Игровая разработка для детей. Программирование для детей - методики обучения в игровой форме, языки и специальные программы

Подрастающее поколение идет в ногу с IT, поэтому мы подготовили список из 12 крутых игр, с которыми ребенок научится программировать.

И даже если вы не видите своего ребенка в роли айтишника, позвольте ему освоить базис: программирование развивает логическое мышление и умение планировать свои действия. Сегодня в подобных играх существует огромный возрастной разброс, что позволяет учиться как двухлетним детям (без шуток!), так и школьникам. Давайте посмотрим, что предлагают разработчики обучающих игр.

: даже самый маленький научится программировать!

Классный онлайн-сервис, который рассчитан на составление обучающего плана. Он подойдет учителям, которые смогут вести уроки в сети, и родителям. Разработчики уверяют, что с игрой справятся даже двухлетние дети. Так что с Kodable ваш ребенок научится кодить раньше, чем начнет читать.

Дизайн яркий и веселый. Ребенку предстоит играть с прикольными рожицами в лабиринтах, а азы программирования будут осваиваться параллельно. Все подсказки представлены в виде картинок, а не сложных инструкций, так что поймет даже самый маленький. Эта программа станет идеальным инструментом для информатики в начальной школе. Обучение может контролироваться как учителями, так и родителями. Здесь есть показатели успеха и уровни сложности.

Программа предлагает реальный язык программирования (CoffeeScript), с помощью которого можно писать свои игры на HTML5. Здесь не требуется начальный опыт: обучение возможно с нуля. Основы информатики осваиваются в рамках своеобразной веселой бродилки, а редактор уровней позволяет самостоятельно видоизменять процесс игры.

Это действительно очень крутая штука, которая подойдет для начальной школы. Забавная обезьянка проведет учеников через ряд уровней, каждый из которых поведает о конкретной возможности в кодинге. Ребенок научится программировать и просто будет хорошо проводить время за игрой, не отвлекаясь на бесполезные консольные или ПК-игры.

3. Git Game

А как насчет системы контроля версий? Да, это игра для детей постарше, но и она не пройдет даром, ведь без VCS в программировании никуда. Все, что нужно, это выбрать игру и использовать команду для терминала:

$ git clone https://github.com/git-game/.git

$ git clone https : //github.com/git-game/.git

Более подробная инструкция для начала работы с Git Game есть на официальном сайте игры.

4. Code.org

Замечательно то, что в начале работы с сервисом можно выбрать родной язык, а не мучиться с переводчиками в попытках установить и запустить игру. Ранее мы писали о Kodable, который подходит для составления обучающей программы родителями или учителями. Здесь то же самое: есть разделы для учеников, преподавателей, а также возможность создать собственную игру.

Внизу страницы также представлен раздел «Исследуй Студию Кода», где есть множество игр, которые можно испытать самостоятельно. Интерактивное обучение на примере Flappy Bird полезное и веселое: можно задавать собственные условия и предлагать готовую игру друзьям. Ребенок научится программировать и поймет базис составления алгоритмов. Приятный бонус – сертификат, который выдается по факту завершения одного из заданий.

Увлекательная игрушка с лабиринтами Vim Adventures позволит в игровом формате изучить Vim. Множество персонажей, которые подскажут, что делать на том или ином этапе, а также дадут полезные первые навыки в работе с Vim. Эта головоломка будет усложняться с каждым пройденным этапом. Очень полезная вещь. Единственное «но» – английский язык: ребенок либо сам будет переводит реплики персонажей (хороший стимул дополнительно подтянуть английский язык), либо помогите ему разобраться, что именно от него требуется в игре.

Здесь также предстоит столкнуться с английским языком, но игра того стоит. Можно скачать на смартфон или планшет. Ключевой персонаж – маленький робот, который будет выполнять те действия, которые ему зададут в соответствии с поставленными условиями. Он переходит от пункта к пункту и зажигает в выбранных местах лампочки. Команды простые, а навыки действительно полезные.

Стоит отметить, что игра настолько увлекательная, что понравится даже взрослым, которые хотят убить время за чем-нибудь интересным. Lightbot развивает логику и способность создавать алгоритмы решения задач.

Несложная для понимания игра, с первыми уровнями которой разберутся даже дети дошкольного возраста. Текста почти нет, поэтому разобраться в заданиях будет просто. Ящики нужно перекладывать с учетом наименьшего количества ходов (правила как в ханойской башне). Уровни повыше предложат более сложные комбинации, и здесь поломают голову даже взрослые. Развивает и позволяет освоить базис программирования.

Приятный дизайн и возможность использовать на Apple-устройствах. К слову, Cargo-Bot целиком разработан на iPad.

Пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей. Ребенок быстро научится программировать, да еще и весело проведет время за расстановкой ярких алгоритмических блоков. Дизайн приятный, игровой, хотя, по сути, это и не игра даже, а полноценная обучающая кодингу среда.

Scratch охватывает широкую возрастную аудиторию, но больше придется по душе детям старше 8 лет, которым уже надоело водить обезьянок и роботов по заданным маршрутам. Здесь нет заданий для целенаправленного выполнения, но есть много интересных инструментов, которые позволят создать что-то свое буквально с нуля. К тому же, предусмотрено полное раздолье для творчества, так что фантазия будет развиваться наряду с логикой.

Создатели CodeCombat явно не лишены фантазии и чувства стиля. Во-первых, это уже довольно продвинутый уровень, который позволит неплохо освоить один из предоставленных языков (JS, Lua, CoffeScript). Во-вторых, есть как бесплатные уровни, так и те, за которые нужно платить. Казалось бы, ну кому захочется отдавать деньги за игру, если можно найти что-то бесплатное? Но вспомним аналогичные проекты для взрослых вроде JavaRush: та же система, и она работает. Подход к обучению от CodeCombat уже успел зарекомендовать себя как качественный.

В любом случае, первые 70 уровней о платном контенте можно не думать, и даже этого хватит: школьник научится программировать и откроет для себя совершенно новые горизонты в области информатики. Перед каждым заданием дается мотивация, а сама игра построена таким образом, что на шутеры и стандартные бродилки не останется ни времени, ни желания.

