Приемы игры на бас-гитаре.

Приветствую вас, уважаемые любители, такого замечательного и многогранного инструмента как – гитара. Разновидностей гитары существует довольно много, ну взять хотя бы самые известные: классическая гитара, акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара. В сегодняшней статье мы поговорим как раз о последней из выше предложенного списка. Как играть на бас гитаре? Такой вопрос задают себе все начинающие музыканты, решившие освоить этот замечательный и разнообразный инструмент.

Самое распространённое заблуждение, касающееся бас-гитары – научиться играть на бас гитаре гораздо легче, чем научиться играть на акустической или на электрогитаре. Игра на бас гитаре предполагает не только наличие слуха, но и наличие чувства ритма, ведь именно бас-гитара вкупе с барабанной установкой задают ритм партию любой композиции.

В этой статье мы рассмотрим самые простые, самые основные моменты игры на бас-гитаре, а именно : как правильно держать данный инструмент, разучим правильную постановку правой руки и узнаем еще много различных интересных моментов касающихся бас-гитары.

Как правильно держать инструмент

Обучение игры на любой гитаре начинается с урока о том – как правильно держать инструмент. Ведь от того насколько правильно вы держите гитару зависит то, насколько быстро и правильно вы ее освоите. А то насколько правильно вы ее освоите, напрямую влияет на технику и скорость вашей игры, так, что рекомендую отнестись к данному уроку очень серьезно.

Итак, следуйте приведенным ниже пунктам :

  • Играть на бас гитаре можно в двух положениях: сидя и стоя. Принципиальной разницы между двумя этими положениями нет, но все же, некоторые различия есть. Предпочтительнее сидячий вариант, но для некоторых музыкантов, например для бас-гитаристов выступающих на сцене с группой – такой вариант неприемлем;
  • Для начала рассмотрим сидячий вариант. Сядьте на стул (стул должен быть средней высоты), слегка раздвиньте ноги и разместите между ними инструмент таким образом, чтобы головка грифа располагалась на уровне плеча или немножко выше, таки образом вам будет удобно играть;
  • Правая рука должна быть расположена на деке гитары таким образом, чтобы локоть “лежал” на основании корпуса;
  • Для того, чтобы играть на босу стоя, вам нужен специальный ремень. Предположим, он у вас есть, теперь нужно настроить его длину советующим образом: головка грифа должна быть на уровне плеча (по аналогии с сидячей позицией), правая рука должна свободно двигаться, чтобы была возможность удобно играть на всех четырех струнах инструмента.

Надеюсь, вы разобрались с тем как правильно держать инструмент, если нет, то рекомендую еще раз прочитать вышепредложенной текст.

Приемы игры

Всего существует три основных приема игры на бас гитаре, ниже вы можете ознакомиться с названиями и описаниями приемов:

  • Пиццикато – этом термином обозначается игра “щипком”. При использовании этой техники гитара звучит мягко и красиво, часто используется для исполнения “легких” гитарных партий, например в джазе. Играть можно любым пальцем, кроме мизинца. При игре вы выполняете щипковое движение;
  • Слеп – техника данной игры заключается в ударе боковой стороной большого пальца по струнам, возможно, вы уже видели, как данным стилем играет какой-нибудь бас-гитарист;
  • Игра медиатором – при использовании данной техники игры, звук получается более отчётливым и жестким, нежели при использовании приемов: пиццикато или слепа. Лучше всего подходит музыкантам, исполняющим тяжелую музыку.

Подберите для себя наиболее интересный для вас способ игры.


Упражнения для начинающих

Перед тем как мы приступим к упражнениям, я расскажу – как обозначаются пальцы на бас-гитаре (в отличие от обычной гитары, пальцы на бас-гитаре обозначаются не цифрами, а буквами ):

  • Латинская буква “p” – большой палец;
  • Латинская буква “i” – указательный палец;
  • Латинская буква “m” – средний палец;
  • Латинская буква “a” – безымянный палец.

Чтобы закрепить пройденный материал, давайте начнем выполнять простые упражнения, которые как раз подойдут человеку только начинающему осваивать гитару.

