Основы веб-типографики. Старайтесь использовать стандартные шрифты

На сегодняшний день в руках веб-дизайнеров имеется достаточно средств и инструментов для правильного представления текста на страницах веб-сайтов. К сожалению, то ли из-за нехватки времени, то ли по незнанию, не все разработчики активно используют даже самые основные правила типографики . Многие не понимают, зачем в принципе заморачиваться с веб-типографикой, если имеется масса других элементов для оформления веб-страниц.

Предназначение любого сайта - адресный информационный посыл и первое на что обращают внимание посетители - естественно, текст. Получается, что от качества поданной информации зависит в целом успех веб-проекта? Давайте разбираться.

На самом деле, существуют определенные условия, при которых типографика практически не важна. Заключаются они в следующем:

  • нет необходимости создавать и в дальнейшем поддерживать имидж веб-ресурса;
  • информация доносится до конечного пользователя при помощи медиа;
  • текстовая часть сайта является настолько уникальной, что нет необходимости ее как-то по-особому представлять пользователю.

С учетом того, что интернет-пространство находится на этапе перманентного развития, уникальность любого веб-ресурса довольно относительна. В конечном счете, обычно среди конкурирующих сайтов с практически одинаковым контентом, побеждает наиболее эффективный. Кстати говоря, использование типографики в дизайне сайта во многом и определяет эту эффективность. Как видите, без нее и здесь никак не обойтись.

Правила и основы типографики в веб-дизайне

Поскольку типографика настолько важна при создании сайтов, существуют определенные правила ее использования.

Шрифт для сайта

Правильность выбора шрифта во многом определяет концепцию сайта и влияет на общее восприятие.

Главный совет! Не стоит использовать те шрифты для сайта, которых нет по умолчанию. К сожалению, пока автоматическая установка шрифтов не всегда дает свои результаты и есть риск некорректного отображения веб-сайта в пользовательских браузерах.

Оформление текста

Правильный компьютерный набор - один из разделов типографики.

Правильно расставляйте знаки препинания, пробелы, скобки, тире, кавычки и т.д., некоторые придирчивые пользователи иногда даже невольно обращают внимание на подобного рода ошибки.

Макро- и микротипографика в дизайне сайта

Макротипографика - общая структура текстовой части в контексте дизайна сайта в целом. А оформление текста (пробелы между словами, интервалы между строками, шрифты и другие мелкие детали) - это уже микротипографика .

Макротипографика позволяет выбирать правильный цвет, шрифты и делать текстовый блок цельным и жизнеспособным, а сам сайт привлекательным и органичным. Микротипографика призвана обеспечить легкую читаемость контента.

Например, при создании сайта www.crowleywebb.com дизайнер опирался как раз на макро- и микротипографику:

Кстати, подобные сайты можно создавать и на базе шаблонов. Один из примеров – HTML шаблон :

Размер шрифта и набор стилей

Наиболее комфортный для восприятия размер шрифта в тексте - 12-16 пикселей. А вот заголовки и подзаголовки (H1, H2, H3) обычно несколько масштабней. Очень важно разработать свою систему стилей и употреблять ее в каждом текстовом оформлении на ресурсе. Желательно для заголовков и цитат применять различные варианты начертания используемого шрифта или же, для особого контраста, попробовать использовать совсем другой шрифт. Для акцентирования внимания на наиболее важных местах в тексте, его стоит выделять жирным или курсивом. Например, как на сайте www.hausofdesign.co.uk :

Методы хорошей верстки

Читабельность текстов - вот, что обеспечивает успех.

Вот как это может выглядеть на примере сайта :

А это пример удачной верстки flash-шаблона. Чтобы ознакомиться с ним подробнее, кликните по изображению.

Эксперименты здесь приветствуются, однако не стоит слишком далеко выходить за рамки общедоступных правил.

Стили CSS

Стиль CSS помогает устранить любые недочеты - размеры шрифтов, цвета, неуказанные шрифты и т.д. CSS обеспечивает единство и согласованность типографики на всех страницах веб-сайта. Даже если вы четко следите, например, за последовательностью использования тех или иных шрифтов на ресурсе, даже малейшее отклонение от стиля способно вызвать диссонанс в восприятии. Вот почему не стоит игнорировать использование таблиц стилей.

Выравнивание текста в блоках

Здесь проще сказать, как делать не нужно. Не стоит выравнивать текст по центру и даже по ширине. Неровные края по бокам текста, расположенного по центру, часто затрудняют восприятие. Текст по ширине чаще всего также зрительно портит блок с контентом. Общепринятое правило расположения текста на сайте - выравнивание его по левому краю или поиск альтернативного способа представления информации.

С развитием HTML и таблиц стилей CSS появилось все больше возможностей по организации текстовой информации на страницах сайтов. Теперь вместо изображений, отображающих заголовки и другие названия разделов, профессиональные дизайнеры используют правила типографики.

