Скринкасты в образовании. Совет #9

23.11.2012 |

Скажите, с какой попытки вы записали свой последний скринкаст? С пятой, с десятой или может быть с тридцатой? Сколько раз вы переписывали его, пока не получилось, так как нужно? Сколько вы потратили времени, сил и нервов на запись обычного скринкаста, длительностью десять минут?

Я мог бы продолжать задавать вопросы, но не буду делать этого, так как знаю на них ответы…

Мне приходится достаточно часто записывать скринкасты, и я знаю, что записать скринкаст с первого раза практически невозможно. Всегда найдется какая-то причина, по которой придется заново приступить к записи нового дубля.

Но все так плохо как кажется на первый взгляд. Я знаю, как можно свести к минимуму количество попыток записи скринкаста, например, к трем или четырем, при условии, если вы будете придерживаться определенных советов.

Эти советы просты, но в тоже время эффективны. Они появились не на пустом месте, а возникли в результате анализа моего практического опыта, связанного с записью скринкастов и ошибок, которые мной при этом были совершены.

Что же это за советы?

Совет #1. Составьте план скринкаста.

Для того чтобы вы смогли записать собственный скринкаст быстро и без постоянного переписывания, нужно составить его план – записать на листке бумаги основные моменты того о чем в нем будет идти речь и придерживаться этого плана во время записи скринкаста.

Благодаря записанному плану, вы не будете сбиваться с мысли во время записи скринкаста, будете четко знать, о чем рассказывать и не наговорите ничего лишнего. Ваш скринкаст будет содержать в себе только «мясо» с минимальным количеством «воды» и никому не нужной говорильни. В нем не будет ничего лишнего!

Затратив на составление плана скринкаста от 5 до 20 минут своего времени, вы сможете произвести его запись с минимальным количеством дублей, избавив себя от нервов и постоянного сидения за компьютером.

Совет #2. Записывайте скринкаст утром.

Запись скринкаста должна осуществляться утром, когда вы полны сил, хорошо выспались и мозг не забит какой-то «левой» информации. В это время ваша личная энергетика на большом уровне. Все что вам нужно сделать – включить компьютер, одеть гарнитуру, запустить программу записи и начать записывать скринкаст.

До момента записи скринкаста не рекомендую просматривать письма электронной почты, посещать любимые сайты в сети и т.д. Это только заберет вашу энергию и распылит ваш фокус. Лучше всего план скринкаста составить вечером предыдущего дня, чтобы утром сразу же приступить к его записи.

Совет #3. Решите, что скринкаст вы запишите сегодня в течение часа – двух.

Когда вы настраиваетесь на запись скринкаста и решаете, что запишите его сегодня утром до 11 часов – вы его запишите. Наличие крайнего срока и внутренний настрой помогут вам сделать это.

Если же у вас нет твердой уверенности, что вы запишите скринкаст сегодня в течение часа или двух, записывать его вы будете целый день, постоянно делая дубли, вырезая лишние слова и высказывания. Кстати, и не факт, что вы вообще запишите скринкаст в нужном вам качестве.

Совет #4. Не старайтесь записать за один раз длинный скринкаст. Делите его на несколько маленьких.

Не старайтесь записать за один раз длинный скринкаст. При отсутствии практического опыта и сноровки, существует большая вероятность, что вы будете перезаписывать его много раз, но так и не добьетесь желаемого. Вы потратите много личного времени, но результата не будет!

Лучше всего разбить рассматриваемую тему в скринкасте на несколько логических блоков и по каждому их них записать отдельный скринкаст. Так вам будет проще и легче производить запись скринкастов. Если какой-то блок у вас не получится сразу же записать, вы перезапишите только данный блок, а не весь большой скринкаст целиком. Это существенно ускоряет прогресс в записи скринкастов.

Поясню на простом примере, чтобы было ясно, о чем идет речь.

