Психология в юзабилити. Восемь золотых правил для разработчиков интерфейсов

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Как создать идеальный интерфейс

Представьте себе, что вы дизайнер и разрабатываете интерфейс какого-нибудь интернет-приложения. Чем вам может помочь наука психология? Конечно, своими исследованиями, посвященными проблеме человеческого внимания и его роли в процессе восприятия информации. Можно ли заниматься веб-дизайном, ничего не зная об этих исследованиях? Можно, но скорее всего, получится ерунда. Поэтому лучше все же ознакомиться с тем, как устроено восприятие нашего мозга.


Так можно графически представить себе метод Usability

Sheep"R"Us / Flickr

Восприятие человека целостно и неразделимо. В основном оно ограничено физиологическими характеристиками, однако психологи в качестве отдельного ограничивающего фактора выделяют также особенности внимания . Именно внимание выделяет из окружающей среды какую-то ее часть, которая и подергается дальнейшей переработке мозгом. Это выделение не произвольно - оно задается значимыми для воспринимающей личности стимулами. Человек просто не может одновременно иметь дело с несколькими объектами внимания, сохраняя при этом заданный уровень эффективности. Это значит, что человеческое внимание ограничено, поэтому создателям интерфейсов необходимо руководствоваться некоторыми основными правилами психологии восприятия информации.

Usability и UX

Для начало посмотрим на общие стандартные принципы проектирования интерфейса. Немаловажным фактором в разработке веб-дизайна является учет исследований психологии восприятия информации. Частично это осуществляется с помощью методов Usability (юзабилити) и User Experience , или UX (пользовательский опыт).

Нам понадобится выявить наиболее характерные черты UX и их содержательную составляющую. Но сперва необходимо разделить понятия Usability и User Experience и соотнести полученную информацию с данными о психологии восприятия гипертекста.

Юзабилити чаще всего используется для повышения привычности и удобства использования интерфейса, увеличения скорости выполнения задачи и т.д. Другими словами, метод юзабилити исходит из вопроса: «Насколько легко пользователь решает задачу?» А его главная цель - удержать клиента на сайте или в приложении.

Цель второго метода, UX, шире простой функциональности. Он охватывает такие аспекты, как удобство восприятия, вовлеченность клиента, интересность использования. При создании интерфейсов UX-специалисты используют подход аффективного проектирования - это означает, что они создают дизайны не для пользователей, а для людей, испытывающих эмоции.

Такие продукты, как игры или социальные сети, направлены на то, чтобы вызвать у пользователя определенную эмоцию, доставить ему удовольствие . В этом случае одного удобства интерфейса уже недостаточно, он должен обладать определенной эстетической ценностью. Метод UХ стремится вызвать у пользователя положительные эмоции. Именно поэтому для наилучшего понимания визуальных предпочтений субъекта и необходимо использовать исследовательские данные психологии восприятия.


А так выглядел бы метод UX

Thank you for visiting my page / Flickr

Для наглядности сравним два этих метода на примере выбора маршрута: чем отличаются движение по бетонной магистрали (юзабилити) и езда по горной извилистой дороге (пользовательский опыт, UX)? Добираясь до пункта назначения по магистрали, вы, не прикладывая никаких дополнительных усилий, едете по прямой дороге на максимально установленной скорости. Юзабилити добивается того же эффекта - направить пользователя к конечной цели наиболее легким и удобным маршрутом. А вот горная дорога извилиста, и на ее преодоление уйдет больше времени, но зато ехать по ней намного интереснее и приятнее благодаря пейзажам и горному воздуху. Концепция пользовательского опыта учитывает именно те факторы, которые способны доставить удовольствие.

Эмоциональный интерфейс

Разобравшись с тем, чем пользовательский опыт отличается от юзабилити, вернемся к психологии и обратимся к базовым принципам восприятия информации, сопровождающим создание аффективно воздействующего интерфейса.

Опираясь на результаты эксперимента Томаса Саноки и Ноя Сульмана, посвященного выявлению связей между сочетаемостью цветов и способностью людей запомнить только что увиденное , можно сделать несколько полезных выводов для создания идеального сайта:

  • старайтесь использовать не более трех цветов;
  • создавайте контраст между фоном и воспринимаемой информацией;
  • используйте гармоничные сочетания оттенков.

Все эти положения исходят из психологии восприятия цвета, насыщенности, формы, объема и т. д. Цвет влияет на подсознание человека, вызывая определенные ассоциации и эмоции. Известный швейцарский психолог Макс Люшер занимался исследованием эмоционального воздействия цвета на человека. Он выявил, что предпочтение тех или иных цветов отражает направленность испытуемого, его настроение и сложившиеся черты личности. В результате Люшер разработал цветовой тест , который является одним из основных инструментов для оценки состояния человека. Исследования по восприятию формы показывают, что закругленные, плавные линии ассоциируются с безопасностью, а острые углы и ломаные линии воспринимаются как проявление агрессии и вызывают тревожные состояния. Знание особенностей человеческого восприятия поможет дизайнеру создать продукт, который будет вызывать положительные эмоции.