Хороший типографический дизайн - эффективный способ для реализации оригинальной дизайнерской задумки, однако правила веб-типографики оказываются не настолько просты, как может показаться. Скорее всего, помимо теории здесь необходимо иметь собственное чутье, вкус и определенную долю опыта. Хотя и экспериментаторство никто не отменял. Экспериментируйте, и да прибудет с вами сила!

P.S. Как Вам статья? Признаюсь честно, писал ее не я. Вообще-то я никогда не публиковал гостевых постов и все статьи на блоге написаны лично мной. Но когда со мной связалась Ольга Владыко, один из авторов сайта TemplateMonster Russia (это, кстати, ее статья) и предложила сотрудничество с этим популярным проектом, то я согласился.

Во-первых, это не рекламный пост, опубликованный за деньги, а статья, которая, уверен, будет полезна многим моим читателям. Или я не прав? Я, например, как и многие, использую знак “-” вместо “-” и т.д. Просто так удобнее, хотя и не правильно. В общем, знание правил веб-типографики нам не повредит.

Другая причина, это то, что моя статья о том, стабильно приводит посетителей с поиска. Значит многих интересуют темы для сайта. А TemplateMonster Russia – это русское отделение www.templatemonster.com – мирового лидера в области веб-дизайна, производстве и продаже высококачественных шаблонов для сайтов. В числе их партнеров такие известные бренды, как 1С-Битрикс, REG.RU, UMI.CMS и др.

Здесь Вы найдете шаблоны на любой вкус: HTML, Flash, для CMS и блогов, Facebook шаблоны, для интернет-магазинов и мобильных устройств. Это позволит без труда . Рекомендую присмотреться к сайту TemplateMonster Russia , возможно, это то, что Вы давно искали. А сейчас посмотрите видео, где сотрудники компании сами расскажут о себе. Всем пока!

  • Типографика
  • Статья поможет разобраться с основными терминами в типографике. А чтобы информация лучше и легче воспринималась, скучные тексты проиллюстрированы веселыми картинками. Так же в статье собраны самые распространенные ошибки, которые допускаются веб-дизайнерами при работе с текстом и даны рекомендации как их избежать.

    Типографика - сильнейший инструмент для выражения посыла в веб-дизайне. С его помощью вы можете объединить текстовую и визуальную составляющие, что поможет вам достучаться до посетителя. Правильное использование типографики поможет избежать типичных ошибок, допускаемых дизайнерами при создании очередного шедевра. Постараемся понять, что же мы делаем не так, и как избежать ошибок в будущем.

    Для начала давайте разберемся с терминологией. Наверняка большинство терминов вам знакомы, но еще разок ознакомиться с определениями не будет лишним. Возможно, это дополнит ту информацию, которой вы уже обладаете.

    Типографика - свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции, делают его живым, придают характер и способность передать идею не только при помощи содержания, но и графически.

    Гарнитура - шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков. Часто это понятие путают с понятием «шрифт», хотя шрифт - это определенное начертание знаков, в то время как гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов.

    Гарнитуры можно разделить на две основные категории:

    • Антиква - шрифты с засечками.
    • Гротеск , соответственно, - шрифт без засечек.
    В проектах можно использовать любой, правильного и неправильного варианта тут нет. Нужно смотреть по ситуации, какой проект вы делаете и что более актуально для него.

    Шрифт с засечками, как бы держит строку, а соответственно повышается удобочитаемость. Часто шрифты с засечками создают ощущение профессионализма и авторитетности предоставляемой информации, выражают уважение, подчеркивают стабильность и консерватизм в лучшем понимании этого слова. Шрифты без засечек, как правило, акцентируют рациональность, следование стилю, молодость и современность. Помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого.

    Кегль - высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем, будет равен 14 pt по высоте.

    Интерлиньяж - межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк.

    Кернинг - расстояние между буквами. Основная суть кернинга - подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв для увеличения удобочитаемости.

    Есть замечательная игра-тренажер - Kern Type . Просто расставьте все буквы по местам. На самом деле это не так-то просто. Процесс достаточно сложен и требует отличного глазомера. Особенно этот опыт будет полезен при создании логотипов.

    Что мы делаем не так?


    Используем большое количество шрифтов

    Желательно использовать не более 3-х начертаний. Это могут быть шрифты как одной гарнитуры, так и разных. Например, гарнитура Roboto содержит довольно большое количество различных начертаний. Из них легко можно выбрать три, которые, как мы считаем, подойдут для нашего сайта. Допустим, это будут Light, Regular и Bold. Для заголовков можно использовать шрифт Bold или Light, для кнопок Bold, для основного текста Regular. Таким образом, используя одну гарнитуру, мы обеспечили наш сайт правильной типографикой. Естественно, все зависит от тематики сайта и идеи, которую вы планируете заложить в дизайн. Мой пример относится к универсальным и не претендует на что-то уникальное или неординарное.