Предположим, что вы хотите записать большой скринкаст, посвященный тому, как пользоваться какой-то специальной программой. Вы хотите показать, как установить данную программу, произвести ее настройку, рассказать о тонкостях и фишках ее использования. Сценарий, безусловно, хороший, скринкаст выйдет большим и информационно насыщенным. В нем вы расскажете обо всех особенностях данной программы, но врядли его вы запишите с первого раза… Думаю раза с тридцатого или пятидесятого у вас получится это сделать!

Для того чтобы вы смогли записать задуманный скринкаст быстро и с минимальным количеством дублей, нужно записать несколько отдельных скринкастов в которых рассмотрите только один какой-то важный момент, связанный с этой программой.

В первом скринкасте вы расскажете о том, как скачать и установить эту программу, во втором скринкасте – как произвести ее тонкую настройку, в третьем скринкасте – покажете одну фишку ее использования, в четвертом – другую фишку и т.д.

Вместо одного большого скринкаста, вы запишите несколько маленьких. Причем запишите их вы быстро, легко и без особого напряжения, а ваш зритель получит максимум удобства в изучении этого материала.

Совет #5. Записывайте несколько скринкастов подряд.

Записать несколько скринкастов подряд намного легче, чем записывать их в разное время в течение рабочего дня. Это связано с тем, что записав первый скринкаст, вы входите в состояние потока и можете без какого-либо труда записать еще несколько. У вас появляется внутреннее ощущение победителя, так как вы уже записали первый скринкаст, а раз вы это сделали – у вас получится записать и второй, и третий, и четвертый!

Совет #6. Во время записи скринкаста представьте, что за вашей спиной стоит близкий вам человек, которому вы все и рассказываете.

Произвести запись скринкаста, не сбившись с сути рассматриваемого вопроса, очень легко, если вы представите, что за вашей спиной стоит близкий вам человек. Вы будете стараться объяснять ему весь материал так, чтобы он все понял с первого раза. У вас не будет внутреннего страха, голос будет четким и ясным, мысли не будут «плавать» и «уходить» в сторону.

Совет #7. Перестаньте комплексовать по поводу своего голоса и того как вы говорите.

Многие люди комплексуют из-за того как звучит их голос в записи и как они говорят. Из-за этого они постоянно переписывают скринкасты, но голос остается таким как был. Он не изменился. Его нам дала Матушка Природа. С ним мы и живем.

Ведь у некоторых людей голос высокий, у некоторых низкий… Кто-то говорит быстро, кто-то медленно… Кто-то заикается, кто-то шепелявит… Но несмотря на это, люди живут своей жизнью, находят своих половинок, у них рождаются дети, потом появляются внуки….

Они не комплексуют относительно себя, своего голоса и того как они говорят. Они, такие как есть. Их создала природа!

Совет #8. Будьте сами собой. Расслабьтесь.

Во время записи скринкаста не нужно «одевать» на себя маску делового человека и стремиться контролировать себя во всем. Это вам не идет и постоянно держит в напряжении. Вы постоянно будете переписывать скринкаст так как будете чувствовать, что вы делаете что-то что не подобает делать деловому человеку – вы можете что-то не так показать, выразиться не по деловому, а применив некоторый сленг. Вы будете себя корить за это и … писать дубль за дублем!

Забудьте об этом! Снимите с себя маску делового человека. Будьте простым человеком! Люди ценят человечность и искренность, умеют воспринимать вас таким, каким вы есть на самом деле! Просто станьте сами собой, расслабьтесь, нажмите на кнопку «Запись» и начните рассказывать то, что вы знаете.

Совет #9. Не наедайтесь перед записью скринкаста.

Если вы запланировали произвести запись скринкаста в какое-то определенное время, не наедайтесь перед этим. В этом случае вы запишете его легко и без особого напряжения, без внутренней борьбы со своим организмом.

В случае если вы хорошо покушаете и примете решение записать скринкаст, скорее всего у вас ничего не получится. Тяжесть в желудке будет вызывать у вас приступы лени, захочется прилечь и поспать часик-другой, мысли будут где-то далеко, где находится диван и подушка.