А вот и синтаксис, приближенный к C++. Это можно назвать классикой, которая впервые появилась в 2003 году. Вот только данная полезная разработка в то время прошла мимо большинства наших школ, так как изначально была ориентирована на англоязычную аудиторию. Графика здесь бледненькая, если сравнивать с современными играми, но пользу нельзя переоценить.

Сюжет СeeBot вращается вокруг колонизации доселе неизведанной планеты, и чтобы управлять героями, нужно кодить. На сайте заявлено «Learn , C++ and C#», и это соответствует действительности. Если хотите, чтобы ребенок освоил эти направления в программировании – СeeBot станет лучшим вариантом.

Нужно двигаться по предоставленному пазлу, с чем справятся даже учащиеся младших классов. Но куда более интересной игра будет для тех, кто уже знаком с основами алгоритмизации и понимает всю важность заданий. С одним только Robozzle ребенок не научится программировать, зато поймет, что к чему в построении алгоритмов, разовьет логическое мышление. Здесь предусмотрен поиск и создание новых заданий, что даст самое ценное на данном этапе – практику и постоянное повторение уже пройденного материала.

Суть в том, что в пустые ячейки нужно вставлять необходимые стрелочки и клавиши, благодаря которым двигающаяся по пазлу стрелка сможет правильно ориентироваться в пространстве. Головоломки можно делать как простыми, так и по-настоящему сложными, рассчитанными на тех, кто уже хорошо знаком с игрой.

Не первая, но одна из самых популярных российских игр, направленных на обучение детей. Здесь не придется задумываться о выборе родного языка и платформе (кроссплатформенность: есть версии для ПК и мобильных устройств). Также это открытое программное обеспечение.

Запускается легко, не требует каких-либо сложных регистраций, а при желании игру можно просто скачать. В ходе игры робот окрашивает поле, а графические подсказки направляют маленького пользователя на пути к освоению алгоритмов.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Те из вас, кто следит за моей страницей , наверняка заметили, что в последнее время я занимался обучением детей программированию. Удивительно как мысли материализуются. После посещения , у меня в голове крутилась мысль попробовать себя в роли наставника в мир компьютерного программирования для детей. И к счастью, такая возможность появилась очень быстро. Меня пригласили в качестве преподавателя в детский лагерь, в программе которого был урок программирования два раза в неделю для двух разных групп. Первая группа состояла из деток постарше (от 8 до 12 лет), во второй преимущественно были дети в возрасте от 6 до 8 лет.

Дело в том, что будучи в США, мне посчастливилось приобрести книгу под названием Teach Your Kids To Code с хорошей скидкой. В ней все примеры приводятся в игровой форме с использованием языка программирования . Возможно в будущем я посвящу ей отдельный пост, а сейчас вернёмся к теме моего опыта преподавания. Так вот, изначально мне казалось разумным строить образовательный процесс, черпая информацию из этой книги, но позже я понял как глубоко ошибался:-) Почему? К слову, книга предназначена для детей в возрасте от 9+.

Во-первых , в каждой отдельной группе было много детей, более 15 на каждом уроке. Это мешало эффективной подаче материала, а также ограничивало меня в индивидуальной помощи каждому (без этого, как выяснилось, совсем не обойтись).

Во-вторых , в младшей группе были детки, которые либо очень медленно читали, либо вовсе не умели читать. Это было серьёзным ограничением, поэтому нужно было как-то решать эту проблему.

В-третьих , навык сносно печатать на клавиатуре отсутствовал у всех. О каком наборе программного кода могла идти речь?

В-четвертых , я преподавал на двух языках: русском и английском. Общение в детском лагере проходило на английском языке, так как в группах преимущественно были дети свободно владеющие обоими языками, а также те, кто говорил либо на русском, либо на английском. Никого не хотелось оставить без внимания.

Визуальное программирование

Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что Python однозначно отпадает:-) С ним обучение в таких условиях превратилось бы в кошмарный сон. Решение проблемы не заставило себя долго ждать, на помощь пришло визуальное программирование . Суть заключается в том, что программист не пишет код, он составляет программу путём манипулирования графическими элементами в подходящей для этого среде (IDE). Мне вспоминается мой первый опыт программирования в Borland Delphi и Borland C++ Builder, где можно было создать сложный графический интерфейс не написав ни единой строчки кода. Но специально для детей группой ученых в MIT был придуман инструмент под названием Scratch . Его задача - научить ребенка алгоритмическому мышлению в игровой форме. И стоит отметить, задачу он свою делает на отлично! Вокруг Скретч есть целое сообщество, состоящее из ученых, учителей, родителей и собственно учеников. Инструмент поставляется в двух видах:

  • Как отдельное приложение. Устанавливается на компьютер под управлением ОС Windows/MacOS/Linux (Scratch 2.0 Offline)
  • Веб-приложение, доступное прямо на официальном сайте

Большим плюсом последнего варианта является возможно зарегистрировать свой профайл на сайте и начать делиться своими scratch-проектами с другими участниками сообщества scratch-программистов. Результаты работ последних уже сейчас можно .

Примечательно, что процесс программирования на Scratch увлекателен не только для ребенка. Я сам бывало подолгу "залипал", готовя новый материал для детей.

Scratch: уроки

Вернёмся к теме моего преподавания. Как же были построены занятия?

На официальном сайте Скретч есть хороший раздел о помощи. В нём можно найти пошаговое руководство пользователя на базе которого реально провести первый вводный урок. Умные ребята из Гарвардской Высшей школы образования написали книгу под названием Creative computing (Креативное программирование ), она поможет выстроить полноценный учебный процесс, так как в ней собраны лучшие практики обучения детей программированию. В сети есть русский перевод.

В составлении материала для работы неплохо может помочь и любимый YouTube. Вот ссылка на один из самых качественных туториалов по Scratch, между прочим от автора книги Automate the Boring Stuff with Python .

Выводы

В процессе преподавания я вывел для себя ряд условий, способствующих благоприятному процессу обучения детей программированию.