Еще одним средством визуального представления текстовой информации является типографика. Экспериментальные исследования позволили выявить, что необходимо наполнять интерфейс привычным и понятным для глаз шрифтом, учитывать совместимость различных его видов друг с другом, а также соблюдать необходимое пространство между абзацами.

Удобный интерфейс

Для упрощения восприятия информации пользователя, то есть для обеспечения функциональной стороны интерфейса (его юзабилити, как мы помним), следует обратиться к выводам следующих психологических экспериментов.

Исходя из теории Ричарда Грегори, наше визуальное восприятие информации основывается на том, что мы делаем некие предположения об увиденном на основе предыдущего опыта, наших знаний о предмете . Таким образом, для создания рабочих интерфейсов нам поможет следующее:

  • сопровождение данных подходящим дизайном;
  • «говорящий» заголовок для создания ключевых ожиданий пользователя;
  • сопровождение визуальной информации содержательным текстом.

Нельзя забывать и об эффекте бинокулярного соперничества , из-за которого мы не способны воспринимать комбинацию различных картинок одновременно. Добавим к этому результаты исследования восприятия сути целостного образа картины в зависимости от цвета и таким образом получим следующие рекомендации:

  • не перегружайте интерфейс второстепенной информацией и располагайте контент в правильной последовательности;
  • используйте тематические, подходящие иконки для сопровождения текста;
  • выделяйте важную информацию среди текста.

Таким образом, юзабилити определяет функциональную сторону взаимодействия в паре человек-технология, а исследования UX нацелены на анализ пользовательской стороны этого взаимодействия, создают установки на конкретную эмоцию у пользователя.

Виктория Баскакова

Анастасия Маринчева

Castelhano M. S., Mack M. L., Henderson J. M. Viewing task influences eye movement control during active scene perception //Journal of Vision. – 2009. – V. 9, 3. – P. 6-6.

Gregory R. L. Knowledge in perception and illusion //Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. – 1997. – V. 352, 1358. – P. 1121-1127.

Hassenzahl M., Diefenbach S., Göritz A. Needs, affect, and interactive products–Facets of user experience //Interacting with computers. – 2010. – V. 22, 5. – P. 353-362.

Hassenzahl M., Tractinsky N. User experience-a research agenda //Behaviour & information technology. – 2006. – V. 25, 2. – P. 91–97.

Larson K., Picard R. The aesthetics of reading //Appears in Human-Computer Interaction Consortium Conference, Snow Mountain Ranch, Fraser, Colorado. – 2005.

Saariluoma P., Jokinen J. P. P. Emotional dimensions of user experience: a user psychological analysis //International Journal of Human-Computer Interaction. – 2014. – V. 30, 4. – P. 303-320.

Sanocki T., Sulman N. Color harmony increases the capacity of visual short term memory //Journal of Vision. – 2009. – V. 9, 8. – P. 322-322.

Tong F. et al. Binocular rivalry and visual awareness in human extrastriate cortex //Neuron. – 1998. – V. 21, 4. – P. 753-759.


И сегодня мы коснемся психологических аспектов влияющих на удобство использования посетителем сайта.

Синдром гадкого утенка (Baby-Duck-Syndrome)

Как показывает практика, подавляющее большинство пользователей сильно привязываются к первой версии дизайна конкретного проекта. Этот дизайн ими в максимальной степени изучен. Соответственно последующие версии сайта (или локальных элементов), уже после редизайна, они воспринимают через призму того, насколько новая версия похожа на предыдущую. Именно поэтому посетители первое время чувствуют себя не в своей тарелке.

Баннерная слепота

Суть баннерной слепоты состоит в том, что посетители игнорируют все то, что напоминает им рекламу. При этом, у них выработан четкий алгоритм серфа по сайту благодаря которому пользователи фокусируются на тех блоках где расположена наиболее полезная для них информация. Поэтому огромные баннеры с красочным содержимым в это аспекте попадают в полный игнор.

Эффект неопределенности (Эффект Блюмы Зейгарник)

Природой в человека заложена нетерпимость к неопределенности. Благодаря ей мы пытаемся найти ответы на все возникающие в нашей голове вопросы. При этом, как можно быстрее.

В основе эффекта неопределенности как раз и лежит эта особенность человеческого поведения. Открытый в далеком 1927 году, эффект устанавливает некую эмоциональную связь с пользователем, читателем или наблюдателем продукта.

