Огэ по информатике 9 задание.

Что ожидает в конце 2017-2018 учебного года? Какие изменения могут быть внесены в структуру ОГЭ? К чему готовится тем, кто планирует продолжить обучение в школе и тем, кто примет решение вступить в колледж или техникум? Эти вопросы уже сегодня волную будущих девятиклассников и их родителей. В продолжение темы Обязательного Государственного Экзамена поговорим о сдаче такого популярного сегодня предмета, как информатика и постараемся найти ответы на ряд актуальных в этом году вопросов:

Одним из самых важных вопросов на сегодняшний день остается количество обязательных экзаменов для девятиклассников. До 2014 года дети сдавали 4 предмета:

  • обязательные: русский язык и математику;
  • 2 экзамена на выбор.

Ввиду многочисленных просьб со стороны детей и родителей в 2014 году было разрешено не сдавать дополнительные предметы, если ребенок не планирует менять образовательное учреждение. Результатом стало ощутимое падение успеваемости. Сработало правило – нет экзамена, можно не учить. Получив столь неутешительные результаты, в Минобрнауки уже в 2016 году приняли решение увеличить количество сдаваемых предметов.

В 2018 году стоит настраиваться на сдачу сразу 5 экзаменов, 4 из которых войдут в блок обязательных, а право выбрать 5-й предмет будет предоставлено ученикам.

Дискуссия о том, какими будут обязательные предметы еще не завершена. Но информатики в этом списке нет, поэтому сдавать ее предстоит только тем выпускникам, которые действительно хотят связать свою жизнь с IT технологиями и вместо 10 класса подать документы в соответствующий колледж.

Куда поступать – вопрос важный. Сегодня в России есть достаточно много учебных заведений, предоставляющих возможность профильного обучения разнообразным IT специальностям на базе 9 классов. Сотрудники разных компаний, успешно устроившиеся по своей специальности, указали такие перспективные направления обучения:

С хорошими оценками за 9 класс и высокими баллами по ОГЭ, в частности по предмету «информатика», в 2018 году можно побороться за места в лучших учебных заведениях, таких как:

  • Колледж связи №54, выпускники которого получают возможность трудоустройства в международных компаниях Siemens, Samsung и Huawei.
  • Московский государственный колледж информационных технологий, входящий в состав МГУТУ.
  • Колледж информатики и программирования при правительстве РФ, входящий в состав Финансового университета.
  • Колледж МГУПИ, выпускники которого без проблем трудоустраиваются на различных заводах и предприятиях оборонного комплекса.
  • Финансово-экономический колледж КЭСИ (Москва), открывающий перспективу поступления в МЭСИ.

Поступление в колледж – это шаг к желаемой профессии. Не стоит рассматривать смену школьной скамьи на обучение в коллеже, как возможность обойти ЕГЭ, ведь в скором будущем планируют введение единых стандартов для поступающих в ВУЗы, согласно которым сдача гос. экзамена станет обязательной для абсолютно всех абитуриентов.

Изменения в ОГЭ 2018 года по информатике

В отличие от ЕГЭ 2018 года, в ОГЭ не ожидаются какие-либо глобальные перемены. Из важных нововведений, которые были приняты в прошлом году, стоит отметить:

  1. Сдавать информатику ученики 9-х классов будут на ПК.
  2. Оценка за ОГЭ влияет на балл аттестата.
  3. Для получения аттестата необходимо сдать на минимальный проходной балл 4 из 5 экзаменов.
  4. Ученики, получившие оценку «неудовлетворительно», имеют возможность дважды пересдавать экзамен.
  5. Пересдать в 2018 году можно будет только 2 из 5 предметов.

Хотя, для многих кажется, что ОГЭ по информатике – один из самых легких предметов, которые можно сдавать, заканчивая 9 класс, в 2018 году к экзамену стоит готовится основательно, ведь билеты составлены таким образом, что бы проверить знания за весь курс с упором на практическую часть.

Структура ОГЭ 2018 года по предмету «Информатика»

Билет ОГЭ по информатике, с которым предстоит работать выпускникам 9 класса в 2018 году, состоит из двух частей:

  1. Теоретический блок – 18 заданий, на которые достаточно дать краткий ответ в виде числа, слова или последовательности.
  2. Практическая часть – 2 задания, при выполнении которого девятиклассникам будет необходимо создать каталог, в него поместить файл с определенным расширением, в котором и будут сохранены результаты работы.

За каждое правильно выполненное задание начисляются так называемые «первичные» баллы, которые переводятся в привычную оценку следующим образом:

Таким образом, для получения аттестата достаточно набрать 5 первичных баллов. Но, для вступления на практике необходимо справиться на 15 из максимально возможных 22 баллов (для ТОПовых колледжей проходной порог может составлять 18, что соответствует оценке 5).
В ходе решения заданий теоретического блока ученикам предстоит:

  1. Выполнять шифрование и расшифровку информации.
  2. Решать задачи на перевод чисел между разными системами исчисления.
  3. Применять логические операции конъюнкции и дизъюнкции.
  4. Решать задачи на вычисление объема информации.
  5. Анализировать формализованные табличные данные и диаграммы.
  6. Строить графы по приведенным данным.
  7. Прописывать полное имя файла.
  8. Выполнять готовые алгоритмы.
  9. Составлять алгоритм для решения поставленных задач.
  10. Составлять программы (можно использовать любой изучаемом в школе языке программирования, в том числе и алгоритмический).

Для большинства учеников теоретические задания не показались сложными. Если же пробелы в знаниях имеются, наверстать их самостоятельно не составит труда.

Несколько сложнее обстоит дело с практической частью, ведь тут потребуется продемонстрировать реальные навыки работы в Excel и среде программирования.