  • Желательно сократить целевую группу учеников. Лучше всего группа из 4-6 человек. Почему? Читайте ниже.
  • Продолжительность урока не должна превышать 1 часа (в идеале как в школе, 45 минут). Дольше этого времени удержать внимание ребенка будет очень сложно.
  • Ребенку постоянно должно быть интересно. Это одно из самых сложных условий. Если дети теряют интерес, они начинают заниматься посторонними делами: открывать другие приложения, ходить по классу, отвлекать детей, жаловаться на то, что голодны:-)
  • Все дети разные. Одни проявляют смекалку и усваивают материал очень быстро, другие подолгу могут "зависать" над простейшими задачами. Всегда имейте в запасе бонусы для смышлёных детей (дополнительные задания, хитрые условия и т.д.).
  • Хвалите детей за их работу , даже если она незначительна. Для ребенка это очень важно!
  • Поощряйте детей . Я советую в качестве поощрения использовать наклейки, маленькие игрушки или что-то в этом роде. Мотивировать едой, конфетами или печеньем НЕ нужно , никогда не знаешь на что может быть аллергия у ребенка.
  • Просите детей о помощи . Если в классе есть детки, опережающие нормальный процесс обучения, попросите их стать вашими помощниками. Пусть они вместе с вами начнут помогать отстающим. Поверьте, детям это очень нравится.

Минусы Scratch

Scratch не учит реальному программированию . Задача этого инструмента заключается в том, чтобы развить навыки алгоритмического мышления в подходящей для детей форме - играючи. К слову, не только детям этот навык пригодится в жизни:-) Если ваша цель это привить ребенку реальные навыки программирования, постарайтесь как можно раньше осуществить переход от визуального программирования в непосредственный процесс кодирования с использованием одного из реальных языков программирования. Например,

Программирование для детей на курсах или в форме игры может стать отличным хобби для младших и старших школьников. Этому искусству не так сложно научиться, как может показаться поначалу. Главное - сильное стремление и непоколебимая мотивация, не угасающая даже когда в коде возникают ошибки.

Что такое программирование

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с понятием программы. По структуре это алгоритм, четкая последовательность команд. Программирование - процесс написания цифровых приложений на компьютерных языках, которых разработано более 8000. Постоянно создаются новые виды или совершенствуются старые, а развитию сферы способствуют курсы программирования для детей и взрослых.

Чтобы стать программистом, нужно понять, что написание программ - тонкий процесс со своими нюансами, особенностями. Даже у опытных разработчиков немало времени занимает поиск ошибок в коде, мешающих стабильной работе программы или делающих запуск невозможным. Популярен стереотип, что качественная разработка приложений требует глубоких математических знаний, но большее влияние оказывает логика, которую можно развивать при помощи математики.

Визуальное­

Метод создания компьютерных программ путем управления визуальными элементами вместо прямого написания кода называется визуальной разработкой. Это способ разрабатывать приложения при помощи графических, символьных интерактивных объектов, пользуясь пространственным свойством элементов как частями синтаксиса программы. Языки, предназначенные для визуальной разработки, оперируют в работе фигурами и линиями, где первые выражают субъекты, события, а вторые – отражают отношения и взаимодействие внутри сцены.

Скриптовые языки

Этот тип компьютерных языков основывается на применении т.н. скриптов (сценариев). Скриптом называют последовательность операций, алгоритм, автоматизирующий выполняемую пользователем работу. Ранее сценарные языки называли языками пакетной обработки. По быстродействию различают предварительно компилируемые ЯП (яркий пример - Perl) и динамического разбора.

    Языки первой группы переводят программу в байтовый компьютерный код, а после приступают к ее выполнению.

    Динамические скриптовые языки постепенно получают алгоритм из файла, считывая дальнейший код только по мере необходимости.

Традиционные языки­

Эту группу языков можно назвать базисом разработки приложений. Благодаря сильной близости к стандартной машинной архитектуре, достигается повышенная эффективность работы. Традиционные ЯП могут использоваться для генерации новых инструментов. Основным минусом этой группы языков программирования считается ориентированность на численные алгоритмы, обуславливающие слабость в работе с символьными логическими массивами данных.

Языки программирования для детей

Какой язык лучше выбрать для обучения программированию детей? Он должен быть доступным, чтобы не напугать ребенка, но проще отталкиваться в выборе от количества подходящих обучающих материалов в свободном доступе. В этом плане лидируют следующие:

Scratch

Скретч - интерактивный учебный софт, среда, разработанная для обучения младших школьников. Создание компьютерных игр в Scratch напоминает конструктор LEGO, где программа составляется из многочисленных блоков-команд разного цвета. Скретч - объектно-ориентированная среда, где можно работать с различными элементами: видоизменять, задавать пути перемещения, заставлять взаимодействовать, поместив в визуальную среду.

Scratch относится к классу визуальных, разрабатывался под платформы Windows, GNU Linux и macOS для обучения детей азам программирования, а также прививания интереса к этому роду деятельности. Этим обуславливается простота - процесс работы сводится к добавлению и изменению спрайтов, которые состоят из нескольких кадров с определенным сценарием. Встроенный графический редактор упрощает изменение графической составляющей проекта.

Java

Это традиционный язык программирования, на котором можно выстроить методику обучения старших школьников. Спецификация Джава заключена в одном из ключевых достоинств - независимости от используемой платформы. Основой технологии Java стал не машинный, а байт-код, приложения поддерживаются любой системой, включающей виртуальную машину JVM. Ключевым достоинством Java считается относительная легкость в освоении, чему способствует обилие научных материалов на русском, английском языках.

Processing

Это скриптовый язык, основой которому послужил классический Java. Благодаря доступному для понимания синтаксису, эта среда разработки способна без труда создавать приложения, которые в контексте Processing называют скетчами. Обилие доступных в сети материалов, библиотек, мультиплатформенность, возможность использовать стороннее ПО (OpenGL) делают программирование для школьников очень доступным и не отпугивающим своей сложностью.

Как научить ребенка программировать

Поскольку детям гораздо интереснее обучаться на практике, стоит начать с нее, а не заставлять юного программиста читать «Искусство программирования» Д.Кнута. Это одна из лучших монографий по написанию программ, но ребенку будет слишком неинтересно, скорее всего, он забросит ее уже после прочтения первых страниц, испугавшись сложности. Рекомендуется разбить рабочий процесс на несколько этапов:

    Ознакомительный. Продемонстрируйте начинающему девелоперу классический софт (например, от Microsoft), покажите, как редактировать тексты, разобрав как все работает, и объясните почему разработчик сделал так. Дайте ему почувствовать подходы и требования к интерфейсу и качественным программам в целом. Расскажите о компьютерных технологиях, об алгоритмах и о том, как с ними работать.

