Программирование для начинающих. Разновидности языков веб-программирования

Тема реферата

Основы веб-программирования

Введение

Веб-программирование - раздел программирования 1. История появления

С середины годов, 1990-х веб-разработка была одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. В 1995 году меньше, было чем 1000 веб-разработки компании в Соединенных Штатах, но к 2005 году насчитывалось более 30000 таких компаний, только США. в Сети развития промышленности ожидается рост на 20% к 2010 году. Рост этой отрасли толкают крупных желающих компаний, продавать товары и услуги для своих клиентов и автоматизировать. Вместо стоимости в десятки тысяч долларов, как это в было случае раннего создания веб-сайтов, теперь можно разработать простой веб-сайт для менее тысячи долларов, в зависимости от сложности и содержания. объема веб-компании. Малые разработки сайта . Язык HTML

Язык HTML был разработан британским Данный язык прост в освоении и является классическим языком. С помощью него написаны многие сайты можно даже сказать что 90% сайтов написано с его использованием. С годами данный язык совершенствовался и совершенствуется по сей день.2.0 - Стандарт был утвержден в ноябре 1944 г. организацией IETF (Internet Engineering Task Force). В нем были расширены возможности предыдущей версии языка и он получил широкое распространение как у профессионалов, так и любителей.3.0 - Проект версии языка был опубликован в марте 1995 г. В нем были произведены радикальные изменения предыдущих версий включены дополнительные возможности, включая таблицы, математические выражения и т.д. Это стало причиной того, что он не стал официальной спецификацией и был заменен спецификациейHTML 3.2.3.2 (кодовое наименование проекта: Wilbur) - Был опубликован и начал широко использоватья с мая 1996 г., получил официальное утвержден в 1997 г. Получил популярность из-за совместимости с HTML 2.0.4.0 (кодовое наименование проекта: Cougar ) - последняя версия языка. В нем реализованы многие распространенные концепции Web -дизайна и приняты некоторые средства HTML 3.2. Самым значительным отличием HTML 4.0 от предыдущих версий является кодировка Unicode , тег Object, позволяющий работать с мультимедиа (в т.ч. с видеоклипами и звуком) и др.

HTML5 вводит несколько новых элементов На данный момент последней версией является HTML 5.

Язык PHP

Язык PHP был создан для решения конкретной практической задачи в среде интернет (какой именно можно узнать, прочитав первую лекцию курса). Мы тоже постараемся не отвлекаться слишком сильно на теоретические рассуждения, и будем стремиться к решению какой-нибудь конкретной задачи в каждой из лекций. Большинство примеров взяты из реально существующей системы: виртуального музея истории информатики. Первая часть курса посвящена изучению основ синтаксиса и управляющим конструкциям. После этого рассматривается технология клиент-сервер, как основная сфера приложения языка PHP. Затем переходим к изучению наиболее полезных на наш взгляд встроенных функций и решению с их помощью практических задач. Хотя объектная модель в языке PHP не самая богатая, ее принципиальное наличие позволяет естественным образом описывать объектные модели данных. В качестве базовой модели будет рассмотрена модель документа виртуального музея информатики. После этого будет рассмотрен ряд прикладных аспектов: работа с файловой системой, с БД, строками, сессиями, DOM XML - все это позволит рассмотреть ключевые задачи практического использования языка.

Его создатель, Расмус Лердорф, хотел знать, сколько человек читают его online-резюме, и написал для этого простенькую CGI-оболочку на языке Perl, т.е. это был набор Perl-скриптов, предназначенных исключительно для определенной цели - сбора статистики посещений.

«PHP может все», - заявляют его создатели. В первую очередь PHP используется для создания скриптов, работающих на стороне сервера, для этого его, собственно, и придумали. PHP способен решать те же задачи, что и любые другие CGI-скрипты, в том числе обрабатывать данные html-форм, динамически генерировать html страницы и т.п. Но есть и другие области, где может использоваться PHP. Всего выделяют три основные области применения PHP.

Первая область, как уже говорилось, - это создание приложений (скриптов), которые исполняются на стороне сервера. PHP наиболее широко используется именно для создания такого рода скриптов. Для того чтобы работать таким образом, понадобится PHP-парсер (т.е. обработчик php-скриптов) и web-сервер для обработки скрипта, браузер для просмотра результатов работы скрипта, ну, и, конечно, какой-либо текстовый редактор для написания самого php-кода. Парсер PHP распространяется в виде CGI-программы или серверного модуля. Как установить его и web-сервер на свой компьютер, мы рассмотрим немного позднее. В этом курсе мы будем обсуждать, как правило, создание именно серверных приложений, как пример использования языка PHP.

Вторая область - это создание скриптов, выполняющихся в командной строке. То есть с помощью PHP можно создавать такие скрипты, которые будут исполняться, вне зависимости от web-сервера и браузера, на конкретной машине. Для такой работы потребуется лишь парсер PHP (в этом случае его называют интерпретатором командной строки (cli, command line interpreter)). Этот способ работы подходит, например, для скриптов, которые должны выполняться регулярно с помощью различных планировщиков задач или для решения задач простой обработки текста.