Итак, простые упражнения для начинающих :

  • Начинайте играть первую струну четыре раза, при этом чередуя указательный палец со средним пальцем, т.е. 1 – “i”-2-“m”-3-“i”-“m”;
  • После того, как отыграна первая струна, переходите ко второй, далее к третьей, четвертной;
  • После того, как все струны пройдены до конца, начинайте выполнять то же упражнение в обратном порядке, прибавляя палец “a”.
Подписывайтесь на наше сообщество в ВК: разборы, бесплатные обучающие курсы, эксклюзивные видео уроки и многое другое.. Это наиболее распространенная техника игры. По большей части, данным приемом пользуются басисты, которые перешли на бас с контрабаса и люди, которые учились играть на бас - гитаре в музыкальных школах. Игра пальцами заключается в том, что большим пальцем правой руки музыкант опирается на звукосниматель или на струны (та, что находится выше по отношению к струне из которой извлекают звук), а остальными, за счет щипка другими пальцами правой руки, происходит звукоизвлечение. Такая игра очень популярна из-за звука, который получается при соприкосновении подушечки пальцев со струной. Рассмотрим основные приемы звукоизвлечения пальцами.

1. Игра одним пальцем

Про этот прием можно сказать, что это самый простой способ игры. Музыкант дергает струну одним пальцем.
При таком виде игры достигается удобство и простота игры, хороший контроль динамики. Однако палец может быстро уставать, поэтому при такой игре довольно сложно достичь скоростной игры. Хотя были известные басисты, которые использовали эту технику.
Таким, например, был Клифф Бартон (Cliff Burton).

2. Игра двумя пальцами

Многие музыканты называют его еще пиццикато. Это техника строиться на чередовании указательного и среднего пальцев правой руки. Наиболее распространенный способ игры на басу.
При таком способе звукоизвлечения, можно достичь удобства при достаточно большой скорости, довольно хорошая атака, и нет проблем с координацией пальцев. Однако возникает неудобство при игре триолей, нужно очень много тренироваться чтобы четко научится четко чередовать пальцы, отработать динамику движений.
Однако великие басисты, виртуозы, такие как Виктор Вутен (Victor Vooten), Жако Пасториоус (Jaco Pastorius) используют именно эту технику.

3. Игра тремя и четырьмя пальцами

Это уже менее распространенные способы игры. В основном используется в таких стилях как рок и металл. Смысл заключается в чередовании соответственно трех и четырех пальцев правой руки.
При такой технике достигается очень высокая скорость игры, довольно удобно (если это тремя пальцами) играть триоли. Однако здесь нужно потратить очень много времени, чтобы правильно скоординировать пальцы и развить независимость трех (четырех пальцев).
Однако находятся мастера: тремя пальцами – Джон Мианг (John Meyng), Алекс Вебстер (Alex Webster) , Steve Baily (Стив Бейли), четырьмя - Алик Грановский, Эрик Лэнгуис (Eric Langlois).

Это основные способы игры пальцами на басу, однако, есть и более сложные способы игры пальцами, такие как слэп и поп, ногтями и так далее.


Игра медиатором

При данной технике приемов не так много – в основном используются 2 вида движения медиатора – постоянный (то есть все удары вниз/вверх) и переменный (чередование вниз/вверх).
При такой игре достигается хорошая скорость при небольшой затрате усилий, довольно специфический звук (который зависит от медиатора), очень мощная атака и различные фишки, которые можно проделать на гитаре. Однако, чтобы хорошо играть медиатором необходимо тренироваться и конечно же ограниченность в звуке, ну и, наконец, медиатор можно либо потерять, либо выронить при игре, либо вообще забыть. В таких стилях как рок, металл, альтернатива и т.п. очень популярен данный способом звукоизвлечения.
Такие музыканты как, например, Джейсон Ньюстэд (Jason Newstead), Том Эрайя (Tom Araya), Уиллиам Бойд (William Boyd) широко используют ее.


Слэп и поп

Наверное, самой яркой басовой техникой является - слэп и поп. Своеобразный звук с перкуссионным эффектом, получаемым засчет испольхования этой техники, делает ее все более и более популярной. Данная техника очень молодой,ее открыли в начале 70-х Ларри Грэхем (Larry Graham) и Луис Джонсон (Louis Johnson независимо друг от друга, и поэтому многие вопросы в плане правильного извлечения звука до сих пор не уточнены. Многие музканты используют приемы одни и те же, а эффект разный. Но начнем по порядку.