Исходя из этого, видео, различные статьи, другие материалы, использующие данный принцип, как правило, имеют некоторую недосказанность и склонны скорее задавать вопросы пользователю, нежели отвечать на них. Вследствие чего людей увидевших материал побуждают искать ответы и принуждают к совершению какого-либо действия (к примеру к клику по ссылке или чтению дополнительного материала).

Гештальт принципы

Представляют собой базовые, основополагающие правила психологии в контексте дизайна и восприятия его человеком посредством компьютера.

Закон близости гласит о том, что набор объектов, расположенных друг к другу на более близком расстоянии, нежели другие объекты, пользователь классифицирует как группу.

Также существует и закон сходства , который можно сформулировать так – человек на подсознании группирует сходные объекты.

Закон прагматизма говорит – один и тот же элемент способен играть как очень важную роль в одном визуальном представлении, так и становиться частью фонового рисунка в другом.

Относительно этого правила очень наглядным является логотип компании Macintosh, на котором можно увидеть несколько визуальных полей. Одно общее с улыбающимся лицом, а также счастливое лицо представленное в профиль.

Если говорить в общем, то симметричное расположение элементов, отступы и т.д. делают ваш сайт более аккуратным. При этом, нарушение симметричности может вызывать у человека реакцию – «тут что то не так».

Закон смыкания говорит о том, что человек склонен к объединению объектов, которые в реальности не являются единым целым.

В качестве примера можно привести логотип компании IBM, где в реальности присутствуют лишь горизонтальные линии, которые отличаются своей длинной. Однако, человек интерпретирует их в буквы.

Эффект личного опыта . Получил наибольшее распространение в сфере создания текстового контента в силу того, что способен наладить некую взаимосвязь читателя с автором.

Удовлетворенность (Satisfaction) продукта определяется как «комфорт и приемлемость использования». Определить удовлетворенность достаточно сложно, поскольку это, прежде всего, эмоциональная компонента. Были введены следующие оценки:

  • Рейтинговая оценка по шкале полезности продукта или услуги.

  • Рейтинговая оценка по шкале удовлетворенности функциональностью продукта.

  • Количество случаев, когда пользователь испытывал гнев или проявлял недовольство при обращении с продуктом.

  • Рейтинговая оценка по шкале технологичности управления задачей без участия пользователя.

  • Оценка того, насколько технологическое выполнение задачи соответствует потребностям пользователя.
Таким образом, вышеприведенные критерии используются для анализа юзабилити продукта или программного обеспечения. Их применяют для анализа результатов юзабилити-тестирования и юзабилити-экспертизы .

Правила и принципы Юзабилити

Существует несколько основных правил и принципов юзабилити , на которые стоит обращать внимание при разработке дизайна сайта или же изменении его структуры.

Основные пункты, которые подлежат проверке на данном этапе являются следующие:


  • корректное отображение сайта в различных браузерах при различных настройках экрана монитора;

  • актуальность ключевой информации и информации о специальных предложениях;

  • удобство навигации по сайту;

  • простота осуществления поиска и заказа товаров (услуг).

  • степень удовлетворенности пользователей при использовании сайта (юзабилити-тестирование с привлечением пользователей из целевой аудитории сайта)
Анализ юзабилити сайта непосредственно связан с этапом маркетингового аудита «Веб-аналитика» . Информация, полученная в результате юзабилити-тестирования, используется для создания полноценной характеристики аудитории сайта и служит для разработки рекомендаций по улучшению эффективности взаимодействия пользователей с Интернет-проектом.

Основные правила и принципы юзабилити были опубликованы в Smashing Magazine , 31 октября 2007.

Далее преведена выдержка из статьи:
« Профессиональный веб-разработчик должен быть адвокатом посетителя сайта, защищать его интересы и гарантировать, что независимо от сложности сайта, пользователь всегда сможет найти то, что ему нужно. Чтобы успешно выполнять эти задачи, вы должны уметь эффективно защищать свои идеи и решения в дискуссиях с клиентами и коллегами. Ваша работа в том, чтобы корректировать плохие идеи и неверные концепции, а не слепо следовать им.

Конечно, для этого важно глубокое понимание фундаментальных принципов юзабилити, но чтобы ссылаться на них в обсуждении столь же важно знать, как называются эти концепции. Более того, использование точных определений может помочь отстоять свою точку зрения в дискуссии.»