    Не знаем какого размера должен быть шрифт

    Размер текста в вебе не должен быть меньше 12 пикселей. Лучший выбор - в пределах 14–18 px для основного текста. Не слишком большой и в то же время удобочитаемый. Причем, если уж мы выбрали размер 16 px, он должен оставаться 16 px на всех страницах сайта и не скакать плюс-минус 1 px от блока к блоку. Относится это и к интерлиньяжу, он везде должен быть одинаков.

    Размер шрифтов надо указывать целыми числами, не используя десятичныхдробей, например 16,28 px. И, конечно же, в фотошопе необходимо перевести pt в px. Для этого выбираете в меню: Редактирование - Установки - Основные. Далее - Единицы измерения и линейки. Меняете в выпадающих меню «Текст», «Линейки» пункты на пиксели. Жмете «OK».

    Длина строки - разве это важно?

    Длина строки не должна превышать 600 px. Это оптимальный размер для комфортного перемещения взгляда с одной строчки на другую. Очень широкую контентную часть тяжело читать - часто просто теряешь ту строчку, на которую собирался перейти после прочтения длинной предыдущей строки. Если все-таки необходимо растянуть текстовый блок на 1000 px и более по ширине, можно попробовать разбить текст на две или более колонок. Другой вариант - сделать межстрочное расстояние чуть больше обычного, чтобы визуально сильнее отделить строки друг от друга. Не забывайте разделять текст абзацами, это также поможет сделать его легко читаемым.

    Интерлиньяж соответствует размеру шрифта

    Расстояние между строками практически всегда должно быть больше размера шрифта. За исключением заголовков. Чтобы достигнуть баланса между текстом и «воздухом», сделайте межстрочное расстояние примерно в полтора раза больше высоты строчных букв. Или устанавливаем интерлиньяж, равный 150% размера шрифта. Например размер текста 14 px, тогда интрерлиньяж - 21 px. 14 / 2 = 7 + 14 = 21.

    Выбираем любой понравившийся шрифт

    Думаю, уже всем известно, что шрифты для дизайна веб-сайтов лучше всего использовать с fonts.google.com и webfont.ru , если, конечно, заказчик не предоставил вам свой шрифт.

    O Lorem, lorem...

    Совершенно естественно, что при разработке сайта почти никогда не используется тот контент, который там будет - зачастую, это контента ещё просто не существует. Поэтому дизайнеры (да и верстальщики тоже) используют «рыбу» - произвольный текст, который вписывается в контентные блоки. Это довольно удобно, особенно для дизайнеров, ведь теперь пресловутый «Lorem Ipsum...» можно вставить прямо из фотошопа (Меню: Текст - Вставить Lorem Ipsum). Но для русскоязычных сайтов делать это не рекомендуется - латиница не дает представления о том, как будет выглядеть текст, набранный кириллическим шрифтом. Поэтому генератор текстов вам в помощь.

    Проверка дизайна на правильность проста: если зритель, не притрагиваясь к мыши, может угадать, где ссылка, а где нет, - перед нами хороший сайт. Поэтому необходимо заранее продумать, как будут выглядеть все ссылки на сайте. Допустим, все кликабельные элементы - одного цвета, например красные, а не кликабельные другого - черного. Тогда никто не будет путаться.

    Часто встречается такое: заголовок выделен красным цветом (ведь надо его как-то выделить), дальше еще несколько очень важных фраз УТП синего цвета и все это вперемешку с обычным текстом черного цвета. В конце текста кнопочка, тоже красная. Понятно, что надо кликать на кнопку, но, оказывается, кликабельным был еще и текст, окрашенный в синий (он открывал дополнительную информацию). Но кто знал, кто знал…

    Выравнивание

    Есть текстовые блоки, которые очень часто выравниваются неправильно - это выравнивание по ширине, выравнивание посередине и выравнивание по правому краю. Во всех этих случаях читать текст неудобно, и визуально он выглядит непривлекательно. Выравнивание ВСЕГДА должно быть по левому краю. Даже если очень хочется сделать его по правому краю (просто потому что вам кажется - композиционно должно быть именно так) - это неправильно Исключением может быть одно или два коротких предложения, которые, скорее всего, являются подзаголовками для основного текста.

    Контраст

    Контраст - это одно из основных средств выразительности в дизайне. Не нужно бояться больших форм и пустых пространств! Нарочито крупная типографика становится самостоятельным элементом, не требующим дополнительных графических средств оформления.

    Чтобы прояснить путаницу, которая может возникнуть, нужно сразу прояснить значение некоторых ключевых терминов. Первый важный набор ключевых слов определяют понятия «шрифт» и «гарнитура».

    Шрифт — набор символов определенного размера и рисунка. Гарнитура точно так же определяет семейства стилей шрифтов.Ключевым словом здесь является стили, которые отделяют различные шрифты в группы или семьи. Например, это могут быть шрифты с засечками, без засечек, рукописные, акцидентные, моноширинные и другие. Можно сказать, что гарнитурой называется комплект шрифтов разных начертаний и размеров, объединенных общим стилем исполнения. Как видим, шрифт-это более узкое понятие.

