Что такое сторителлинг.

Автором метода TPRS (Teaching Proficiency through Reading and Storytelling считается американский преподаватель испанского (Blain Ray), который применяет его «очно», в классах.

Метод базируется на теории «натурального подхода» и приобрел огромную популярность среди преподавателей «нетрадиционных языковых школ», тех, что учат своих студентов говорить, а не сдавать экзамены и повышать «уровни». Ты можешь почитать о методе по ссылкам. Я же расскажу, как мы его адаптировали для самостоятельного изучения испанского языка и реализовали в наших курсах.

Как запоминать, не заучивая (пассивный вокабуляр)

Использовать язык можно только, когда мы не думаем о словах. Для этого нужно привыкнуть к языку, освоить на бессознательном уровне. Но, бессознательное ненавидит списки. В них слова не связаны между собой.

Наш мозг любит контекст, любит истории. В них уже содержатся все необходимые выражения и структуры. Именно поэтому первый шаг в наших курсах – это понимание истории, в которой представлены целевые слова и структуры.

Как понять историю на слух, начиная учить язык?

Для этого мы заимствовали популярнейшую среди полиглотов технику, о которой я рассказываю в первом видео серии:

Ты наслушиваешь историю по следующей схеме:

  • Не глядя в текст.
  • Глядя в русский перевод.
  • Глядя в испанский текст
  • Повторяя и имитируя.

Твоя задача – добиться полного понимания текста на слух, и быть способным произнести его вслед за рассказчиком.

Как говорить, не задумываясь (активный вокабуляр)

Как научиться употреблять те слова, что ты уже понимаешь? Для этого мы расспрашиваем уже известную нам историю, постепенно добавляя детали. Посмотри видео о главной технике метода сторителлинг:

Техника заключается в следующем:

  1. рассказчик даёт информацию (внимательно слушай ее).
  2. задает вопросы относительно первого пункта.
  3. ты отвечаешь на вопрос.
  4. рассказчик дает свой вариант ответа.
  • можешь смотреть в текст всегда, когда потребуется;
  • можешь ставить аудио на паузу для ответа;
  • быстрый и короткий ответ (да, нет) лучше чем неуверенный;
  • не переживай насчет ошибок (это нормально);
  • можешь отвечать «про себя» или вслух (это более эффективно);
  • вначале можешь просто слушать, не пытаясь отвечать на вопросы.

Конечная цель – ответить на все вопросы уверенно, не глядя в текст.

Как мы осваиваем грамматику (точка зрения)

Все дело в том, что грамматика это не набор аксиом для заучивания, но навык, который нужно тренировать. Грамматика, по сути, это способ соединения слов в различных ситуациях, выражение фактов с различных точек зрения. Именно так мы к ней и подходим — мы рассказаем историю с различных точек зрения, а также переносим события и героев из настоящего в прошлое или будущее. Ты поймешь о чем речь, посмотрев видео:

Правила метода

Освоения языка не столько вопрос правильного материала, сколько его использования. О том, как получить от наших курсов максимум я расскажу в последнем видео серии:

1. Слушай язык каждый день.

Сила воли или энтузиазм, которые тобой двигают сейчас, очень быстро закончатся, рассчитывать на них изначально провальная миссия. Результат приносит только то, что мы делаем, не задумываясь, каждый день.

Чтобы действие вошло в привычку просто совершай его ежедневно в течение 30 дней. Направь свою силу воли не на изучение языка, а на выполнение конкретной цели «каждый день надевать наушники и слушать курс».

2.Повторяй, повторяй, повторяй.

Изучение языка по методу сториттелинг идет очень активно, но все же — это процесс и он не происходит внезапно. Качество усвоения прямо пропорционально числу повторений. Слушай каждый урок многократно.

3. Ничего не заучивай

Этого не нужно. За освоение языка отвечает не левая – сознательная часть мозга, которой мы запоминаем, а правая — наше бессознательное. Ему нужно одно – сформировать как можно больше новых связей между словами. И формируются они через повторение историй и их понимание.

Про сторителлинг стоит понимать главное: история - это не самый лучший способ передать информацию так, чтобы человек проникся и запомнил. Это единственный способ.

Зато последовательное изложение событий, то, что принято называть путешествием (путем) героя или мономифом - далеко не единственный вариант истории. Есть, как минимум, еще семь классических способов и сейчас мы поговорим о каждом из них. С примерами.

Давайте немного поиграем. Представим, что у нас есть два главных героя - Андрей и Никита. И несколько второстепенных. Никита занимается бизнесом - продает розовых слонов. Андрей тоже занимается бизнесом - он разработал и продает некую систему, которая помогает бизнесменам продавать. Про пользу этой системы мы и должны рассказать.

