Качественные настройки эквалайзера. Как увеличить басы в наушниках

Привет всем любителям хорошего звука! Давно не писал я на сайт, потому что сейчас занимаюсь больше видео-роликами на канал Ютуб , но радует, что люди пишут мне в соц. сети и на почту, значит сайт наш Звукомания полезен и живёт. Данная статья будет посвящена такой необычной теме: »Как настроить эквалайзер?». Я признаюсь, что когда то очень давно пользовался им, но сейчас я не пользуюсь эквалайзером и вам не советую. Хотя у меня есть разные .

Эквалайзеры используются для улучшения звука в домашних условиях, а также для записи живого звука т.е. его можно применять в разных ситуациях. Как правильно настроить эквалайзер в значительной степени основывается на личных предпочтениях, но важно отметить, что эквалайзер (называемый также EQ) используется для улучшения звука.

Улучшение звучания с помощью эквалайзера необходимо только тогда, когда одному или нескольким компонентам звука не хватает качества, но опять же не всегда помогает или акустика помещения вызывают определенные звуковые частоты (увеличивает или уменьшает).

Каждый регулятор на эквалайзере соответствует своей полосе частот, от более низких частот до сверх высоких частот, а в центре обычно находятся средние. Амплитуда частот в каждой полосе регулируется от двух до более 10 регуляторов, в зависимости от блока компенсатора.

Эквалайзер используется для изменения баланса частот в звуке, так что вы можете скорректировать несовершенства акустики, вашей комнаты, песни для прослушивания, или даже ваш собственный слух.

Прежде чем, вы захотите купить эквалайзер, нужно обеспечить правильное акустики. Прежде чем вы даже захотите настроить эквалайзер, убедитесь, что все колонки размещены правильно. Если акустика стоит неправильно, то никакие корректировки и настройка эквалайзера вам не поможет.

Также настроить эквалайзер на ваш оптимальный звук, лучше когда он содержит в себе более 10 регуляторов-ползунков.

Эквалайзер или EQ является также частью программного обеспечения, который увеличивает или уменьшает определенную частоту — оптимальная настройка эквалайзера как аналогового, так и программного всегда должна начинаться с линейного звука, — это когда все ползунки (регуляторы) находятся при равном положении 0.

  1. Установите все полосы эквалайзера на 0, или посередине. Это позволит сделать звук линейным.
  2. Послушайте акустику, чтобы определить, что нужно убавить или прибавить из частот. Стоит обратить пристальное внимание на звук каждого инструмента.
  3. Помните, что левая сторона блока, как правило, начиная примерно с 20К, это низкий звук или бас; как правило правая сторона, заканчивается на отметке 16k это высокие частоты, в некоторых эквалайзерах больше регуляторов, средние частоты находится между 400 и 1.6K.
  4. Отрегулируйте и настройте эквалайзер передвигая регуляторы-ползунки вверх и вниз.

Настройка эквалайзера

16Hz — 60Hz = Суб бас. Это супер-низкий уровень баса, может ощущаться физически вашем телом на хорошей системе. Звуки этих частот являются самыми мощными. Используйте этот диапазон, чтобы отрегулировать удар барабанов. Слишком много частот в этом диапазоне делает ваш звук «мутным».

32 Гц: Это самый низкий выбор частоты на EQ. Это самые низких частоты баса, например, барабан и бас — инструменты. Большинство акустических современных систем (компо-колонки) не могут даже воспроизвести эту частоту — единственный способ, который вы можете услышать на этой частоте — купить акустику с хорошим выделенным усилителем с высококачественным сабвуфером(2.1), или лучше купите акустику без сабвуфера, 2-3 полосную + хороший усилитель+ .

60Hz — 250Hz = Бас — это где барабаны и бас имеют свои самые важные звуки. Общая проблема заключается в том, что бас и удар переходят друг друга, из-за этого могут быть проблемы. Этот диапазон также должен быть понижен в большинстве других звуков, таких как гитара, синтезатор и вокал, так чтобы они не мешали ударом с басом. Слишком большой звук делает звучание «гулким».