^ Правило 7±2

Возможности мозга по обработке информации не безграничны, в соответствии с результатами исследования Джорджа Миллера кратковременная память может одновременно содержать от 5 до 9 сущностей. Этот факт часто используется при обосновании необходимости сократить количество элементов в навигационных меню до 7, что вызывает горячие дебаты , поскольку не совсем ясно, как это правило должно применяться в веб. [Miller’s studies ]

Правило 2-х секунд

Заключается в том, что пользователь не должен ждать любой реакции системы, к примеру, запуска или переключения приложения, более 2-х секунд. Значение 2 секунды выбрано произвольно, но кажется достаточно подходящим. В общем случае, чем меньше ждет пользователь, тем лучше.

^ Правило 3-х кликов

Пользователь не будет в восторге от использования сайта, если он не может найти необходимую ему информацию за три клика мышкой. Другими словами это правило подчеркивает важность понятной и простой навигации. Во многих случаях важно не столько количество необходимых кликов, сколько общая понятность системы, даже 10 кликов не проблема, если на каждом этапе пользователь четко представляет, где он и куда должен двигаться дальше.

^ Правило 80/20 (Принцип Парето)

Заключается в том, что 80% эффекта получается в результате 20% действий. В бизнесе это правило часто применяется в виде: «80% продаж приходится на 20% клиентов». В веб-дизайне и юзабилити это правило работает не менее эффективно. К примеру, значительно улучшить отдачу сайта можно определив 20% пользователей, заказчиков, действий, продуктов или процессов которые дают 80% прибыли и обратив на них особое внимание при разработке.

^ Восемь золотых правил для разработчиков интерфейсов

В результате исследований взаимодействия человека и компьютера Бен Шнейдерман составил набор правил, которые могут быть использованы при разработке многих типов интерфейсов. Эти принципы актуальны как для разработчиков интерфейсов, так и для веб-дизайнеров.


  1. Стремитесь к логичности

  2. Для опытных пользователей должен быть быстрый способ (сокращения, горячие клавиши, макросы)

  3. Должна быть информативная обратная связь

  4. Диалог должен быть законченным

  5. Обработка ошибок должна быть простой

  6. Должен быть простой способ отмены действий

  7. Пользователь должен чувствовать, что все под его контролем

  8. Как можно меньше загружайте кратковременную память
Правило Фиттса

Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели. Обычно это правило используется при рассмотрении движения мышью от точки A к точке B. Это может быть важно при размещении элементов, количество кликов на которые желательно увеличить.

^ Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида - это стиль написания, при котором основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией. Пользователи хотят получать информацию как можно быстрее, поэтому перевернутая пирамида как нельзя лучше подходит для веб, такого же мнения придерживается и гуру юзабилити Якоб Нильсен .

Удовлетворенность

Пользователи не выбирают оптимальный путь в поисках необходимой информации. Им не нужно самое лучшее и надежное решение, напротив - часто они готовы удовлетвориться быстрым и не самым лучшим решением, которое будет «вполне приемлемым». Применительно к веб, удовлетворенность описывается именно этим случаем: пользовать получил «вполне приемлемое» решение проблемы - даже если альтернативные решения полнее покрывают его требования на длительный срок.

^ Психология в юзабилити

Синдром утенка (Baby-Duck-Syndrome)

Обычно пользователи привязываются к первому, изученному ими дизайну, и судят остальные по тому, насколько они на него похожи. В результате пользователи предпочитают системы, похожие на те, которые они знают, и не очень любят остальные. Эта проблема часто возникает при редизайне, пользователи, привыкшие к предыдущей версии дизайна, в новой структуре сайта чувствуют себя не комфортно.

^ Баннерная слепота

Пользователи игнорируют все, что похоже на рекламу, и что интересно, делают это весьма эффективно. Хотя рекламу замечают , ее все равно всегда игнорируют . У пользователей выработаны довольно-таки четкие схемы, которым они следуют, выполняя в веб различные действия: в поисках необходимой информации они фокусируют внимание на тех частях страницы, где эта информация может быть расположена - на основном тексте и гиперссылках. Большие, красочные, анимированные баннеры в этом случае полностью игнорируются.


^

Эффект неопределенности (Эффект Зейгарник)


Человек не терпит неопределенности - мы стараемся найти ответы на возникающие вопросы, причем как можно скорее. Эффект неопределенности основан именно на этой особенности поведения людей. Видео ролики, статьи и сюжеты, использующие эффект неопределенности, обычно заканчиваются внезапно, не разрешая сложную ситуацию и не отвечая на возникающие вопросы. Этот эффект часто используется в рекламе: задавая посетителям интересные и провокационные вопросы, рекламщики часто принуждают к чтению материала или клику на ссылке.

Обнаруженный Блюмой Зейгарник в 1927 году эффект помогает установить эмоциональную связь с читателем и невероятно эффективен в маркетинге. Читатели лучше запомнят, о чем была реклама, и даже мелкие детали будут запомнены более четко и точно. Эффект Зейгарник используется и при написании текстов для веб, чтобы привлечь и заинтересовать посетителей.
^

Гештальт принципы восприятия форм


Это фундаментальные правила человеческой психологии в контексте дизайна интерфейсов человек-компьютер.

