Психологическая устойчивость личности. Новые факты в исследованиях устойчивости к стрессам

Можешь ли ты прямо здесь и сейчас назвать себя психологически сильным мужиком? И вообще, что под этим подразумевается? Ведь данное понятие не является достаточно прозрачным, так как каждый человек имеет свое определение, характеризующее это состояние души и ума.

Уверенность и спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля и , умение выдерживать стрессовые ситуации и выбирать оптимальное решение в сложный момент — все это яркие грани одного драгоценного камня, и, безусловно, каждый из нас мечтает обладать полным набором таких крутых характеристик.

Более того, мы сами всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и общаться и идти рядом по жизни желаем именно с подобными людьми. Морально устойчивый человек легко завоевывает расположение окружающих, что объясняется тем, что его сила, обозначаемая как харизма, стержень (да как угодно назови!) помогает ему сохранять хладнокровие и выдержку.

Итог один: его одобрения и дружбы ищут, он стремительно растет по карьерной лестнице, перескакивая по паре ступеней за шаг. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто поступаются своими «без боя».

Это все очень классно звучит в теории, а на деле быть психически устойчивым человеком в современном мире — задача практически невыполнимая. Бешеная динамика жизни мегаполиса и постоянный стресс лепят раздражительных, агрессивных и несдержанных людей, которые рано или поздно теряют способность трезво рассуждать и совершают под действием мощных эмоций фатальные ошибки.

— не новомодное понятие, придуманное дорогостоящими психологами, чьи слабохарактерные клиенты — их хлеб насущный.

Как в спорте, так и при боевой подготовке уроки психологической стойкости занимают лидирующие позиции. Писатель под псевдонимом «Виктор Суворов», описывая свою подготовку в спецслужбе ГРУ в 70-х годах XX века, упоминал тренировку стрессоустойчивости: человеку дается лист бумаги с каким-нибудь текстом и задание – например, обвести кружком буквы «о», подчеркнуть буквы «е», поставить галочку над буквами «а». Дается лимит времени – например, 2 минуты. Время пошло, и тут начинаются помехи. Например, включается запись, голос на которой орет: «Подчеркни «о»! Обведи «а»! Поставь галочку над «е»!» – пытаясь сбить. Либо вообще некий человек пытается вырвать лист бумаги, толкнуть под руку или сказать что-нибудь. Такой же тренировкой могут быть блиц-шахматы, в которые нужно играть с жестким лимитом времени.

И как бы не была приятна репутация импульсивного сорвиголовы, горячие парни героями бывают недолго, они могут выиграть сражение, но вот войну выигрывают люди с холодными головами.

И пусть ты никогда не будешь участвовать в военных баталиях или в сверхсекретных операциях, мы можем почерпнуть несколько уроков психологической стойкости у тех людей, которые пережили тяготы сражений и не дали тяжелым обстоятельствам сломить себя.

Эти советы отлично впишутся в твою рабочую или личную жизнь, сделав хребет стальным, а нервы железными.

1. Открытость и доверие

Человеку нужен человек. И тот кто утверждает обратное, прячась под уже мейнстримовой маской мизантропа, возможно, просто жалкий неудачник, а такая характеристика по определению — антоним психологически устойчивой личности.
Каким бы ты ни был «волком-одиночкой», поддержка родных и близких - основополагающий аспект в становлении психологической силы.

Как бы парадоксально это не звучало, если ты все держишь в себе, как, по твоему мнению, и подобает настоящему мужику, рано или поздно эта бомба, сделанная из скрытого гнева, раздражения, горечи и обиды рванет так, что мало не покажется.
Понятие моральной устойчивости отвергает такие качества, как высокомерие, гордость и недоступность.
Психологически сильные люди встречают стресс с поднятым забралом, а не бегут от него. Сила предполагает доверие к друзьям и способность обсуждать личные проблемы.

Так что, если жизнь тебя поставила не в очень приятную позу, не уходи и не замыкайся в себе. Поищи людей, которые борются с подобными ситуациями, поделись с ними своими страхами, попроси совета. Лучшие советчики в ситуации стресса - это люди, которые его уже пережили. Строй отношения с теми, кто верит в завтрашний день и не боится сложных задач. Избегай людей, которые ищут в жизни легких путей: поддержки от таких не жди.

2. Готовность к ошибкам

Когда-нибудь, когда я стану старым пердуном, я напишу свою версию того, как закаляется сталь, и первым пунктом будет способность не принимать отдельную неудачу за собственную глобальную никчемность и ненужность.
Какие примеры из жизни можно привести? Например, если ты в очередной раз потерпел , может, дело не в том, что ты уродливый, а просто нужно подтянуть твои коммуникативные навыки?

После каждой неудачи слабаки с удвоенным усилием копают яму, в которой спешат с почестями похоронить свою самооценку, поглубже, не извлекая ни одного полезного урока из полученного, пусть негативного, но все же опыта.
Сильный духом никогда не отрицает свои ошибки, не занимается самокопанием, а ищет пути решения возникнувших проблем, а это не так-то просто.

Злость и смущение – это вполне нормальная реакция на неудачи, и, чтобы преодолеть эти чувства, нужно немало потрудиться. Можно даже научиться смаковать собственные промахи, чтобы дать себе повод стать совершеннее.

Попробуй за каждое значимое занятие ставить себе оценки по десятибалльной шкале за старания. Если твой счет в какой-то области падает, вспомни про другие дела, где он высок. С помощью этого приема ты не станешь пускать под откос всю свою жизнь из-за проблем с работой или в личной жизни.

3. Мысли позитивно

Способность найти хоть малейшую каплю меда в огромной бочке дегтя — ценнейшее качество человека с сильной психологической сопротивляемостью. Ведущие психологи, опирающиеся на свою многолетнюю практику, в один голос утверждают, что люди, которые пережили серьезные трагические события, например, природные катаклизмы, катастрофы или перестрелки, восстанавливают психологический баланс гораздо быстрее, чем рядовые пациенты, жалующиеся на проблемы в работе или в семье.