В основе данной техники лежат два приема - слэп (slap или thumb - пер. удар, шлепок) и поп (pop или pluck - подцэп). Слэп производится засчет удара больщим пальцем правой руки по струне, в основном в районе основания грифа, в результате чего происходит мощный удар струн о лады. Поп проихводится засчет подцэпа пальцами правой руки и оттягивания ее вверх, в результате чего струна соскальзывает с пальца и ударяет по ладам. При правильном использованиии этих приемов получается специфичный перкуссионый звук (засчет ударов о лады). Соответственно технику чередование этих приемов и называют - слэп и поп.

Однако как уже говорилось техническая сторона еще не совсем уточнена. Если с извленением подцэпом проблем, то по поводу удара большим пальцем возникает множество вопросов.

На данный момент появилось множество вариантов извлечения большим пальцем. Все они появились засчет того, что каждый музыкант пытается подстроить технику под себя и играть как ему удобнее. Мы не будем вдаваться в подробности все этого, так как подобная тема заслуживает целой обучающей книги.

О различных вариантах слэпа вы можете узнать из видеошкол,например, таких музыкантов как: Виктор Вутэн (Victor Vooten), Фли (Flea), Маркус Миллер (Marcus Miller), Джон Паттитуччи (John Pattitucci) и другие. Слэп и поп - одна из самых удивительных басовых техник, однако она требует очень много времени для постановки ударов, развития динамики, скорости и четкости.


Другие приемы игры на басу

Человек всегда стремится к чему-то новому. Играл музыкант на басу пальцами и вдруг ему звхотелось постучать по струнам - появился слэп и поп, решил сыграть как на гитаре медиатором - появилась техника медиатором. Но что-то басистам все мало. Чего только ни придумают. Вот об этом сейчас и пойдет речь.

1. Слэпоимитация

Слэп такая потрясающая техника, однако она требует, чтобы развить ее надо очень долго тренироваться, тем более с очень большой скоростью так не поиграешь. И что же? Люди придумали приемы, благодаря которым можем с имммитировать слэп и играть быстро.

Так, к примеру, если играть у основания грифа пальцами, то получается звук похожий на слэп. Среди музыкантов, использующих подобный прием можно выделить: Стэнли Кларк (Stanley Clark),Маркус Миллер (Marcus Miller).

Подцэпы можно использовать и не только, чередуя со слэпом,ну и с обычнычной техникой игры пальцами. Это очень неплохо звучит у Рэнди Джексона (Randy Jackson).

2. Рейк

Довольно простой прием суть которого заключается в том, что при переходе от одной струны к другой басист не чередует пальцы, а извлекает ноты засчет одного движения пальца. Впервые так поступат стал Тим Богерт (Tim Bogert). Играть так можно на несколько струнах, двигаясь как вверх, так и вниз. Получается мягкий, красивый звук.
Жако Пасториоуc (Jaco Pastorious) и Билли Шихэн (Billy Sheehan) играют так флажолеты на разных струнах.

3. Игра большим пальцем, ногтями

Игра четырьма пальцами для басиста не предел, к ним еще можно добавить и большой палец и играть перебором (так играют Ричард Бона (Richard Bona), Гарри Уиллис (Garry Willis), либо играть только большим пальцем (Стинг (Sting)).

А кому бывает лень ногти обстригать, и этим можно воспользоваться.
Можно играть пальцами и вместе с подушечкой подцеплять струну ногтем как при игре на классической гитаре. Также ногтем можно ударить по струне как при игре боем на обычной гитаре при движении пальца назад после извлечения щипком (Стив Хэррис (Steve Harris, Алик Грановский)

А можно вообще перпендикулярно обмотке струне проводить ногтем по струне (такой прием называют скрэтч). Делая такие короткие движения получим эффект, схожий со звуком, издаваемый из ди-джеевской виниловой установки (мастрев басовых скрэтчей Парик Гуэрс (Patrice Guers)).

4. Игра интервалов, аккордов. Cвип

На басу мы можем играть дабл-стоп (жве ноты одновременно, интревал) и типл-стоп (трезвучие).
Просто делает одновременно щипок несколькими пальцами на нужных струнах (так поступает Фли (Flea).

Аккорды и интревалы можно извлекать и рейком большим пальцем, ногтями, то есть как игра боем на обычной гитаре.
Отдельного внимания заслужаваеи прием извлечения аккордов, который использует Рэнди Джексон (Randy Jackson). Он иммитирует медиаторную технику. Собрав в щипотку указательный и большой пальц, получаем две ударные поверхности - ногти пальцев.