^ Закон близости утверждает, что когда мы видим набор объектов, объекты, расположенные ближе друг к другу, мы распознаем как группу.

Реальный пример действия закона близости c MTV Music Awards 2002.
^ Закон сходства утверждает, что сходные объекты человек подсознательно группирует.

The Law of Prägnanz утверждает, что один и тот же объект может играть важную роль в одном визуальном поле и быть частью фона в другом.

В логотипе Macintosh можно разглядеть как обычное счастливое лицо, так и счастливое лицо в профиль.
^ Закон симметрии утверждает, что мы склонны воспринимать симметричные объекты как один объект.

Закон смыкания утверждает, что люди склонны объединять объекты, которые на самом деле едиными не являются.

^

The Self-Reference Effect


Этот эффект особенно важен при создании текстов для веб, поскольку может значительно улучшить связь между автором и читателем. Вещи, связанные с нашим собственным опытом, мы запоминаем лучше, чем те, которые с нами не связаны. К примеру, после прочтения статьи люди лучше запоминают персонажей, истории или факты, с которыми они были как-то связаны.

От автора: сегодня у нас очень важная тема - принципы и правила юзабилити сайта. Об этом написано множество книг и статей. Величайшие умы человечества выводили свои формулы удобства использования сайта. Казалось бы, как можно угодить всем пользователям Интернета, ведь они такие разные? Но, как показывают исследования, существуют определенные паттерны поведения пользователей на сайте, которые необходимо учитывать при его разработке. Конечно, если целью ресурса является привлечение трафика и получение прибыли, а не запугивание кислотной расцветкой, мигающими баннерами (а еще лучше, со звуком) и загадочной навигацией.

Принципы юзабилити интерфейсов

Самый главный принцип, который должен пройти красной нитью через весь интерфейс, звучит так: «чем проще, тем лучше». Смысл его состоит в том, что использование стандартных приемов оформления веб-страниц существенно облегчает пользователю жизнь.

Ведь, если он уже видел где-то подобную навигацию, расположение кнопок и пунктов меню, то будет знать, как этим всем пользоваться. А значит, будет уверенно чувствовать себя на вашем сайте. Остальные принципы юзабилити сайта для удобства я разбил на несколько смысловых групп.

Принцип 1. Навигация. Горизонтальное и вертикальное меню.

Основа юзабилити сайта - это удобная и понятная навигация. В горизонтальном меню должны находиться основные разделы, а в вертикальном - дополнительные. В последнее время все чаще встречаю сайты без вертикального меню, то есть, упрощенные до предела. Но это зависит от особенностей ресурса и размещаемого на нем контента.

JavaScript. Быстрый старт

Если, избавившись от вертикального меню, вы получите сложное и запутанное горизонтальное, то от этого приема лучше воздержаться. Кроме этого, имеет смысл продублировать главное меню в футере. Если ваш сайт имеет сложную структуру, сделайте для нее отдельную страницу, где в виде древовидного, интуитивно понятного списка выведите перечень всех категорий и подкатегорий.

Принцип 2. Отсутствие ошибок.

Тестирование и еще раз тестирование. Каждый день. Без выходных и праздников. Сайт должен работать корректно, ведь каждая секунда его неправильной работы, каждая ссылка, ведущая в никуда, или кнопка на несуществующую страницу будут стоить вам посетителей и клиентов. Никто не будет задерживаться на нерабочем сайте. И не забудьте оформить 404-ю страницу в стиле вашего веб-ресурса.

Принцип 3. Правильное оформление шапки сайта.

Именно в верхней части сайта люди чаще и дольше задерживают свой взгляд. Некоторым даже лень прокручивать страничку вниз. Каюсь, я тоже отношусь к этой группе пользователей. Если в хэдере нет нужной мне информации (меню, контактные данные, телефоны и т. д.), вряд ли я буду тратить время на ее поиски. В общем, вы поняли - в шапке размещаем все данные, на которые хотели бы обратить внимание клиентов, в первую очередь.

Принцип 4. Свободное пространство.

Вероятно, вам встречались сайты, на которых каждый лишний сантиметр чем-то «затыкался» - какими-то баннерами, иконками, кнопочками, анимацией. Скученный текст, куча ненужной информации, брррр. Такие сайты должны гореть в специальном аду для тех, кто не знает принципы юзабилити и психологии восприятия.

Настоящие мастера веб-дизайна всегда оставят на сайте свободное пространство, а текст оформят с нормальным междустрочным интервалом, чтобы пользователю было легче дышать, а информация воспринималась легко и доступно.

