Понятие стигматизации.
  • 33.Основные подходы к определению общества. Общество и общность.
  • 34.Системный подход к рассмотрению общества. Основные сферы жизни общества.
  • 36. Понятие социальной организации.
  • 37.Структура и основные элементы социальной организации.
  • 38.Формальные и неформальные организации. Понятие бюрократической системы.
  • 39.Глобализация. Её причины и следствия.
  • 40.Концепции экономической глобализации, империализма, догоняющего развития и мировой системы.
  • 41.Место России в современном мире.
  • 42.Социальная структура общества и её критерии.
  • 43.Культурная глобализация: за и против. Понятие глокализма.
  • 44.Социальный статус и социальная роль.
  • 46.Социальная мобильность и её роль в современном обществе
  • 47.Каналы вертикальной мобильности.
  • 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.
  • 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе.
  • 50. Группа как фактор социализации личности.
  • 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» - группа о «они» - группа, малые и большие.
  • 52.Динамические процессы в малой социальной группе.
  • 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии.
  • 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива.
  • 55.Культура как социальное явление.
  • 56.Основные элементы культуры и её функции.
  • 57.Основные подходы к изучению становления личности.
  • 58.Структура личности. Социальные типы личности.
  • 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации.
  • 60.Теория конфликта р.Дарендорфа. Понятие феноменологии.
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • 44.Социальный статус и социальная роль.

    Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

      прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

      приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

      предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

    Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

    Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

    Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

    Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

    45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

    Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция. В ней личность воспринимается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определœенное место и выполняющий в соответствии с ним набор социальных функций. Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона , Т. Парсонса . Согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определœенное место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает наличие определœенных прав и обязанностей. Каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов. При этом при этом один из статусов всœегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

    Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

    В социологии существует классификация статусов на предписанные и приобретенные.

    Предписанный статус - ϶ᴛᴏ позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуᴦ. Он отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

    Приобретенный статус - ϶ᴛᴏ положение в обществе, достигнутое самим человеком.

    Личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа. Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

    С понятием ʼʼсоциальный статусʼʼ тесно связано понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ.

    Социальная роль - ϶ᴛᴏ совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, принято называть ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

    Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

    С одной стороны, это ролевое ожидание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется определœенным поведением человека исходя из его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

    С другой стороны, это ролевое исполнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется реальным поведением человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он считает соотносящимся со своим статусом.

    В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

    2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

    3) оценка выполнения предписанной роли;

    4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

    Любая роль не является ʼʼжесткойʼʼ моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Социальные статусы и роли. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные статусы и роли." 2017, 2018.

  • - Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

    Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция. В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним... .


  • - Социальные статусы и роли

    Факторы формирования личности. Социализация Понятие личности в социологии 1. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе...

  • Введение

    1. Социальные статусы

    1.1 Значение термина «статус»

    1.2 Виды статусов

    2.1 Понятие социальной роли

    2.2 Структура социальной роли

    3. Социальный контроль. Социальные нормы

    3.1 Понятие социального контроля

    3.2Элементы социального контроля

    3.2.1 Понятие социальной санкции

    3.2.2 Понятие социальной нормы

    3.2.3 Виды социальных норм

    3.3 Типы и формы социального контроля

    Заключение

    Список используемой литературы


    Введение

    Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).

    Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.

    Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.

    Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.

    В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса и социальной роли.


    1. Социальные статусы.

    1.1 Значение термина «статус»

    Социальный статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

    Существует два основных значения термина «статус»:

    1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.

    2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.

    Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

    1.2 Виды статусов

    Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

    В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

    Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

    Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.

    Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно.

    Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе негр - представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

    Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

    Поясняющий пример

    Приписываемый статус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особой предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.

    Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский - только мужская должность.

    Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща - это мать-в-законе, тесть - отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

    В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

    Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

    Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.


    2. Социальные роли и их структура

    2.1 Понятие социальной роли

    Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

    Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).

    Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

    Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

    Из ролевого ожидания (экспектации) и