Это исходные условия, в рамках которых мы можем действовать так, как считаем нужным, помня о своей цели - рассказать о системе, которую продает Андрей. Но к этой цели можно идти разными путями.

Важное о буратинках

Рассказ небольшой, потратьте час времени и сто рублей, чтобы посмотреть, как автор строит интересный сюжет из самых банальных штампов: тут нам и хрупкая белокурая девушка, и ее избранник, уплывающий на шхуне, чтобы выполнить клятву умирающей матери, главный злодей, оказавшийся отцом, возлюбленная, оказавшаяся сестрой… Слезы ручьем, не могу, вот тут щемит и ёкает, принесите мне третий платок, но работает же история, работает. Истории всегда работают.

Cторителлинг – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления .

Cторителлинг это наука, сочетая такие аспекты, как управленческие, психологические.
Эффективно доносят эту информацию, и мотивируют людей на определенные поступки для достижения конкретных результатов.

Storytelling (сторителлинг) это английское слово.
В переводе на русский — рассказывание различных историй . Они бывают трогательные, смешные, выдуманные образы, реальные персонажи.

Анекдот, сказка, короткая фраза, жизненная история все это относится к разновидности сторителлинга. Еще раньше, в древности, этот способ передачи информации называли — сказительством. Порой часто слышим, что это метафоры.

В любом случаи услышанная информация проникает в подсознание человека, помогает найти правильный ответ на заданный вопрос .

В истории может присутствовать мистика, загадочность, в результате получится поучительное сказание. Подобное направление применяется как неформальное обучение людей.

Применяется сторителлинг для развития:

  • Культуры производства;
  • Передачи жизненного опыта;
  • Тренировки новых работников;
  • Бренда ценного руководителя;
  • Определенных отношений у клиентов к организации;
  • Для подкрепления в корпорации ценностей и коммуникации;
  • В виде маркетингового способа;
  • В бизнесе;
  • В психотерапии;
  • В виде маркетинговых приемов.

Сторителлинг что такое

Примерами историй могут быть рассказы разговорчивых сотрудников о том, за какие действия руководитель фирмы поощряет подчиненных, а за что лишает премии. Данные истории придумываются «на ходу», а могут быть живым, реальным примером.

Главная цель любой истории – показать на личном примере такой поступок . Следовательно, в фирме рождаются небылицы, вымысел, байки.

  • Завершающие три дня сотрудники упорно трудились перед сдачей крупного проекта. Некоторые вообще не ходили домой, дремали по очереди в кабинете начальника.
  • Директор фирмы принимал активное участие в субботнике по благоустройству места отдыха своих подчиненных.

Дэвид Армстронг стал основоположником понимания – под названием «сторителлинг». Свой метод, концепцию описал в книге «Руководство по улучшению работы», в которой рассказал о важных поступках подчиненных из жизни его компании.

С помощью психологического фактора, он придал историям окраску более выразительную, интересную и увлекательную, которая доступно ассоциируется с личным примером, чем зазубренные директивы и кодексы .

Иногда очень сложно принять ответственное решение в определенной ситуации. Мы ищем ответы в книгах, интернете. Но данная ситуация может решиться внезапно. Достаточно позвонить другу, который в свое жизни сталкивался с этой проблемой. Он очень доходчиво объяснит, процесс решения проблемы.

Такое искусство называется сказительством или сторителлингом. Подобные повествования, метафоры быстро запоминаются и сильно влияют на поведение человека. Им доверяют больше.

Основной принцип сторителлинга: понятие сути рассказа слушателем, который активизируется и обрабатывается правым полушарием в виде образов или символов. Следовательно, сторителлинг является прекрасным инструментом для работы головного мозга.

Любая история вынуждена соблюдать классический сценарий. Вначале — вступительная часть с описанием ситуации и событий. В основной, средней части рассказ, как принимали решение данной проблемы. В конце, в заключительной части – каким образом все закончилось.

История вынуждена наслаждаться триумфом, для этого содержать следующее :

  • Если живой персонаж, то гипотетический или реальный субъект. Может быть организация, а так же существо придуманное.
  • Должны в жизни персонажа произойти перемены, важные для него. Иначе история теряет смысл действительности.
  • Эмоционально насыщенная история, чтобы слушатель переживал и связывал себя с главным персонажем. Впоследствии эта история должна рассказываться другим людям, т. е. жить в их сердцах.
  • События должны быть реальными, задать ограничительные рамки т.е. указать место и время происходящего.
  • Благополучной истории нужна конкретность: реальные событие, явление, живые примеры, а не общие фразы, слова. Таким способом передаются другим работникам навыки, снижается стресс у новичков, если их преследует неудача. Или вдохновят на хорошие поступки ради своей компании и достижения карьерного роста.