Принцип 5. Качественный текст.

К качеству текста относятся не только его смысловая составляющая и отсутствие ошибок, но и правильное форматирование. Про междустрочный интервал я уже упоминал, осталось рассказать о приемах, благодаря которым можно привлечь больше внимания к вашему контенту. Это:

наличие заголовков и подзаголовков;

выделение ключевых слов и важной информации (жирным шрифтом, сносками, маркерами и т. д.);

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

использование нумерованных и маркированных списков;

разбивка текста на абзацы, состоящие из 3-4 предложений.

Принцип 6. Поиск по сайту.

Казалось бы, и так понятно, что на веб-ресурсе должен быть внутренний поиск. Но нет - сплошь и рядом встречаются сайты, на которых нет и намека на этот важнейший элемент юзабилити. А ведь большинство пользователей приходит на веб-сайт с четкой целью: найти какую-то информацию и побыстрей.

Сделав поисковую строку и фильтр, вы осчастливите и себя, и потенциальных клиентов. Они найдут то, что им надо, вы - увеличите свою конверсию и, возможно, получите постоянного покупателя.

Принцип 7. Скорость загрузки.

В продолжение предыдущего требования к юзабилити сайта - люди очень нетерпеливы, они приходят в Интернет за информацией и хотят получить ее максимально быстро. По результатам исследования Nielsen Norman Group, пользователи в среднем проводят на веб-странице 27 секунд и редко прокручивают ее до конца. Происходит это потому, что в Интернете много хлама и бесполезной информации - если бы люди подробно изучали каждый ресурс, они бы сошли с ума.

Поэтому у вас есть всего несколько секунд, чтобы рассказать посетителю о себе, заинтересовать его и подвигнуть на дальнейшие действия. А если большую часть из этого отведенного вам времени будет занимать загрузка сайта, то шансов завлечь потенциального клиента у вас практически не остается - он просто уйдет на другой сайт. Вот этим вопросом, как привлечь и удержать посетителя, и занимается юзабилити.

О юзабилити" url="http://marketnotes.ru/about-usability/usability-principls/">

Читая про эвристические методики оценки дизайна и юзабилити, я обратил внимание, что все ссылаются на некие общепринятые принципы юзабилити, однако, никто не пишет какие. Тут два варианта: или они настолько понятны и естественны, что о них даже и не стоит говорить, или же толком никто не знает, что же это за принципы. Проанализировав статьи, которые на них ссылаются, да и просто подумав обе поисковые системы, я пришел к неутешительному выводу: толком никто ничего не знает, а все статьи – это неточные копии одной из статей Якоба Нельсона. Некоторые даже оставили ссылку на эти самые общепринятые принципы.

Увы, я не нашел ни одной статьи на русском (или украинском) языке, где бы они раскрывались. А посему, я решил, что стоит все-таки перевести и немного расшифровать эти самые принципы.

Итак, 10 общепринятых принципов юзабилити. Рассмотрим их более подробно.

1. Видимость статуса системы.

Этот принцип означает, что пользователь ВСЕГДА должен знать, что происходит и на каком участке пути он остановился. Если это сложная регистрация, указывайте, что это 2 шаг из 3. Если что-то закачивается или работает какой-то скрипт – выводите % обработки. И т.д.

Простой пример – уверен что каждый сталкивался с ситуацией, когда вы по какой-то иконке кликнули, но ничего не происходит. Судя по тому, как активно крутиться винт и мигает монитор – что-то все-таки происходит, и через несколько минут открывается окно программы, например (у меня так до сих пор открывается ИЕ). А что делать в интернете, когда все грузиться не на вашем компьютере, а на сервере в другой стране. Большинство пользователей просто несколько раз нажимают на кнопку «отправить», загружают одни и те же файлы несколько раз и т.п. А все потому, что отсутствует эта самая связь между пользователем и системой.

Следует внимательно следить за тем, чтоб система всегда четко и однозначно реагировала на действие пользователя. Есть такой момент – между действием и реакцией должно пройти максимум 1 секунда – это не причуда юзабилистов. Научно выяснено, что это именно то время, которое наш мозг держит причинно-следственную связь, типа сделал-получил. Если же реакция на ваше действие идет позже, чем через секунду – мозг воспринимает это как отдельное действие, лишь отдаленно связанное с предыдущим.

И еще одна граничная цифры – 10 секунд. Пользователь должен получить то, что он хочет в течении 10 секунд после своего действия (например, просматривая результаты поиска, пользователь открыл 5 окно. Затем быстро просматривает каждое из них. Если после того как он открыл окно в течении 10 секунд он туда не вернулся – считайте что он для вас потерян).