И последняя область - это создание GUI-приложений (графических интерфейсов), выполняющихся на стороне клиента. В принципе это не самый лучший способ использовать PHP, особенно для начинающих, но если вы уже досконально изучили PHP, то такие возможности языка могут оказаться весьма полезны. Для применения PHP в этой области потребуется специальный инструмент - PHP-GTK, который является расширением PHP.

Итак, область применения PHP достаточно обширна и разнообразна. Тем не менее существует множество других языков программирования, способных решать похожие задачи. Почему стоит изучать PHP? Что это нам дает? Во-первых, PHP очень прост в изучении. Достаточно ознакомиться лишь с основными правилами синтаксиса и принципами его работы, и можно начинать писать собственные программы, причем браться за такие задачи, решение которых на другом языке требовало бы серьезной подготовки.

Во-вторых, PHP поддерживается почти на всех известных платформах, почти во всех операционных системах и на самых разных серверах. Это тоже очень важно. Вряд ли кому-т

Язык JavaScript

является языком сценариев (скриптов), который применяют в основном для создания на Web-страницах интерактивных элементов. Его можно использовать для построения меню, проверки правильности заполнения форм, смены изображений или для чего-то еще, что можно сделать на Web-странице. Если взглянуть на Google Maps или службу GMail компании Google, то можно понять, на что способен сегодня язык JavaScript.

Так как JavaScript является в настоящее время единственным языком сценариев, который поддерживают все основные браузеры Web (Internet Explorer, Firefox, Netscape, Safari,Opera, Camino и т.д.), то он используется очень широко.

Код JavaScript обычно выполняется Web-браузером клиента, и в этом случае он называется сценарием на стороне клиента. Но код JavaScript можно выполнять также на Web-сервере для формирования документов HTML, воплощая тем самым сценарий на стороне сервера. Хотя использование JavaScript обычно ограничивается сценариями на стороне клиента, он является также очень мощным серверным языком.

Прежде всего, необходимо узнать, как добавить сценарий JavaScript на страницу HTML. Это можно сделать одним из двух способов: поместить теги Script на Web-странице и расположить код JavaScript внутри этих тегов, или поместить весь код JavaScript в отдельный файл и связаться с ним с помощью тега Script. Любой из этих методов вполне допустим, но они имеют разное назначение. Если имеется небольшой код, который будет использоваться только на одной странице, то размещение его между тегами Script будет хорошим решением. Если, однако, имеется большой фрагмент кода, который будет использоваться на нескольких страницах, то, наверно, лучше поместить этот код JavaScript в отдельный файл и соединиться с ним. Это делается для того, чтобы не нужно было загружать этот код всякий раз при посещении различных страниц. Код загружается один раз, и браузер сохраняет его для последующего использования. Это похоже на то, как используются каскадные таблицы стилей (CSS).

Ниже приведены примеры двух способов подключения кода JavaScript:


Заключение

Из всего этого следует сделать вывод, что для написания хорошего и динамичного сайта надо знать не только основные языки, которые я перечислил, но и языки, которые требуются для построения, так сказать, визуального вида страницы, чтобы она была «красочная». Также в большинстве Веб-страниц используются базы данных, удовлетворяющие нуждам страницы. Иллюстрацией их работы служит работа таких сайтов, как Wikipedia.com, amazon.com, Ozon.ru и т.д.

Список литературы

1.Основы программирования на JavaScript - Марк Кан

2.Курс "Язык программирования PHP" - Нина Владимировна Савельева

3.HTML - Александр Ромаданов

Быть может, однажды вас посетит осознание того, что вы хотите стать веб-разработчиком: делать красивые уникальные сайты, проектировать сложные веб-сервисы или даже пойти по стопам Цукерберга и Аарона Шварца. Останется всего-то ничего - научиться веб-разработке. Но знакомые программисты разбежались от вас после сто первого глупейшего вопроса, знания не укладываются в голове, а даже после прочтения кучи статей и курсов осталась какая-то недосказанность? Это нормально. Важно не отчаяться, а вспомнить, что лучший друг того, кто хочет учиться - книга.

Мы собрали для вас полный набор книг, которые помогут вам разобраться в разработке web-приложений и из новичка превратиться в мастера. Вот оглавление:

HTML и CSS

Подробное введение в HTML и CSS на примере создания реальных сайтов, современных и притягивающих глаз. Книга будет доступна даже совсем новичкам, в красочной и понятной форме преподнесет как основы основы веб-разработки и верстки, так и хитрости и необычные приемы, знание которых и отличает любителя от настоящего профессионала своего дела. Структура книги построена таким образом, что можно читать ее последовательно, а можно использовать как справочник.