Сторителлинг используется в каждой семье. Когда близкие родственники рассказывают свои приключения, истории, делятся с внуками, детьми. Сторителлинг укрепляет взаимоотношения, рождает авторитет и уважение.

Сторителлинг что это? Где применяется?

Сторителлингом пользуются копирайтеры, журналисты, писатели, которые вставляют фрагменты художественного описания. И вы невольно представляете картину этого сюжета, представляя атмосферу настоящего. Микро- пересказ способен читающего заинтересовать, побуждая читать до донца, воспринимая в ярких и живых красках.

Пример:
До поздней ночи я представляла нашу встречу с Андреем, которая состоится завтра, в 7 часов вечера после десятилетнего перерыва. И все произошло именно так, как я мечтала… Я захожу в наше кафе, немного волнуюсь. А он как всегда сидит за нашим столиком, около окна. На столе букет белых роз. Такой красивый, родной и очень желанный …

Вразумительно и красиво рассказывать необходимо выступающим перед публикой. Сторителлинг нужен: ведущим мероприятии, актерам, менеджерам компании, которых слушают затаив дыхание. Основная цель — завлекать внимание .

На вечеринку обязательно приглашают веселого и умного человека, который без проблем расскажет захватывающую байку в кругу друзей .

Существуют в настоящее время мастер- классы интересного повествования для мужского населения, где обучают их ремеслу заинтересовывать девушку своей беседой. Проводятся тренинги .

В США сторителлинг является действующей профессией . Этой профессией обучаются, существует ассоциация таких специалистов. Профессиональные работники – рассказчики работают с тяжелобольными пациентами и с помощью выдуманных или реальных историй возбуждают у больных желание продолжать жить и бороться с заболеванием.

Прочитав примеры, теперь вы не будете задавать вопрос «сторителлинг это что?».
Конечно, с помощью сторителлинга или storytelling можно заработать деньги и спасти не одну человеческую жизнь .

Процесс построения увлекательной истории

1. Контент
Ценность отличной информации – это новизна и полезность. Прежде чем начать рассказывать, стройте пирамиду ваших сведений. Сюжет подобран, представьте, чем можно дополнить, чтобы раскрыть тему интересней. Визуальное хорошее оформление дадут всесторонний и захватывающий материал.

2. Доскональное исследование
Подробная проработка любой темы отличается от поверхностной, которая называется вторичным исследованием, а не первичным. Только хороший редактор может быстро погрузиться в новую тему.

3. Украсьте красивыми картинками
Визуальная часть погружает клиента в контент, передает атмосферу, раскрывает тему.
Возможно, фотосессия, инфографика, эмбиент- видео или иллюстрация дополнить к истории.

4. Заголовок
Говорящий заголовок привлечет внимание, вызовет интерес, обозначит тему. Увеличит конверсию заголовок с цифрами, вопросом.

5. Слои чтения

Существуют слои чтения:

  1. -ый — традиционный. Вначале оценивается наработка, потом — по порядку текс читается.
  2. -ой — кросс- чтение. Читаются заголовки, или выборочными частями — врезом. Плюс тексту, если попадется чего — ни будь интересное, текст будет прочитан полностью.

6. Исключите монотонность
Подача всего материала не должна повторяться, а только в разнообразном исполнении.

7. Контраст и единство
Делайте отступы между блоками, текст легче читается. Выберите цвет и дизайн. Используйте один и тот же прием оформления.

8. Тональность текста
Достаточно одного или двух шрифтов — для придания эффектного контраста.

Сторителлингом можно пользоваться в разных сферах деятельности. Главное, чтобы результат был достойный, правдивый и приносил окружающим пользу .

Сторителлинг - искусство донесения информации с помощью рассказов и историй, которые несут в себе яркие эмоции.Его главная задача - удержать внимание зрителя с первых секунд, заинтересовать его динамикой событий, вызвать симпатию к главному герою. По сути сторителлинг похож на короткометражные фильмы: в нем тоже доносят основную идею, переплетая ее с основным сюжетом.

Впервые сторителлинг пришел к нам из Голливуда. Основоположником современного понятия стал Дэвид Армстронг - он описал свои методы взаимодействия с работниками в книге «Руководство по улучшению работы». В ней он доносил нужную информацию до читателей с помощью историй о своих подчиненных с яркой эмоциональной окраской.