(цифры сам не проверял и не придумывал, взято с книги).

(это пример из Контакта. При загрузке фотографий вы видите процесс и оцениваете, сколько еще осталось ждать).

Следующий принцип говорит нам о том, что ваш сайт должен быть сделан под определенную аудиторию и вы должны общаться с ней на ее языке, используя ее обозначения и уровень подготовленности.

Буквально пару дней назад я смотрел два сайта компьютерной тематики с довольно похожей структурой и дизайном. НО! Один был посвящен особенностям настройки операционной системы, а второй – компьютерные курсы для начинающих.
Как вы понимаете, это две совершенно разные аудитории, и фраза «кликните 35 строку в реестре» будет более чем понятна для аудитории первого сайта, 99% пользователей второго сайта повергнет в шок.

Поэтому, всегда учитывайте свою аудиторию, и делайте сайт всегда для нее. Это касается не только текстов, но и структуры, помощи, дизайна, визуального восприятия информации и т.д.

(уже с первого взгляда понятно, на кого направлена информация на этом сайте. Новичок даже читать не будет что там. Уже по оформлению понятно, что она для программистов).

3. Пользовательское управление (свобода выбора)

Пользователь всегда должен контролировать ситуацию, так сказать держать руку на пульсе (ну или как минимум у него должно создаваться такое впечатление). Что это означает на практике? Например, при заполнении формы обязательно должна быть кнопка «очистить форму». Если форма предусматривает несколько шагов – пользователь должен вернуться на предыдущий шаг, или наоборот, по возможности – пропустить какой-то, чтоб попозже вернуться к нему.

Такая ситуация создаст у пользователя впечатление, что именно он «всем рулит», его не пытаются обмануть и запутать. И усложнение на первый взгляд интерфейса при правильном подходе станет упрощением. Ведь людям гораздо проще сделать 2-3 простых действия, чем одно сложное (здесь штука в том, что пока пользователь заполняет второй шаг, он еще думает что может отменить первый, но уже задумывается и о третьем).

(при создании проекта в Сеолибе, вы видите, на каком этапе находитесь, сколько еще осталось. Так же вы можете вернуться к предыдущему шагу, или пойти дальше, пропустив этот).

4. Последовательность и стандарты.

Еще один принцип, который кажется очевидным, но увы – так редко используемый на практике. Скажите, вы легко можете в интерфейсе любой Офисной программы Микрософт можете создать новый документ? Сохранить его? Отцентрировать текст? А ведь это не всегда такие простые операции…

Все дело в том, что кампания Микрософт в своих продуктах придерживается этого принципа (хотя часто и нарушает многие другие). У них во всех продуктах одни и те же иконки находятся в одних и тех же местах и выглядят одинаково.

В интернете уже есть определенные устоявшиеся обозначения и стандарты (например, вид корзины, контакты в верхнем углу и т.д.). Тем ни менее, если вы посмотрите, сколько разных видов корзин (по Яндекс или Гугл картинкам), вы поймете, что неопытный пользователь может серьезно заблудиться среди всех этих тележек, электронных корзин, ультра-модных пакетиков и т.д.).
Что же касается последовательности – то выбрав какой-то определенный стиль – соблюдайте его везде. Это касается и шрифтов, и картинок, и текста и верстки.

Я много раз видел, как расположение товара и верстка страницы отличалась в разных разделах. Создатели сайта считают это «креативной фишкой». Если они делают его для себя – то можно так и оставить, но если вы делаете это для пользователя, то как вы ему объясните, почему дизайн страницы при выборе принтера должен так сильно отличаться от дизайна страницы выбора оперативной памяти (в рамках одного и того же магазина)?

(как видно в этом примере, все иконки совершенно одинаковые в Ворде, Экселе и PP. Осваивая какой-либо новый продукт компании Микрософт, минимум половина функций вам сразу будет понятна).

5. Профилактика ошибок.

Этот принцип гласит, что ошибку проще предупредить, чем исправить. Везде, где можно упростить выбор и убрать ненужные, случайные действия – следует убрать.
На практике это может быть: подсказка при вводе с клавиатуры чего бы то ни было (города/страны например).

Это касается и кнопок. Например, ПРИНЯТЬ, обычно делают крупнее и ярче, чем Очистить форму. Если вам что-то известно о вводимой информации – подсказывайте ее пользователю (формат телефона или код региона) и т.д.

данном случае, пользователь не может пройти дальше, пока не разберется с этими настройками и не выберет хотя бы один вариант анализа сайта. Это намного удобней, чем потом сообщать пользователю что-то типа “выберите хотя бы один вариант, или неверно заданы параметры.)