В этой книге рассказывается о HTML5 Canvas - элементе, предназначенном для создания растрового двухмерного изображения при помощи скриптов, обычно на языке JavaScript. В ходе разработки несколько интерактивных игр вы научитесь рисовать, рендерить текст, управлять изображениями и создавать анимацию. Книга содержит 53 интерактивных примера и упражнения.

CSS позволяет создавать привлекательные сайты, но разобраться в этой технологии непросто даже закалённым в боях разработчикам. Эта книга поможет вам в этом, рассказав о следующих аспектах CSS-вёрстки:

  • написание CSS-friendly HTML-кода;
  • мобильный дизайн;
  • настройка анимаций и форм;
  • позиционирование;
  • Flexbox;
  • расширения CSS, в частности, Sass.

Эта книга расскажет вам о самых хитрых аспектах CSS. Затрагиваются такие темы, как макеты, таблицы, цвета, типография и переходы. Материал сопровождается интерактивными примерами.

Если при работе с CSS вы вдруг забудете какое-то свойство, вам на помощь придёт эта книга. Она предоставляет всю необходимую информацию по CSS (в том числе и CSS3), а удобный алфавитный указатель поможет быстро найти её.

«CSS Master» создана специально для людей, которые хотят улучшить свои навыки в области CSS и web-дизайна. В этой книге раскрываются лучшие практики и техники по написанию хорошего кода и реализации различных задач.

Кроме базовых вещей, в данной книге рассмотрены способы создания сеток, анимации, интеграции с SVG, эффектов и многое другое.

CSS3 - это технология, которая лежит в основе большинства красивых сайтов. Но официальная документация скучна и запутанна. На помощь вам придёт эта книга, простым языком объясняющая все возможности CSS3 и хитрые приёмы.

Прочитав её и изучив все примеры (в этом вам поможет сайт-компаньон), вы научитесь:

  • стилизовать текст при помощи шрифтов, теней и других эффектов;
  • работать с фоновыми изображениями;
  • оживлять статические страницы при помощи событийных переходов и анимации;
  • применять к тексту и картинкам 2D- и 3D-преобразования;
  • использовать линейные и радиальные градиенты;
  • верстать при помощи Grid и Flexbox;
  • адаптировать внешний вид сайта под любое устройство.

В этой книге Лиа Веру , эксперт в CSS, делится 47 техниками и советами по разработке элегантных решений повседневных задач веб-дизайна. Рассматриваются такие темы, как:

  • фон и границы;
  • фигуры;
  • визуальные эффекты;
  • типография;
  • структура и вёрстка;
  • переходы и анимация.

Эта книга познакомит вас с такими аспектами CSS-вёрстки, как отзывчивый дизайн, модульность и типография. Изучив наглядные руководства, вы сможете использовать полезные техники на практике. Поскольку разбираются не самые простые темы, перед прочтением этой книги рекомендуем изучить основы CSS.

Дизайн

Эта книга рассказывает об основах принципа прогрессивного улучшения , его философии и механизмах, а также демонстрирует способы его применения при разработке на HTML, CSS и JavaScript.

Кстати, у нас на сайте есть , которая познакомит вас с принципами адаптивного дизайна - советуем прочитать.

Дизайн — не просто способ сделать ваш проект красивым и выделяющимся. Дизайн — это то, от чего напрямую зависит его успех. Ведь дизайн создается для людей, а они порой воспринимают наш сайт совсем не так, как предполагают разработчики. Эта книга поможет понять вам, чего же на самом деле ждут пользователи, и поможет сделать ваш проект по-настоящему привлекательным и удобным для них.

Данная книга является продолжением предыдущей книги. Ее автор, Сьюзан Уэйншенк, предлагает практичные советы по созданию дизайна, который отвечает неосознанным пожеланиям людей. Свои рекомендации автор подкрепляет последними исследованиями в области нейропсихологии, социальной психологии, психологии и работы человеческого мозга.

В этой книге рассказывается о лучших приёмах в разработке пользовательских интерфейсов веб-приложений. Также приводятся наглядные примеры интерфейсов от 33 компаний, таких как LivingSocial, Spotify, Skype, Apple и Skullcandy. В итоге вы научитесь верно подбирать цвета и контрастность, «играть со шрифтами» и многому другому.

Делитесь хорошими книгами в комментариях, и мы добавим их в эту подборку!

Если вы уже пробовали (а может быть, даже и небезуспешно:)) программировать, например, на Delphi, или Visual Basic, или даже Visual C++, то привыкли к такой схеме работы программы: нажимается кнопочка - выполняется код - выводится результат, и все это выполняется на одном компьютере.

В веб-программировании все обстоит по-другому.