Сторителлинг активно используют в маркетинге для продажи товаров и услуг, привлечения внимания, правильного позиционирования бренда и выполнения ряда других задач. Это работает: согласно исследованию Михаэля Дэвиса, люди запоминают до 65-75% информации через истории и только до 5-10% данных, полученных в формате сухой статистики. Поэтому сторителлинг - эффективный и популярный инструмент маркетинга.

На своих и сторонних сайтах . Чаще всего историю выкладывают в блог, если речь идет о сайте компании. В ней можно описать личный опыт потребления продукта, впечатления от новой услуги или решение главной боли целевой аудитории. Рассказ также можно разместить на стороннем сайте в качестве рекламы - например, на популярных ресурсах типа VC, «Хабрахабр» и других.

В социальных сетях . Здесь сторителлинг применяют чаще всего, потому что пользователи, заходя в соцсети, более настроены на отдых и готовы воспринимать любую информацию. Часто истории публикуют в формате коротких постов с картинками и ссылками на рекламируемый товар/услугу.

В видео. Их тоже размещают на сайтах компаний, в соцсетях, на крупных видеохостингах типа YouTube. Видео вызывает больше доверия по сравнению с текстом, потому что зритель видит рассказчика, визуально оценивает его, лучше воспринимает эмоции. Авторы видео часто рассказывают о себе, своей проблеме и ее решении с помощью услуги/товара. Иногда в основной рассказ вставляют душещипательные ролики, чтобы точно вызвать сильные эмоции у большинства пользователей.

На мероприятиях и вебинарах . Здесь вообще нельзя обойтись без сторителлинга. Любой спикер перед основной частью выступления рассказывает о себе, своей компании, своем проекте. В формате историй он дает понять слушателям, чем его опыт полезен и почему стоит прислушиваться к его советам.

Сторителлинг можно использовать везде - в буклетах и печатных объявлениях, в группах в социальных сетях, в Instagram, на сайтах и даже на рекламных баннерах. Главное - знать, как работать с этим форматом, и использовать правильный подход к нему в зависимости от выбранной площадки. Например, на «Хабрхабре» отлично подойдет длинный пост с исследованиями или личным мнением, а в социальных сетях лучше использовать посты средней длины с яркими эмоциями и иллюстрациями.

Как правильно рассказывать истории: техники и структура

Выбор техники рассказа полностью зависит от вашей целевой аудитории, задач сторителлинга, площадки размещения. Например:

  • в рассказе для строителей уместно сокращать вводную часть и использовать сленг - например, слова «тыщёвка», «скобоплюй», «окажушка» и другие;
  • в рассказе для молодых девушек можно делать упор на романтику: использовать сильные ассоциации, любовную историю или историю разлуки;
  • в рассказе для директоров важно подать информацию максимально четко - сделать упор не только на эмоции, но и на реальные выгоды от товара/услуги.

Чтобы найти оптимальный подход к сторителлингу, изучайте свою целевую аудиторию, экспериментируйте с разными форматами, проводите опросы. Если у вас нет времени на все это, просто поставьте себя на место вашего среднестатистического клиента и подумайте, на что он обратит внимание, что его заинтересует и что наоборот - вызовет отторжение.

Структура историй в сторителлинге практически не поддается изменениям. В ней всегда есть четыре блока:

Представление автора . Читатель должен понимать, кто перед ним - мужчина или женщина, старый или молодой человек, рабочий или руководитель. Для представления достаточно одного предложения - главное, чтобы оно соответствовало дальнейшей идее рассказа. Например, в рекламе дорожного термоса можно начать историю с представления автора как дальнобойщика, таксиста или проводника поезда - то есть человека, которому нужно долгое время сохранять высокую температуру чая или кофе.

Проблема . В этом блоке рассказчик описывает свою проблему - что с ним случилось, почему его это взволновало, зачем нужно ее устранить. Тут уместно раскрыть проблему ярко, эмоционально, сильно - так вы попадете в боли целевой аудитории и заинтересуете читателя. Например, в истории о новом приложении для знакомств уместно рассказать о том, что у автора не хватает времени на знакомства в оффлайне или он очень стеснительный, чтобы подходить к девушкам на улице.

Поиск решения . В этом блоке желательно либо уместить поиск решения в одно-два предложения, либо описать процесс развернуто с сильными эмоциями. В последнем случае вы еще сильнее затронете боли целевой аудитории. Например, в сторителлинге для альтернативных курсов английского можно рассказать о попытках учить язык самостоятельно, использовать специальные приложения или тренироваться с англоговорящими друзьями.