Совет #10. Изучайте свои ошибки.

Если у вас не «пошла» запись скринкаста, не удаляйте его со своего компьютера. Внимательно посмотрите его еще раз и обратите внимание на ошибки, которые совершили. Вы сразу же увидите их и поймете, что сделали не так. При записи нового дубля вы учтете свой негативный опыт и постараетесь их не совершать.

Как видите, советы просты и легко выполнимы. Главное чтобы вы поняли их смысл и начали применять их на практике. Только в этом случае вы научитесь записывать скринкасты, не переписывая их по двести раз!

Всегда помните о том, что запись скринкастов это навык, который вы можете в себе развить. Для этого нужно практиковаться, разбирать по косточкам неудачные записи и писать, писать и еще раз писать скринкасты!

А какие вы можете еще дать советы тем, кто только начинает записывать собственные скринкасты? Что вы им посоветуете? Поделитесь своим опытом.

Учебный скринкаст в дистанционном обучении (сервис Movenote)

Цель мастер-класса - получение навыков создания учебной видеолекции, которую можно использовать в ДО.


Задачи мастер-класса:

  • выявление возможностей использования видеолекций при ДО учащихся,
  • освоение сервиса MoveNote для создания видеолекций,
  • создание видеолекции для учебного процесса,
  • публикация видеолекции и встраивание ссылки на нее на страницу рабочего листа курса.

Маршрутный лист мастер-класса


1. Немного об этимологии слова.


Скринкаст (Screencast) – это мультимедийный файл, включающий в себя запись действий на экране компьютера, речь автора и др. Слово скринкастинг образовано от двух английских слов: screen – экран и broadcasting – вещание.

Задание №1 . Предлагаю составить карту ума или облако слов по теме "Скринкастинг". Ссылку вставляем на страницу рабочего листа мастер-класса .

2. В чем суть скринкастинга? Зачем он нужен современному учителю? Какие возможности по использованию сервиса Movenote в дистанционном обучении Вы видите?

Задание №2. Прошу принять участие в обсуждении на странице рабочего листа .

3. Практикум.

Пошаговый план действий:

А. Создаем методическое обеспечение скринкаста:
а) обосновываем необходимость именно такой подачи материала,
б) определяемся, для кого (очное обучение, дистанционное) будет создан скринкаст,
в) доказываем необходимость скринкаста на определенном этапе урока или на конкретном этапе изучения темы.

Б. Разрабатываем сценарий обучающего видео.

  • Разработка идеи и ее критическая оценка. Изложение замысла видеофильма: сформулируйте содержание в одном предложении (примерно 20-25 слов). Это краткое изложение смысла обучающего видеофильма – логлайн – должно сводиться к простой схеме: Ученик для достижения Цели преодолевает Препятствие и совершает Действие. Постарайтесь сделать логлайн динамичным.
  • Составление структуры сценария: разбейте идею на сюжетные точки.
  • Проработка этапов: перечислите этапы объяснения темы. Проследите за изменениями (приращениями) в ходе истории темы. Подумайте, чему должны научиться учащиеся по ходу каждого этапа скринкаста?
  • Поэтапное написание: не торопитесь сразу приступать к сценарию, добавляйте детали постепенно: сначала напишите синопсис (сюжет или план), затем тритмент (короткий поэпизодный рассказ) и только потом детальный сценарий.
  • Редактирование текста. Проработать сценарий желательно несколько раз, поэтапно: убедитесь, что результат соответствует первоначальному замыслу; проверьте логику повествования, действий учащихся, которым Вы обучаете; исправьте языковые недочеты. После этого покажите сценарий учителям-методистам – мнение со стороны всегда более объективно (если это возможно).
  • В. Создаём презентацию урока (этапа урока) или внеклассного мероприятия в Microsoft Office PowerPoint, презентацию лучше сохранить в формате PDF. В презентации не более 10 слайдов, текста на слайде не должно быть много, иначе на скринкасте он будет плохо смотреться. Важно подобрать интересный и содержательный иллюстративный ряд (фото, скриншоты) .