64 Гц: Он слышен на хорошей акустике или акустике с сабвуфером 2.1. В основном, воспроизводятся здесь бас — барабаны и бас инструменты.

200Гц — 400Гц Слишком большой звук заставит вокал звучать мутно и неясно. Он может повредить барабанам, а также перкуссии и цимбалам, они будут казаться звучать теплее.

125 Гц: Многие маленькие колонки, могут просто справиться с этой НЧ частотой. Другими словами, вы услышите его в большинстве систем.

250Hz — 2kHz = средний бас или LOW MID. Большинство инструментов имеют свои «темные» части; гитары, пианино, при большом повышении могут звучать металлически.

250 Гц: Это по — прежнему низкие частоты, но тут больше баса и ударных звуков. Здесь в этом диапазоне частот к примеру, гитара и пианино будут иметь большое количество низких частот.

400Hz — 800Hz Вы можете уменьшить некоторые из этих частот, чтобы сделать ваш общий уровень звука баса плотнее.

500 Гц : Это средний уровень частот, но некоторые из НЧ вокала и басовых инструментов примешиваются сюда.

800Гц — 1кГц Здесь вы также можете услышать вокал и заставить их звучать теплее.

1kHz — 3kHz Это важная часть звука. Здесь, нужно определить гитару, пианино, вокал и добавить ясность в басах. Надо удалить ненужные средние частоты в вокале. Этот диапазон частот очень трудно улучшить ушами, так что будьте осторожны, не добавляйте их слишком много!

1K: Это низкие средние частоты большинства инструментов,таких как гитара, пианино, малые барабаны и т.д.

2kHz — 4kHz = MID-HI Вокал имеют много звука в этой области.

2K : Частота 2K может повышать или понижать звук вашей музыки.

3kHz — 6kHz = лучше немного обрезать в этом диапазоне частот, чтобы удалить жесткий звук вокала. Обрезать в верхней части, чтобы смягчить / округлить звуки, и увеличить, чтобы добавить больше ясности или присутствия. Активизация здесь помогает большинству инструментов и вокала.

4K: 4K является верхне-средним диапазоном, тут обитают множество электрогитар, а также большая часть многих инструментов.

6kHz — 10кГц = высокие частоты в этой области, добавят больше воздуха и прозрачность звука. Четкость ВЧ может быть добавлена за счет увеличения этого диапазона на гитаре, струнных и синтезаторных звуков. Звуки «Ц» и «Ш» между 6kHz и 8kHz могут сделать вокал стрессовым для ваших ушей.

8K : Это уже высокие частоты, где присутствует большинство тарелок, а также верхние диапазоны синтезаторов, фортепиано и гитар. Много вокала обитает в этом диапазоне.

10кГц — 16кГц Высокие частоты. Эта частоты, где четкость и яркость звуков и тарелки являются доминирующими над барабанами. Вы можете увеличить их, чтобы добавить еще больше воздуха и прозрачность звуков, а также уменьшить, чтобы удалить шум и шипение, который является нежелательным. Кстати, атмосферные звуки спецэффектов будут в выгодном свете представлены от повышения в этом диапазоне. Будьте осторожны, не заставляйте их звучать ярче, иначе музыка будет звучать слишком резко и шумно.

16K : Теоретически люди могут услышать чуть выше 20К, но не вся акустика воспроизводит эти высокие частоты. Это самая вершина ВЧ.

Регулируйте ползунки-регуляторы в небольших градациях для достижения наилучших результатов, лучше попытаться «сделать обрезку» нежелательных частот, двигая рычаги вниз, а не вверх. Это позволит сделать звук более ясным, и даст вам больше понятия о повышении частоты без желаемых добавлений искажений.

Наиболее эффективные настройки графического эквалайзера будет выглядеть как «волна», когда смотришь на ползунки. Таким образом, пользователь может наблюдать визуально картину частот. Экстремальные модели, такие как «улыбка», «хмурится», как правило, обеспечивают низкое качество звука.