Оказалось, что представшие перед лицом смерти осознавали, что получили некий положительный опыт, страшные события заставили их более внимательно относиться к своей семье и жизни в целом.
Когда кризис нагрянет, подумай, какие преимущества он тебе принес.

Предположим, ты … Но, с другой стороны, каково это каждое утро приходить в унылый офис и сидеть там от звонка до звонка? Теперь у тебя развязаны руки, и ты можешь заняться поисками чего-то более стоящего.

4. Порядок. Спорт. Дисциплина

Название пункта говорит само за себя, и в очередной раз расписывать, насколько важны организованность, четкий распорядок и посещения , мы не станем, ведь ты можешь просмотреть наш журнал и прочесть кучу крутых статей и советов на эту тему.

Просто отмечу, что под воздействием стресса накапливается агрессия, которая выражается в желании повысить голос, влезть в драку, найти повод для открытого конфликта и т.п. Эти эмоции легко могут перескакивать с душевного на физический уровень, порой такое состояние ощущается как напряжение в мышцах, вызывающее болезненную скованность в шее и спине.
Одно из эффективных средств развития морально-психологической устойчивости курсантов военных вузов — боевые единоборства.

Занятия в тренажерном зале или увлечение дадут мышцам ту разрядку, которой им не хватает, позволив выплеснуть накопившуюся агрессию.
Развитие моральной устойчивости — это способ прогнозировать, рассчитывать и смотреть на несколько ходов вперед.

И когда жизнь тебя приведет в тупик, не жри кирпичи, поддавшись безысходности, а в случае необходимости отступи, дабы потом переиграть ситуацию в свою пользу.

Развитие психологической устойчивости личности необходимо для преодоления трудных ситуаций жизни, умения спокойно анализировать и принимать решения при любых обстоятельствах. При равных условиях жизни один человек всегда остаётся спокойным и уверенным в себе, другой - постоянно переживает и ощущает влияние стресса. В чём причина, что же такое психологическая устойчивость?

Структура психологической устойчивости личности включает в себя следующие компоненты

  1. Эмоциональное равновесие - умение контролировать своё эмоциональное состояние, не доводя до нервного срыва, рациональное отношение к жизни.
  2. Постоянство жизненных ценностей , стойкость - сохранение позитивного отношения к жизни, веры в лучшее, сохранение внутреннего стержня и уверенности при любых ситуациях.
  3. Быстрое психологические восстановление, сопротивляемость - умение сохранять своё Я в стрессовой ситуации, быстро анализировать положение вещей, сохранять свободу выбора.

Дают следующее определение

Психологическая устойчивость личности - это свойство личности, приобретаемое в ходе жизни, предполагающее эффективную деятельность, которая не зависит от негативных внешних воздействий, позволяет использовать резервные силы организма.

Рассмотрим подробнее исследования психологов по вопросу психологической устойчивости личности.

Исследование психологической устойчивости личности

Развитие психологической устойчивости личности всегда было предметом исследований психологов, так как является необходимым условием для успешного саморазвития и существования в окружающей действительности.

Гештальтпсихология (К.Левин, Ф.Хоппе)

Рассматривает устойчивость личности с точки зрения построения целей. Причём целеполагание может быть, как ситуативным, так и глобальным - определение основных жизненных позиций. Основная или идеальная цель жизни определяет устойчивость личности согласно этому учению.

Таким образом, человек, имеющий чёткую направленность и стремление в жизни, всегда уверенно идёт вперёд, не тратит силы и энергию на мелкие неприятности жизни.

Психология гуманистическая (Э.Берн, К.Роджерс)

Рассматривает психологическую устойчивость в рамках своей Я-концепции. В соответствии с этой теорией, существует реальное Я и идеальное Я. Человек движется и развивается в результате стремления к своему идеальному образу, приобретая новый опыт и знания.

Психологическая устойчивость во многом зависит от успешности личности в своём развитии, уверенности в своих силах. Кроме того, в процессе жизни формируется комплекс защитных механизмов и способов преодоления трудностей, что позволяет избавиться от внутреннего дискомфорта, защититься от внешних воздействий. Всё это обеспечивает человеку потребность в безопасности.

Отечественная психология (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов)

Изучала вопрос устойчивости личности с точки зрения деятельности нервной системы, физиологических особенностей каждого человека. Исследовали бессознательные и сознательные проявления нервной системы.

Психологи выделили также понятие - эмоциональная устойчивость, которая подразумевает способность психики человека сохранять высокую активность при различных неблагоприятных факторах. Особенно это свойство проявляется в экстремальных ситуациях.

Такие ситуации могут возникать как в быту, так и в профессиональной деятельности, особенно часто проявляются в медицине, военном деле, управлении организацией.

Для эмоционально устойчивой личности характерны следующие качества

  • развитый интеллект;
  • высокий уровень коммуникационных способностей;
  • профессиональные навыки, умения;
  • устойчивость к внешним изменениям;
  • умение усилием воли контролировать поведение, эмоции;
  • самоорганизация своей деятельности.

Особое внимание уделяется самоконтролю поведения, которое проявляется на нескольких уровнях - постановка цели и реализация, анализ действий и оценка.

Определили схему поведения психологически устойчивой личности:

усиленный поиск решения - самостоятельное снижение эмоционального настроя - нормализация состояния.

Для неустойчивой личности алгоритм будет отличаться на завершающей стадии

Постановка задачи - мотивация к действию - понимание возникших трудностей - негатив в отношении к ситуации - хаотически ищется выход - увеличение осознаваемых сложностей - рост переживаний, негатива - снижение активности - уменьшение мотивации, защитная реакция.

Как видим, человек часто сам ухудшает ситуацию, накручивает своё негативное эмоциональное состояние, тормозит процесс принятия решения, поиска выхода. Важно уметь адекватно оценивать ситуацию в стрессовых условиях, стараться свести к минимуму эмоциональную окраску событий.

Важным фактором, влияющим на психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма или пессимизма. Отношение к жизни и событиям напрямую зависят от общего представления о мире, уровня самооценки и позитивного восприятия своей личности.