    Г. Перед записью видеопрезентации, вам необходимо подготовить текстовый сценарий будущего видео. Прислушайтесь к моему совету! Я считаю, что нужно обязательно иметь перед глазами весь текст сопровождения, чтобы в момент создания видеозаписи не возникло заминок...

    Д. Записываем видеоролик в сервисе Movenote .

    E. Размещаем видеоролик на Youtube. Как загрузить видео-ролик на Youtube? (Косаговская Г)

    Задание № 3. Делаем ссылку на работу в рабочем листе мастер-класса (ссылка на ролик в
    Youtube и на видеолекцию в Комментарии к записи Как записать скринкаст? отключены

    В этой статье я объединила несколько заметок, которые писала для себя, когда искала информацию о том, что такое скринкасты, и как их лучше записывать. Выкладываю их на блог, так как, мне кажется, эта информация будет полезна тем, кто только собирается начать записывать скринкасты, либо уже пробовал их записывать, но хотел бы улучшить результаты.

    Что такое скринкаст?

    Слову скринкаст можно дать различные определения:

    • видео-урок,
    • обучающее видео, снятое с экрана монитора,
    • видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, сопровождаемая голосовыми комментариями.

    Скринкасты чаще всего используются при обучении работе с компьютерными программами, сервисами и приложениями. В образовании скринкасты применяются для записи видео-уроков, что особенно актуально при обучении по модели перевернутого класса, когда учащиеся изучают теоретический материал и смотрят видео-лекции дома, а в классе обсуждают изученное, и выполняют практические задания.

    Есть два подхода к записи скринкаста. Как правило, автор скринкаста выполняет действия, комментирует их, и параллельно ведет запись. Возможно также сначала написать сценарий, потом записать аудио, а затем подобрать к нему видеоряд. В первом случае скринкаст получается более живым и динамичным, во втором — более продуманным, без ошибок и оговорок.

    Какое оборудование понадобится для записи скринкаста?

    Для записи скринкаста понадобятся компьютер и микрофон. Если бюджет позволяет, то на микрофоне экономить не стоит, так как хороший подкаст невозможен без хорошего звука. Для записи скринкаста лучше выбирать USB микрофон.

    Я не являюсь специалистом в вопросе выбора аудио-техники, все представленные ниже модели — это те варианты, которые лично мне показались интересными. Если Вы можете посоветовать другие варианты, пожалуйста, напишите об этом в комментариях, буду очень благодарна Вам за помощь.

    Доброго времени суток, дорогие читатели данного блога. Сегодняшняя публикация будет посвящена интересному типу подкастинга под названием скринкаст. Возможно вы уже слышали такой термин, а возможно и нет.

    В любом случае после прочтения этой статьи вы в полной мере узнаете, что это такое и в каких отраслях используется, каким образом создаются скринкасты и какие наиболее частые ошибки допускают новички. Также я не оставлю вас без полезного набора инструментов и программ, и даже расскажу об одном интересном обучающем курсе «Скринкаст-мастер». Ну а теперь давайте же перейдем к разбору материала.

    Начнем с основ

    Итак, чтобы сразу расставить все точки над ё, я начну с определения.

    Термин «скринкаст» пошел от английского слова «screencast» и подразумевает под собой цифровое видео на различные тематики, созданное при помощи записи происходящего на экране компьютера автора ролика с его комментариями.

    Сам же тип такого вида вещания информации в массы называется скринкастингом.

    «В чем же преимущество такого вида информационных видеороликов?» — спросите вы. Как всем известно, человек лучше всего усваивает информацию, когда она воспринимается им сразу и на слух, и визуально.

