Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней. Перегрузка мозга симптомы

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличивает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение создает помехи нашей способности «думать». Одни люди реагируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию.

Рациональное поведение, как правило, зависит от непрерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собственных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой человеческой способности предвидеть свое непосредственное личное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями среду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше информации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изменения и новизна в окружающей среде, тем в большей информации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информации, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Классифицируя информацию, реферируя и «кодируя» различными способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны.

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого организма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала». Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатывается, затем «выходит» в виде поступка, основанного на принятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации.

Информация определяется и измеряется в особых единицах, называемых бит. Теперь эксперименты устанавливают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пианино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мнениях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во–первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во–вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении. Представим себе, например, рабочего сборочного конвейера на фабрике, производящей детские кубики. Его работа - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента конвейера движется с умеренной скоростью, у него не возникает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуждать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет работать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, путаться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускорения движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из нескольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число нажатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый–красный–красный–зеленый нажми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый–голубой–желтый–зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабатывать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы. Подобные эксперименты были проведены для того, чтобы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, говорить отдельные фразы, решать головоломки, а также выполнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что–либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не просто из–за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти эксперименты обнаружили также, что чем больше времени давалось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять известные формы психологических и даже психических расстройств. Руководители озабочены требованиями быстрого, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным машинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д–р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний.

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - …что шизофрения (как все еще непознанный процесс, возможно, связанный с дефектом метаболизма, который усиливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации». Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по меньшей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо определить.

Что такое информационная перегрузка людей и каковы ее последствия для продуктивности? Как бороться с информационной перегрузкой?

Объемы информации, обрушивающейся на нас везде, куда бы мы ни направились, постоянно растут, и, как следствие, нам приходится впитывать и реагировать на огромное количество ненужных данных.

  • Сегодня имеется гораздо больше средств оперативной связи и доступа к данным. Мобильные телефоны, Интернет, голосовая и электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, теле- или видеоконференц-связь существенно способствуют увеличению и ускорению информационного потока.
  • Несмотря на большую доступность информации, меньше людей занимаются ее управлением. На смену секретарям и персональным ассистентам пришли ноутбуки и карманные компьютеры.
  • Все хотят получать информацию максимально быстро. Так, многие клиенты уже привыкают к тому, что сделать покупку можно за считанные минуты, просто пару раз щелкнув компьютерной мышкой. Чтобы разместить заказ, им теперь не нужно ждать, пока кипа бумаг пройдет через несколько рук.
  • Существенные изменения претерпела и организация деятельности: реализация многих проектов теперь поручается внешним исполнителям, что требует бесперебойной и оперативной связи между многочисленными группами работников. Если служебные обязанности сотрудника предполагают его участие в нескольких проектах сразу, его могут заваливать информацией со всех сторон!
  • Глобализация и дерегулирование открыли перед нами новые возможности, но вместе с тем обусловили рост конкуренции и необходимость тщательно анализировать быстро меняющийся рынок.

Основная проблема заключается в том, что нам всем приходится иметь дело с информационными потоками без какой-либо подготовки и наличия времени! Часто мы испытываем трудности с обработкой этих потоков - нас не покидает ощущение, что мы тонем в них, изо всех сил стараясь выкраивать время на более важные задачи.

  • Каков масштаб проблемы?

Многие из нас осознают, что для того чтобы хорошо выполнять свою работу, нужно уметь управляться с потоком информации, однако на обработку огромных объемов данных требуется все больше и больше времени.

Его нехватка приводит к стрессу, а иногда - и к полному истощению (см. статью о том, ). Согласно результатам исследования, проведенного Reuters, две трети менеджеров имеют повышенное давление, а треть - разного рода проблемы со здоровьем, обусловленные информационной перегрузкой.

  • Каков результат?

Информационная перегрузка является одной из основных причин стресса на работе. Он, в свою очередь, влияет на все аспекты нашей жизни, поскольку проявляется, среди прочего, в виде необоснованной тревоги, проблем с кратковременной памятью, снижения концентрации внимания и ухудшения навыков принятия решений.

Информационная перегрузка и методы борьбы с ней

#1 Возьмите проблему под контроль. Управление информацией, как и планирование времени, требует прежде всего дисциплинированности. Чтобы держать все под контролем, вам нужно решить для себя, сколько времени вы готовы тратить на ее обработку.