Если человек считает, что он невезучий и жизнь сплошное страдание, то естественно, что его окружают бесконечные проблемы и трудности. Устойчивая позитивно настроенная личность готова к трудностям и воспринимает их, как вызов, стремится найти оптимальное решение.

Наиболее существенным свойством устойчивой личности является поисковая активность, человек готов к необходимости изменения намеченных планов, оперативно действует в целях решения возникшей ситуации. Приходим к заключению - основой психологической и эмоциональной устойчивости являются личностные характеристики, особенности человека. Как же определить, спрогнозировать наличие необходимых качеств у определённого человека?

Диагностика психологической устойчивости личности

Развитие психологической устойчивости личности начинается с диагностики.

В психологии для исследования психологической устойчивости применяют следующие методики, тесты:

  1. Тест жизнестойкости С.Мадди - позволяет оценивать, какой уровень жизнестойкости личности. Это качество позволяет человеку реализоваться в обществе, несмотря на сложные условия, наличие тревожных проявлений.
  2. Шкала толерантности к неопределённости Д Мак-Лейна - определяет уровень восприятия мира, готовность к неоднозначности и непредсказуемости внешней среды, обстоятельств.
  3. Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина - направлена на создание чёткого представления об уровне основных качеств самоактуализированной личности (ценности, познавательная активность, самостоятельность, креативность, стремление к творчеству, независимость).
  4. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси - в основе этого исследования определение отношения и оценки человеком личных качеств и своих компетенций.
  5. Шкала психологического благополучия К. Рифф - позволяет оценить уровень психологического комфорта, отношения к жизни, включает такие параметры: автономность, ощущение своего воздействия на внешний мир, стремление к личностному росту, целеполагание).

Уровень эмоционального комфорта можно оценить с помощью следующих техник

  1. Методика исследования тревожности Т.Д. Спилбергера - определяет общий уровень тревожности, которая существует на постоянной основе, ситуативной тревожности.
  2. Шкала субъективного благополучия Г. Перуэ-Баду - это инструмент диагностики уровня благополучия личности, восприятия собственной жизни.

Человек может ощущать, что не в состоянии справляться спокойно с жизненными трудностями, часто испытывает психологический дискомфорт, незащищённость и эмоциональную слабость. В таком случае необходимо принимать меры для роста эмоциональной и психической устойчивости.

Способы развития психологической устойчивости

Формирование психологической устойчивости личности происходит в процессе жизни и преодоления трудностей, возникающих на пути. Сознательно повысить уровень устойчивости можно следующими способами:

  1. При возникновении сложной ситуации стараться спокойно осмыслить происходящее , возможно, всё не так уж плохо в сравнении с глобальными проблемами мира - войнами, голодом, найти положительные моменты - здоровье, семья, друзья. Всё это рациональное отношение к жизни. Если сложно думать без эмоций, то можно представить, что являетесь психологом и нужно помочь другу советом или быть его адвокатом, что бы сказали в таком случае?
  2. Думайте только о вопросах сегодняшнего дня . Д. Карнеги и другие психологи советуют жить в "отсеке одного дня". Это значит, что мы можем планировать своё будуще, но переживать о том, что не произошло - бессмысленно и вредно для человека и его организма в целом.

Прошлое - это уже перевёрнутая страница жизни, это "разлитое молоко", которое не соберёшь.

Единственное, что даёт нам прошлая жизнь - это бесценный опыт. Таким образом, существует только сегодня и вопросы, которые необходимо решать на данный момент времени.

  1. Необходимо научиться принимать неизбежное - событие уже произошло, каким способом можно улучшить ситуацию, можем ли повлиять на неё? Если ситуации не в Вашей власти - возможно только изменить к ней отношение, принять, как данность, и жить дальше. Человек может привыкнуть ко всему, даже люди-инвалиды часто ведут активную жизнь и умеют находить свою реализацию.
  2. В случае стрессовой ситуации, чувства отчаяния - не стоит позволять негативным мыслям завладеть сознанием, лучше направить силы на полезную деятельность , любая работа отвлекает разум человека. Переживания тормозят мыслительный процесс, труд - стимулирует логическое мышление. В таких случаях говорят:"я очень занят, нет времени на переживания".
  3. Полезно применять закон больших чисел в вопросах тревог о будущем. Если постоянно думаете, что может произойти неприятное событие, в первую очередь, нужно понять, какая вероятность такого происшествия, во вторую - предпринять меры для нейтрализации этого вопроса.
  4. Установить ограничитель потерь - это значит, что нельзя позволять какому-либо событию разрушать жизнь человека, всё это временно, есть более важные вещи. Внутренняя шкала ценностей поможет трезво смотреть на события жизни и спокойно их анализировать. Ограничитель можем ставить на негативные эмоции и переживания, чтобы избежать ухудшения ситуации, отношений с окружающими людьми.
  5. Овладейте тайм-менеджментом - правильное распределение времени и сил поможет быстрее справиться с задачами, избежать стрессов, излишних нагрузок.

Придерживайтесь основных правил

  • решайте вопросы в порядке их важности,
  • не откладывайте на потом решение простых вопросов, чтобы избежать их накопления,
  • правильно распределяйте обязанности, учитесь делегировать, если есть такая возможность.
  1. Философское отношение к жизни - всё идёт, как надо. Наблюдая восточных мудрецов, удивляемся их спокойствию, разумным мыслям и поступкам. Сейчас психологи всё чаще говорят, что во многом образ мыслей формирует жизнь человека. Не имея возможности влиять на происходящие события, люди по - разному относятся к ним: кто-то впадает в отчаяние, другие - наблюдают, делают выводы, действуют.

Готовность к изменениям связана с внутренним мироощущением, поэтому нужно стараться сохранять спокойное, а лучше - позитивное отношение к жизни. Негативный настрой приводит к негативным событиям в жизни, человек самостоятельно прогнозирует неудачи.