Максимально упрощайте жизнь пользователю, делайте ему подсказки, запоминайте вводимую ранее им информацию (не только на предыдущей странице, но и с его прошлых посещений сайта).
Например, если у вас опять же многошаговая форма регистрации, показывайте ему уже заполненные поля, если они могут понадобиться в дальнейшем.

Кроме того, постарайтесь минимизировать количество текстовых полей, где пользователь должен что-то вводить сам. Давайте ему варианты (подсказки), чтоб он мог выбрать из уже имеющихся вариантов.

(подсказка региона выскакивает при вводе хотя бы одной буквы. И если пользователь не знает, как правильно пишется город – он просто кликает по одному из предложенных вариантов).

7. Гибкость и эффективность использования.

Одна из самых больших проблем – это как соединить простоту интерфейса и его функционал? Как сделать так, чтоб один и тот же интерфейс был понятен и удобен как профессиональному пользователю, так и новичку?

Этот принцип гласит, что интерфейс должен быть гибким, настраиваемым и с расчетом на ту аудиторию, которая преобладает. Делайте основной упор на простоту из расчета на простого пользователя. Элементы для продвинутых можно сделать значительно меньше и поставить в менее заметные части экрана, т.к. он их найдет везде.

Ярким примером является Карта сайта. Согласитесь, что новичок туда вообще не полезет, а опытный пользователь найдет внизу экрана мелким шрифтом эту «карту сайта», или маленькую иконку где-то сбоку.
Другой пример – кликеры/тайперы. Т.е. на каждую страницу можно попасть или из меню, кликая по навигации, или с помощью поиска по сайту. Оба варианта должны поддерживаться и в конечном итоге приводить к одинаковому результату.

(мы видим простой поиск для большинства пользователей, а так же расширенный, для продвинутых. При этом функции расширенного поиска спрятаны довольно далеко и только опытный пользователь может их найти, т.е. по сути только тот, кому он и нужен).

8. Эстетический и минималистический дизайн

Этот принцип гласит – в интерфейсе не должно быть информации, которая не нужна пользователю или которая может понадобиться ему в редких случаях. Аналогичным образом и в формах: вы не должны у пользователя спрашивать ту информацию, которая вам не нужна, или нужна в каких-то исключительных случаях.

К сожалению, этим принципом практически никто не пользуется. В 90% случаев при регистрации вас спрашивают и домашний телефон, и мобильный, и адрес и e-mail, и даже дату рождения. А все для того – чтоб поздравить вас с новым годом и днем рождения.

Все дополнительные данные вы сможете уточнить позже, при необходимости. А изначально, при регистрации например, или при оформлении заказа спрашивайте только ту информацию, которая вам действительно необходима.

Точно так же, на сайте (или в программе, эти принципы универсальны), не стоит выводить пользователю ту информацию, которая может быть когда-нибудь ему понадобиться. Например, возьмем тот же Микрософтовский Ворд. Скажите, как часто вы пользуетесь функцией «навигатор» или в вставкой Дата-Время? А тем ни менее, эти кнопки всегда на виду в тулбаре (в зависимости от версии кнопки могут быть разными, но я уверен что если вы посмотрите на них, вы найдете минимум 40% иконок, которыми вы НИКОГДА не пользовались, и даже не знаете что они делают).

(вот типичный пример. При регистрации Озон спросил меня и Имя и Фамилию. При этом, единственное где используется мое имя – это заголовок к письму. Фамилию вообще ни разу не видел, чтоб использовали. И спрашивается – зачем им эти данные? Ведь есть ник. Т.е. форму можно сократить вдвое легко…).

9. Помочь пользователю понять и исправить ошибку.

Скажите, что означает ошибка базы данных в строке 433? Или длинные жуткие ошибки в строке памяти LXR-XXX-5438645?
Все эти системные сообщения должны сохраняться в логах для администратора сайта/системы. Пользователю же пишите нормальным языком, в чем конкретно ошибка. Более того, пользователя по сути интересует только одно: виноват он или система? И можно ли что-то сделать?

Уверен, что у вы сталкивались с тем, что заполняете форму, нажимаете отправить, а вам в ответ какая-то ошибка базы данных. И ты сидишь и мучаешься двумя главными вопросами: кто виноват и что делать? Ушла ли форма? Если да, то вся ли информация? Или попробовать отправить еще раз?

Хотя все же такие серьезные ошибки встречаются все реже. Но другой вариант бесит еще больше – ты заполняешь довольно длинную форму, нажимаешь отправить и видишь красную надпись (или всплывающее окно) – внимательно заполните все поля, отмеченные звездочкой.
И снова ты сидишь и думаешь – какие поля? Какой звездочкой? Вроде бы я все заполнил, внимательно просмотрел… а потом оказывается что там номер телефона надо написать с пробелами, а не дефисом.