Если эквалайзер оборудован отдельным уровнем или регулятором громкости, не используйте его в качестве устройства для повышения громкости, так как могут произойти искажения акустических систем и звука в .

Также хорошо использовать эквалайзер для компенсации акустики помещения. Ведь комната, которая имеет много ковров, мягкой мебели и толстые шторы будет звучать иначе, чем при размещении в комнате с голым полом и большим количеством стеклянных окон. Но не во всех помещениях настройка эквалайзера идеально подходят для коррекции звуковых характеристик — помните это!

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Специалисты, которые постоянно работают со звуком, настраивают эквалайзеры, при помощи собственного слуха. Такой подход вполне оправдывает себя, поскольку на каждом устройстве и в любом помещении сделать звук качественным и чистым возможно только при учете окружающей обстановки. Но как правильно настроить эквалайзер непрофессионалу? Любой человек может легко воспользоваться советами, приведенными ниже, они будут весьма полезны и звук получится максимально качественным.

Любой эквалайзер специалисты условно делят на 3 типа частот, это верхние, средние, низкие. В свою очередь каждому типу соответствуют свои регуляторы, которые соответствуют определенному уровню герц. Перед тем, как настроить эквалайзер, необходимо включить музыку на комфортной громкости. После чего в первую очередь следует убрать излишнее усиление любых частот, которые обычно выражаются в хрипах. Звук нужно сделать чистым и ясным, чтобы он не резал слух. В этом процессе рекомендуется ориентироваться на личный вкус. Например, кто-то любит жесткий бас, кто-то мягкий, кто-то очень низкий. В этих случаях нужно настроить комфортное звучание на всех уровнях частот.

Следует помнить, что настраивать эквалайзер нужно в зависимости от музыки, которая будет звучать на мероприятии. Если устраивается вечеринка, и гости любят эстрадные песни, то нужно будет усилить средние частоты, так вы выделите голос пение и исполнителя. Но когда основная часть музыки должна будет состоять из различных танцевальных ритмов, то в этом случае средние частоты, следует наоборот, понизить, подняв при этом высокие и низкие, тогда музыка будет играть разнообразными красками.

Профессиональный взгляд

В большинстве случаев эквалайзеры, настроенные специалистами внешне смотрятся как волна-синусоида. Как правило, ее пики отмечаются на высоких и низких частотах, а провал приходиться на средние. Такая настройка, позволяет сделать звук более чистым и качественным. Кроме этого можно выровнять эквалайзер и немного по-другому, но она пригодиться для помещений с особенной акустикой и планировкой. В свою очередь вы можете для правильной настройки эквалайзера последовать советам специалистов по звуку либо постараться довериться своему слуху, поскольку музыку слушать будете именно вы, и ее звуки должны нравиться именно вам. Теперь вы знаете, как лучше настроить эквалайзер, и мероприятие пройдет весело, а музыкальное сопровождение будет отмечено положительными отзывами гостей.

Не отображается по умолчанию, кликните правой кнопкой мыши по окну программы и выберите пункт «Графический эквалайзер», либо воспользуйтесь комбинацией клавиш Alt+G. Чтобы включить его работу, нажмите кнопку «Вкл» (On).

Возможности программы позволяют воспользоваться автоматическим регулированием работы эквалайзера. Для этого необходимо нажать кнопку «Авто» (Auto). Уровень частот будет регулироваться алгоритмами самого приложения.

Кроме того, в программе имеются заранее заготовленные настройки эквалайзера. Для этого выберите «Заготовки» (Presets) – «Загрузить» – «Заготовку». Откроется окно со списком предустановок, проименованных согласно жанру музыки (Club, Rock, Dance, Reggae, Classical), месту воспроизведения (Large Hall, Party, Flat) и типу устройства (Laptop speakers). Выберите одну из предустановок и нажмите «Загрузить».