Исследования показали, что самовнушение играет большую роль, даже на уровне физического состояния. Именно поэтому, спортсмены, политики всегда настраиваются на выступление, состязание, наполняя себя уверенностью в успехе.

Вера и психологическая устойчивость

Многие задаются вопросом, как связаны вера и психологическая устойчивость?

Наблюдения показывают, что люди различных вероисповеданий имеют более сильный внутренний стержень и спокойное отношение к жизни.

Развитие психологической устойчивости личности связано с внутренним миром и верой.

При этом вера - очень широкое понятие и не всегда связана с религией. В психологии выделяют следующие концепции:

  • вера - эмоциональный феномен;
  • вера - интеллектуальное явление;
  • вера - часть воли человека.

Вера необходима человеку для жизни и деятельности.

Вера касается явлений жизни, событий, людей, социальной действительности, организаций. Все эти объекты существуют в реальном мире и получают определённую оценку человека. Мы говорим, что верим этой партии, организации, человеку. Вера связана частично с доверием, однако - это более глубокое чувство.

Синонимами веры считаются также поклонение (в религии) и стойкость, которая проявляется как устойчивость, уверенность в себе, суждениях, мировоззрении, ценностях. Стойкость может давать религия, так как вера живёт в человеке, он признаёт существование сил, что заботятся о нём.

Такую же устойчивость даёт и внутренняя картина мира, если человек уверен в своих силах, чувствует поддержку близких людей. Существует вера иррациональная - вера в Бога, абсолютные силы, мировой разум и рациональная - вера в себя, людей в целом. Рациональная вера основывается на собственном опыте жизни, своих независимых убеждениях, умозаключениях.

Вера иррациональная считает отличным механизмом защиты человека от проблем и тревог, некоторые психоаналитики утверждают, что большинство проблем и заболеваний можно излечить путём обретения религиозного мировоззрения. Однако каждый человек решает самостоятельно, как верить и во что.

Главное, что вера необходима для обретения внутреннего спокойствия, это очень важная установка личности, она даёт человеку внутренние силы для успешной деятельности и преодоления препятствий жизни. Религию в жизни человека может заменять общество, семья, внутренние ценности, наука и искусство.

Часто в периоды отчаяния люди начинают обращаться к Богу и высшим силам, даже ранее не верившие.

Возможно, срабатывает внутренний настрой, перекладывание сложностей на другие высшие силы. Религия поддерживает "базальное доверие", это понятие было введено Эриксоном.

Развитие психологической устойчивости личности необходимо для успешного социального общения. Важную роль в данном случае играют уверенность человека и его поведения. Личность, уверенная в себе, легко выражает мысли, эмоции, прислушивается к мнению других людей, может рационально подходить к решению вопросов.

Противоположность - неуверенная, агрессивная личность. Способ поведения - приказы, манипуляции, обвинения, нежелание брать ответственность на себя. Агрессивность и пассивность часто вызываются враждебным отношением к окружающему миру, повышенной тревожностью. Всё это негативно сказывается на жизни человека и окружающих его людей.

Для развития уверенности в себе необходимо фиксировать внимание на позитивных достижениях, успехах в жизни, вести учёт своим победам. Следует записывать и вспоминать свои успехи в трудные периоды жизни, перед ответственными заданиями.

Кроме того, важно научиться сохранять баланс между собственным внутренним миром и окружающей средой. Человек может влиять на мир, как и наоборот, это равновесие необходимая основа устойчивой личности. Общее мироощущение и отношение к жизни формирует социальное благополучие человека, реализацию его в обществе.

Успешное социальное благополучие связано с развитием уверенности в себе, системы ценностей, приоритетов, умения справляться с различными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, развитие психологической устойчивости личности - это комплекс мероприятий, связанных с верой, мироощущением, отношением к жизни и её событиями.

Спокойствие - это великая сила, которая позволяет иначе смотреть на жизнь, находить выход в любой ситуации!

Понятие – психологическая устойчивость можно рассматривать как стабильный, твердый, прочный, крепкий. Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости относят: - способность к личностному росту, - относительная стабильность эмоций и настроения человека, - волевая регуляция человека. Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость.

Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.

14. Управление стрессами. Коппинг-стратегии.

Г.Селье впервые рассмотрел стресс. Мельник описал индивидуальные различия человека по отношению к стрессу. 6 диспозицонных типов: 1. Чистолюбивый тип (люди с сильной потребностью достижения успеха). Симптомы: боли в области сердца, усиленное кровяное давление. 2. Спокойный тип (ориентированные на прошлое мечтательные люди). Причины стресса: повышенная требовательность к профессиональной деятельности. 3. Совестливый тип (дотошные, педантичные люди). Причины: нарушение стереотипов поведения. Уязвимы к стрессу. Снизить стресс помогает помощь другим людям. 4. Неотстаивающий тип. Причины: напряжение на почве межличностных отношений. Уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип – энергичные, импульсивные, рискованные. Скучная работа вгоняет в стресс. 6. Тревожный тип – испытывают беспокойства по поводу различных неудач.

Причины: различные профессиональные дела, ответственная работа. Крайняя мера: суицидальное поведение. 3 основных стратегии преодоления стресса: -1) использование копинг- стратегий. 2) личностный рост. 3) управление изменениями. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: *эмоционально-сфокусированный копинг – направленный на регулирование отрицательных эмоций. *проблемно-сфокусированный копинг – устранение проблем.

15. Характеристика психического и психологического здоровья.

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя.

норме относятся:

1. Интеллект . Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

2. Моральный облик : чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

3. Социально привлекательное адаптивное поведение , контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.

4. Личностный оптимизм , характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

5. Эмоциональность : без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

6. Сексуальность : учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему .

Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:

Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.

Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.

Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности

7. Кудзоева, В. И. Сущностные характеристики педагогического профессионализма. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 3), С. 93-95.

8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.; Дело, 1994.

10. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический аспект): Монография - Хабаровск: Изд-во ХГПУ,

11. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. - В кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964.

12. Платонов, К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е, В. Шороховой. М, 1974.

13. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1959.

14. Сиротин, О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1972.