    При создании макета веб-страницы очень важным является выбор шрифта. Естественно, лучше всего использовать шрифты из стандартного набора Windows или Mac. Но порой этого набора не хватает что бы воплотить в жизнь задумку дизайнера, и тут вся нагрузка ложится на плечи верстальщика. К счастью, Google Web Fonts предлагает очень элегантное решение этой проблемы.

    Еще существуют такие термины, как «вес» и кернинг. Все они могут изменяться с помощью средств CSS и быть применены к абзацам, заголовкам или другим элементам текста. Свойство «вес» шрифта определяет степень толщины линий при начертании. Это ряд значений от 100 до 900, где каждый номер указывает вес, соответствующий жирности начертания. Нормальный шрифт "normal" соответствует номеру 400, полужирный "bold" — 700. Кернинг - изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Это процесс правильного размещения символов, регулируя расстояния между ними, в результате которого должна быть достигнута гармония. Хотя на кернинг многие особого внимания не обращают, именно мелочи помогают достичь очень хороших результатов.

    Нарушение норм

    Вполне разумным будет обсудить необходимость создания новых шрифтов. За последнее время многие веб-сайты устарели. На них используются стандартные шрифты, которые уже достаточнго нам надоели.

    Сегодня существуют сотни шрифтов, но различные операционные системы предлагают свои собственные пакеты. И только немногие из шрифтов включены в эти пакеты. Если вы выберете шрифт, который у кого то в в системе может отсутствовать, то шрифт будет заменен на шрифт по умолчанию. По этим причинам рекомендуется использовать базовые шрифты. Но иногда базовые шрифты не могут полностью отобразить воображение дизайнера. Поэтому, если вы твердо уверены, что специальный шрифт необходим вашему дизайну, вы можете превратить ваш специальный шрифт в изображение и загрузить его на свой сайт. Сделайте ваши заголовки, шапки или меню графикой и используйте её.

    Обязательно нужно следить, чтобы заголовки соответствовали темам сайта. Они могут включать в себя различную цветовую гамму, подчеркивание, фоновые иконки или графический текст. В конечнем счете, решение остается за вами.

    Кроме того, нужно следить, чтобы все текстовые ссылки имели один и тот же шрифт на сайте. Использование ссылок разного шрифта и оформления доставит пользователю значительных трудностей в навигации.

    Правильный выбор шрифта

    Нужно также заметить, что различные гарнитуры шрифтов могут по-разному влиять на настроение читателей. Как правило, шрифты с засечками лучше подходят для печатных материалов. Засечки помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого. Часто, шрифты с засечками дают ощущение личного, они выражают уважение, интеллект и профессионализм.

    Для веб-страниц лучше подходят шрифты без засечек. Низкое разрешение экранов способствует тому, что засечки будут выглядеть размытыми и, в свою очередь, плохо восприниматься. Шрифты без засечек, как правило, выражают чувства рациональности, стильности, молодости и современности.

    Например, выбор засечек дает чувство профессионализма и авторитетной информации. Это часто можно увидеть в основных медиа-ресурсах, например New York Times. В небольших блогах можно использовать шрифт без засечек с большой высотой строки. Это дает пользователям возможность быстро просматривать текст блога.

    Нужно всегда думать о том, какую информацию вы пытаетесь донести посетителю. Выбирая шрифт, нужно помнить, что счастливые сообщения должны сопровождаться легким, воздушным и мягкими формами шрифтов, в то время как сообщения каких-то более мрачных тем, например, Хэллоуин, лучше было бы сопровождать шрифтами с более жесткими краями.

    Разборчивость

    Типографика, а чаще именно неразборчивая, может очень резать глаза. Существуют, конечно, некоторые исключения, когда можно использовать Funky или другие неразборчивые шрифты, например для акций ночного клуба.

    Но все же, если у вас возникло желание использовать, например, Soda , Bored or Akka , то от этой идеи лучше отказаться. Если желание все же достаточно велико, то эти шрифты нужно применять умерено. Например, в качестве заголовка. Но потом основной текст должен быть более разборчивым. Это может помочь создать динамику в вашем сайте. И обязательно нужно помнить, что использование таких шрифтов должно быть достоинством дизайна, а не недостатком.

    Информативность

    Дизайн должен дополнять вашу информацию. Пользователю не нужно выяснять, что именно имел в виду дизайнер. Неправильный выбор типографики может поспособствовать неправильному представлению пользователя о компании и ее услугах.

    В дизайне для бизнес-проектов нужно применять в основном традиционные гладкие шрифты. Это нужно учитывать и в том случае, если у вас не официальный дизайн. Особенно, если вы хотите, чтобы люди воспринимали ваш сайт всерьез.