Отрегулировать звук можно и самостоятельно. Эквалайзер в Winamp’е десятипараметрический: 60 Гц, 170 Гц, 310 Гц, 600 Гц, 1 кГц, 3 кГц, 6 кГц, 12 кГц, 14 кГц, 16 кГц. Регулировка каждой из частот осуществляется с помощью ползунка. Значения могут быть установлены в пределе от -12 дБ до +12 дБ. Двигайте соответствующие ползунки для каждой из частот, добиваясь необходимого звучания. Добавление низких частот придаст звуку объемности и глухости звучания, высокие частоты сделают звук более ярким и . Главное – найти баланс между низкими, средними и высокими частотами.

Полученные настройки эквалайзера можно сохранить. Для этого выберите «Заготовки» (Presets) – «Сохранить» – «Заготовку». Задайте желаемое имя и нажмите кнопку «Сохранить». Можно экспериментировать со звуком дальше, не боясь за сохранность созданной заготовки. При желании вы всегда сможете ее загрузить.

Специалисты, работающие со звуком, настраивают эквалайзеры, доверяя собственному слуху. Такой подход вполне понятен: на любом устройстве и в любом помещении сделать звук чистым и качественным можно только исходя из окружающей обстановки. Для непрофессионалов же несколько советов о том, как настроить эквалайзер, будут весьма полезны.

Инструкция

Любой эквалайзер условно можно на три типа частот: верхние, средние, низкие. Каждому типу соответствуют несколько регуляторов, соответствующих определенному уровню герц. Чтобы настроить эквалайзер, включите на комфортной громкости. Прежде всего, уберите излишнее усиление любых частот, выражающееся в хрипах. Звук должен быть чистым и ясным, а не режущим слух. Также следует ориентироваться на вкус. К примеру, кто-то любит мягкий бас, кто-то жесткий, кто-то очень низкий. Во всех случаях настройте комфортное звучание всех уровней частот.

Настроить эквалайзер следует в зависимости от звучащей . Если устраивается вечеринка, которой любят эстрадные , то усильте средние частоты, чтобы выделить исполнителя и пение. Если же, к примеру, основная часть музыки будет состоять из танцевальных ритмов, то средние частоты, наоборот, следует

Статус темы: Закрыта.

  1. Настройка эквалайзера ​

    Настройка эквалайзера. Особенности АЧХ.
    Эквалайзер - широкодиапазонное корректирующее устройство для настройки АЧХ звуковых сигналов.

    Часть 1

    Немного истории
    Рожденный в 30-х годах, эквалайзер является старейшим и наиболее часто используемым методом обработки звука звукорежисерами. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции: от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить возросшие требования аудиоиндустрии.

    Понимание сущности тембровой коррекции и ее воздействия на звуковой сигнал

    Остановимся на разъяснении двух областей применения эквалайзера, а именно голос и его музыкальное сопровождение. Я хочу обсудить различные спектральные составляющие звука: что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем. Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы иногда не можем разобрать текст песни? Давайте найдём ответы на эти вопросы и, вообще, внесём хоть немного ясности в мистический мир эквалайзеров.

    Вокал

    Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра - приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить - кто именно говорит, и поэтому, правильная передача ее является неотъемлемой частью качественного звука.

    Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

    К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 - 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.

    Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса. Вот несколько возможных последствий грубого тембрового вмешательства в звук:
    поднятие АЧХ на участке 100 - 250 герц делает вокал гулким;
    вырезание участка 150 - 500 герц порождает пустоту, неосновательность;
    уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечет за собой излишнюю жесткость;
    поднятие части спектра около 3 килогерц несет жесткую металлическую гнусавость;
    уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;
    поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению "звукового песка".

    Следствия тембровой коррекции вокала

    Во всех случаях для уверенного управления тембром лучше всего использовать эквалайзер с регулируемой параметрикой.
    80 - 125 герц
    Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.

    160 - 250 герц
    Звуковая основа.

    315 - 500 герц
    Очень важно для качественного звука.

    630 - 1000 герц
    Важно для естественного звучания.
    Чрезмерное поднятие приводит к получению "телефонного звука".

    1250 - 4000 герц
    Артикуляция вокала, манера исполнителя.