Вы задумывались, что происходит, когда вы вводите в адресной строке браузера URL (Universal Resource Location, или в просторечии - адрес)? Cхема работы следующая:

  • Браузер открывает соединение с сервером
  • Браузер отправляет серверу запрос на получение страницы
  • Сервер формирует ответ (чаще всего - HTML-код) браузеру и закрывает соединение
  • Браузер обрабатывает HTML-код и отображает страницу

Обратите внимание: еще до того, как вы увидели на экране запрошенную страницу, соединение с сервером закрыто, и он о вас забыл. И когда вы введете другой (или тот же самый) адрес, или щелкните по ссылке, или нажмете на кнопку HTML-формы - та же схема повторится снова.

Такую схему работы называют "клиент-сервер". Клиент в данном случае - браузер.

Итак, соединение с веб-сервером длится всего несколько секунд (или долей секунд) - это промежуток времени между щелчком по ссылке (или другим способом запроса) и началом отображения страницы. Большинство браузеров во время соединения отображают некий индикатор, например, MS Internet Explorer отображает анимацию в правом верхнем углу.

Внимательный читатель здесь может заметить - а как же так, я уже читаю страницу, а индикатор все еще показывает процесс соединения? Дело в том, что тэг (загрузка изображения) и некоторые другие - это не более чем еще один запрос к серверу - и выполняется он точно также, как и любой другой - по той же схеме. И запрос картинки, с точки зрения сервера, полностью независим от запроса HTML-ника.

Чтобы навсегда избавиться от восприятия HTTP как "черного ящика", "притворимся" браузером с помощью telnet"а:

Запустим telnet сайт 80 . Введем в окне терминала следующее (если ввод не отображается - ничего страшного):

GET / HTTP/1.0 [здесь нажмем Enter] Host: сайт [здесь нажмем Enter дважды]

Нажатие Enter соответствует, как правило, комбинации символов CR + LF, обозначаемых как \r\n. Далее будет использоваться именно это обозначение.

По экрану пробежит HTML-код страницы . Как видите - ничего сложного.

Исходный код текущей страницы можно просмотреть практически в любом браузере, выбрав в меню "View|Source".

Картинки, фреймы - все это дополнительные запросы, точно такие же. Собственно, откуда берутся картинки в окне браузера: при парсинге (обработке) HTML-кода, браузер, натыкаясь на тэг осуществляет дополнительный запрос к серверу - запрос картинки, и отображает ее на месте, где стоит тэг .

Попробуйте:

Telnet www.ya.ru 80 GET /logo.gif HTTP/1.0\r\n Host: www.ya.ru\r\n \r\n

По экрану пробежит то, что вы увидите, если просмотрите логотип Яндекса в текстовом редакторе.

HTML-формы. Методы отправки данных на сервер

С HTML-формами вы наверняка уже встречались:

Введите Ваше имя:

Сохранив данный код в HTML-файле и просмотрев его с помощью вашего любимого браузера, вы увидите привычную HTML-форму.

Рассмотрим используемые в этом небольшом примере тэги подробнее.

Тэг , имеющий парный завершающий тэг , собственно и задает форму. Его атрибуты - оба необязательные:

  • action - указывает URL (полный или относительный), на который будет отправлена форма. Отправка формы - это такой же запрос к серверу, как и все остальные (как я уже описал выше). Если этот атрибут не указать - форма отправляется на текущий документ, то есть "сама на себя".
  • method - способ отправки формы. Их два.
    • GET - отправка данных формы в адресной строке. Вы могли заметить на различных сайтах присутствие в конце URL символа "?" и следующих за ним данных в формате параметр=значение. Здесь "параметр" соответствует значению атрибута name элементов формы (см. ниже про тэг ), а "значение" - содержимому атрибута value (в нем, например, содержится ввод пользователя в текстовое поле того же тэга ). Для примера - попробуйте поискать что-нибудь в Яндексе и обратите внимание на адресную строку браузера. Это и есть способ GET.
    • POST - данные формы отправляются в теле запроса. Если не совсем понятно (или совсем непонятно), что это такое - не беспокойтесь, скоро мы к этому вопросу вернемся.

Если атрибут method не указан - подразумевается "GET".

Тэг - задает элемент формы, определяемый атрибутом type:

Значение "text" задает однострочное текстовое поле ввода. Значение "submit" задает кнопку, при нажатии которой происходит отправка формы на сервер.

Итак, что же происходит, когда мы нажимаем кнопку "OK"?