    Базы данных. Не нужно рассказывать обо всех аспектах работы с базами данных, если юный программист слишком мал, чтобы справиться с такой информацией. Но стартовые знания (таблицы, SQL-запросы и процедуры) пригодятся для эффективного программирования и понимания того, как работают создаваемые программы.

    Обучающий софт. Сфера разработки в России только развивается, но уже разработаны обучающие приложения, игры, которые можно найти в интернете. Установите несколько и научите ими пользоваться. Вскоре будут освоены начальные знания - основы информатики, алгоритмизация, логическое мышление.

Программы для обучения

Одна из лучших программ для прививания начальных навыков программирования называется Скретч. Это среда, позволяющая создавать интерактивные приложения простейшими алгоритмами. Разработано множество мультивозрастных приложений на смартфоны, обучающих программированию в игровой или практической форме:

Курсы программирования

В вашем городе могут быть курсы программирования для школьников, интересующихся разработкой - стоит проверить тематические ресурсы в сети или объявления в соответствующих учреждениях. Еще стоит поискать в интернете онлайн-курсы, предоставляемые как университетами и школами, так и частными лицами, или же найти самоучитель и научиться основам - визуальному Scratch и текстовому Python или JavaScript вместе с ребенком.

Игры для обучения­

Пример игр в категории программирования - Colobot и Codespells. Первое - трехмерная обучающая стратегическая игра о космосе, дающая начальные навыки работы с Java и C/C++. Основная особенность – персонажи-роботы, которые программируются на выполнение монотонных действий вместо игрока. Второе - креативная игра в жанре «песочница о волшебниках». Обучающая часть заключается в создании заклинаний путем написания кода.

Популярная игра в категории «Обучение детей программированию» - Kodable, игра-лабиринт, в которой юный программист познакомится с циклами, условиями, функциями и отладкой на 105 легких и сложных уровнях. Доступность и качественная анимация - весомые достоинства этого приложения, приковывающие внимание детей надолго.

Программирование для детей онлайн

Один из путей обучения - школа программирования для детей онлайн. В сети предлагаются курсы для начинающих разработчиков, ориентированные на группы разных возрастов. Многие обучают детей от 7-8 лет, уроки проводятся по Skype. Еще один вариант - онлайн-сервисы вроде Codabra, предоставляющие курсы для детей от 9 лет, где обучение программированию происходит при помощи таких платформ, как Minecraft и Scratch.

Книги­

Одна из лучших книг в данной категории - «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек», выпущенная в 2011 году Яковом Файном. Это доступно написанный учебник по Java для детей возраста 11-18 лет, который можно использовать, чтобы организовать кружок программирования для школьников. Книгу нельзя назвать самодостаточным руководством, но для получения базовых знаний и пробуждения интереса к дальнейшему развитию она подойдет.

«Scratch для детей» - книга, предназначенная для обучения основам визуальной разработки детей старше 8 лет. По этому руководству, написанному М.Маржи, ребенок сможет начать свой путь программиста под чутким руководством своих родителей.

«Python для детей» - интересный самоучитель для детей от 10 лет. Книга актуальна по причине доступности и востребованности языка Python, который позволит юному программисту создавать все: от простых программ до крупных игровых вселенных.

Видео

Интересоваться игровой разработкой начинают дети всё более юных возрастов. Информации в наше время можно найти предостаточно, пожалуй, её даже с избытком. Это руководство поможет юным читателям или их родителям познакомиться с миром разработки игр. И что же это, собственно, значит? Во-первых, я сосредоточусь на технологиях, подходящих новичкам. Во-вторых, я не буду строить догадок об уровне ваших технических познаний, допуская, что он может быть нулевым. Поэтому, если будет казаться, что я считаю вас недостаточно умными или говорю снисходительно – это не так! И наоборот, если что-то будет не до конца понятно, дайте мне знать, и я постараюсь всё прояснить.

Слишком юный возраст – это сколько?

Наверное, самый распространённый вопрос. Сколько лет должно быть мне (или моему ребёнку), чтобы знакомиться с игровой разработкой? Ответить на него невозможно, поскольку все дети разные. На самой нижней ступени (при использовании подходящих инструментов) по-настоящему заинтересованный 6-летний новичок уже может достичь определённых успехов. На другой стороне спектра в 12 лет для этих успехов уже должно быть достаточно образовательной базы и умственных способностей. Реальный возраст получается где-то посередине.

Для начала нужно усвоить несколько критически важных вещей.

Первое – мотивация. Именно отсутствие мотивации, а не умственных способностей чаще становится преградой на пути к успеху. Если ваш ребёнок обожает творить (любить играть и любить делать игры – совсем не одно и то же) и готов к пробам и ошибкам, он идеально подходит для игровой разработки!

Второе – управление ожиданиями. Здесь мы теряем большую часть потенциальных разработчиков, независимо от возраста. Разработка игр – не самое сложное в мире занятие, но оно достаточно комплексное. Ваш ребёнок не будет в скором времени работать над масштабными современными играми, вроде Call Of Duty или NHL, не будет делать MMO-проекты. Начинать нужно с чего-то очень скромного и постепенно двигаться дальше.

Если ребёнок убеждает себя, что собирается делать новый Minecraft, его ждёт очень болезненная неудача. С другой стороны, установка «когда-нибудь я сделаю новый Minecraft» может отлично сработать. Тут очень важно понимать разницу. Как и с любым другим навыком, этот следует развивать постепенно. Попытка взяться за слишком серьёзное дело приведёт лишь к провалу и разочарованию. Для справки, сам я начал программировать лет в 8 на Atari BASIC.

Что вообще такое игровая разработка?

Здесь мы слегка углубимся в технические аспекты. Игровая разработка – обобщающий термин, подразумевающий множество навыков, направленных на создание одного большого творения. Представьте, что вы занимаетесь производством автомобилей. Одного навыка для этого недостаточно, вам нужны инженеры, дизайнеры, сборщики, тестировщики и множество других специалистов, чтобы сделать одну машину. Однако весь перечень необходимых задач может выполняться одним человеком. Есть немало успешных игр, написанных, нарисованных и выпущенных одним человеком. Впрочем, важно понимать, что это редкие случаи. Я говорю о том, что весь процесс разработки не сводится к одной задаче, их несколько. И если ребёнку по душе что-то одно, другое может и не понравиться. Важно помнить это при выборе программ, проверяя наличие образцов графики и звука, чтобы не приходилось абсолютно всё делать самостоятельно.