    Размещение и размеры

    Очень важно для эффективного дизайна — в каких местах нужно размещать текст, и какие его размеры. Никто не хочет напрягать глаза, чтобы прочитать информацию или наблюдать на сайте неимоверно огромные слова. Целью создания хорошего дизайна является нахождение баланса. И первым шагом к этому будет выяснение, какая информация будет более важной.

    Как правило, слова, на которые нужно обратить внимание, нужно сделать немного больше. Либо наоборот — незначительные должны быть меньшими. Все зависит от важности. Другими словами, нужно создать иерархию слов.

    Что касается размещения шрифта, постарайтесь сделать его сбалансированным. Не нужно разбрасывать части текста по четырем углам. Это может значительно отвлечь пользователей.

    Цвет

    Это один из самых легких аспектов. Нужно выбирать цвет, с помощью которого текст будет выделяться из фона и оставаться читаемым.

    Вашими помощниками будут контрастные цвета, а также использование эффектов, таких как strokes (обводка) и glows (свечение). Это поможет сделать сайт более привлекательным и легким для чтения. Нужно выбрать цвет, который заставит людей остановиться и посмотреть, а информацию сделать доминирующей частью дизайна.

    Заключение

    Использование шрифтов в Photoshop значительно отличается от применения их в веб-страницах. Это объясняет, почему некоторым дизайнерам так сложно работать с типографикой. Типографика в веб — достаточно обширная тема и требует множество исследований. Всегда нужно помнить, что очень важно найти подход использования типографики, который соответствует настроению и эстетике дизайна. Не бойтесь смешивать и сочетать различные типы шрифтов, просто убедитесь, что они удачны.

    Мы как дизайнеры должны не только понимать и улавливать смысл текста, а должны его видеть. То есть распознавать какой гарнитурой набран текст, какое начертание использовано. Чтобы правильно подбирать шрифты для сайтов или мобильных приложений необходимо разбираться в типографике хотя бы на начальном уровне. В этой статье объясню основные принципы и понятия типографики, которые помогут начинающему веб-дизайнеру, если впервые слышишь о понятии типографика.

    Начнем с примеров типографики.


    Типографика - это использование правильных шрифтов не только в оформлении книг и журналов, а также для сайтов или в приложениях для мобильного устройства.

    Так делать не надо

    Часто такую типографику можно встретить в объявлениях на столбах или в метро.
    Чтобы понимать разницу между первыми примерами и вторым, необходимо знать основные принципы и определения, нужно понимать и чувствовать шрифты. Теория важна, если вы хотите быстро и эффективно стартовать в нише веб-дизайна.

    Попробуйте прочитать этот текст за 20 секунд.

    В этом тексте в каждом слове совершена ошибка. Поскольку мы грамотные люди, привыкли видеть то, что хотим видеть. Даже такой текст мы легко читаем, не вчитываясь в символы, и понимаем его. Это нормально, большинство грамотных людей делает так, то есть не замечает опечатки, потому что хотят видеть, что здесь написано (понять смысл текста), а не видеть абра-кадабру. Поэтому когда шрифты подобраны верно, вам не составит труда прочитать даже текст с большим количеством опечаток.

    Типографика

    Определение типографики - оформление текста по средствам набора и верстки. Понятие «типографика» пришло из полиграфии.
    На картинке литера, это металлический брусочек, на котором есть печатные пробельные элементы, которые делают оттиск на бумаге и получается соответствующая буква. Поэтому в определении «типографики» есть такие слова как «набор» и «верстка», они пришли из полиграфии.

    Базовые определения в типографике

    Пример каллиграфии

    Каллиграфия - искусство красивого письма. Берется широкое перо, кисть или кусок линейки и с помощью этих инструментов создаются такие работы.

    Создание декоративных шрифтов. Обычно в блокноте рисуется эскиз, потом переносится в иллюстратор, обводят шрифт с помощью кривых Безье, после чего получается аккуратная надпись.

    Леттеринг для логотипа

    Отличие каллиграфии и леттеринга. Каллиграфия - это когда берете перо, маркер или что-то еще и рисуете где угодно. Леттеринг - когда вы рисуете эскиз, переносите в графический редактор, обводите и получаются красивые буквы, которые можно использовать в логотипе или где-то еще.

    Основные правила типографики

    Строчные и заглавные буквы шрифта

    Строчные буквы - буквы принятые для сплошного набора текста.
    Прописные (заглавные, в народе “большие”) буквы используются для прописных знаков, с них начинается предложение или имя собственное.

    Дефис и тире
    Важная особенность, которую упускают новички. Дефис и тире - разные знаки, это важно знать.
    Дефис - короткая черточка для разделения слов и переносов. Ничем не отбивается от слов. Пробелы перед ним и после него НЕ ставятся.
    Короткое тире ставится для обозначения числовых диапазонов, обычно, тоже не отбивается пробелами.
    Длинное тире - это знак препинания, используется в предложениях и отбивается пробелами.
    Дефис, короткое тире и длинное тире отличаются по длине самого знака. Еще есть знак минус, он короче всех. Вот небольшая подсказка. Сохрани картинку себе, чтобы помнить что к чему.