15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1887. - № 1. - С. 27-33.

16. Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: Ось - 89, 2006.

17. Cattell, R. В., Eber, H. W., Tatsuoka, М. М. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaign, Illinois: Institute For Personality and Ability Testing, 1970.

УДК 378.01: 371

О. Б. Дарвиш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Изучение проблемы устойчивости в психологической науке и практике приобретает особую актуальность в связи с современными социальноэкономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решении.

Изучение научной литературы свидетельствует о том, что проблеме психологической устойчивости, особенно применительно к специфическим

условиям современных социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены явно недостаточно. Возрастает потребность в теоретическом осмыслении проблемы психологической устойчивости личности как научного феномена.

Проблема устойчивости была поставлена в 1966 г. в докладе Л. И. Божович на XVIII Психологическом конгрессе. Дальнейшее развитие психологическая устойчивость получила в исследованиях, рассматривающих различные аспекты проблемы устойчивости личности: эмоциональная устойчивость (П. Б. Зильберман, В. А. Марищук, Л. В. Митина), нравственная устойчивость (В. Э. Чудновский), устойчивость форм поведения (Л. И. Божович), устойчивость в напряженных условиях, в условиях подготовки к космическим полетам (К. М. Гуревич, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, Г. Т. Береговая). Проблеме психологической устойчивости личностных конструктов в период взрослости посвящены работы В. П. Крупник, Е. Н. Лебедевой. Данные исследования так или иначе связаны с психологической характеристикой устойчивости личности.

Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. По мнению А. Н, Леонтьева, структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Им выделены три основных параметра мотивационной сферы, являющихся основанием психологической устойчивости личности: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития.

Исходя из их кумулятивного эффекта, А. Н. Леонтьев формулирует следующее положение: «.. .многообразные деятельности пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он вступает. Эти узлы иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я», иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии» . Отсюда психологическая устойчивость обеспечивается не эгоцентрической позицией «Я», а включенностью персонального «Я» в систему всеобщей взаимосвязи людей в коллективе, общине, социуме .

Психологическая устойчивость может быть понята как соразмерность стабильности и изменчивости личности. Мы согласны с точкой зрения Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедевой, изучающих личностные конструкты в период взрослости, что сложность изучения категории психологической устойчивости личности в том, что в основном она разрабатывается в рамках

парадигмальной альтернативы «стабильность (ригидность) - изменчивость (лабильность, фдексибильность)». В логике такого подхода понятие «устойчивость» подменяется понятием «стабильность»; или же понятия рассматриваются как синонимы. Такая постановка вопроса лишает категорию психологической устойчивости своего специфического содержания и создает ложную перспективу в изучении этой фундаментальной характеристики всех психических проявлений личности .

Стабильность личности рассматривается как: сохранность ее психики; некая «константа», определяющая характер поведения индивида; стабилизирующий фактор; ригидность, проявляющаяся в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости в стиле поведения. Изменчивость, как и стабильность, может определить динамику личности, способствуя ее совершенствованию, но может и вести ее к распаду, «хаосу» способа ее существования.

Психологическая устойчивость личности рассматривается ими как «... подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой. Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение» .

Результаты исследования психологической устойчивости системы личностных конструктов в период взрослости дали возможность сделать выводы о том, что основным психологическим механизмом, формирующим итоговое отношение человека к жизни, его поведение в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости от этой ситуации или свободы, является ценностно-смысловая рефлексия. В различных ситуациях возникает необходимость создания концепции жизни человека, его мировоззрения и мироощущения.

Для понимания феномена психологической устойчивости важное значение имеют теоретические концепции о психических явлениях, неосознаваемых субъективно(А. Адлер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Э. Фром). Проблема устойчивости процессов высшей нервной деятельности изучалась отечественными физиологами и психофизиологами (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов).

В исследованиях научной школы Д. П. Узнадзе (А. С. Прангишвили, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) психологическая устойчивость рассматривается во взаимосвязи с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности, что предопределяет относительную устойчивость поведения личности, поскольку в данных установках содержится модель будущего действия .

В рамках теории установки делается вывод о наличии иерархиизирован-ной многоуровневой установочной структуры, обеспечивающей психологический механизм стабилизации деятельности.

Наибольшую значимость для нашего исследования представляет классификация типов установок, предложенная А. Г. Асмоловым. Выделяя три активности человека (деятельность, действие, операция), он различает смысловую, целевую и операциональную установки. Под операциональной установкой понимается готовность субъекта к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения», опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации. Целевая установка-готовность к достижению осознаваемого предвидимого результата, определяющая направленность данного конкретного действия. Эта установка выполняет по отношению к действию избирательно-регулирующую функцию. От целевой установки зависит то, какие именно установки других уровней будут актуализированы в субъекте данной конкретной ситуации. Ведущей установкой является смысловая установка. Эта форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности. Смысловые установки определяют общую направленность и динамику протекания деятельности. Они могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы. Сдвиг смысловой установки всегда обусловлен изменением тех реальных жизненных отношений личности к действительности, которые они выражают в деятельности изменением мотивов деятельности. Содержание смысловой установки может открыться в форме «значения для меня» .

Устойчивость в исследованиях В. Э. Чудновского рассматривается как нравственная категория. Нравственную устойчивость личности он определяет как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни (в труде, межличностных отношениях) она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся более или менее длительное время) единство (Г. Г. Дилигенский).

Устойчивость - это результат активной жизнедеятельности, самоорганизации. В понимании устойчивости личности выделяются два взаимосвязанных момента: устойчивость личности как способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим

его личностным установкам; в этом случае устойчивость личности определяется степенью своей разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок; устойчивость личности как способность человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Разумеется, такое разделение несколько искусственно. Не следует забывать, что сохранение личностью своих позиций существенно обусловлено активной деятельностью субъекта по их реализации. Но такое разделение помогает выявить психологическую сущность двух разных уровней сфор-мированности личности и соответствующих им двух типов деятельности человека: а) активно-преобразующей деятельности человека относительно социальных обстоятельств; б) пассивно-приспособительной деятельности человека по отношению к этим же обстоятельствам .