Решение . В этом блоке нужно рассказать о товаре/услуге и ненавязчиво упомянуть главные преимущества предложения. Расскажите, почему именно этот товар/услуга решили проблему, чем они привлекли, почему у вас остались хорошие впечатления о них. Уместно использовать УТП компании - например, в рассказе о покупке нового смартфона упомянуть скидку в 20% по акции или дополнительные бонусы при покупке, к примеру- 2 чехла на выбор в подарок. Не забудьте оставить ссылку на услугу/товар, иначе некоторые пользователи просто прочитают историю и забудут о ней. Ставьте линк на релевантную страницу с выгодным для клиента предложением и формой для заказа или обратной связи.

Пример: как создать продающую историю

Один из самых ярких примеров сторителлинга - современная телевизионная реклама. Например, возьмем рекламу оператора «Билайн» с Сергеем Светлаковым. Ее пересматривают в интернете - ролик «Фикус» набрал более 68 000 просмотров на YouTube, видео «Интернет на даче» - более 90 000 просмотров, реклама «Все за 200» - более 270 000 просмотров. В таких роликах отлично реализован формат историй. Например, в ролике « Буферизация » со Светлаковым и Михеевой рассказывают о рыцарском поединке, при этом отлично обыгрывают отношение обоих «рыцарей» к интернету: один зависает, другой всегда остается в форме.

Если бы формат телевизионной рекламы позволят делать более длинные видео, ролики были бы больше похожи на консервативный сторителлинг. Между тем ролик «Буферизация» длится всего 29 секунд, однако создатели смогли рассказать короткую историю, заинтересовать зрителя неординарной подачей и сказать о главных преимуществах предложения в конце.

Еще один хороший пример - реклама конкурентов, а именно - оператора «МТС». Ролики с участием «Квартета И» менее популярны по сравнению с рекламой с участием Сергея Светлакова, однако тоже хорошо вписываются в формат сторителлинга. Например, в видео в поддержку приложения «Мой МТС» с емким названием «Настройка» показывают четырех друзей, которые постоянно попадают в веселые ситуации.

В этом ролике трое друзей решили пошутить над четвертым и поставили ему веселую песню на гудок. Сюжет видео рассказывает историю, которую приятно смотреть - она вызывает теплые эмоции и воспоминания о дружбе. Создатели не забыли и о выгоде зрителя - прорекламировали удобство приложения в конце ролика.

Книг по сторителлингу пока не так много, как хотелось бы. Мы рекомендуем два руководства к действию:

«Сторителлинг. Как использовать силу историй». Аннет Симмонс.

«Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй». Пол Смит.

Автор рассказывает о силе историй, помогает выбрать правильный тип рассказа при общении с разным кругом лиц. В книге - более 100 примеров историй, которые можно использовать и сегодня. Примеры созданы на основе реального опыта более, чем 50 организаций по всему миру.

А вы используете сторителлинг и почему? Напишите о своем мнении в комментариях.

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам.

Что такое сторителлинг

Слово «сторителлинг» происходит от английского «storytelling», что можно перевести как «сказительство» или, в более современной интерпретации, «рассказывание историй». Сторителлинг является эффективнейшим методом донесения информации до аудитории, в котором используются поучительные, трогательные, смешные и другие истории с выдуманными или реальными действующими лицами.

Конечно, рассказывание историй нельзя назвать каким-то новым способом, однако широкой публике в качестве специального метода сторителлинг был представлен лишь в 1992 году руководителем американской компании «Armstrong International» Дэвидом Армстронгом в книге «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». Сторителлинг он рассматривал в качестве инструмента обучения новичков и улучшения показателей работы компаний.

Изначально Армстронг просто применял истории в своей деятельности, но результаты так его впечатлили, что он решил рассказать о них и своем опыте людям, что и сделал, написав вышеназванную книгу. В дальнейшем сторителлинг превратился чуть ли не в целую науку со своими психологическими и управленческими аспектами. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется и книга Аннет Симмонс «Как использовать силу историй», и ее мы тоже советуем вам почитать.

Истории вовсе не должны быть длинными. Это могут быть небольшие жизненные рассказы, метафоры, сказки, анекдоты и даже просто фразы, содержащие информацию и мотивирующие людей к совершению конкретных поступков и действий, достижению конкретных результатов и целей. Из этого можно извлечь огромную пользу для бизнеса, маркетинга, публичных выступлений, менеджмента и т.д.

Используя психологический фактор, можно придумывать красочные, выразительные, интересные и увлекательные истории, ассоциирующиеся у людей с личным примером. Информация проникает в подсознание человека, наводит на определенные мысли, помогает находить ответы на какие-то вопросы. Именно поэтому сторителлинг отлично показывает себя на практике для неформального обучения людей.