    Чтобы набрать длинное тире на PC зажмите клавишу alt и на дополнительной цифровой клавиатуре (у вас блок справа) набери 0151, получится длинное тире. Короткое тире: alt + 0150.
    Если забыли сочетание, то наберите в поисковике «длинное тире» найдите статью на википедии и скопируйте тире от туда.

    Кавычки
    Важно помнить, что в России принято использовать кавычки-ёлочки «». Чтобы их набрать используй alt + 0187. Некоторые используют в качестве кавычек удвоенный знак минут “, но лучше использовать кавычки-лапки “ ”: alt + 0147.
    Комбинация клавиш Shift + 2 в кириллической раскладке клавиатуры вызывает на экран привычный всем знак “. Он обозначает совсем не кавычки (как принято считать), а секунды: 68° 13′ 22″ или дюймы: монитор с диагональю 17”.
    В издании нужно использовать один рисунок кавычек, кроме «случаев „цитаты в цитате“».

    Шрифты

    Со знаками разобрались, теперь о понятии шрифта. Здесь я приведу только основные определения, как правильно использовать шрифты, читай в .
    Шрифт - комплект литер, предназначенных для набора текста. Литера - та штука, про которую я рассказывал выше, металлический брусочек с буковкой. Грубо говоря шрифт - это комплект таких металлических буковок, предназначенных для работы текста.

    Гарнитура - набор шрифтов, которые имеют единый стиль и оформление. Естественно у них должно быть схожее начертание. Например, гарнитура PT Sans состоит из различных начертаний шрифта: Bold, Italic и другие. Все начертания в совокупности, дают нам гарнитуру PT Sans.

    Начертания шрифта - это графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры. Например, PT Sans имеет тонкое, жирное, полужирное и другие начертания. Обычно в Фотошопе оно пишется на английском.


    - расстояние между базовыми линиями соседних строк.

    Выключка (в жизни выравнивание) - способ расположения неполной набранной строки относительно вертикальных границ полосы набора. Вы наверняка видели в MS Word такие кнопочки (найти картинку выровнять). Называется выключка, потому что когда нужно было правильно расставить металлические литеры в них ставили пробельные металлические брусочки, чтобы их выключить. Поэтому назыавется “выключка”.

    Выравнивание текста или выключка

    Кернинг и трекинг
    Кернинг - избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Когда происходит выравнивание нескольких (разных) символов. Визуально некоторые сочетания букв очень близкое, если бы между всеми символами было бы одинаковое расстояние, то визуально оно выглядело бы разным. Поэтому при создании шрифтов используют таблицы, в которых жестко прописано, сочетание букв и расстояние между ними. В хороших гарнитурах это уже прописано по умолчанию, но можно отрегулировать в графическом редакторе, который вы используете (например Фотошоп).

    Трекинг - расстояние между символами в слове или предложении.
    Трекинг есть смысл использовать, если используете заглавные буквы, есть смысл трекать, чтобы расстояние между ними было больше, они так будут проще и лучше читаться.

    Если вы пользуетесь Фотошоп для создания дизайн-макета сайта, то советую ставить в кернинг «авто», в трекинг вообще не лезть. Иногда для того, чтобы шрифты в конечном результате выглядели так же как и в макете, нужно пообщаться с верстальщиком.



    Антиква - шрифты за засечками. Засечки - это горизонтальные полосочки сверху, снизу у букв. Они пришли из старых шрифтов, которые пошли со времен письма на камне. Антикву проще читать в книгах, засечки создают горизонтальные линии, которые как бы поддерживают шрифт на базовой линии и нам проще бегать взглядом для считывания предложений.
    Гротеск, соответственно шрифт без засечек, появился недавно, в связи с так называемой шрифтовой революцией, когда засечки стали не нужны. Часто гротеск используется в веб-шрифтах, экранных штуках (на телефонах, например). Он проще из-за отсутствия засечек, его хорошо использовать для сплошного набора в интернете. В проектах можно использовать любой вариант, правильного и неправильного варианта тут нет. Нужно смотреть по ситуации, какой проект вы делаете и что более актуально для него.
    На этом вводный курс по типографике для веб-дизайнера окончен 🙂
    Запомнив только Антикву и Гротеск вы уже обойдете по знаниям многих дизайнеров. Не стойте на месте, изучайте типографику, это интересно и поможет делать крутые и аккуратные проекты.
    Пишите в комментариях что нового узнали из этой статьи.

    Типографика играет ключевую роль в веб-дизайне, по статистике 95% содержимого сайтов составляет текстовый контент. Шрифтовое оформление управляет настроением и создает определенную атмосферу при прочтении текстового содержимого веб-страниц.