Прежде всего, определите свои ограничения и создайте личную систему управления информацией. Это может быть установка четких временных рамок в отношении просмотра электронных сообщений и ответов на них, поручение работы с ними своему ассистенту или написание ответов только на те, которые представляют для вас интерес.

Сформулируйте ряд критериев, позволяющий вам фильтровать их поток. Даже если случайно вы упустите что-то важное, не беспокойтесь: действительно важная информация так или иначе попадет в поле вашего зрения.

Неплохо было бы избавиться от информации, на которую вы тратите время понапрасну.

К примеру, вы можете попросить удалить вас из перечня сотрудников вашей компании, которым рассылаются по большей части бесполезные электронные сообщения «для всех»; направить запрос на хороший фильтр спама в ИТ-департамент или же попросить предоставлять вам только краткую сводку по слишком длинным протоколам совещаний или отчетам.

#2 Рационально подходите к поиску информации. При поиске информации помните о « »: 20% того, к чему вы получили доступ, содержит 80% необходимой вам информации.

Сейчас на нас обрушивается такой поток информации, что боязнь упустить что-то из виду побуждает нас просматривать бесконечное количество данных, на что, естественно, уходит масса времени.

Помните, что до появления интернета людям приходилось принимать решения в условиях частичной информированности и это считалось одним из управленческих навыков. Старайтесь наряду с приобретением знаний развивать интуицию – и то, и другое сослужит Вам хорошую службу.

В рамках нового рационального подхода к поиску знаний выделите для себя основные места поиска информации и приучите себя заходить только туда. Вам уже известны качественные сайты, специализирующиеся на Вашей сфере деятельности, так зачем же тратить время на посещение чего-то еще?

Просматривайте только данные, имеющие отношение к Вашей работе, проекту или потенциальному решению. Не забывайте о принципах планирования времени, поскольку они тоже являются эффективным средством борьбы с информационной перегрузкой.

В большинстве случаев все необходимые данные Вы черпаете на нескольких основных сайтах, так что не стоит тратить время на поиск новых. Помните, что чем конкретнее Ваши поиски, тем эффективнее они будут – большую часть необходимой информации Вы получаете в первые 10-15 минут.

#3 Научитесь говорить «нет». Старайтесь не выполнять функций поисковой машины для тех, кому-то лень самому это сделать. Если Вас просят о чем-то подобном, отвечайте вежливо, но вместе с тем , если Вы и без того завалены работой, не давайте ни единого намека на то, что можете выполнить такую просьбу.

#4 Ограничивайте свою доступность. Если Вы хотите, чтобы Вам не мешали во время небольшой передышки, отключайте мобильный телефон или же включайте переадресацию звонков на голосовую почту. Это поможет Вас после решить, кому перезвонить и когда. Те, кому необходимо срочно с Вами связаться, найдут способ, как это сделать.

#5 Научитесь выбрасывать ненужное. Имейте смелость выбросить бумаги с данными или удалить файлы, если они Вам уже не нужны.

Существуют следующие типичные ошибки при попытке справиться с информационной перегрузкой.

#1 Вы погружаетесь в детали. Погружение в детали имеющейся информации – зачастую напрасная трата времени. Люди часто опасаются, что упустят из виду что-то важное, если не просмотрят все доступные источники. Не поддавайтесь соблазну изучать всю информацию, которая появляется на экране вашего компьютера или попадает на ваш рабочий стол.

#2 Вы не расставляете приоритеты. Определение степени значимости полученной информации позволит вам экономить целые часы, и к тому же вы вполне можете делегировать часть работы по ее обработке одному из членов своей команды, пояснив, на чем следует сосредоточиться и что бы вы хотели получить.

Не забудьте дать своему коллеге четкие указания и назначить срок выполнения, но постарайтесь при этом не усугублять его информационную перегрузку!

#3 Вы никогда не «отключаетесь». Неумение «отключиться» от информационного потока может обусловить чрезмерное напряжение и пере­утомление. У вас может повыситься кровяное давление, ухудшатся мыслительные способности, вы можете полностью исчерпать свой запас терпения.

Подобно тому как организму необходим отдых, в нем нуждается и разум - и не только во время сна. Практика показывает, что применение таких методик, как медитация или йога, укрепляет здоровье, улучшает память и стимулирует творческие способности, а также способствует повышению продуктивности и улучшению самочувствия.