    Поэтому презентация способа работы с каким-либо сервисом, программой, оборудованием, плагинами и т.д. с добавлением понятных комментариев значительно упростит обучение и поможет юзеру разобраться в интересующем его вопросе. Именно поэтому на сегодняшний день такой вид подкастов наиболее популярен в онлайн-курсах или отдельных обучающих видео.

    В добавок к этому такой подход стали практиковать и компании. Подобные информационные ролики они создают для своих новых сотрудников и клиентов. Такой способ значительно экономит время как обучающихся, так и обучающих, ведь одно грамотно снятое видео может пошагово рассказать, как пользоваться новым сервисом неограниченному количеству людей и в любое время.

    Когда стоит задуматься о создании скринкаста?

    При создании руководства для простых действий иногда проще и выгоднее создать текстовое описание происходящего со .

    Поэтому, чтобы решить удовлетворит ли потребности пользователей снимки экрана или же стоит снять видеоурок, необходимо проанализировать несколько вещей:

    1. На какую возрастную аудиторию рассчитан материал. На сегодняшний день компьютерное поколение намного быстрее разбирается в технике и различных программах, а также легко воспринимает информацию, изложенную в терминах определенной профессиональной области (например, в IT-видеоуроках часто можно услышать сленговые слова или заимствования). В отличие от них поколению постарше важно объяснить все шаги в подробностях и использовать несколько другую лексику. Подход к школьникам также будет отличаться, а возможно им достаточно будет текстового руководства и т.д.
    2. Какая тема будущего материала. Если это руководство, например, по банковской системе снятия денежных средств, то лучше всего создать короткий скринкаст, что на сегодняшний день и делают банки. Если же это касается , то лучше код программы описать в текстовом виде и приложить его полный вариант в конце или начале статьи, ведь никому не интересно смотреть длинный видеоролик написания программы.
    3. Насколько сложна информация для понимания. Если вы взялись за объяснение работы сложного приложения, то необходимо четко и подробно описать каждый шаг, желательно добавить описание возможных проблем или ошибок.

    Чемоданчик с инструментами

    Ну а теперь давайте разберем, какие программные продукты и оборудование нам понадобится для записи хорошего скринкаста.

    Начнем с оборудования.

    Итак, вам необходимо найти тихое помещение , где не будет посторонних звуков, бегающей кошки, звонящего телефона и т.д. Должна быть полная тишина без посторонних звуков, иначе они испортят запись, а вашу работу назовут непрофессиональной.

    Далее вам конечно же понадобится компьютер или ноутбук. Желательно чтобы на нем были бесшумные клавиши и такая же мышка. Иначе все эти клики, звук колесика на мышке и неприятные щелчки будут записаны вместе с вашим рассказом, а это значительно испортит запись и на порядок снизит ее уровень профессионализма. Поэтому специалисты приобретают специальные бесшумные мыши или дополнительную клавиатуру.

    Следующий этап – это звукозаписывающее оборудование. И не просто какое-то, а качественное. на вашем ПК или ноутбуке не подойдет. Такой видеоурок мало кто захочет слушать. Ведь звук в ролике получается просто ужасным (или шипит, или гулкий, или с помехами).

    Поэтому необходимо приобрести хороший микрофон с поролоновой защитой на наконечнике. Почему рекомендуют именно такой? Все потому что он «защищает» вашу записываемую речь от треска во время дыхания. Также если вы будете устанавливать микрофон перед собой, то позаботьтесь о виброизоляции.

    Если вы хотите создавать качественные видеозаписи, то вам стоит прикупить хорошие наушники. Они необходимы для того, чтобы вы смогли изолировать себя от посторонних звуков и своего живого голоса в том числе, а слышать, как происходит аудиозапись.

    Для начала, пожалуй, все. Ну а теперь возьмемся за обзор профильных программ.

    На данный момент разработано множество специализированных приложений на русском, английском и других языках. Они могут функционировать как локально, так и онлайн.