Психологическая устойчивость деятельности работников образования рассматривается как синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. (Р. И. Хмелюк, 3. Н. Курлянд,

Н. А. Шевченко). Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это уметь быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных психолого-педагогических ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. Профессионально - личностная устойчивость создает реальные предпосылки для самореализации современного педагога, его творческих способностей, и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек-человек» (И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников)

Выделяются показатели психологической устойчивости: уверенность в себе как учителе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой (салюрегуляция, самоконтроль); отсутствие эмоциональной напряженно-стк, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности; наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью; нормальная утомляемость.

Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными как сложное, интегративное качество личности, характеризущесся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; «.. .как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; «..способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (Н. А. Аминов, С. А. Изюмова).

Осуществляя комплексное исследование эмоциональной устойчивости, Л. М. Митина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости учителя как проблему фрустрационной толерантности - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Эффективности педагогического труда способствует эмоциональная гибкость учителя, являющаяся интегральной характеристикой личности . Представленная авторами структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности (жесты, мимика, речь, походка, интонация и др.), которые позволяют передать не только особенности характера педагога, но и его образ мыслей, отношение к социальным ценностям, к детям, другим людям и, конечно, владеющие им переживания. Ими выделяются основные факторы развития эмоциональной гибкости педагога, представляющие собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). Психологическим условием развития эмоциональной гибкости педагога является повышение уровня самоотношения.

Психологическая устойчивость понимается как целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. В связи с этим определением в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации».

По результатам исследования (В. В. Рубцов), проведенного в Южном, Центральном, Северо-западном регионах России, выделены факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования: фактическое отсутствие «права на ошибку»; неудовлетворенность профессиональным статусом; страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости; недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег; отсутствие условий для самовыражения и самореализации; недостаток положительного стимулирования труда . В качестве основных стрессоров отмечаются «отсутствие права на ошибку», недостаток «положительного стимулирования труда». Возможные риски, присущие работникам образования, могут сняты, если они будут проявлять определенную степень устойчивости в тех или иных ситуациях. Особую актуальность приобрело исследование психологической устойчивости педагогов в современных

условиях в русле личностно-ориентированной и личностно-развивающей парадигм в образовании.

Одной из центральной проблем современной психологической науки выступает выявление соотношения классической, неклассической и постнеклассической парадигм в психологии (Б. С. Братусь, В. В. Рубцов, В. С. Степин, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, Л. В. Юревич,): классицизм исходит из представления о простых системах, неклассицизм опирается на положение о сложных саморегулирующихся системах, компонентом которых выступает человек как субъект практической деятельности и носитель общечеловеческих ценностей. Происходит «диалог» человека с миром, инициатором которого является человек, «задавая вопросы миру» (В. С. Степин).

Приоритетным для нашего исследования является разработка представлений о науке как открытой системе (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева,

Э. Г. Галажинский). Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы в целом. Устойчивость-свойство целостного организма, активность самоорганизации.

Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В. Е. Клочко выделяет признаки нового мышления, определяя понятием «трансспективный анализ». В призме трансспективного анализа психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала .

Психологическая устойчивость к трудностям проявляется в различных видах социального взаимодействия личности в разных областях деятельности.

Человек противостоит возможной деструкции, перестраивая способы деятельности, в инновационной деятельности. Усложнение системной организации человека есть способ его существования как открытой системы. Целостность этой системы возможна только как результат постоянно идущего ее преобразования, усложнения.

В феномене вдруг возникшего потока «инновационно-образовательных инициатив» проявляет себя не каузальная, а системная детерминация. Не только задача построения открытого общества стимулирует идею открытого образования. Люди становятся все более способными осознавать себя, свою человеческую сущность открытой системой. Образ жизни педагога-профессионала задает параметры жизненного пространства, а оно, обладая ценностно-смысловыми координатами («разметками»), в свою очередь, обеспечивает смысловое и ценностное наполнение образа жизни, одновременно обеспечивая избирательное и системное функционирование сознания, его

Формируя у работников образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, мы используем аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции, групповые тренинги; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах; самоанализ поведения.

Итак, проявлять устойчивость означает определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения.

Проведенное нами исследование показывает, что устойчивость имеет разные уровни, проявляется с учетом индивидуальных особенностей личности и ее активной самоорганизации.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка - М.: МГУ, 1978 - 152 с.

2. Баландин, М. М, Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников. Автореф.дис....канд.психол.наук. - М.,2003.- 22 с.

3. Божович, JI. И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1955. -212 с.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

5. Клочко, В. Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике: трансспективный анализ // Переход к Открытому образовательному пространству. - Часть 1. Феноменология образовательных технологий: Колл, монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том.ун-та,

2005. - С. 437-450.

6. Краснорядцева, О. М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося //Человек как самоорганизующаяся психологическая система.: матер, per. конф. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - с. 15-20.

7. Крупник, Е. П., Лебедева, Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. -2000. - Том 21. - № 6. - с. 12-23.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. -2-е. изд. -М,¡Политиздат, 1977.

9. Митина, Л. М., Асмаковец, Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: МПСЙ: Флинта, 2001. -192 с.

10. Рубцов, В. В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1 (6). ~С. 11-15.

11. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. /Научно-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.:Педагогика, 1981.-208 с.

Контрольная работа

Психологическая устойчивость



Введение

Психологическая устойчивость (терминология и факторы)

Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости

Диагностика психологической устойчивости

Психологическая устойчивость в практической психологии

Заключение


Введение


Современная жизнь человека наполнена различными событиями - это нормативные жизненные изменения, происходящие с большинством людей и чрезвычайные ситуации, не прогнозируемые и чаще всего нежелательные для общества и личности. Наряду с этим, количество нормативных стрессоров в жизни человека величина относительно постоянная, а так же обусловленная индивидуальными жизненными ситуациями . Количество же внешних, непрогнозируемых стрессов, связанных с техногенными, промышленными, природными катастрофами постоянно увеличивается.