Если же эти методики вас не привлекают, попробуйте другие расслабляющие занятия, как то слушание музыки, чтение или легкие физические упражнения. Полезно все, что дает возможность разуму немного отдохнуть.

Таким образом, информационная перегрузка — довольно серьезная проблема, распространенная в самых разных областях жизнедеятельности человека. Чтобы поддерживать высокую работоспособность, она требует пристального внимания, дисциплины и последовательно применяемых мероприятий.

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличи­вает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение со­здает помехи нашей способности «думать». Одни люди реа­гируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию 10 .

Рациональное поведение, как правило, зависит от не­прерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собствен­ных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой челове­ческой способности предвидеть свое непосредственное лич-

ное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями сре­ду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точ­ность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше инфор­мации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изме­нения и новизна в окружающей среде, тем в большей ин­формации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информа­ции, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Класси­фицируя информацию, реферируя и «кодируя» различны­ми способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны".

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого орга­низма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала»*. Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатыва­ется, затем «выходит» в виде поступка, основанного на при­нятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации**.

* по которому проходит информация. - Примеч. пер.

** или выходных действий. - Примеч. пер.

Информация определяется и измеряется в особых еди­ницах, называемых бит*. Теперь эксперименты устанавли­вают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пиа­нино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мне­ниях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во-первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во-вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Представим себе, например, рабочего сборочного кон­вейера на фабрике, производящей детские кубики. Его ра­бота - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента кон­вейера движется с умеренной скоростью, у него не возни­кает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуж­дать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет рабо­тать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, пу­таться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо

* Бит есть величина информации, необходимая для того, чтобы сделать выбор между двумя равносильными (т. е. равно­вероятными. - Примеч. пер.) решениями типа альтернативы. Количество битов, на которое должно превышать выбираемое решение, удваивается.

больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускоре­ния движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из не­скольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число на­жатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый-красный-красный-зеленый на­жми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый-голубой-желтый-зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабаты­вать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы 12 .

Подобные эксперименты были проведены для того, что­бы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, го­ворить отдельные фразы, решать головоломки, а также вы­полнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что-либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не про­сто из-за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти экспери­менты обнаружили также, что чем больше времени дава­лось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять изве­стные формы психологических и даже психических рас-

стройств. Руководители озабочены требованиями быстро­го, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным ма­шинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность лю­дей думать и действовать существенно ослаблена воздей­ствием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во вре­мя сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешествен­ников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д-р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно зая­вил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать... ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная пере­грузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний 13 .

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не со­единяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормаль­ных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фи­гур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наво­дят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описыва­ет эксперименты, в которых использовались тесты на ассо­циации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на

две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа ра­ботала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыст­ряющегося поступления информации. Испытуемые, нахо­дящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реак­ции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме 14 .

Аналогичные эксперименты, проводившиеся психоло­гами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным бо­лее тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения вре­мени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - ...что шизофрения (как все еще непознанный процесс, воз­можно, связанный с дефектом метаболизма, который уси­ливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом... испытывают трудности при получении информации, входящей с обыч­ными скоростями, точно так же как нормальные люди ис­пытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают та­кие же ошибки, какие делают нормальные люди при уско­ренных темпах поступления информации».

Короче, Миллер доказывает, что механизм человечес­кого поведения ломается под действием перегрузки инфор­мацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изме­нений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адап­тироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми

ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабаты­вать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по мень­шей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо опре­делить.

– способы отгородиться от ненужной, избыточной информации.

Актуальность

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что современный человек тонет в избытке информации. Помимо того, что много информации приходится впитывать по работе и учебе, хобби и в во время общения с друзьями, нас непрестанно вовлекают в потоки информации, которые мы не заказывали и не просили – френдовские ленты, реклама, спам и многое другое.

Чем мешает информационная перегрузка

Общеизвестно, что информационная перегрузка вызывает стресс, повышенную утомляемость, ухудшения сна, нарушения аппетита и т.д. однако это еще не все. Информационная перегрузка мешает нам достигать намеченного. Как?