    Этот онлайн-рекордер поможет записать отличное видео с вашими комментариями продолжительностью до 15 минут включительно. После вы сможете скачать видеоряд на компьютер в формате mp4, flv или avi. Помимо этого, скринкаст сразу же после съемки можно отправить на YouTube. Все это доступно в бесплатной версии.

    Однако за 15 долларов в год вы получаете мощный записывающий инструмент с возможностью создавать длинные видеозаписи, редактировать их, добавлять дополнительные инструменты управления, рисовать во время записи, зумировать контент и многое другое.

    CamStudio

    Одна из самых мощных программ для скринкастинга, выложенная в «open source». Поддерживает запись видеофайлов в форматах swf и avi. Создать по-настоящему профессиональный ролик с CamStudio очень просто, ведь она обладает простым пользовательским интерфейсом и мощными инструментами, а все видео записываются со звуком.

    Webineria

    Подходит под операционную систему Windows. Удобная и очень простая программа выложенная в открытый доступ. Скринкасты записываются в формате avi, однако их можно конвертировать в flv. Также существует поддержка горячих клавиш и функция объединения различных двух источников видео. Это могут быть видео- и аудиодорожка.

    FlashBack Express

    Данный программный продукт является бесплатной версией мощного сервиса для записи скринкастов. Он отлично работает на версиях ОС Windows, начиная с XP.

    FlashBack Express позволяет вставлять свои комментарии в запись, производить съемку через веб камеру, дает возможность пользователю руководить процессом записи, останавливая ее или запуская в нужный момент. Также есть встроенная функция захвата всего экрана, только конкретного окна или региона во время съемки видео.

    Где можно научиться создавать отличные скринкасты?

    Конечно же в Интернете полно информации по данному вопросу. Можно найти различные статьи и влоги. Однако лично я рекомендую специально подготовленный курс «Скринкаст-мастер» от Евгения Попова. Найти его можно по этой ссылке .

    Он и его команда создали полноценный обучающий курс, состоящий из 7 глав и охватывающий все детали, плюшки и подводные камни во время создания профессиональных видеоуроков. Вы познакомитесь с множеством других полезных программ, узнаете, как отснять интересный видеоматериал, как работать со специальным оборудованием и т.д.

    Ну и напоследок займемся ликвидацией ошибок!

    В начале своего пути по созданию чего-либо мы часто допускаем ошибки в связи со своей неопытностью, недостаточной информированностью. Поэтому я решил посвятить данную главу искоренению начальных ошибок на пути к профессиональному скринкастингу.

    1. Помните, что я вам говорил о речи? Так вот ее нужно подготовить, даже если вы знаете предметную область, как свои 5 пальцев. Известно, что все великие умы во время презентаций своих новых продуктов или исследований тщательно готовились к выступлению, заказывая сенсационные тексты выступлений у мастеров слова, подготавливая слайды презентаций и т.д. Вот и вам необходимо подготовить материал, который вы будете снимать, заранее написать речь и после провести генеральную репетицию, несколько раз отснять материал и проверить, как все выглядит и звучит. Некоторые влогеры советуют использовать два монитора, некоторые же предлагают распечатать речь или использовать для этого смартфоны (Сегодня вордовские документы можно читать не только на ОС Windows, а и на Андроид и iOS).
    2. Обязательно при записи искореняйте все существующие и возможные источники звука: отключите звук и вибрацию в телефоне, закройте окна, чтобы не было слышно звука улицы, подготовьте бесшумное оборудование. Все хотят получать качественный контент, поэтому если вы запишете ролик с посторонними звуками, шумом, помехами и т.д. никто не захочет его слушать.
    3. Обязательно проверяйте видеоматериал, его качество. Если нужно, то не ленитесь корректировать его и переснимать.
    4. Позаботьтесь о качественном звучании вашего голоса. Согласитесь, приятно слушать профессиональную запись чисто звучащего голоса с четко различимыми словами.

    На этом у меня все. Надеюсь, публикация была интересной и вы разобрались в основах скринкастинга. Не забывайте подписываться на мой блог и делать репосты на статьи. До новых встреч! Пока-пока!