    Современная веб-типографика базируется на CSS-стилях. Меняя значения стилей браузера по умолчанию, можно сделать текстовое содержимое более привлекательным.

    В этой статье будут рассмотрены основные аспекты современной веб-типографики, которые помогут вам определиться при выборе шрифта и способов оформления текста.

    CSS-свойства для правильной веб-типографики

    1. Семейство шрифтов (свойство font-family)

    Подбор шрифта начинается с выбора гарнитуры шрифта.

    Гарнитура — шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков (обычно — цифры, буквы, знаки пунктуации, спецсимволы, но может состоять так же исключительно из неалфавитных знаков). Например, гарнитура «Times New Roman» состоит из обычного, курсивного, полужирного и множества других шрифтов этого семейства.

    Гарнитуры можно разделить на две основные категории: с засечками (антиква и брусковые шрифты) и без засечек (гротески).

    Шрифты без засечек имеют простой и четкий внешний вид. Шрифты с засечками, напротив, придают более серьезный и официальный тон.

    В процессе чтения глаза привыкают к основному шрифту и они утомляются, если заголовки, оглавление и второстепенный текст набраны шрифтами разной гарнитуры, не гармонирующими с основным шрифтом. Поэтому, при подборе шрифтов достаточно остановиться на одном-двух шрифтах, а акценты расставлять за счет размера, цвета, начертания и т.п.

    В каких случаях можно использовать несколько шрифтов?

    В гарнитуре нет специальных начертаний (жирного, полужирного, курсивного);
    необходимо добиться сходства с определенной эпохой;
    для визуального разделения текстов нескольких типов (например, комментарии в тексте, строки кода, формулы, тексты на другом языке);
    для эстетических целей.

    Сервис TypeTester для подбора шрифта

    2. Сочетание шрифтов с засечками и без засечек

    В рекомендациях по сочетанию шрифтов преобладает негласное правило — для заголовков выбирается шрифт без засечек, а основной текст формируется шрифтом с засечками. Однако такой подход не настолько популярен, как может показаться.

    На самом деле это правило касается в первую очередь печатных изданий, книгопечатания. Связано это с тем, что шрифт с засечками (небольшими росчерками на концах основных штрихов) плавно выстраивается в одну линию, облегчая восприятие текста и делая его более читабельным.

    Иначе обстоят дела с отображением текста дисплеями различных устройств. Возникает проблема сглаживания и неровности засечек. Поэтому для основного текста лучше подходит шрифт без засечек с несколько увеличенной высотой строчных знаков.

    3. Цвет шрифта (свойство color)

    Цвет придает тексту четкость и выразительность. Цветные заголовки и небольшие акценты в тексте способны привлечь больше внимания, чем текст черного цвета.

    Тем не менее, не стоит забывать, что любой цвет несет с собой собственное настроение, а у каждого человека есть личные ощущения, которые вызывает у них тот или иной цвет.

    Теплый цвет активно привлекает внимание к тексту, делая его визуально большим по размеру, чем шрифт аналогичного размера холодных оттенков. Для небольших по размеру элементов текста подходят более яркие цвета, боковое содержимое страницы можно выделить при помощи цвета, который на 20-30% светлее цвета текста основного содержимого веб-страницы.

    При выборе количества цветов текста предпочтительно ограничиться двумя достаточно контрастными цветами (не считая черного и белого цвета). Черный текст на белом фоне — это классика, достаточно контрастная.

    4. Размер шрифта (свойство font-size)

    Размер базового шрифта в браузере равен 16px , а размер заголовков устанавливается пропорционально размеру базового шрифта (h1 — 2em, h2 — 1.5em, h3 — 1.17em и т.д.).

    Варьируя размером шрифта, можно придать тексту визуальную значимость и привлечь внимание посетителей к наиболее важным фрагментам текста. Как правило, чем крупнее элемент, тем он важнее.

    На размер текста в окне браузера оказывает влияние разрешение монитора пользователя: текст одного и того же размера на мониторе с большим разрешением кажется меньше, чем текст такого же размера на мониторе с более низким разрешением.

    Шрифты различных семейств одинакового размера также могут иметь разный фактический размер.

    С ростом разрешения экранов и размеров мониторов необходимо пересмотреть привычный размер текста в 12-14px. Для обычного текста уже повсеместно применяется шрифт размером 14-18px. Задавая размер шрифта, нужно не забывать про адаптивность, т.е. размер шрифта должен изменяться в зависимости от размера экрана.

    5. Выравнивание текста (свойство text-align)

    Выровненный по ширине текст хорошо выглядит на печатной странице за счет равномерного распределения слов по строкам. Подобное форматирование веб-страниц средствами CSS невозможно и выравнивание текста по ширине образует большие неприятные промежутки между словами. Поэтому, в веб-типографике обычно используется выравнивание по левой стороне.