Своеобразной техникой является - свип. Зажимая левая рукой аккорд, двигаемся по струнам за счет рейка вверх (указательным) и вниз (большим пальцем). Так можно быстро играть арпеджио. А такие музыканты как Адам Нитти (Adam Nitty) и Скотт Хуббел (Scott Hubbel) неплохо сочетают свип тэппингом (тэппинг играется также как на гитаре) и мертвыми нотами.

5. Удар

Те кому не жалко свое инстркмента, просто бьют по своему басу (например, стучат возле бриджа, пальцами по обратной стороне грифа и так далее). Получается неплохой перкуссионный эффект и басовый звук. Однако для этого требуется хорошая чувствительность баса.
Те, кто видел клип группы Papa Roach "She Loves me not" могут видеть как Тобин Эсперанс (Tobin Esperance) бьет по своему инструменту.
Также этот что-то подобное можно встретить у Филди (Fieldy), Ричарда Бона (Richard Bona), Жако Пасториоуса (Jaco Pastorious).

6. Рычаг, ручка громкости, смычок и т.п.

Рычаг мы встречаем обычно у электрогитар, но кому-то в голову пришло сделать его еще и на басу. Получаем интересный звук, что-то наподобие "рычания". С рычагом неплохо управляются Стэнли Кларк (Stanley Clark), Лэс Клейпул (Lec Claypool).

Использование ручек громкости дает множество эффектов таких как нарастание и затухаение звука, вибрато и другие.

Кто-то пользуется медиатором, а кто-то предпочтает что-то более эффектное. Например, Майкл Марнинг (Michael Marning) использует смычок (ebow), Тони Лэвин (Tony Levin) изобрел funkey fingers и другие.

7. И это еще не все

Здесь постарался перечилить те приемы, которые очень часто встречаются в различных публикациях и видеошколах, посвященных электробасу. Однако сущуствует очень и очень много различных "фишек" и способов звукоизвлечения, которые реально могут вам обогать звук группы в которой играете или будете играть.
Все зависит о вас, что вы придумаете, что вы предпримите.


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.


Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.


Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.


Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Матерым басюгам воспринимать как юмор! Хотя если только сегодня с утра узнали что вам предстоит играть на басу, то эта статья вам пригодится. Упорно бытует мнение что играть на басу так же как сидеть за ударкой обычно достается тем, кто ничего не умеет делать. Эта статья для тех, кто взял бас в руки впервые в жизни. И срочно надо научиться играть.

Ну действительно, а чего там колбасишь по одной струне - даже думать не надо. В ритм попадай, аккорды учить не надо главное запомнить на каком ладу когда четвертую струну зажать. Даже такой простой бас, который тем не менее часто используется позволяет получить солидное звучание. В общем с таким басом можно уже тру-блэк играть. (На самом деле играть тру-блэк очень тяжело, ибо надо хорошую физическую форму иметь, чтоб колбасить).

Приходит мальчик домой и говорит, "папа а я выучил 12 нот на четвертой струне на басу"
Ну папа ессесмно говорит ему что он молодец.
На следущий день:"папа а я выучил 12 нот на третей струне"
На следущий"папа а я выучил 12 нот на второй струне"
На следующей"папа а я выучил 12 нот на первой струне"
Тут папа его спрашивает, а сделал ли он уроки.
Мальчик: "Какие уроки, у нас завтра концерт"

Надеюсь вы когда-нибудь играли на гитаре. Бас настроен обычно на октаву ниже гитары (если он четырехструнный 4 струна соответствует шестой гитарной 3-5 итд. на пяти- и шестиструнниках добавляется еще струна си). Для начала попробуйте узнать у гитариста какие аккорды он играет. Для начала играйте тоники которые он играет. Главное попадать в ритм. Для незатейливого панка этого уже хватит. А уж если будете попадать в ноты, то это ваще супер.

Как играть?

При игре пальцАми рука должна опираться на деку и почти прямыми пальцами дергаются струны. Если рука не будет лежать на деке это грозит тем, что вы можете промахнуться мимо струны ибо вам будет трудно контролировать свою руку (это крайне неприятно), и кроме того рука у вас быстро устанет и вы начнете лажать с ритмом (а это уже смертельно). При этом если струны стоят низко то у вас может возникнуть звук характерный для слэпа. Если подобный звук чем-либо нежелателен, то можно слегка согнуть кисть так, чтобы колебания струн происходили в плоскости параллельной деке.
Большинство начинающих басистов понтуются тем, что умеют слэпить. Раскрываю страшный секрет как это делается. Расслабленная рука поворачивается на 90 градусов и большим пальцем наносится хлесткий удар по струне. Игра здесь идет за счет движениявсей руки от локтя (соответственно получается довольно большая сила удара). Можно комбинировать слэп с подцепом. В момент когда отводится рука для слэпа указательный и средний пальцы могут подцепить другие струны. Соответственно не нужно каких-либо лишних движений для игры на дополнительных струнах.
Видео об этом можно посмотреть на warwickbass.com в разделе уроков. Немного рекламы, кроме уроков у них еще неплохие инструменты;).