Применение сторителлинга

Сториттеллинг – искусство создания историй, традиционно использующееся писателями. Но художественной литературой область его применения далеко не исчерпывается. На сегодняшний день навык привлечения и увлечения публики историями может быть полезен педагогам, предпринимателям, журналистам, психотерапевтам, маркетологам, пиарщикам.

Интересные истории позволят убеждать людей намного сильнее, нежели самые обоснованные аргументы и мотивационные речи, перечисления возможностей и преимуществ. Поэтому сторителлинг применяется и в сфере управления персоналом, торговле, публичных выступлениях, политике. Учитывая то, что люди обожают слушать интересные истории, с их помощью достаточно просто можно подогреть интерес к рассказу.

Искусство рассказчика полезно и для формирования лояльности работников в организациях. Например, на собрании руководитель может рассказать замечательную историю о том, какой путь он прошел, каких успехов достиг, как осознал ценность миссии своей компании, а не читать сотрудникам занудную лекцию о корпоративных целях и ценностях.

Ко всему прочему истории служат прекрасной мотивацией к обучению, что еще раз свидетельствует в пользу того, что сторителлинг может стать действенным инструментом в руках воспитателей, педагогов, бизнес-тренеров и, конечно же, родителей. Подумайте сами: ведь намного интереснее, к примеру, вместе с героем какой-то истории решать какую-то задачу, чем записывать правила и пытаться их понять.

А что касается бизнес-среды и корпоративной культуры, то истории нередко служат здесь своеобразным фольклором – они существуют в полуформальной среде и помогают людям понимать, как нужно и не нужно работать, кто есть кто в команде и т.д. Не нужно забывать и о маркетинге, ведь и в нем истории играют значительную роль – позволяют людям понимать, какие проблемы решают товары и какими преимущества обладают.

А в обычном повседневном общении сторителлинг и вовсе существует столько же, сколько и человек. Тот, кто умеет классно рассказывать истории, всегда сумеет разбавить атмосферу, поднять настроение, донести свою мысль в интересной и необычной форме, произвести впечатление.

Очевидно, что область применения сторителлинга очень широка:

  • культура;
  • производство;
  • бизнес;
  • образование;
  • психотерапия;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • политика;
  • шоу-бизнес;
  • воспитание детей;
  • повседневное общение и другие сферы.

Востребованность специалистов по сторителлингу (профессиональных рассказчиков) настолько велика, что сейчас повсеместно проводятся специализированные тренинги, семинары и курсы. А в США сторителлинг вообще стал профессией, и есть даже ассоциация специалистов данного профиля.

Есть курс по сторителлингу и на 4brain. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, получить не только теоретические знания, но и сразу отработать их на практике – записывайтесь!

Популярность и востребованность навыка обусловлена тем, что сторителлинг позволяет достигать множества целей, очень важных для бизнеса, в продажах, выступлениях, писательстве и остальных областях. Перечислим лишь несколько результатов, которых можно добиться, рассказывая истории:

  • воздействие на подсознание и мышление слушателя, зрителя или читателя;
  • максимально точное донесение информации и мыслей;
  • обучение детей, подростков, студентов и взрослых;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • минимизация конфликтных ситуаций в коллективах и других группах людей;
  • упрощение взаимоотношений между людьми;
  • стимулирование к достижению новых целей, совершению определенных действий;
  • укрепление авторитета;
  • повышение продаж.

И это далеко не все. В уже упомянутых США, например, психотерапевты применяют приемы сторителлинга в работе с тяжелобольными пациентами, успешно пробуждая в них желание продолжать жить и бороться со своими недугами. Получается, что с помощью историй можно не только зарабатывать деньги, но и улучшать жизнь общества и даже спасать человеческие жизни.

Но это становится возможным лишь в том случае, если истории рассказываются правильно. Дальше мы вкратце посвятим вас в секреты этого искусства, но, кроме этого, рекомендуем обратиться к тематической литературе (Дэвид Армстронг, Аннет Симмонс и другие авторы).

Как создать увлекательную историю

Главный принцип сторителлинга заключается в том, чтобы история была понятна человеку и выстраивалась по конкретному сценарию, который поможет решить стоящую перед рассказчиком задачу.

Чтобы рассказ был эффектным и привел к нужному результату, он должен включать в себя несколько составляющих:

  • реальный или вымышленный персонаж (это может быть человек, животное, фантастическое существо, организация или целое государство);
  • события и перемены, жизненно важные для персонажа (в противном случае история бессмысленна);
  • эмоциональная насыщенность (чтобы слушатель ассоциировал себя с персонажем и сопереживал ему; чтобы слушатель сам захотел рассказать эту историю кому-то);
  • реалистичность описываемых событий (события должны быть ограничены конкретным временем и местом);
  • конкретика (история должна быть понятной, содержать живые примеры, четко доносить мысль).