Несмотря на вид и источник происхождения каждое из вышеназванных событий вызывает у человека стресс и обладает своим значением по «шкале вреда» наносимого личности. Например, чрезвычайные ситуации техногенного характера, в отличие от ситуаций природного характера, переживаются большинством людей более тяжело; пережитые в детском возрасте чрезвычайные ситуации могут стать причиной психологических трудностей, физических и психических заболеваний в последующем . В связи с этим, именно психологическая устойчивость личности становится необходимым условием сохранения физического, психического и психологического здоровья вне зависимости от пола и возраста человека.

В отечественной психологии проблема психологической устойчивости, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается такими авторами как Ю.В. Щербатых, Д.А. Леонтьев, Н.В. Гришина, К. Муздыбаев, Т.Л. Крюкова, Л.В. Куликов, И.П. Шкуратова и другими.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности .

Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.


1. Психологическая устойчивость (терминология и факторы)


Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» .

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) .

В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» - это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» - это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.

В устойчивость входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации и т.д.) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы психологической устойчивости личности.

Факторы социальной среды: факторы, поддерживающие самооценку; условия, способствующие самореализации; условия, способствующие адаптации; психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы: Отношения личности (в том числе к себе): оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям; уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; терпимость, принятие других такими, какие они есть; чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; достаточно высокая самооценка; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального);

Сознание личности: вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели); экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства: доминирование стеничных позитивных эмоций; переживание успешности самореализации; эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.

Познание и опыт: понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений); адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей.

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсах качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога и т.д.) .

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.


Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости


Одним из факторов психологической устойчивости в современной психологической науке называют - «жизнестойкость личности».

Понятие «жизнестойкость» было введено С. Мадди и С. Кобейса разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Д.А. Леонтьев, принимая во внимание междисциплинарный подход, считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности .

Необходимо обозначить компоненты, составляющие понятие «жизнестойкость» - это:

Вовлеченность (commitment) - уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем.

Контроль (control) - убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д.

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни .

Исследования взаимосвязи жизнестойкости с другими личностными составляющими выявляют широкий их круг: чувство связности, оптимизм, устойчивость, самоэффективность, увлеченность деятельностью; вместе с тем: низкая тревожность, значимые обратные корреляции с вероятностью психосоматических заболеваний, культурного шока, посттравматических расстройств, депрессии и т.д. .

Обнаруженные взаимосвязи доказывают значимость изучаемого феномена не только как диагностического критерия жизненной устойчивости личности, но позволяют выявить те, личностные составляющие над которыми необходимо работать в психоконсультационном и психокоррекционном смысле с целью достижения жизнестойкости человека.

Жизнестойкость личности поддается измерению. В настоящее время заинтересованными исследователями используется тест «Жизнестойкость личности», разработанный С. Мадди и С. Кобейса в переводе на русский язык Д. Леонтьева.

Современная отечественная наука исследует жизнестойкость личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью педагогов и психологов, сотрудников МЧС и других силовых ведомств. Вместе с тем остается малоизученным вопрос об исследовании и разработке методов повышения этого важного компонента личностной структуры обычного человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

психологический устойчивость жизнестойкость

3. Диагностика психологической устойчивости личности


Психологическую устойчивость личности возможно измерить с помощью тестовых методов (опросники, анкетирование). Методы диагностики исследуют психофизиологические и психологические составляющие устойчивости. Ряд методик используемых в повседневной работе практических психологов, представляют особый интерес.

Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест предназначен для первоначального выявления признаков психологической устойчивости, позволяет выявить отдельные личностные нарушения, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении и деятельности человека.

Тест «Жизнестойкость личности» При создании опросника жизнестойкости авторы отобрали 6 шкал разных тестов (Теста отчуждения С. Мадди, Калифорнийского теста оценки целей в жизни М. Хана, Теста личностных особенностей Д. Джексона, Теста на локус контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и надежные пункты. Исходный англоязычный вариант опросника жизнестойкости (The Personal Views Survey III-R) состоит из 18 пунктов, включающих прямые и обратные вопросы и охватывающих все три шкалы опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска). В третью, окончательную на сегодняшний день версию опросника вошли наиболее валидные и надежные пункты, причем пункты считались внутренне валидными, если они предсказывали развитие соматических заболеваний в стрессовой ситуации в течение года после измерения жизнестойкости (Maddi, 1998 b). Исследования С. Мадди и его коллег (Maddi, Khoshaba, 2001) подтвердили надежность согласованность опросника.

Методика выявление нервно-психической устойчивости человека

Методика позволяет практическому психологу комплексно осуществлять диагностику, прогнозирование и профилактику нервно-психической неустойчивости различных категорий сотрудников. Она объединяет "батарею " частных методик, включающих в себя:

методику ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии);

методику "Прогноз";

методику САН (самочувствие, активность, настроение);

методику ШС (шкала самооценки (Спид6ергера-Ханина);

методику ЛД (личностный дифференциал);

методику ЛШПТ (личностная шкала психической тревожности).

Методика дает возможность измерить уровни тревожности, депрессии, самоуважения, удовлетворенности собой, определять состояние фрустрации, подавленности, личностного дискомфорта и другие виды астеничных эмоциональных переживаний человека. Достоинством методики является то, что кроме непосредственной диагностики различных типов нервно-психической неустойчивости она позволяет прогнозировать и предупреждать данные нежелательные явления в период скрытой (латентной) фазы их развития. Особая значимость методики состоит в том, что при правильном подходе она поможет в профилактике конфликтных ситуаций, связанных с феноменами отклоняющегося поведения.

Методика определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз» и «Прогноз 2». Опросник, разработанный в Ленинградской Военно-медицинской Академии в 1985 году В.Ю. Рыбниковым и предназначенный для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Основная цель методики - определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Опросник позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека, особенно при усложнении внешней ситуации. Методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Методика «Уравновешенность нервной системы». Методика позволяет путём анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (уравновешенность).