  • Браузер просматривает входящие в форму элементы и формирует из их атрибутов name и value данные формы. Допустим, введено имя Vasya. В этом случае данные формы - name=Vasya&okbutton=OK
  • Браузер устанавливает соединение с сервером, отправляет на сервер запрос документа, указанного в атрибуте action тэга , используя метод отправки данных, указанный в атрибуте method (в данном случае - GET), передавая в запросе данные формы.
  • Сервер анализирует полученный запрос, формирует ответ, отправляет его браузеру и закрывает соединение
  • Браузер отображает полученный от сервера документ

Отправка того же запроса вручную (с помошью telnet) выглядит следующим образом (предположим, что доменное имя сайта - www.example.com):

Telnet www.example.com 80 GET /cgi-bin/form_handler.cgi?name=Vasya&okbutton=OK HTTP/1.0\r\n Host: www.example.com\r\n \r\n

Как вы, скорее всего, уже догадались, нажатие submit-кнопки в форме с методом отправки "GET" аналогично вводу соответствующего URL (со знаком вопроса и данными формы в конце) в адресной строке браузера: http://www.example.com/cgi-bin/form_handler.cgi?name=Vasya&okbutton=OK

На самом деле, метод GET используется всегда, когда вы запрашиваете с сервера какой-либо документ, просто введя его URL, или щелкнув по ссылке. При использовании , к URL просто добавляются знак вопроса и данные формы.

Возможно, все эти технические подробности и упражнения с telnet-ом кажутся вам невероятно скучными и даже ненужными ("а при чем тут PHP?"). А зря. :) Это основы работы по протоколу HTTP, которые необходимо знать назубок каждому Web-программисту, и это не бесполезные теоретические знания - все это пригодится в ежедневной практике.

Теперь заменим первую строку нашей формы на следующую:

Мы указали метод отправки "POST". В этом случае данные отправляются на сервер несколько другим способом:

Telnet www.example.com 80 POST /cgi-bin/form_handler.cgi HTTP/1.0\r\n Host: www.example.com\r\n Content-Length: 22\r\n \r\n name=Vasya&okbutton=OK

При использовании метода POST данные формы отправляются уже после "двух Enter-ов" - в теле запроса. Все, что выше - на самом деле заголовок запроса (и когда мы использовали метод GET, данные формы отправлялись в заголовке). Для того, чтобы сервер знал, на каком байте закончить чтение тела запроса, в заголовке присутствует строка Content-Length. Преимущество метода POST - отсутствие ограничения на длину строки с данными формы.

При использовании метода POST невозможно отправить форму, просто "зайдя по ссылке", как было с GET.

Для краткости изложения, введем термины "GET-форма" и "POST-форма", где префикс соответствует значению атрибута method тэга .

При использовании POST-формы, в ее атрибуте action можно указать после знака вопроса и параметры GET-формы. Таким образом, метод POST включает в себя и метод GET. Технология CGI

В предыдущей главе мы с вами разобрались, как создать HTML-форму, и как браузер отправляет введенные в нее данные на сервер. Но пока что непонятно, что будет сервер делать с этими данными.

Сам по себе веб-сервер умеет просто отдавать запрошенную страницу, и ничего более того, и ему все переданные данные формы, в общем-то, совершенно безразличны. Для того, чтобы можно было обработать эти данные с помощью какой-либо программы и динамически сформировать ответ броузеру, и была изобретена технология CGI (Common Gateway Interface).

Взглянем на этот URL: http://www.example.com/cgi-bin/form_handler.cgi. Первое предположение, которое можно сделать на его счет, обычно такое: сервер отдает содержимое файла form_handler.cgi из каталога cgi-bin. Однако, в случае с технологией CGI дело обстоит по-другому. Сервер запускает программу form_handler.cgi и передает ей данные формы. Программа же формирует текст, который передается браузеру в качестве ответа на запрос.

Программу form_handler.cgi можно написать на любом языке программирования, главное - соблюдать в программе стандарт CGI. Можно использовать, например, популярный скриптовый язык Perl. А можно написать все и на Си. Или на shell-скриптах... Но мы, для примера, напишем эту программу на С. Но сначала разберемся, как происходит обмен данными между веб-сервером и CGI-программой.

Перед запуском CGI-программы, сервер устанавливает переменные окружения (вам они наверняка знакомы по команде PATH). В каждый мало-мальски серьезном языке программирования есть средства для чтения переменных окружения. Стандарт CGI определяет весьма значительный набор переменных, которые должны быть определены перед запуском CGI-программы. Рассмотрим сейчас только три из них:

  • REQUEST_METHOD - метод передачи данных - GET или POST (есть и другие, но пока мы их не рассматриваем)
  • QUERY_STRING - содержит часть URL после вопросительного знака, или, другими словами, данные GET-формы.
  • CONTENT_LENGTH - длина тела запроса (данные POST-формы).

Сервер запускает CGI-программу. Тело запроса передается программе в виде стандартного ввода (stdin) - будто бы эти данные были введены с клавиатуры.

Программа выдает ответ броузера на стандартный вывод (stdout) - "на экран". Этот вывод перехватывается веб-сервером и передается браузеру.