В титрах современных игр указаны сотни фамилий и специальностей связанных с проектом людей. Впрочем, для начала вам достаточно всего двух задач: сделать игру и её содержимое.

Для примера возьмём «Монополию». Во-первых, делаем игру: определяем дизайн игрового поля, придумываем правила для кубиков, пишем игровые карточки и т.п. После этого создаём игровой контент: изображения на поле, рисунки на карточках, пластиковые домики и прочее.

С видеоиграми всё точно так же. Первая задача обычно называется программированием, вторая состоит из наполнения игры графикой, анимацией, звуком и музыкой. Для всего этого требуются совершенно разные навыки, но без них, как правило, не обойтись. Наша статья сосредоточится на программировании – когда дети интересуются разработкой игр, они думают именно об этом. Если ребёнок хочет рисовать графику для игр, то скорее всего уже и так делает наброски в блокноте! И это, кстати, правильный подход, ведь разница между «художником» и «игровым художником» минимальна.

Что такое программирование?

Итак, когда речь идёт об игровой разработке, скорее всего имеется в виду программирование. Что это такое? Проще всего сказать, что это искусство объяснять компьютеру, что он должен делать. В контексте разработки игр это значит делать вещи, вроде «если игрок нажимает кнопку «вверх», сделать то» или «если здоровье падает до нуля, сделать это».

Как вам программировать игры – это уже вопрос непростой, и с ним вам предстоит помучиться. Ещё важнее понимать, что здесь всё зависит от вашего ребёнка. Все мы думаем по-разному и по-разному выражаем свои идеи. Кто-то может выбрать стиль, совершенно непривлекательный для другого.

По большому счёту, существует три способа говорить компьютеру, что делать (зачастую дело сводится к их комбинации):

Распространённый подход среди новичков, да и среди разработчиков вообще (к примеру, в популярном коммерческом движке Unreal Engine 4 есть интерфейс визуального программирования Blueprints). Вы формируете игровой экран, перетаскивая элементы, впоследствии связывая их подобием блок-схемы. Если ваш ребёнок мыслит визуальными образами, это лучший выбор.

Скриптовые языки

Здесь вы объясняете компьютеру задачу с помощью небольших текстовых файлов. Зачастую вы всё равно пользуетесь визуальным редактором, как на картинке выше, но даёте компьютеру понять, что нужно делать, не заполняя текстовые поля и не выстраивая схемы, а с помощью кода.

Этот кусочек текста указывает компьютеру загрузить изображение «whale.png» и вывести его на экран.

Традиционные языки программирования

Наконец, многие игры пишутся на традиционных языках: C++, Java, C# и других. Сразу скажу прямо, что не советую юным игроделам начинать с традиционных, или, если точнее, компилируемых языков по ряду причин.

Главный вопрос, который может у вас возникнуть: чем отличаются скриптовые и компилируемые языки? В основном различия касаются технических подробностей, выходящих за пределы данной статьи, но в целом всё сводится к комплексности. Работа с компилируемым языком затрагивает множество вещей, о которых не нужно думать в скриптовых языках: компиляция (превращение написанного вами текста во что-то, понятное компьютеру), линковка (тут в двух словах и не объяснить) и многое другое.

Более важным различием выступает назначение. Скриптовые языки в основном направлены на решение конкретных задач для упрощения жизни разработчика. Если вкратце, скриптовые языки гораздо проще в изучении и использовании.

В конечном итоге вы часто будете встречать средства разработки, совмещающие визуальное программирование и скриптовые языки.

IDE, библиотека, что???

Ладно, это последний вводный момент. В тексте будет много не самых понятных терминов и выражений, так что я вкратце их поясню.

Язык. Имеется в виду язык программирования. Мы общаемся между собой на разных языках, и с компьютером тоже можно говорить на разных. На примере выше показан язык Lua.

IDE. Интегрированная среда разработки (Integrated Development Environment) – приложение, отвечающее сразу за множество задач. Не все описанные программы включают IDE, то есть для разных работ вам может понадобиться разный софт. Обычно среда разработки содержит текстовый редактор, язык программирования и ряд других инструментов.

Библиотека. Представьте, что это некто, делающий за вас кучу работы. Как правило, даже «простые вещи», вроде вывода на экран, не являются частью языка. Эти вещи создают другие люди, делая их доступными в виде библиотек. В некоторых случаях (в GameMaker или Construct) всё это уже собрано для вас воедино. В Lua, к примеру, вам требуется самому выбирать библиотеку. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Gamemaker многое упрощает для начинающих, зато Lua позволяет сменить библиотеку на более удобную.

Спрайт. Это используемая в игре графика, например, персонаж игрока. Спрайт может быть картинкой или содержать множество анимаций. Точное значение спрайта в каждом движке своё, но в игре это всегда видимый движущийся объект. В Super Mario Brothers это Марио, черепахи, огненные шары и т.д. Сам мир при этом – небо, трубы и прочее – не обязательно состоит из спрайтов.

HTML 5. Здесь не всё может быть понятно сразу. HTML 5 – это последняя версия HTML, языка разметки веб-страниц. При загрузке сайта в браузере компьютера или телефона вы видите HTML-документ. Но HTML5 – это ещё и обобщённый термин для множества технологий, на которых держится работа веб-сайтов. Сюда входит сам HTML, CSS (ещё один язык, определяющий внешний вид страниц) и JavaScript, скриптовый язык, отвечающий за логику. Люди часто пользуются HTML, HTML5 и JavaScript как взаимозаменяемыми понятиями, хотя технически это не совсем верно. HTML5 может использоваться для создания игр, и с ним не обязательно работать в самом браузере.

Отладчик. Когда игра не работает, как надо, бывает непросто выяснить, почему. В некоторых пакетах для этого существует так называемый отладчик, средство для выявления проблем или «багов». Для новичков это довольно продвинутый инструмент, но когда в нём возникает необходимость, отладчик нельзя переоценить.