  • Из-за непрерывного потока информации мы быстрее устаем, а утомляемость снижает нашу продуктивность и наши результаты.
  • Избыток информации подрывает нашу мотивацию в достижении целей. Например, вы хотели бы выучить иностранный язык, однако реально понимаете, после из-за информационной перегрузки в вас «не влезет» ни одного нового слова.
  • Избыток информации заставляет нас скользить по информации поверхностно. Вспомните, когда вы в последний раз вдумчиво читали книгу? Трудно работать с информацией вдумчиво, если привык только пробегаться глазами.
  • Все, что мы читаем, с чем знакомимся, не оказывает на нас почти никакого воздействия. Мы прочитали статью, но не успели ее обдумать, и уже читаем следующую. Таким образом, информация входит и выходит, не принося нам абсолютно никакой пользы.

Как избежать информационной перегрузки

Первым делом, первым делом – самолеты…

Начинайте свой день с самых важных дел, с ваших целей, с решения вопросов, которые являются ключевыми, основополагающими в достижении вами успеха. Не заходите в интернет, пока не сделаете все основное, то, что делает успешность вашего дня. Не позволяйте интернету мешать достижению ваших целей.

Отгородитесь от ненужной информации

Удаляйте спам, даже не заглядывая в него, не ходите по ссылкам, не прокручивайте френд-ленту. В большинстве своем люди публикую полную ерунду – фотографии своих завтраков и обедов, смешные вывески, селфи, возмущения по поводу чего-нибудь и восторги по поводу чего-нибудь. Если у вас есть парочка друзей, ленты которых вас вдохновляют, ходите конкретно к ним на страницу в свободное время, когда все дела будут закончены.

Поиск информации

Поисковик – не лучший инструмент для поиска информации. В ссылках, которые он вам выдаст, можно утонуть. Ищите копилки ссылок на тематических сайтах. Например, вы ищете хорошие сайты для изучающих итальянский язык. На просмотр каждого сайта с целью выяснить, насколько он хороший, у вас уйдет очень много времени. Полезнее было бы потратить его на сам итальянский язык. На некоторых тематических сайтах есть подборки ссылок с характеристикой функций и возможностей сайтов. Просмотрев такой список за 2 минуты, вы получите внятное представление о том, что есть на том или ином сайте. Например, paroladelgiorno.com – это сайт, подписавшись на рассылку которого вы будете ежедневно получать в почту по новому слову с примерами его употребления. Speakasap.com – это сайт, где в сжатой форме, то есть за 7 уроков, представлена итальянская грамматика, упражнения озвучены носителями, есть возможность проверить себя и принять участие в итальянском марафоне. Parliamoitaliano.altervista.org - информативный сайт, посвященный итальянцам и всему итальянскому, упражнения разбиты по уровням и темам, есть аудиотексты и видеоролики, а также упражнения для самопроверки.

Избегайте многозадачности

Делайте все возможное, чтобы избежать многозадачности. Учеными доказано, что многозадачность отнимает время, которое требуется для переключения с одной задачи на другую, а потом к возвращению к брошенной задаче. Согласно данным специалистов Кaлифорнийского университетa в Ирвaйне человек тратит около 28% своего рабочего времени на прерывания, переключения и тому подобные неэффективные действия.

К тому же, многозадачность утомляет и ввергает в

Человек так привык к постоянному потоку информации, что даже не понимает, как она влияет на него, его поведение и самочувствие. Утром он проверяет новостную ленту в разных соцсетях, затем утренние новости, радио в машине и на работе, вечером — просмотр видео роликов в интернете, телепередач и сериалов. Помимо этого, нас окружают разнообразные рекламные объявления, которые борются за наше внимание, проливают тонны различных сообщений. Это состояние постоянного приема сообщений и уведомлений называется «информационная перегрузка мозга», которая несет в себе серьезные и опасные последствия.

Только несколько десятилетий назад «информация» в России была большим дефицитом. Люди жили в очень ограниченной информационной среде. И вряд ли тогда кто-то мог предположить, что в обозримом будущем человечество будет подвергаться радикально противоположной реальности — перенасыщенности сведениями, способными привести к абсолютному отстранению от мира и невозможностью справиться с простыми жизненными ситуациями без предварительного чтения стопки книг, статей и публикаций.

По словам ученых и психологов, информационная перегрузка возникает, когда объем поступающего материала, который попадает в область восприятия, значительно превышает перцептивную способность. И это приводит к всевозрастающим трудностям в принятии адекватных решений и решении проблем вокруг нас.

Как опознать информационную перегрузку

✔ Вы быстро забываете информацию, которую только что получили. Также, несмотря на то, что весь день читаете материалы в интернете или смотрите телевизор, ощущаете пустоту.