    5000 - 8000 герц
    Очень важно для разборчивости.

    1250 - 8000 герц
    Придают чистоту и ясность.

    5000 - 16000 герц
    Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.

    Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 - 400 герц приводит к маскировке согласных, таких как "м", "б", "в". Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 - 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха. Вокал можно слегка осветлить, подняв в районе 3 килогерц, одновременно уменьшив усиление на этой же частоте у всех инструментов аккомпанимента.

    Инструменты

    Микширование инструментов -это настоящее искусство, и звукорежиссеру приходится не один раз обращаться к помощи эквалайзера, прежде чем он найдет тот звук, который ему нужен. Многие инструменты имеют столь мощный и богатый звук, что его практически невозможно передать близко поставленным микрофоном. Вот здесь-то и приходит на помощь эквалайзер, основная цель которого донести до нас этот звук в наиболее естественной его форме.

    Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путем подчеркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны - это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путем простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчеркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

    31 - 50 герц
    Дают музыке мощность и энергию.
    При чрезмерном их подчеркивании звук может помутнеть, стать тусклым.
    Так же маскируют некоторые гармонические компоненты.

    80 - 125 герц
    При чрезмерном поднятии их возникает бум-эффект

    160 - 250 герц
    Обычная проблема большинства миксов.
    Избыток лишает фонограмму мощности, но они, все же,
    необходимы для "теплого" звучания фонограммы.
    160 герц самая раздражающая частота.
    Здесь же расположена звуковая основа бас-гитары и других бас-инструментов

    300 - 500 герц
    Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.

    400 - 1000 герц
    Основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии.
    Здесь самая важная область, отвечающая за естественность звучания -
    здесь расположен именно голос инструмента.
    Избыток приводит к трубоподобности звучания.

    800 - 4000 герц
    Здесь самая подходящая область, что бы выделить инструмент
    или слегка подогреть его звучание.
    Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.

    1000 - 20000 герц
    Избыток приводит к заметному истончению звука.

    4000 - 10000 герц
    Область разборчивости перкусии, тарелок, малого барабана.

    5000 герц
    Отвечает за прозрачность.
    Избыток привносит некоторую отдаленность звучания.

    8000 - 20000 герц
    Очень часто именно с ней ассоциируется понятие качества записи или микса.
    Именно здесь лежит источник глубины микса и чистоты его атмосферы.
    Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию.

    А здесь еще несколько замечаний по поводу формирования АЧХ, но уже относительно разных инструментов. При работе с живым звуком я даже выставляю эти значения эквалайзера перед саундчеком -это позволяет сэкономить время на отстройке. Но не придавайте этому слишком большого значения - это не более чем точка отсчета, с этого просто удобно начинать.

    Большой барабан: кроме обычного вырезания области от 200 до 400 герц обычно вырезается узкая полоса спектра в области 160, 800 и 1300 герц. Это позволяет освободить место для звуковой основы бас-гитары и музыки в целом. Еще я обнаружил, что применение ВЧ фильтрации от 50 герц позволяет уплотнить звук большого барабана, оставив для вашего компрессора именно тот сигнал, с которым он может музыкально работать. Подъем 5 ? 7 кГц для отчетливого щелчка.

    Малый барабан: это именно тот инструмент, звук которого очень легко замутнить слишком большим количеством низа. Частоты ниже 150 герц никогда не используются для получения современного звука. Могу предложить для их подавления все тот же ВЧ фильтр. Большинство моделей малых барабанов требуют лишь подрезать несколько частот. Начните с 400 герц, 800 герц и некоторого количества 1300 герц. Именно, начните, вовсе не обязательно, что вам придется крутить их все. Если малый барабан слишком торчит в миксе, но вы не хотите изменять его уровень, приснимите немного 5кГц - это слегка отдалит его, и потом скомпенсируйте это легким поднятием 10 кГц.