1 : #include 2 : #include 3 : 4 : int main(void ) 5 : { 6 : // Читаем переменные среды, установленные веб-сервером 7 : char *query_string = getenv("QUERY_STRING" ) ; 8 : char *request_method = getenv("REQUEST_METHOD" ) ; 9 : 10 : char *post_data; // Буфер для данных POST-запроса 11 : int post_length = 0 ; // Длина тела запроса 12 : 13 : if (strcmp(request_method, "POST" ) == 0 ) { // Если получен POST-запрос, 14 : post_length = atoi(getenv("CONTENT_LENGTH" ) ) ; // сначала читаем из 15 : // переменной среды его длину, 16 : if (post_length) { // если она не нулевая, 17 : post_data = (char *) malloc(post_length+1 ) ; // выделяем память для буфера, 18 : fread(post_data, post_length, 1 , stdin) ; // читаем со стандартного ввода тело запроса, 19 : post_data[ post_length] = 0 ; // завершаем строку нулевым байтом. 20 : } 21 : } 22 : 23 : // Выводим заголовок ответа... 24 : printf ("Content-type: text/html\r \n \r \n " ) ; 25 : 26 : // и его тело: 27 : printf ("Здравствуйте!\r \n " ) ; 28 : 29 : if (strlen(query_string) ) { 30 : printf ("

Параметры GET-формы: %s\r \n " , query_string) ; 31 : } 32 : 33 : if (post_length) { 34 : printf ("

Параметры POST-формы: %s (длина тела запроса: %d)\r \n " , post_data, post_length) ; 35 : free(post_data) ; // не забываем освободить выделенную в строке 17 память 36 : } 37 : 38 : return 0 ; 39 : }

Это простейшая CGI-программа на Си, выводящая содержимое полученных от веб-сервера параметров форм. Браузер в результате получит примерно следующий код (если "засабмитить" на эту программу POST-форму из последнего примера):

Здравствуйте!

Параметры POST-формы: name=Vasya&okbutton=OK (длина тела запроса: 22 )

Что при этом отобразится на экране пользователя, думаю, понятно без комментариев. :)

Как видите, даже простейшая программа вывода параметров не так-то проста. Более того, по стандарту HTTP почти все не алфавитно-цифровые символы (в т.ч. и русские буквы) передаются в так называемом UrlEncoded-виде (%XX, где XX - шестнадцатеричный код символа), и, если добавить в приведенную Си-программу код расшифровки UrlEncode, она уже не поместится на экран. А это - всего лишь базовые операции. А как вырастет программа на Си, если необходимо работать с базой данных?

Впрочем, написание CGI-программ на Си - довольно редкое извращение. :) Чаще всего это делают на Perl - языке, разработанном специально для обработки текстовых данных, а наличие модуля CGI делает написание CGI-скриптов намного более простой задачей. Здесь я не буду вас знакомить с Perl, отмечу лишь, что проблем остается достаточно: все же Perl не предназначен для Web, это язык универсальный. Да и сама технология CGI несовершенна: при каждом обращении происходит запуск программы (в случае с Perl - интерпретатор языка), а эта операция довольно ресурсоемкая: для домашней странички Васи Пупкина производительности, конечно, достаточно, но серьезный портал с десятками и сотнями тысяч хитов в сутки потребует уже огромных аппаратных мощностей.

А теперь взглянем на веб-сервер Apache. По своей природе он модульный, и позволяет подключать расширения добавлением одной строки в конфигурационный файл. (Ну, хорошо, хорошо, двух строк. :)). Было бы прекрасно, если бы существовал скриптовый язык, заточенный именно под Web, да еще и при желании подключаемый модулем к Апачу, не так ли? Ну, вы уже поняли, к чему я клоню:) - это и есть PHP.

PHP: Препроцессор Гипертекста

В 1994-м году, один программист, по имени Rasmus Lerdorf, намучавшись с классическим перловым модулем CGI, решил написать несколько собственных Perl-скриптов, дабы было попроще создавать собственную домашнюю страницу, и назвал все это дело Personal Home Page (PHP). Через некоторое время ему понадобилось обрабатывать формы, ну и для увеличения производительности все было переписано на C - так появился Personal Home Page/Forms Interpreter (PHP/FI) 2.0. Труды свои Расмус, следуя принципам Open Source, выложил на всеобщее обозрение, и, в принципе, на некоторм количестве сайтов PHP/FI вполне успешно использовался, хотя был довольно примитивен.

В 1997-м на PHP/FI - в поисках инструмента для удобного Веб-скриптинга - наткнулись два других программера - Andi Gutsman и Zeev Suraski. Сама идея им понравилась, но функциональность и скорость работы PHP/FI оставляли желать лучшего, и Andi и Zeev решились переписать PHP с нуля. Язык получился универсальный и мощный, и вскоре привлек внимание множества веб-разработчиков: к концу 1998 года PHP3 использовался на ~10% веб-серверов. Скромное название "Personal Home Page" уже не очень-то соответствовало реальности, и название было изменено на - в лучших Unix-традициях - рекурсивное: PHP: Hypertext Preprocessor.