Методика «Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость» Акцентуации характера понимаются как крайний вариант психической нормы. Данная методика рассматривает следующие диагностические шкалы: экстраверсия-интроверсия, эксплозитивная форма, психостеническая форма, шизоидная форма, истероидная форма, шкала направленности, шкала надёжности. Нервно-психическая неустойчивость объединяет в себя ряд частично патологических или предпатологических проявлений личности, они могут предрасполагать к нервным срывам или срывам психической деятельности. Сюда входит Шкала нервно-психической неустойчивости. Интерпретация составляется на основе анализа полученных в 9 бальной шкале результатов. Так же анализируются сочетания шкал между собой.

Таким образом, диагностические методики исследующие устойчивость личности представляют собой в основном варианты опросников и исследуют сознательную самооценку испытуемым изучаемого качества. Вместе с тем наблюдается дефицит проективных методов исследования, которые опирались бы на данные неосознаваемых частей личности человека и возможно давали бы более объективную информацию.


Психологическая устойчивость в практической психологии


Любой человек хотя бы раз в жизни нуждался в изменении своего психологического состояния в кратчайшие сроки для сохранения психологической устойчивости. Люди стремятся это сделать с помощью различных нехитрых средств, способствующих улучшению своего состояния. Кто-то, например, предается воспоминаниям о положительных событиях, произошедших в жизни, кто-то пытается дышать глубже и медленнее. Каждый ищет «свой» способ, и кто-то находит его самостоятельно. Как правило, одного способа не достаточно, лучше иметь в наличии несколько. Ведь ситуации бывают разными, а соответственно и способы самопомощи различны. Если вы применили «свой» способ в определенной ситуации, и он вам помог, это не означает, что в другой ситуации тот же способ даст ожидаемый результат.

Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им обрести психологическую устойчивость и успокоиться если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Такая неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей.

Более того, длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (состояние ожидания, тревоги, неизвестности, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние .

Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость - поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска - ускоряют старение. Нервные длительные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя отследить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.

Существуют классификации методов нейтрализации стресса позволяющих занять более психологически устойчивое положение при столкновении с трудной жизненной ситуацией. Одна из наиболее распространенных классификаций разделяет методы уменьшения стресса так:

.Физические методы - воздействие высокими и низкими температурами, светом различного спектра и т.д.

.Биохимические методы - фармакологические препараты, лекарственные растения, ароматерапию.

.Физиологические методы - непосредственное воздействие на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию, дыхательные техники, метод биологической обратной связи (БОС - это метод саморегуляции человека который позволяет непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них).

.Психологические методы - рациональная психотерапия (наиболее часто встречающийся метод работы, основанный на рациональных убеждениях человека), диссоциирование от стресса (мысленное изменение неприятных событий), визуализация (использование позитивных образов, путях позитивного выхода из ситуации и т.д.), НЛП (нейролингвистическое программирование - формирование условного рефлекса перехода негативного переживания в позитивное путем использования речи и определенных фраз), медитация как метод уменьшения стресса, тренинг повышения коммуникативной компетентности и совершенствования поведенческих навыков, тренинг жизнестойкости личности (формирование жизнестойких убеждений) и другие .

Вместе с тем комплексный подход, включающий использование в определенной части методов из всех частей классификации в работе над формированием или поддержанием психологической устойчивости личности является наиболее желательным и эффективным.

Важно отметить, что работа по поддержанию психологической устойчивости личности может быть как экстренной (в ситуации острой психической травмы) так и превентивной (профилактической). Экстренную психологическую помощь в случае масштабных массовых бедствий, катастроф оказывают такие экстренные службы как Центр экстренной психологической помощи МЧС России и его филиалы по все стране, экстренные телефоны доверия (молодежи, детей и т.д.). Стационарные городские, краевые и коммерческие психотерапевтические и психологические центры и службы оказывают такого рода психологическую помощь по индивидуальному запросу человека.

Целенаправленную превентивную работу по сохранению и укреплению психологической устойчивости осуществляют силовые ведомства МВД, МЧС и другие по отношению к собственным сотрудникам, где эта работа является обязательной, учитывая сложный (стрессогенный) и напряженный характер профессиональной деятельности.


Заключение


В заключение необходимо отметить, что психологическая устойчивость является чрезвычайно важной частью личностной структуры человека. Количественная и качественная характеристика формируется, вероятно, начиная с детского возраста, когда человек проходит кризисы взросления, являющиеся нормативными стрессорами, и оказывает непосредственно влияние на всю жизнедеятельность человека.

В повседневном масштабе жизни каждой отдельной личности случаются такие ситуации, которые на житейском языке называют: горе, беда, несчастье. Человек, не всегда успешно проживает их даже в ситуации нормативного стресса и с трудом адаптируется или вообще не адаптируется к новой жизненной ситуации.

Вместе с тем, психологическая устойчивость по данным науки является изменяемым фактором, на который можно воздействовать психологическими методами (консультирование, тренинги, упражнения, занятия). Таким образом, необходима целенаправленная психологическая работа с людьми разного возраста по развитию и поддержанию психологической устойчивости как важного адаптационного механизма личности.

Профессионализм психолога, к которому обращаются за помощью люди, испытывающие проблемы с психологической устойчивостью, позволяют ему распознать факторы и причины неустойчивости, подобрать адекватные и эффективные методы помощи. При этом в круг задач психолога должны входить не только терапевтическая (экстренная) но и психопрофилактическая работа, чтобы в будущем его клиент стал более психологически устойчив и сам смог справляться со своим состоянием в ходе преодоления трудных жизненных обстоятельств.

Список используемой литературы


1.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.: Изд-во СПбГУ 2006г. - 382 с.

Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005 г. - 960 с. - «Справочник практического психолога».

Никошкова Е.В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998.

Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под редакцией Р.Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер 2003. - 1096 с.: ил.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.

Словарь синонимов русского языка /Ред. Л.А. Чешко. - М., 1986.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.