Внешней информации вокруг вас настолько много, что вместо того, чтобы помогать, она мешает вам концентрироваться на работе, делать что-то от начала до конца, не отвлекая.

✔ Появляется боязнь пропустить что-то важное, если отключаете ненужное приложение на своем телефоне или удаляете учетную запись в социальной сети.

✔ В вашем сознании постоянно крутятся бесчисленные мысли, картины, впечатления.

✔ Во время уединения более чем на 1-2 дня появляется беспокойство, отдых становятся кошмаром, а не средством расслабления.

Каждый может попасть в ловушку информационной перегрузки:

  • от бездельников, которые задаются вопросом «как убить время», до действительно активных и занятых людей, для которых чтение, изучение новых вещей и саморазвитие являются приоритетом;
  • от маленьких детей до взрослых — людей, которые просто знакомятся с бесконечными возможностями интернета и средств массовой информации — во всех их разновидностях и формах.

Особое внимание следует уделить этому синдрому студентам.

Последствия информационной перегрузки

Независимо от возраста и социального статуса она приносит с собой ряд ухудшений в работе мозга и тела в целом, что может вызвать ряд проблем: бессонницу, расстройства центральной нервной системы, проблемы с сердцем, иммунную недостаточность и т.д.

Чрезмерное количество поступающей информации негативно сказывается и на качестве производительности. Если вы честно и объективно подсчитаете, сколько часов тратите на чтение абсолютно ненужных новостей, то узнаете время, которое остается на выполнение работы (полностью сосредотачиваясь и концентрируясь). И убедитесь в том, что оно уменьшается до не значительного количества.

И последнее, но не менее важное — много информации убивает очень ценное свойство: человеческая интуиция. При рождении она очень хорошо развита, но по той или иной причине, на протяжении многих лет подавляется. И одной из причин является неразборчивый поток информации.

Как не допустить информационных перегрузок

К счастью, интуиция, производительность и здоровье могут быть возвращены в норму. Для этого необходимо установить приоритеты и придерживаться их. Признайтесь себе честно, что для вас важнее: все вопросы и новости мира или, может быть, вы сами? А может быть, ваша семья? Простая радость жизни? Если не можете найти время для действительно важных вещей, пришло время менять ситуацию.

1. Избавьтесь от избыточных источников информации. Поначалу отказаться, например, от телевизора будет трудно, но в итоге вы осознаете большую пользу этого шага. Не надо его включать «для фона» — вы сами того не замечая, утомляете свою нервную систему.

2. Обучайте и тренируйте свой мозг. Решайте кроссворды, изучайте иностранные языки, читайте художественную литературу. Это хорошо тренирует концентрацию, память и логические навыки, развивает воображение, несмотря на информационную перегрузку.

3. Выберите источники. Доверять всему, что есть в интернете и всем СМИ — это верить советам и мнениям всех окружающих людей. Если научиться фильтровать и выбирать источники информации, то, безусловно, уменьшится избыток информационного шума вокруг вас.

4. Устраивайте . В максимально возможной степени отключите приток информации на как можно более длительный период. Вначале это вызовет беспокойство и даже панику, но если вы проявите настойчивость, то добьетесь успеха и в итоге вам понравится тишина в голове. Лучше всего это делать на природе и с друзьями. Ходите на долгие прогулки, проводите живые встречи и веселитесь без телефонов, планшетов. Мир будет вращаться и без вас какое-то время. :)

5. И еще одна хитрость: пусть информация, которую вы ищете и читаете в интернете, отвечает единственному вопросу: «Чем она мне помогает?». Другими словами, следует прибегать к помощи интернета, только в случае его реальной необходимости. Нецелесообразно читать десятки сообщений на форуме (большая часть которых не имеет значения), бесцельно переходить с сайта на сайт, из блога в блог или проверять новости каждые полчаса. Пусть информация будет помощником и полезным инструментом, а не мешающим фактором для работы и саморазвития.

Сегодня можно смело констатировать то, что не только человек ищет информацию, но и информация тоже ищет человека. Она окружает нас повсюду, и мы волей-неволей начинаем впитывать ее. Таким образом происходит информационная перегрузка мозга. К счастью, мы выяснили, что с ней можно бороться.

Научитесь ставить истинные жизненные приоритеты, смотрите по сторонам — мир прекрасен и куда интереснее и познавательнее, чем картинки и чужие истории из новостной ленты.