Чтобы найти примеры грамотных историй, не нужно далеко ходить. Просто вспомните, как родители, бабушки и дедушки рассказывают истории своим детям и внукам; как авторы басен и притч доносят до слушателей и читателей их суть.

Но, как вы поняли, сторителлинг – это не только устное мастерство, а еще и письменное. Истории очень эффективно работают, даже если люди читают их в книгах, журналах, газетах или на сайтах и форумах в Интернете. И в случае с визуальным сторителлингом тоже нужно придерживаться ряда правил:

  • Предлагаемая читателю информация должна быть для него новой и полезной. Поэтому перед тем как писать свою историю, автору следует продумать детали. Даже если сюжет уже готов, необходимо подумать, чем он может быть дополнен, как можно еще лучше раскрыть тему и донести мысль.
  • Рассказывая историю, важно разбираться в предмете. Для этого автор обязан прорабатывать тему, изучать ее на глубинном уровне, дабы не создать дилетантский и низкокачественный «шедевр». Не менее важно обладать навыком быстрого погружения в материал.
  • Визуальная история должна сопровождаться картинками или фотографиями. Это позволяет погрузить читателя в атмосферу истории и лучше преподнести материал. Медиаконтент также может включать в себя аудио- и видеоматериалы. С ними история выглядит намного богаче и живее.
  • Уже с первых секунд привлечь внимание и заинтересовать читателя помогают яркие, броские и нешаблонные заголовки. Вспомните примеры заголовков, после прочтения которых вам хотелось прочитать и статью. Умение делать такие заголовки можно назвать настоящим искусством.
  • Не менее важны и подзаголовки. Сегодня многие люди используют кросс-чтение, когда читаются только заголовки/подзаголовки и врезы в текст. Если взгляд цепляется за что-нибудь интересное, человек начинает изучать материал более детально. Заголовки и врезы тоже желательно как-то визуально выделять.
  • Любая история должна преподноситься живым, интересным и разнообразным языком. В ней нет места монотонности, повторению одних и тех же мыслей и идей. Желательно не использовать часто одни и те же слова – стоит заменять их синонимами или иначе выражать мысли.
  • При оформлении визуальной истории нужно придерживаться принципов единства и контраста. Материал должен быть выдержан в одном стиле, а между блоками текста следует делать отступы. Чтобы создать контраст, достаточно использовать всего два разных шрифта.

Соблюдая перечисленные правила, можно создать интересную историю, привлекающую внимание, вызывающую желание узнать ее полностью. Но все же этого еще мало, чтобы получить действительно достойный результат. История будет впечатляющей только тогда, когда автор будет соблюдать основные принципы сторителлинга.

Главные принципы сторителлинга

Не станем спорить, что историю, которая повлияет не слушателя или читателя, прекрасно расскажет профессиональный рассказчик или писатель. Если невнятно бубнить что-то себе под нос, можно загубить самый крутой рассказ, а если безграмотно и бездарно писать, никто просто не захочет читать текст.

Но все же практически любой человек при должном желании и усердии может научиться искусно рассказывать истории, следуя определенным принципам:

  • История не должна быть слишком длинной. При ее создании нужно учитывать, что человек может быть максимально внимательным примерно 20 минут, после чего концентрация снижается.
  • В истории должен присутствовать такой герой, который на сто процентов будет интересен аудитории. Он должен быть похож на «ваших» людей, чтобы они сроднились с ним, примерили на себя его мысли, поступки и решения. При этом помните о том, что одной историей нельзя зацепить абсолютно всех –подстраивать истории нужно под конкретную аудиторию.
  • В истории не должно быть открытого конца. Это значит, что аудитория не должна домысливать ее итог или мораль. Люди должны получать ответы на конкретные вопросы.
  • История не должна быть скучной. Текст (особенно его начало) должен вызывать интерес и желание узнать, что будет происходить дальше. Рассказчик должен пробуждать своим рассказом эмоции: радость, смех, злость, страх, негодование, но никогда не оставлять людей равнодушными.
  • История не должна навязывать людям мнение автора. К конкретным выводам люди должны приходить сами. В частности это касается продаж: нельзя говорить людям, что они что-то должны или им что-то нужно. Нужно, чтобы в них возникло желание иметь что-то.
  • В сторителлинге необходимо использовать метафоры, гиперболы и прочие фигуры речи. Но делать это нужно умело, чтобы среди всех этих «красок» не потерялась основная мысль.
  • В истории должны присутствовать моменты, дающие воображению и мышлению людей новый толчок. Отлично, когда события принимают неожиданный оборот, давая сюжету новые пути развития.
  • При создании историй важно тщательно продумывать детали, такие как обстановка, персонажи, их мнения, характеры и диалоги. Благодаря этому создается интрига, а она служит одной из основ успеха.
  • В истории должны быть неожиданные и даже шокирующие элементы. Именно они заставляют людей запоминать истории, т.к. захватывающие и эмоциональные моменты стимулируют память.
  • При рассказе истории необходимо обращаться к воображению людей, чтобы активизировались их органы чувств. Они должны чувствовать запахи и вкус, слышать звуки, представлять происходящее.