    С уважением, Роман Чуешов

    Прочитано: 279 раз

    Аннотация
    В данной статье рассматривается проблема преподавания курса компьютерной графики на уроках информатики в школе. Автором предложено использование скринкастов в качестве наглядных средств обучения компьютерной графике. Представлены методические особенности создания скринкастов с использование программы Camtasia Studio.

    FEATURES OF SCREENCAST DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF COURSE COMPUTER GRAPHICS

    Zakharov Konstantin Viktorovich
    Nosov Magnitogorsk State Technical University
    student


    Abstract
    This article deals with the problem of teaching computer graphics course at computer science lessons in school. The author suggested the use of screencasts as visual teaching aids computer graphics. The methodical features create screencasts to use Camtasia Studio program.

    Современное состояние проблемы обучения информатики, в первую очередь, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД), которые имеют надпредметный характер. Однако процесс преподавания остался традиционным – так, до сих преподают основные навыки работы в текстовом редакторе, перевод систем счисления, виды алгоритмических конструкций, не формируя такие категории как развитие умений поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания и т.д. На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется изучению раздела компьютерной графики, которая позволяет обучить учащегося не только созданию изображений и их редактированию, но так же развивает образное и абстрактное мышление, ИКТ-компетенции, информационную культуру. Тем самым формируются новые мета-предметные связи с другими предметами: ИЗО, технологии, математики, физики. Знания, полученные на математике и физике, позволят учащимся в старшей школе перейти от растровой графики к 3D моделировании и разработке анимации.

    Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, небольшое количество эффективных методик преподавания компьютерной графики в школе. Данной проблемой занимались как российские научные деятели Л.А. Залогова, Л.И. Стрелкова, К.Ю. Поляков, И.Г. Семакин так и зарубежные A. M. Тайц, В. Рейнбоу, К. Айсманн. В их работах отражена проблематика преподавания компьютерной графики в школе, ее недостаточный объем в основном курсе информатики. Так же они выделяют и проблему преподавания этого курса в системе дополнительного образования.

    Сейчас популяризируется и набирает обороты дистанционное образование. Оно позволяет получать знания и навыки не выходя из дома и довольно популярно в ИТ сфере, где наглядность легко продемонстрировать на экране монитора. Начиналось все с видео лекций записанных на обычную кассетную видеокамеру. Сейчас уровень технологий позволяет не только записывать на видеокамеру уроки, но и сразу транслировать урок в интернет. У данного подхода в качестве недостатка выделяется отсутствие наглядности, поскольку идет запись непосредственно преподавателя, но не его рабочего места.

    Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание. Рассматривая лишь те виды информационного воздействия на обучающихся в современной школе можно выделить следующие группы информации:

    1) Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация(лекция, семинар, аудирование);

    2) Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки(чтение учебника, презентации, записи на доске);

    3) Информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. – сенсорная или тактильная информация(работа с материалами на уроках технологии, в кружке робототехники, просмотр обучающих видеороликов).

    Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.

    В связи с развитием программного обеспечения и увеличение сложности его функционала и появилась необходимость создавать обучающие видео в качестве инструкций по работе с программами – скринкасты. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы в программе, комментируя происходящее на экране.

    Анализ существующих обучающих скринкастов показал низкое качество их содержания и технического оформления. В соответствии с этим целью исследования стала описание методики разработки скринкастов.

    При изучении воздействия аудиовизуальных средств были выделены их основные дидактические особенности:

    Высокая насыщенность информацией;

    Рациональное преподнесение новой информации;

    Наглядное представление изучаемых явлений и материала;

    Реальное представление действительности.

    Данная методика реализуется на базе метода практического обучения. Он подразумевает рассмотрение не только теоретических аспектов создания скринкастов, но и обучение педагога созданию собственных скринкастов

    В ходе исследования так же нами был проведен сравнительный анализ программ для записи скринкастов (не включая сервисы Web 2.0 из-за необходимости высокоскоростного доступа к Интернету), представленный в таблице 1.