Что играть?

Играть по тоникам вы считаете что неприкольно, ну тогда можно попробовать немного разнообразить ваши партии.
Первое на что стоит обратить внимание это на квинту.

Квинта крайне редко будет диссонировать с тем что кто-либо еще может играть в это время в своей партии.

Тоника обозначена красной точкой квинта синей. Можно так же играть квинта-октава (если брать еще тонику на октаву выше). Подобные приемы довольно характерны для блюза. А рок по большей части пошел именно из блюза. На подобных интервалах построены очень многие басовые партии когда они несут только ритмическую нагрузку. Большая чать power-metall"a punk"a etc использует партии баса построенные на этих интервалах. Бас в большинстве групп не солирующий инструмент, его не слышно, он чувтвуется (например желудком), соответственно надо играть что-то простое, но хорошо.

Поиграв немного вы поняли, что вам все-таки не очень интересно устраивать тупое рубилово. Подумайте еще, возможно вы просто завидуете соло-гитаристу. Для проверки попробуйте хоть раз прекратить играть на репетиции. Чувствуете, что сразу куда-то пропал драйв, музыка перестала "качать".(Соответственно даже если начинаете вдруг лажать не останавливайтесь, а старайтесь снова вернуться в ритм. Тогда возможно посчитают что вы решили сыграть синкопированный бас с нестандартными гармониями) А когда затыкаются соло-гитаристы что происходит? Правильно все вздыхают спокойно. Ибо каждый гитарист мечтает играть соло. Потому, что в соло можно как угодно лажать и все будут считать что это такая фишка. Вообще наблюдение многих музыкантов и звукорежиссеров, что лажа по высоким частотам гораздо менее заметна чем по низким. От сюда следует очень ризонное замечание - басист не должен лажать! Да возможно большинство не заметит кто лажает. Но все почувствуют что идет глобальная лажа. Если басист, ритм-гитарист и ударник будут играть слаженно (то есть лажать вместе одновременно и одинаково) то успех уже почти обеспечен.
Ладно, как вижу я вас не переубедил играть сложные бас-партии. Ну чтож, тогда видимо вы готовы к тому, что вам выскажут все ваши одногруппники.
Во первых, надо выучить расположение всех нот на грифе. Да я знаю, что это много, но вы сами отказались от легкого пути. Далее было бы крайне неплохо получить музыкальное образование. Слово сольфеджио вас не пугает? А зря. Хотя если уже не пугает, то это хорошо.

Ну чтож. Бас это инструмент который позволяет довольно легко получить определенное звучание. Обычно каждый аккорд обыгрывается определенным образом.
При этом обычно используются

Тоника отмечена красным. На сильные доли играется тоника, далее идет обыгрывание по отмеченным ладам данного аккорда. Только не увлекайтесь. При обыгрывании можно менять длительность. В произведениях на 2/4 можно например играть 1/4-1/8-1/8. Звучит круто. Но длинной старайтесь делат тонику. Вот наверное и все основные советы. А дальше стоит почитать литературу о построении гитарного соло, это почти одно и то же что навороченный бас. Только когда играешь бас все-таки желательно играть одинаковые элементы каждый раз. Ибо бас все-таки не даром входит в ритм-секцию. А еще играйте блюз. Там все есть и рок и металл и попса. Все это пошло от туда. Удачи!

Старый Рокер Dr. Andrew

    Добавил Dr. Andrew 26 ноября 2004.
    8 комментариев .

      Новости в тему:

Бытует мнение, что на бас гитаре играют только те музыканты, которым не хватает усидчивости и таланта для освоения «нормального» инструмента. Однако не стоит верить анекдотам. Виртуозная игра на бас гитаре, как и на другом инструменте, требует невероятных усилий, терпения и времени. В то же время, азы игры на басу постигаются за сравнительно короткое время – но то же можно сказать и о прочих инструментах.