    Хай-хэт: В НЧ участке спектра содержится очень мало информации о звуке хай-хэта. Применение ВЧ фильтра с частотой среза 200 герц может освободить звук от нежелательной грязи. Основными в звуке хай-хэта являются частоты в диапазоне от 400 до 1000 герц, а особенно 600 - 800 герц. Для осветления звука достаточно поднять АЧХ на участке выше 12500 кГц.

    Томы и флор-томы: требуют вырезания участка от 300 до 800 герц. Кроме этого, участок ниже 100 герц не несет в себе практически никакой тембровой информации, а лишь маскирует собой полезные гармоники и искажает естественное звучание томов.

    Бас-гитара: требует наличия в спектре тех частот, от которых необходимо избавляться при работе с другими инструментами. В частности, в районе 800 герц находится область, отвечающая за чистоту звучания бас-гитары. Слишком большой уровень нижних составляющих спектра способен замаскировать область чистоты басовой партии. Я слышал, как говорили, что лучший путь поиска звука бас-гитары - это обрезать все, что ниже 150 герц, сформировать тот звук, который вам нужен в средней части спектра, и потом постепенно возвращать низ до тех пор, пока не вернется основа звука до того момента, когда она начнет маскировать область чистоты. Представьте себе АЧХ в виде рисунка. Если слишком большой уровень НЧ составляющей звук будет бубнящим и непрозрачным, с замаскированными ВЧ гармониками. Именно применение эквалайзера и позволяет не допускать такие ошибки.

    Гитара, пиано и т.д. имеют основу в среднечастотной области. Тем не менее, уменьшение усиления в низкочастотной области спектра там, где находятся неиспользуемые НЧ гармоники, не является хорошей идеей. Даже если вы чувствуете, что не можете определенно услышать в низкочастотной области, то, что там находится, все равно присутствует в миксе и играет какую-то роль.

    Звуки выше названных инструментов в низкочастотной части спектра дают то, что обычно называют поддержкой. Непосредственно тембр формируется в области середины 400 и 800 герц внизу и от 1000 до 5000 наверху. Все, что больше 5 килогерц лишь придает прозрачность и ясность.

    Не забывайте контролировать спектр инструментов по отношению друг к другу. Например, не ярче ли звук большого барабана, или пиано, или тарелок, чем вокал.

  2. Часть 2

    Эквалайзер
    Эквалайзер-самый используемый прибор в аудиоиндустрии. Лишь понимая его суть, аудиоинженер может грамотно управлять им и получить тот результат, которого добивался. Ключ к пониманию сути тембровой коррекции- это понимание того, КАК добиться нужного тебе результата. Не менее важно знать особенности применяемых микрофонов или возможные проблемы, связанные с их размещением. Эквалайзер -это не панацея, он не умеет исправлять ошибки, он всего лишь помогает выделить тот сигнал, с которым вы будете работать дальше. Он значительно лучше справляется с задачей отсекания ненужного, чем с задачей выделить из сигнала что-то, в нем не существующее.

    Коррекция в низкочастотном диапазоне

    Эквализация - самый широко используемый, самый востребованный, самый: (придумайте сами) тип устройств обработки звука. Кроме этого, он еще и самый мощный. По определению, эквалайзер (или автомобильный эквалайзер) - это устройство управления уровнем сигнала в отдельно взятом частотном диапазоне. Я очень много времени отдал изучению эквализации, сидя с графическим эквалайзером и морем разных фонограмм. После тридцати часов прослушивания, как влияют на звук изменения АЧХ, я начал слышать эффект эквализации в самых разных миксах, и с тех пор, как я начал заниматься мастерингом, это стало прямым руководством к действию по применению эквалайзера.

    Упражнения, подобные этому, хороши на самом раннем этапе освоения эквалайзинга. Они достаточно широко представлены на специальных компакт-дисках, хотя, конечно, ничто не может заменить простой кнопки ON/OFF на эквалайзере.

    Следующий шаг в освоении техники эквализирования - это применение специфической эквализации для отдельно взятого инструмента. Для эквализации используются некие ключевые частоты, при этом длжна быть возможность сравнивать звучание инструмента с эквалайзером или без, и все это как в режиме соло, так и в общем миксе.