    Таблица 1 – Сравнительный анализ средств для записи скринкастов

    Наименование

    Разработчик Сайт программы Совместимость Лицензия,

    Редактирование

    Формат видео Русификация
    стоимость

    видео

    Adobe Captivate Adobe www.adobe.com/products/ Microsoft Windows, Proprietary, Да SWF, HTML5, Нет
    Systems captivate Mac OS X от 34200 руб. PDF, MP4,
    EXE
    Camtasia Studio TechSmith www.techsmith.com/camtasia/ Microsoft Windows, Proprietary, Да AVI, SWF, Нет
    Mac OS X от 6400 руб. FLV, MOV,
    WMV, RM,
    GIF, CAMV,
    EXE
    Jing TechSmith http://www.techsmith.com/ Microsoft Freeware Да SWF, MP4 Нет
    jing.html Windows,
    Mac OS X
    Bandicam Bandisoft http://www.bandicam.com/ Microsoft Windows Proprietary, Нет MPEG-1 Да
    от 1200 руб.
    BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Proprietary, Да AVI, FLV, Нет
    Software BBFlashBack/Home.aspx от 3189 руб. MOV, MP4,
    GIF, WMV,
    EXE
    BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Freeware Нет AVI, FLV Нет
    Express Software BBFlashBack_FreePlayer.aspx
    CamStudio CamStudio.org http://camstudio.org/ Microsoft Windows Open source Нет AVI, SWF Да

    Анализ показал, что одним из удобных и эффективных программный средств для создания скринкастов является Camtasia Studio. Camtasia Studio позволяет начать работать сразу после установки, не требуя каких-либо дополнительных действий от пользователя.

    В качестве технических средств создания скринкастов необходимы: компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности.

    Рассмотрим этапы реализации скринкастов:

    1. Подготовка материала;
    2. Технические настройки;
    3. Запись видео и аудио;
    4. Монтаж;
    5. Размещение скринкаста в Интернет.

    Под подготовкой материала понимается, не только подготовка методического материала урока, но так же и написание сценария, подготовка аудиоряда, сопровождающего скринкаст. Сценарий стоит писать подробно, выделять важные моменты, делать выводы по совершению каких-либо действий на экране. Так же необходимо акцентировать внимание на важных моментах, если есть возможность выделить их на экране или вывести текстом. Необходимо в конце скринкаста сделать выводы и проговорить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание обучающемуся.

    Во время записки скринкаста необходимо исключить все источники постороннего шума. Так же необходимо выбрать помещение, где отсутствует эхо.

    Монтаж видео осуществляется для наложения визульных эффектов, позволяющих выделить некоторые важные моменты во время записи на экране.

    На наш взгляд, использование скринкастов в процессе обучения компьютерной графике позволяет гораздо быстрее и удобнее усваивать материал. Уроки становятся не только более интересными и динамичными, но и позволяют повторить либо уже пройденный материал самостоятельно, либо пройти тему, которую пришлось пропустить. Так же представленная методика позволяет педагогам записывать собственные скринкасты, не только по компьютерной графике, но и по примерам работы в других программах.


    Библиографический список
    1. Роберт В.И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / В.И. Роберт. – М.: 1994. – 122 с.
    2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 469 с.
    3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
    4. Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности/Т.Е.Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко//Магнитогорск, МаГУ, 2006. -175 с.
    5. Карманова, Е.В. Проблема качества образования в процессе реализации обучения с использованием ДОТ/Е.В. Карманова//науч. ст. международ. науч.-практич. конф. «Новые информационные технологии в образовании» -Екатеринбург, 2013. -С. 352-354.
    6. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография/ И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н. Макашова /– Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос тех ун-та им Г.И.Носова, 2016.- с.97.
    7. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IVвсеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург: ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.