Такая популярность PHP побудила Andi и Zeev на повторное переписание кода, прежде всего - с целью еще большего увеличения производительности. "Движок" PHP 4, названный Zend Engine, разрабатывался усилиями уже сформировавшегося и с тех пор непрерывно расрастающегося PHP community, и в 2000-м году вышла 4-я версия PHP, ставшая менее чем через полгода стандартом для Веб-разработки под Unix (и не только): каждый уважающий себя хостер предоставлял поддержку PHP. Летом 2004-го года команда разработчиков PHP представила 5-ю версию, основанного на новом Zend Engine 2, со "взрослой" поддержкой ООП, сейчас активно разрабатывается PHP6...

Впрочем, хватит лирики. Давайте посмотрим на простой PHP-скрипт. Сначала немного изменим HTML-форму из предыдущего раздела:

Введите Ваше имя:

А теперь - form_handler.php:

В отличие от Си или Perl, php-скрипт представляет собой обычную, в общем-то, HTML-страницу: "просто так" написанные тэги передаются "как есть", будто бы это обычный html-ник. Сам скрипт заключается в специальные тэги , внутри которых мы используем для вывода текста оператор echo. Таких блоков может быть сколько угодно, все, что между ними, интерпретируется как обычный html.

Переменные GET-запроса попадают в массив $_GET, переменные POST-запроса - в массив $_POST, серверные переменные (типа IP-адреса, имени скрипта и т.д.) - в $_SERVER, оператор "точка" (.) - объединение строк... Причем все служебные операции (чтение stdin и переменных среды, Url-декодирование) уже произвел сам PHP. Удобно, не так ли?

Введите Ваше имя:

Мы убрали из тэга form атрибут action - это значит, что форма отправляется "сама на себя", т.е. на текущий URL. Это иногда называют "postback form". В строке 4 с помощью оператора if проверяется, использовался ли для загрузки документа метод POST (аналог строки 13 примера на Си), и - если это так - в следующей строке выводится приветствие.

264

Для создания интерактивных и компактных Web-приложений необходимо знать немало современных веб-стандартов. Данный сайт не претендует на всеобъемлющее описание этих стандартов, однако, мы постарались собрать много интересного материала, который послужит хорошим толчком для начинающих веб-программистов.

Ниже представлены разделы, которые входят в данную тему:

HTML5

HTML5 - это не просто новый язык разметки, а дюжина независимых веб-стандартов в одной упаковке. Новый стандарт позволяет воспроизводить видео, не прибегая к помощи модулей расширения браузера, таких как, например, Flash. Также в этом стандарте вводится лавина функциональностей, движимых JavaScript, которые могут придать веб-страницам определенные расширенные, интерактивные возможности, встречаемые в программном обеспечении для настольных компьютеров.

CSS3

Почти бессмысленно пытаться создать современный веб-сайт, не используя возможностей CSS (Cascading Style Sheet). Этот стандарт воткан в ткань Всемирной сети почти так же плотно, как и HTML. Каскадные таблицы стилей являются основным средством для любого типа деятельности в области веб-дизайна, будь то компоновка страниц, создание интерактивных кнопок и меню или простое декорирование. По сути, в то время как фокус HTML все больше смещается на содержимое и семантику, спецификация CSS стала центральной технологией веб-дизайна.

JavaScript , jQuery

Язык сценариев JavaScript был создан с целью получения доступа из сценариев ко всем элементам HTML-документа. Иными словами, этот язык представляет средства для динамического взаимодействия с пользователем, например для проверки приемлемости адресов электронной почты в формах ввода данных, отображения подсказок и т.п. В сочетании с CSS JavaScript закладывает основу мощности динамических веб-страниц, которые изменяются буквально на глазах, в отличие от новой страницы, возвращаемой сервером.

ASP.NET

ASP.NET является основной технологией для построения серверных элементов веб-приложений от Microsoft. Заинтересовать разработчиков в ASP.NET совсем нетрудно. Без преувеличения, ASP.NET является наиболее полной платформой для веб-разработки из всех, которые когда-либо создавались.

PHP и MySQL

Сочетание PHP и MySQL является одним из самых удобных подходов к динамическому веб-конструированию, основанному на использовании базы данных. Благодаря открытости исходных кодов (в отличие от конкурирующей технологии ASP.NET) это технологическое сочетание можно использовать совершенно бесплатно, и поэтому оно приобрело очень большую популярность у веб-разработчиков. Любой претендующий на результативность разработчик, использующий платформу Unix/Linux или даже Windows/Apache, нуждается в серьезном освоении этих технологий.

Разработчик, преподаватель и автор курсов по программированию Билл Сорор опубликовал в блоге FreeCodeCamp подробную инструкцию для тех, кто хочет научиться веб-разработке с нуля. В каждому пункте Сорор приводит ссылки на обучающие материалы и рассказывает о том, для чего нужен тот или иной язык программирования или фреймворк.

По словам Сорора, он занимался написанием кода в течение 20 лет. Свою инструкцию он разделил на несколько разделов исходя из целей обучения - для базового изучения языков программирования и получения углубленных знаний по отдельным областям разработки.