При планировании своего выступления или же просто собираясь рассказать историю в кругу друзей или коллег, рассказчик не должен забывать о том, что в истории всегда должны быть завязка, конфликт (основная часть, кульминация) и развязка. Вся история должна вертеться вокруг проблемы и ее решения.

При этом нельзя злоупотреблять описаниями, чтобы история оставалась емкой и ясной. В ней должно присутствовать только то, что нужно и важно, и никакие лишние подробности не нужны. Помимо прочего следует понимать, что история не должна быть идеальной, т.е. не стоит рассказывать лишь истории успеха и побед. Рассказы о неудачах и поражениях нередко оказывают гораздо более мощный эффект.

И еще одно важное замечание: сторителлинг – это не только правила и принципы, которым нужно следовать. Успех в этом деле во многом зависит от уверенности в себе и своих силах, энтузиазма, увлеченности процессом рассказа и умения импровизировать. Эти качества и навыки необходимо развивать. Тогда сторителлинг превратится в мощный инструмент влияния на людей.

Как научиться сторителлингу

Все люди разные. Одни любят быть душой компании, рассказывать истории и видеть, как окружающие их с упоением слушают. Другие рассказывают что-то сухо, безэмоционально, просто перечисляя факты. Третьи говорят лишь иногда, больше предпочитая слушать. Но в любом случае люди желают быть услышанными и понятыми.

Поэтому сторителлинг – это, во-первых, навык, который нужно, важно и полезно развивать, а во-вторых, навык для каждого. Придумывать истории (или рассказывать реальные) может научиться любой человек. Для этого в первую очередь нужно знать, что «работающая» и увлекательная история состоит из нескольких компонентов: сюжета, смысла, эмоций и сопереживания. Это база.

Сторителлинг способен поднять вашу коммуникацию на качественно новую ступень и сделать ваше общение с людьми более эффективным. Но и применять этот навык нужно грамотно и с умом, а это значит, что нельзя просто один раз его освоить и рассчитывать, что дальше все пойдет по накатанной. Это умение нужно постоянно развивать и оттачивать.

Начать учиться искусству рассказчика можно с просмотра и анализа удачных и неудачных выступлений разных людей, а также своих собственных (даже рассказ истории в кругу друзей вечером у походного костра можно называть выступлением). А материал для своих историй можно брать где угодно: наблюдать за людьми, слушать рассказы окружающих, читать книги, расширять кругозор, проявлять любознательность по отношению к миру и жизни.

Истинный рассказчик черпает вдохновение во всем: в собственной жизни и жизни своих родных и друзей, в рабочей среде и жизни своих коллег, в книгах и фильмах, в проявлениях природы и жизни животных и даже насекомых. Стать источником материала для историй могут и «опыты» с собственным сознанием и жизнью, например, отказ от вредных привычек или освоение нового маршрута по пути на работу.

Развивать фантазию можно множеством способов и упражнений. Одно из таких упражнений называется «Кто этот человек?». Суть очень проста: вы идете по улице или сидите на скамейке, рассматриваете проходящих мимо людей и пытаетесь определить, чем они занимаются, кем работают, как начался их день, что их тревожит, какие мысли роятся в их голове.

Другое не менее эффективное упражнение – это ведение дневника. Наверняка вы время от времени попадаете в какие-то необычные ситуации, слышите интересные рассказы от людей, с которыми общаетесь, знакомитесь с полезными идеями и мыслями. Чтобы все это не затерялось в памяти, ведите записи – вносите в дневник все, что кажется интересным, что можно в перспективе использовать в своих рассказах.

Но все это лирика, и для овладения мастерством сторителлинга мы все-таки рекомендуем учиться ему у профессионалов. Как мы и говорили, сегодня проводятся разные тренинги и мастер-классы. Но если в вашем городе таких нет, у вас есть прекрасная возможность перенять ценный опыт из книг.