Так откуда взялся миф о лёгкости игры на бас гитаре? Из особенностей конструкции и назначения:

  • четыре струны вместо шести – басисту легче попадать по струнам;
  • простая ритм-партия – играй себе повторяющиеся риффы, да в ус не дуй;
  • невысокая громкость партии баса – даже если слажаешь на концерте, никто этого не заметит.

Но миф на то и миф, чтобы его опровергнуть:

  • малое количество струн не так уж и упрощает игру, а вот их толщина требует сильных и, в то же время, ловких рук;
  • ритм-партия задаёт динамику и темп музыкального произведения, под неё подстраиваются остальные музыканты;
  • бас отвечает за драйв на концерте – ритмы отдаются в груди и вступают в резонанс с биением сердца.

Если вы мечтаете заводить зал, делиться со слушателями энергией и не боитесь оказаться в тени соло-гитаристов - то у вас нет иного выбора, кроме как играть на басу.

Как научиться играть на бас гитаре самостоятельно

Недостаток занятий без преподавателя заключается в том, что некому проконтролировать правильность техники игры. А ведь переучиваться в разы сложнее, чем учиться с ноля! Поэтому ответ на вопрос «как играть на бас гитаре» для начинающих в первую очередь подразумевает правильное положение гитары и постановку рук гитариста.

Поскольку бас гитара – тяжёлый инструмент, начинать обучение лучше сидя. Под левую ногу придётся поставить подставку, а гитару положить таким образом, чтобы корпус располагался между ногами, а вес приходился на левое бедро. Верхняя часть корпуса коснётся груди, а головка грифа окажется на одном уровне с вашей головой. Такая посадка удобна тем, что гитару не нужно поддерживать левой рукой – она и так устойчива.

Теперь о положении рук. Для левой руки подойдёт те же правила, что и для акустической гитары: ногти коротко острижены, пальцы, зажимая струну, стоят перпендикулярно грифу, кисть расслаблена. С правой рукой сложнее, поскольку техник звукоизвлечения сравнительно много. Кратко перечислим:

  • игра с опорой: большой палец правой руки опирается на верхнюю струну или на звукосниматель;
  • игра без опоры: предплечье лежит на деке, пальцы согнуты перпендикулярно струнам;
  • игра двумя пальцами: в звукоизвлечении участвуют указательный и средний пальцы, постоянно чередуясь друг с другом;
  • игра тремя пальцами: при игре задействован ещё и безымянный палец;
  • игра медиатором: звук извлекается не пальцем, а медиатором;
  • игра слэпом: мощные удары большого пальца по струнам.

Так как играть на бас гитаре правой рукой? Новичку лучше подойдёт двухпальцевый способ с опорой на звукосниматель. Опора позволит начинающему музыканту чувствовать положение струн, а чередование пальцев поможет выработать чувство ритма, необходимое бас-гитаристу.

Распишем, как научиться играть на басу двухпальцевым методом:

  • предплечье расположите на корпусе инструмента посередине его длины (при правильном положении вы достанете до каждой струны, не смещая предплечья);
  • кисть держите так, чтобы она напоминала купол;
  • большой палец обоприте на звукосниматель, противопоставив остальным;
  • извлекайте звук, поочерёдно дёргая струну подушечками указательного и среднего пальцев (главное – не задевать струну ногтем);
  • после извлечения звука останавливайте движение пальца, уперевшись в струну, расположенную выше.

Если по описанию вам непонятно, как играть на бас гитаре, - видео-самоучители вам в помощь!

Что играть начинающему бас-гитаристу

В сети Интернет несложно найти упражнения для игры на бас гитаре – как для правой руки, так и для левой. Выполнять их рекомендуется с разной скоростью и под метроном, чтобы научиться держать ритм. При этом не забывайте о чистоте звука! Если во время игры слышен скрежет, значит, левая рука недостаточно сильно прижимает струну к ладовому порожку, а неожиданный резкий звук означает, что вы случайно задели её ногтем. Чтобы избавиться от этих недостатков игры, потренируйтесь выполнять то же упражнение в медленно, постепенно наращивая темп.

Если игра на бас гитаре увлекла вас настолько, что вы мечтаете об участии в концертах, без знания музыкальной теории не обойтись. Разобраться с гаммами, правилами построения аккордов, музыкальными интервалами и прочим вам помогут преподаватели на