Средства игровой разработки, подходящие для детей

Итак, переходим к непосредственной сути статьи – инструментам, способным познакомить вашего ребёнка с миром игровой разработки. Это ни в коем случае не всеобъемлющий список! В каждом пункте я расскажу, что входит в комплект программы, на примере покажу, как она работает, опишу плюсы и минусы, укажу цену, если она есть и приведу ссылки на учебную литературу. Осталось отметить один момент… каждый из вариантов может быть полезен, здесь нет «лучшего» выбора. Выбирайте на основе предпочтений вашего ребёнка. Если первый выбор не сработал, пробуйте что-то другое.

Список построен без определённого порядка.

Scratch

Это проект, финансируемый Массачусетским технологическим институтом и направленный на обучение программированию детей от 8 до 16 лет. Программа появилась на свет в 2006, и с тех пор собрала вокруг себя крупное сообщество. Особый упор делает на привлекательность для всей семьи. Для работы Scratch нужен только браузер, вы просто заходите на сайт и начинаете программировать. Scratch включен в вводный курс по компьютерным технологиям Гарварда и Йельского университета CS50 . Для сохранения результатов требуется регистрация, но она простая, и даже не требует подтверждения по электронной почте.

Scratch относится к категории средств визуального программирования. Ребёнок переносит актёров на сцену и управляет ими с помощью Lego-образных блоков программирования. Блоки выступают неплохим аналогом структуры настоящих языков программирования, так что впоследствии в них будет проще разобраться. Документации доступно много, а примеров программ буквально тысячи.

Пожалуй, наиболее привлекательной особенностью Scratch является наличие всего необходимого контента для начала работы. При этом есть и возможность загружать собственные или скачанные звуки и графику, что упрощает переход от программирования к созданию ассетов или наоборот.

Выше показан скрипт, привязанный к синей собаке. Он состоит из двух частей, первая срабатывает по нажатию зелёного флага. Собака появляется на экране в определённом месте, затем шаг за шагом двигается влево. Второй скрипт ожидает столкновения с другой собакой, после чего возвращает пса в начальную позицию, меняет сцену и скрывает объект. У каждого спрайта отдельный скрипт. Блоки выбираются в палитре программирования.

Для программирования в Scratch используются блоки. На изображении показана категория Внешность. Как видите, выбор категорий достаточно широк.

Scratch – это решение «всё-в-одном», для работы вам больше ничего не понадобится. В комплекте присутствует множество сцен, фонов и звуков.

Scratch абсолютно бесплатен и существует за счёт спонсорской поддержки.

Книги (да, есть на русском):

  • Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch — Юлия Торгашева
  • Творческие задания в среде Scratch. 5-6 класс. Рабочая тетрадь — Юлия Пашковская
  • Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python — Кэрол Вордерман

У Scratch есть и приложение для iPad под названием ScratchJr для детей 5-8 лет. Тоже совершенно бесплатное. Ничего не нужно покупать или скачивать, для знакомства с программой не нужно даже регистрироваться, так что Scratch можно назвать наиболее доступным вариантом из списка.

Construct2

Construct2 – ещё один движок, основанный на визуальном программировании. Игры создаются в интерфейсе с перетягиванием элементов, а логика контролируется системой событий наподобие блок-схем. Если функциональности недостаточно, можно создавать собственные плагины при помощи JavaScript, хотя это уже довольно сложно и вовсе не обязательно – Construct2 задуман так, чтобы всё управлялось событиями. Конечный результат работы представляет собой HTML5, его можно экспортировать на разные платформы, включая мобильные устройства (Android, iOS, Windows Mobile), браузеры и настольные системы.

Construct2 куда более комплексный инструмент в сравнении со Scratch, что говорит о двух важных вещах. Во-первых, крутая кривая обучения делает его неподходящим для маленьких детей, и он не делает упора на обучающий подход. С другой стороны, это относительно простой инструмент уже не для изучения азов, а для создания игр. Это значит, что ваш ребёнок не скоро столкнётся с какими-либо ограничениями. В Construct2 создано немало коммерческих игр.

По Construct2 есть много доступной документации, в том числе подробная справочная информация и руководство в формате PDF . Сообщество очень активное, за поддержкой всегда можно обратиться на форум.

Construct устанавливается на компьютер под управлением Windows. Mac на данный момент не поддерживается.

Так выглядит программирование в Construct2. Здесь изображён код, описывающий реакцию игрового персонажа на входные данные; взято из заготовленного примера простого шутера.

Позволяют быстро добавить объекту предопределённое поведение.

Construct2 – это решение «всё-в-одном», для работы вам больше ничего не понадобится. С самого начала он не изобилует игровыми ресурсами, зато есть доступный для бесплатного скачивания увесистый пакет ассетов (осторожно, ссылка прямая, архив весит 38 Мб). Для платных версий предусмотрены дополнительные ассеты.

Если захотите делать свои плагины, вам понадобится JavaScript SDK (доступен бесплатно) и инструмент для редактирования текста, поскольку в Construct его нет.

Construct2 доступен в разных версиях:

  • Бесплатная версия – созданные игры можно запускать только в браузере, меньше ассетов и ряд ограничений на сложность игр. Ограничения не должны быть большой проблемой, по крайней мере, сначала.
  • Персональная версия – стоит $129, можно делать игры для iPhone, Android и настольных систем, больше звуков, музыки, спрайтов и других ассетов.
  • Бизнес-версия – по сути, то же, что и персональная, только стоит дороже и требуется к приобретению после превышения порога прибыли в $5000 (если у вас возникает такая проблема, это хорошо!).

Книг на русском я не нашел. Есть перевод вводного курса . Уроки Construct2 на русском .

Game Maker

GameMaker – гибридная система «всё-в-одном», объединяющая визуальное программирование с собственным скриптовым языком GML. Изначально игры работают только на Windows, но в платной версии их можно создавать и для браузеров, iOS, Android, Windows Phone и других платформ.

Программирование в GameMaker может строиться на блок-схемах на манер Construct2. Есть возможность писать код на скриптовом языке GML. Это сразу и плюс и минус. С одной стороны, это гибкая система, с другой стороны, разбираться в ней сложнее. Поскольку это собственный язык GameMaker, многие полученные навыки окажутся не столь полезны при переходе к другому средству разработки. Конечно, основные концепции программирования от языка к языку не меняются, так что это не особо серьёзная проблема.

Помимо необходимых ассетов в GameMaker есть буквально всё, что только может понадобиться, правда, качество инструментов варьируется. В дополнение к программированию вы можете самостоятельно создавать графику, звук и уровни – всё это в одном приложении. Среди игр, созданных в GameMaker есть очень успешные проекты – например, оригинальная версия Spelunky и Hotline Miami (не для детей).