    Целью этих упражнений является тренировка уха безошибочно определять, какие именно изменения в АЧХ необходимы для каждого отдельно взятого микса. В то время, как кто-то получает возможность по настоящему слышать частоты в результате этих упражнений, другие приобретают лишь ограниченную возможность правильно использовать эквализацию.

    Частотные диапазоны

    Ключем к пониманию сущности эквализации является понимание, какое именно влияние на микс или отдельно взятый инструмент оказывает изменение в разных частотных диапазонах.

    Низкочастотный диапазон

    Покрывающий полторы октавы от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет жирность, наполненность звука. Эквализацию обычно применяют на частотах 100 и 200 герц.

    В звук бас-гитары и гитары частоты этого диапазона привносят основательность и наполненность. Чрезмерный их уровень создает бубнящий грязный звук. Частоты этого диапазона в высокой степени подвержены воздействию эффекта Флетчера-Мьюсона, то есть необходимо слушать ваш микс как с большим уровнем громкости, так и с маленьким, на пределе слышимости, что бы соблюсти правильный частотный баланс микса. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и жирно, не вызывая эффекта загрязнения звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.

    Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлекшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта тонкого звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и ее второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливаются и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменьшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.

    50 герц

    1. Увеличить, что бы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра большой барабан, томы и бас-гитара.
    2. Уменьшить, что бы избежать появления boom-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить читаемость басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например, в рок-музыке.

    100 герц

    1. Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.
    2. Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.
    3. Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.
    4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

    200 герц

    1. Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.
    2. Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).
    3. Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.
    4. Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

    400 герц

    1. Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.
    2. Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).
    3. Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

    800 герц

    1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.
    2. Уменьшить, что бы избавиться от дешёвого звука гитар.

    1.5 килогерца

    1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.
    2. Уменьшить, что бы избежать вялого звучания электро- и акустических гитар.

    3 килогерца

    1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.
    2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.
    3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.
    4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.
    5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.
    6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

    5 килогерц

    1. Увеличить для разборчивости вокала.
    2. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).
    3. Увеличить для получения более пальцевого звука бас-гитары.
    4. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар).
    5. Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым.
    6. Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.

    7 килогерц

    1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук)
    2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.
    3. Увеличить при работе с вялым вокалом.
    4. Увеличить для получения более пальцевого звука бас-гитары.
    5. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
    6. Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

    10 килогерц

    1. Увеличить для осветления вокала.
    2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.
    3. Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.
    4. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

    15 килогерц

    1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).
    2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.
    3. Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

Какими бы качественными не были ваши наушники и звуковая плата компьютера, звук сам по себе идеальным не будет. При записи музыкальной композиции, звучание каждого элемента передается так, как он звучит самостоятельно, без учета находящихся рядом иных источников звука. Тип помещения для прослушивания не учитывается вовсе: студия поглощает все лишние звуковые колебания, оставляя только первоисточник.

Когда вы прослушиваете музыку в реальном помещении, невольно создаются позитивные и негативные эффекты, связанные с его конфигурацией. Почему так происходит?

Предметы, расположенные в комнате, усиливают или приглушают звуковые волны определенных частот. В результате музыкальная картинка получается неестественной. Для компенсации влияния помещения, а также для исправления недостатков звукозаписи, придумана система выборочного изменения амплитуды частот: эквалайзер.

Принцип работы и разновидности эквалайзеров

Сигнал с помощью фильтров звуковой частоты разбивается на несколько диапазонов. Чем их больше, тем точнее будет настройка. Обычное количество движков – не менее 10. Установив регуляторы в положение «0», вы получаете исходное звучание музыки.

Перемещая каждый движок в плюсовое или минусовое значения, можно усилить или полностью исключить любую частоту из сетки диапазона. Например, из песни убрать голос. Правда при этом «зацепится» музыкальный инструмент, играющий в том же диапазоне частот.

Аналогичный принцип действия у программного эквалайзера, который управляет оцифрованным звуком в компьютере или другом устройстве (смартфон, mp3 плейер).