«Я решил научиться программированию. Мне нравится веб, но я не знаю, с чего начать»

Как и в любой другой дисциплине, изучение программирования нужно начать с основ всех областей веб-разработки - часто это называют «full stack». «Это поможет определить область, в которой вам интереснее обучаться, и даст базовые знания для старта», - пишет Сорор.

Основы HTML

Разработчик советует начать с изучения основ HTML. «Начав с этого вы освоите разработку пользовательских интерфейсов и взаимодействие с ними. Кроме того, вы сразу увидите результат работы вашего кода», - отмечает преподаватель.

«Я знаю основы HTML» Основы JavaScript

«JavaScript - язык веба, все популярные браузеры (Chrome, Firefox, Safari, IE) имеют встроенную поддержку JavaScript. Каждый сайт или веб-приложение, которым вы пользуетесь, наверняка имеет большое количество JavaScript-кода внутри. Кроме того: язык сейчас становится популярным и на других платформах - например, серверах, рабочих столах и устройствах».

«Я знаю основы JavaScript и HTML» CSS

Далее Сорор предлагает перейти к изучению CSS для настройки внешнего вида HTML-элементов. Для этого можно воспользоваться бесплатным учебником от Mozilla для обучения основам и сайтом CSS-Tricks для решения основных проблем.

Бэкенд

«К этому моменты вы получили знания для так называемой "фронтэнд-разработки". Теперь можно переключиться на "бэкенд". Это код, которые работает на сервере», - пишет Сорор. - Существует множество бэкенд-языков, но так как вы уже знакомы с JavaScript, я рекомендую изучить Node JS (программная платформа - прим. ред.). В дополнение к Node JS можно изучить Express и Mongo DB».

Express - библиотека, которая позволяет облегчить взаимодействие Node JS с веб-сервером. Mongo DB - база данных для хранения и получения информации.

jQuery JS-фреймворки

Фреймворки позволяют упростить работу с языком разработки и решать крупные проблемы используя готовую технологию. На рынке существует огромное количество фреймворков из-за чрезмерной популярности JavaScript, пишет Сорор.

React JS

React был разработан Facebook и работает с архитектурой Flux . Это JavaScript-библиотека для создания интерфейсов. Недавно React обошел по популярности другую распространенную библиотеку Angular, поэтому лучше начать изучение фреймворков именно с него, отмечает Сорор. Бесплатный курс для изучения React.

Angular и

Angular - разработка Google. Фреймворк по-прежнему популярен среди разработчиков. После анонса Angular Google решил полностью переписать фреймворк и запустил Angular 2, поэтому получилось две совершенно разных разработки с одинаковым названием.

Фреймворк Angular 1 можно изучить бесплатно на Code School . Познакомиться с Angular 2 можно при помощи бесплатных видео .

Ember JS

Фреймворк не такой мощный, как разработки Google и Facebook, однако он набирает популярность среди разработчиков. Официальная документация Ember JS.

«Я хочу стать бэкенд-разработчиком»

«В бэкенд-разработке существует множество языков, у каждого есть свои минусы и плюсы», - пишет преподаватель. Он также приводит график их популярности за последние 10 лет:


Языки программирования, обозначенные зеленой рамкой, - те, на которых стоит сфокусировать своё внимание, считает Сорор.

Java

Очень популярный язык программирования, разработанный компанией Sun Microsystems (сейчас принадлежит Oracle). Java используется для разработки приложений для Android. Его также можно использовать для создания компьютерных и веб-приложений.

Так как это популярный язык среди разработчиков, в сети можно найти большое количество инструкций к нему. Сорор рекомендует начать с курса для начинающих.

C#

Язык разработан компанией Microsoft как альтернатива Java. Как и Java, C# является объектно-ориентированным языком программирования и может использоваться не только для разработки веб-приложений, но и программ для настольных операционных систем. Бесплатный курс по изучению C# от Microsoft Virtual Academy.

Python

За Python нет никакого крупного бренда. Однако этот язык позволяет вести быструю разработку. Сайт с бесплатными уроками для изучения Python.

Ruby

Среди разработчиков есть много поклонников Ruby - они активно рекламируют и восторгаются этим языком, пишет Сорор. Однако его популярность растет медленными темпами. По сути язык является смесью функционального и императивного программирования.

Лучшее место для изучения Ruby - RubyMonk , считает разработчик.

Практика

Перед выполнением практических задач Сорор рекомендует сразу создать профиль на сайте GitHub - онлайн-репозитории для хранения, управления и публикации кода. Знакомство с платформой можно начать с инструкции “Hello World" или интерактивного курса .

Начать разработку можно с создания собственного блога (инструкция для программирования блога на React и Node) или календаря (инструкция для программирования календаря на C# и.Net).

Бесплатные уроки можно найти и на Free Code Camp :

  • Таймер «Помодоро» (фронтэнд).
  • Трейдинг-клуб (фулстэк).