Это одна из самых сложных программ в списке, и браться за неё лучше не раньше подросткового возраста. Зато для детей постарше она предлагает хорошую гибкость и возможность делиться играми и в конечном итоге продавать их. Всё зависит от конкретного ребёнка, так что тут сложно что-то советовать, просто имейте в виду, что по сравнению с тем же Scratch здесь всё в разы сложнее.

GameMaker включает всё, что вам нужно, будь то редактирование кода, создание и редактирование изображений, дизайн карт или что угодно ещё. Есть в комплекте и встроенный отладчик. Правда, в стандартной версии не так уж много примеров работ. На самом деле, их вообще нет. Впрочем, благодаря активному сообществу, в сети без труда можно найти кучу примеров и уроков. Качество материалов может быть самым разным, и сами Yoyo Games ими не занимаются, так что хорошие уроки придётся ещё поискать.

С лицензиями GameMaker не всё так просто, поскольку ценовая структура поменялась, но не все материалы успели обновиться.

  • Начальная версия сильно ограничивает использование ресурсов и скриптов. Впрочем, обновление до версии Standard требует только подтверждения почты, на которую вам вышлют ключ продукта.
  • Ещё есть версия Professional за $100 с функционалом для совместной работы (вам пока не требуется). Главное отличие этой версии в том, что можно покупать отдельные модули для поддержки экспорта на другие платформы ($200 за каждую). Например, если вы хотите разрабатывать под Android и iOS, придётся в сумме заплатить $500.
  • И, наконец, версия Master со всеми доступными платформами стоит $800.

Для начинающего разработчика хватит и простой зарегистрированной версии. Если поглядываете на Professional, она нередко бывает на распродажах в Steam.

Обратите внимание, что пользоваться всеми встроенными средствами не обязательно. Вы вполне можете рисовать спрайты в другой программе или импортировать графику из других источников.

Lua и LÖVE

Lua – скриптовый движок, а LÖVE – библиотека для создания игр. Изначально Lua был языком программирования для «не-программистов» и быстро стал популярен в качестве скриптового языка для коммерческих игр, таких, как эти . У данного варианта есть одно большое преимущество перед, скажем, GML. Lua используется повсюду и многим знаком, так что знать его будет полезно. В плане изучения язык довольно прост.

LÖVE – это библиотека для создания игр с помощью Lua. Она предоставляет практически весь функционал, необходимый для создания 2D-игр – вывод графики, проигрывание звука, управление входными данными, загрузку файлов и т.д.

LÖVE и Lua недостаточно самих по себе, вам понадобится ещё текстовый редактор для написания и правки скриптов, софт для создания графики и записи звука, редактор карт для дизайна уровней и подобные вещи. К счастью, всё это есть в бесплатном доступе, и ниже я приведу примеры. Только скачивать всё придётся по отдельности. Вместе с LÖVE не идёт никаких ассетов, но с этим вам помогут ресурсы вроде Open Game Art и FreeSound . Опять же, всё надо скачивать самостоятельно.

Главный минус LÖVE – отсутствие поддержки мобильных платформ. В данный момент библиотека позволяет делать игры только для компьютеров, хотя в будущем обещают и мобильные устройства.

Библиотека LÖVE содержит Lua, поэтому сначала идём только сюда , а потом сюда за документацией для новичков. Однако, вам ещё нужен текстовый редактор и программы для графики и звука.

Для простого набора текста есть два популярных варианта: Notepad++ и Sublime Text .

Впрочем, для разработки на Lua я бы советовал пользоваться – это скорее IDE с поддержкой автодополнения кода, отладки и подобных вещей. Ах, да – ещё она бесплатная.

Для создания уровней и карт отлично подходит бесплатный редактор Tiled .

Об альтернативах – Lua в качестве скриптового языка используется во многих популярных средствах разработки, например, в Corona , Gideros и Marmalade Quick . Все они сложнее LÖVE, поэтому её я и рекомендую. Однако, они отлично демонстрируют, насколько полезным может быть знание Lua.

Lua и LÖVE бесплатны, за ZeroBrane вы платите, сколько пожелаете.

Только одна из книг описывает программирование именно на LÖVE.

  • Программирование на языке Lua — Роберто Иерузалимски

Поиск материалов по библиотеке затрудняет распространённость слова love, так что добавляйте в запросы lua.

Python и PyGame

Это ещё одна комбинация языка и библиотеки. PyGame во многом похожа на LÖVE и дружелюбна к новичкам. В ней используется Python, популярный скриптовый язык, хотя он более известен в мире 3D-графики, чем в разработке игр. Часто используется IT-профессионалами для автоматизации задач, поэтому знание Python пригодится даже за пределами игровой разработки. На этом языке написано несколько известных игр .

PyGame обладает ожидаемой функциональностью, справляясь со звуком, графикой и вводом. Вам нужно позаботиться о редакторе текста и создании ассетов. Впрочем, в отличие от LÖVE, кое-какие ассеты и образцы уже идут в комплекте с PyGame.

Пользуйтесь советами для LÖVE, большинство указанных инструментов помогут и тут.

Конечно, не считая ZeroBrane – в качестве аналога советую ознакомиться с PyCharm (есть бесплатная версия). Это не самый простой редактор, но вы всегда можете работать в обычном Notepad++ или Sublime Text.

Python и PyGame бесплатны. У PyCharm есть бесплатная версия.

Stencyl – это набор средств визуального программирования, именующий себя «самым простым и быстрым способом создания игр», что вполне может быть правдой! По функциональности он схож с Construct2, программируете вы, конструируя сцену и снабжая её поведениями. Это решение «всё-в-одном» со встроенным графическим редактором, хотя возможность импорта изображений тоже присутствует. Писать скрипты в Stencyl нельзя, но можно создавать расширения с помощью языка Haxe, если вам не хватает функционала программы. Впрочем, это уже может выходить за пределы текущих способностей ребёнка – в этом случае пригодятся расширения, доступные в магазине.

Stencyl работает на Windows, Linux и Mac и по умолчанию создаёт только Flash-приложения. Другие платформы, в том числе iOS и Android, доступны за отдельную плату. Программа не может похвастаться массой ассетов в комплекте, но обеспечивает быстрый доступ к ним, плюс онлайн-справка весьма хороша.