    6. Межбуквенный и межсимвольный интервал (свойства word-spacing и letter-spacing)

    Межбуквенный интервал оказывает влияние на читабельность текста. Варьирование плотности текста (уплотненный и разряженный текст) позволит разнообразить темп восприятия, добившись баланса текстовой композиции сайта.

    Шрифты с засечками смотрятся более выразительно при уменьшенном значении letter-spacing .

    7. Межстрочный интервал (свойство line-height)

    Оптимальное значение межстрочного интервала в 1.4 — 1.6 раза больше размера шрифта.

    Также, не делайте больших отступов между заголовками и связанным с ним абзацем.

    8. Длина строки

    В строке для сплошного чтения должно помещаться от 30 до 75 знаков (приблизительно 7-10 слов на одной строке). Чем шире строка текста, тем больше должен быть межстрочный интервал. Межстрочное расстояние не должно быть меньше пробела между словами.

    9. Начертание шрифта (свойство font-style)

    Можно создавать красивую типографику, управляя начертанием шрифта. Например, курсив придает тексту некую торжественность. Жирное начертание плюс увеличенный размер шрифта позволяет выделить нужное содержимое, но только в том случае, если такой текст будет выделяться на фоне расположенных рядом объектов.

    Свойство font-variant: small-caps; придает тексту типографскую изысканность, преобразуя текст таким образом, что все буквы отражаются малыми прописными. Данный прием подходит для небольших фрагментов текста.

    10. Структура текста и визуальная иерархия

    В структуре веб-страницы выделяют следующие объекты:
    логотип / название сайта;
    названия / заголовки;
    заголовки второго плана;
    основной текст;
    навигация;
    гипертекстовые ссылки;
    длинные цитаты;
    боковые панели;
    подписи / надписи в таблицах, рисунках.

    Каждый элемент списка представляет собой фундаментальную часть сайта и это оправдывает необходимость его выделения.

    В HTML существует шесть уровней заголовков, начиная с более важного

    и заканчивая менее значимым

    . Заголовок

    должен быть первым в структуре документа, а заголовки низших уровней должны идти за ним и детализировать информацию. Для выделения заголовков можно воспользоваться приемом выделения цветом части заголовка.

    Для более легкого усвоения текст нужно разбивать на части и для каждого раздела выбрать заголовок соответствующего уровня. Чем выше уровень заголовка, тем значимее по содержанию должен быть раздел.

    В общей структуре текста особое внимание нужно уделять ссылкам, они должны с легкостью выделяться из окружающего их контента.

    Визуальная иерархия устанавливает на странице правильную структуру, благодаря чему текст становится прост для восприятия и чтения. В большинстве текстов присутствует деление текста по смыслу. Существует несколько способов, самый простой — разбивка текста на абзацы.
    капитель;
    курсив;
    полужирное / жирное начертание;
    размер;
    цвет;
    смена гарнитуры;
    изменение положения знаков на полосе текста (верхний и нижний регистр, отступы);
    выделение знаков при помощи графических элементов — указателей, рамок, иконок и т.п.

    Слишком сильное выделение не только чрезмерно акцентирует внимание на каком-либо фрагменте, но и затрудняет чтение.

    11. Безопасные шрифты

    Windows fonts / Mac fonts / Font family

    Arial, Arial, Helvetica , sans-serif

    sans-serif

    cursive

    monospace

    Georgia 1 , Georgia , serif

    sans-serif

    Lucida Console, Monaco 5 , monospace

    sans-serif

    serif

    Tahoma, Geneva , sans-serif

    Times New Roman, Times , serif

    Trebuchet MS 1 , Helvetica , sans-serif

    Verdana, Verdana, Geneva , sans-serif

    Symbol, Symbol (Symbol 2 , Symbol 2 )

    Webdings, Webdings (Webdings 2 , Webdings 2 )

    Wingdings, Zapf Dingbats

    MS Sans Serif 4 , Geneva , sans-serif

    MS Serif 4 , New York 6 , serif

    Arial, Arial, Helvetica , sans-serif

    Arial Black, Arial Black, Gadget , sans-serif

    Comic Sans MS, Comic Sans MS 5 , cursive

    Courier New, Courier New, Courier 6 , monospace

    Georgia 1 , Georgia , serif

    Impact, Impact 5 , Charcoal 6 , sans-serif

    Lucida Console, Monaco 5 , monospace

    Lucida Sans Unicode, Lucida Grande , sans-serif

    Palatino Linotype, Book Antiqua 3 , Palatino 6 , serif

    Tahoma, Geneva , sans-serif

    Times New Roman, Times , serif

    Trebuchet MS 1 , Helvetica , sans-serif

    Verdana, Verdana, Geneva , sans-serif

    Symbol, Symbol (Symbol 2 , Symbol 2 )

    Webdings, Webdings (Webdings 2 , Webdings 2 )

    Wingdings, Zapf Dingbats (Wingdings 2 , Zapf Dingbats 2 )

    MS Sans Serif 4 , Geneva , sans-serif

    MS Serif 4 , New York 6 , serif