Рекомендации: Как настроить наушники для воспроизведения качественного звука
, Как улучшить качество звука в наушниках
, Простые и эффективные способы увеличения баса в наушниках

Такой способ не настолько совершенен, как аппаратный блок в составе музыкального центра, но на уровне компьютерного качества звука, программный эквалайзер работает эффективно. Такая опция есть в самой операционной системе (настройки устройств воспроизведения).

Кроме того, существует множество сторонних программ управления звуком, имеющих эквалайзер в своем составе. Некоторые из них позволяют настраивать частоты на профессиональном уровне, разумеется, в рамках возможности вашей звуковой платы.

Эквалайзер и наушники: зачем это нужно?

Казалось бы, если нет помещения, и музыка поступает прямо к вам в уши (из амбушюр наушников), что тогда компенсировать?

1. Как минимум, саму музыкальную композицию. Сложно предположить, что первоначальная запись (мастер) была выполнена некачественно. А вот копия, которая вам досталась для прослушивания, может иметь любые недостатки.

2. Ваш музыкальный слух. Речь идет не о способностях, которые развивают в музыкальной школе. Каждый человек по-разному воспринимает звучание голоса и музыкальных инструментов. Эквалайзер позволяет подстроить «оркестр» по вкусу слушателя.

3. Ваши предпочтения в конкретный момент прослушивания. Например, сидя в наушниках, вы захотели оказаться в концертном зале или на стадионе. Настройки эквалайзера помогут создать ощущение присутствия.

Любой программный эквалайзер имеет перечень усредненных предустановок. Вы можете перебрать их, нажимая соответствующую кнопку на панели управления, и запомнить несколько подходящих вариантов. В основном это касается типов музыкальных композиций: классика, рок, диско и пр.

В некоторых продвинутых программах есть предустановленные настройки для различных условий прослушивания: комната, концертный зал, открытое пространство. Разумеется, при использовании наушников речь идет об имитации эффекта присутствия.

Этапы настройки эквалайзера для наушников

Способ №1 – по эталонному фрагменту

1. Сделайте подборку музыкальных композиций разных жанров с эталонным качеством звучания. Идеальный вариант – лицензионные CD digital audio, либо оцифрованные композиции в несжатом формате высокого разрешения Hi-res (FLAC).

2. Установите на эквалайзере режим «по умолчанию», при котором каждый регулятор частоты будет на нулевой отметке.

3. Включите на эквалайзере режим просмотра уровней полосы частот (есть во многих программах). Если на штатном эквалайзере такой функции нет, рекомендуется установить программу с визуальным отображением.

4. Выполните контрольное прослушивание, при необходимости подкорректируйте регуляторы в каждом диапазоне.

5. Зафиксируйте картинку в виде скриншотов, сохраните изображения для каждого типа музыкальной композиции.

6. После этого вы можете запустить музыкальные фрагменты, качество которых вас не устраивает. Для каждого типа музыки установите уровни частот, чтобы картинка частотной диаграммы получилась максимально похожей на сохраненный скриншот.

7. В хороших программах-эквалайзерах обязательно есть функция запоминания собственных установок. Сохраните выбранные настройки под правильными названиями (чтобы потом легче было найти их в списке).

8. При прослушивании любимой музыки, вы просто включаете сохраненные настройки, и не нужно каждый раз мучиться с подбором частот.

Способ №2 – полная ручная настройка.

1. Сбросьте настройки эквалайзера в режим «по умолчанию»

2. Включите музыкальный фрагмент, под который требуется регулировка частот.

Оптимальный вариант ручной настройки – разбить процедуру на 2 этапа:

  • Сначала убираем пики в каждой частоте. Поочередно опуская каждый движок ниже нулевой отметки, убираем неприятные частоты, уровень которых сильно завышен.
  • Затем компенсируем провалы. Поочередно поднимает только те регуляторы, которые остались на нуле (движки, которыми вы убирали нежелательные пики частоты, не трогаем).

3. Получив комфортную звуковую картинку, обязательно сохраняем настройки.