Это решение «всё-в-одном». Если вы не углубляетесь в программирование расширений на Haxe, всё, что вам нужно, уже либо есть в комплекте, либо доступно по ссылкам прямо из приложения.

  • В Stencyl можно работать бесплатно, однако результатом будут только Flash-игры. Выпущенные игры снабжаются заставкой Stencyl во время загрузки.
  • За $99 доступна версия Studio, в которой можно создавать приложения для настольных систем. Заставка Stencyl в них отсутствует.
  • За $199 можно делать игры для iOS и Android.

Lego Mindstorm

Позвольте сразу же уточнить, что это очень, очень дорогая штука. Но если ваш ребёнок интересуется робототехникой или просто ярый фанат Lego, это подходящий способ познакомить его с программированием. Mindstorm Lego – это конструктор для создания роботов. В комплекте идут программируемые блоки, задающие поведение робота. Mindstorm предлагает постепенный прогресс в обучении: сначала робот собирается из кусочков конструктора, затем можно учиться управлять им при помощи приложения (для iPad или настольных систем), а потом уже начинать программировать логику.

Lego Mindstorm позволяет как самостоятельно управлять своими творениями, так и программировать их в приложении EV3 с помощью блок-схем. Есть и инструменты, позволяющие заниматься сколь угодно низкоуровневым программированием.

Данный пункт выбивается из общей темы, но я решил упомянуть Mindstorm, как средство обучения программирования, удобное для детей, предпочитающих творить что-то своими руками. Наблюдение причинно-следственных связей на примере материальных объектов может быть очень полезным.

Готовый огнедышащий дракон Mindstorm, месяц на сборку

Дорого! Очень дорого!

  • Базовый набор с неполной локализацией можно найти от 22000 рублей
  • За дополнения придется заплатить еще больше
  • Из США доступен за 350 долларов плюс доставка

В электронном виде (ссылки на pdf-файлы) доступны руководство и учебный материал .

  • Конструируем роботов на Lego Mindstorms Education EV3 — Валерий Сафули, Наталия Дорожкина

Это уже не совсем «программирование игр», но определённо удобный способ знакомства со множеством навыков, которые для него нужны. И да, если бы мои родители подарили мне такое в детстве, я бы номинировал их на премию «Родитель года». Вот дочка подрастёт, куплю ей такой… хотя, может, это будет подарок для меня самого?

Особые упоминания

Каждый список должен на чём-то заканчиваться, и этот не исключение. Ниже представлено всё, что по каким-то причинам не попало в основные пункты. Если ничего из предложенного выше вам не приглянулось, обязательно взгляните на эти варианты.

Моды для Minecraft

Если ваши дети играют в компьютерные игры, они уже могут быть знакомы с Minecraft. Моддинг – это модифицирование оригинальной игры, и в этом плане Minecraft особенно популярен. Моды могут быть удобным средством изучения программирования – или, по крайней мере, мотивировать к нему. Модами для Minecraft занимается очень много людей. Минус в том, что пишутся они на Java, а этот язык не подходит для детей младшего возраста. Впрочем, при должном интересе к игре, попробовать стоит. Узнать больше можно .

GameSalad

Это инструмент визуального программирования, наподобие Stencyl и Construct2. Использовался для создания коммерческих игр, доступна бесплатная версия, платные открывают доступ к другим платформам. Лично я GameSalad не пользовался.

Codea

Codea – приложение для разработки игр для iPad на самом iPad. Стоит $10, использует Lua и предоставляет собственную, простую в изучении библиотеку. Есть редактор кода, отладчик и средства для подключения к компьютеру. Можно подключиться к Mac и сделать вполне пригодную для выпуска игру. Набирать текст на iPad совсем невесело, так что беспроводная клавиатура практически необходима. Включает массу примеров и отлично подходит для детей, у которых имеется iPad (особенно, когда это всё, что у них есть).

Kodu или Project Spark

Это игра про создание игр. По факту, это игра, которую можно модифицировать, превращая во что угодно. Kodu – язык визуального программирования от Microsoft. Project Spark – модифицированная версия Kodu, вышедшая для XBox One. Это далековато от обычного программирования, но многие идеи (как и конечный результат!) те же самые.

Code Combat

Интересная концепция – браузерная игра, где персонаж управляется программированием. По мере продвижения по игре вас учат более сложным вещам. По сути, вы учитесь программировать, играя в игру. Изначально создавалась для обучения Javascript, но потом были добавлены и другие языки. Я убеждён, что она полностью бесплатна, так что вам ничего не стоит попробовать.

Alice

Alice – это средство для обучения программированию с интегрированной средой разработки. Вот собственные слова авторов:

Alice – инновационная трёхмерная среда, в которой можно без труда работать с анимацией, рассказывая истории, создавая игры или видео. Это свободно распространяемое обучающее ПО, предназначенное для знакомства учеников с объектно-ориентированным программированием. Оно учит фундаментальным концепциям программирования на примере создания анимированных роликов и простых видеоигр. В Alice виртуальный мир наполнен трёхмерными объектами (люди, животные, машины), и ученики пишут программы, с помощью которых они анимируются.

Alice поддерживается Университетом Карнеги – Меллон и абсолютно бесплатна.

RPGMAKER

RPGMaker Ace – это продукт, схожий с GameMaker, предназначенный для создания конкретного типа игр, относящихся к жанру jRPG. Его лозунг, буквально: «Достаточно простой для ребёнка, достаточно мощный для разработчика». С помощью RPGMaker сделано несколько коммерческих игр. Отлично подойдёт вашему ребёнку, если он поклонник жанра. Стоит $70, но часто бывает на распродажах в Steam.

Заключение

Конечно, я не углублялся в подробности, но зато прошёлся по большей части доступных вариантов. Если вы думаете, что стоит что-то добавить в список, дайте мне знать! Я постарался сделать статью понятной людям с любым уровнем знаний, но, разумеется, мог с этим не справиться. Если что-то непонятно, напишите. Главное, что не стоит забывать – все дети разные, и один и тот же подход работает не для всех. Выбирайте, что на ваш взгляд лучше подойдёт вашему ребёнку, и если что-то будет не получаться, знайте, что всегда есть уйма других вариантов!