Задание по табличному процессору проверяют умение задавать формулы и использовать простейшие функций Excel, такие как: «СУММ», «ЕСЛИ», «СУММЕСЛИ», «МАКС», «МИН».

Последнее 20 задание – программирование. Как правило, для решения поставленной задачи вполне достаточно уверенного знания операторов цикла и ветвления.

Подготовка к ОГЭ по предмету «информатика»

Если ваше цель – поступление после 9 класса в 2018 году один из лучших колледжей страны, где информатика изучается углубленно, то предстоит серьезная подготовка к ОГЭ. Учителя рекомендуют особое внимание уделить таким темам:

Объем файла

Всегда внимательно читайте вопрос и обращайте внимание, в каких величинах необходимо предоставить ответ. Ознакомившись с теорией, которая сразу вовсе не покажется сложной, решите все возможные типы задач на:

  1. вычисление объема монохромного и цветного изображения;
  2. нахождение разрешения картинки по приведенным данным;
  3. расчет объема текстового файла;
  4. определение, достаточно ли отведенного на диске места для решения поставленной задачи.

В последнем типе задач будьте внимательны при округлении полученных значений.

Системы исчислений

Для успешной сдачи ОГЭ достаточно разобраться с системой перевода в рамках двоичной, восьмиричной, шестнадцатиричной и десятичной систем. Решая подобные задачи, вы «набьете руку» и будите узнавать наиболее часто встречающиеся в задачах цифры, что существенно облегчит выполнение заданий на экзамене.

Excel

Помимо простейших функций не лишним будет хорошо разобраться в использовании операторов «И» и «ИЛИ», а также еще раз повторить особенности разных типов ссылок, используемых в табличном процессоре.

Помните, если в задании не сказано, что допускается использование дополнительных ячеек и скрытых формул, делать это категорически не стоит. Ищите возможность решить задачу путем использования минимального количества вычислительных операций.

Программирование

Независимо от того, будите ли вы писать программу на «Кумире», или предпочтете один из языков программирования высшего уровня, обязательно повторите:

  • синтаксис;
  • типы переменных и их особенности;
  • правила задания математических операций;
  • ввод и вывод данных (с экрана или с файла);
  • операторы ветвления;
  • операторы цикла;
  • особенности работы со строками.

Нужен ли вам репетитор? На этот вопрос каждый ученик может ответить себе сам. Если школьный учитель всегда готов ответить на возникающие у вас вопросы, а решение билетов прошлого года не вызывает особых затруднений, достаточно регулярной практики в выполнении разнообразных заданий из ОГЭ. Если же знаний не достаточно, и чистая теорию, вы не можете понять суть написанного в учебнике – ищите репетитора. Начинать подготовку в таком случае лучше с самого начала учебного года.

ОГЭ по информатике и ИКТ – экзамен по выбору для выпускников 9 классов. Многие ребята, отдав предпочтение именно этому предмету, плохо представляют себе, что же их реально ждет на экзамене и очень удивляются, увидев КИМы по предмету. Сегодня мы рассмотрим детальнее, что из себя представляет Основной Государственный Экзамен по информатике и ИКТ.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы найдете квалифицированных репетиторов по подготовке к ОГЭ по информатике для учеников , и . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

КИМы по информатике ОГЭ 9 класс

Итак, пакет контрольно-измерительных материалов по информатике и ИКТ включает в себя 2 блока заданий. Первая часть экзамена состоит из тестовых заданий с открытым ответом. То есть, вы решаете все на черновике, а ответ вписываете в бланк. Но в КИМах по информатике 2018 ОГЭ также присутствуют и задания, где нужно выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных.

Современная тенденция совершенствования процедуры ОГЭ и ЕГЭ ведет к тому, чтобы задания с вариантами ответов исчезли из экзамена вовсе, чтобы исключить возможность «попадания наугад» учащимися в правильный ответ. Но, тем не менее, в ОГЭ по информатике такие номера еще можно встретить. Итак, разберем подробнее задания первой тестовой части ОГЭ по информатике 2018.

КИМы по информатике ОГЭ 2018.
Структура базовой части

Уровень сложности – базовый. Необходимо набрать всего 5 баллов в первой части, чтобы получить оценку «удовлетворительно» за экзамен. Какие же навыки проверяются в этих заданиях?

Задание 1, 15 в ОГЭ по информатике . Измерение количества информации. Необходимо понимание процесса подсчета количества информации, знание единиц измерения и методики перевода одних единиц в другие. Типичный пример формулировки такого задания: «Посчитайте информационный объем сообщения: “В добрый путь, выпускники!”, если известно, что один символ кодируется 8 битами.

Ответ дайте в байтах». Решение простое: считаем количество всех символов, включая знаки препинания и пробелы, а затем умножаем на количество бит, соответствующих одному символу. И, конечно же, не забываем делать перевод в байты – делим на 8 (столько бит в 1 байте). Так, у нас получилась простейшая задачка по математике для 6 класса. Что касается №15, он несколько отличается уровнем сложности, но в целом так же относится к разделу «Измерение информации»

Задание 2 в ОГЭ 2018. Потребуются элементарные знания о логических операциях конъюнкции и дизъюнкции: логическое умножение и сложение. Эти слова хоть и звучат непривычно для уха среднестатистического школьника, но на самом деле не таят за собой никаких сложностей. Достаточно выучить 2 определения, чтобы спокойно справиться с заданием №2.

Задание 3, 5 в ОГЭ по информатике. Проверка умения анализировать формализованные табличные данные, строить по таблице графы и находить необходимые алгоритмы — как правило, наибольшую или наименьшую длину пути из пункта А в пункт В. На проверку аналогичных умений направлено и задание №5, там для анализа дается диаграмма.

Также здесь необходимо будет вспомнить, как строятся диаграммы в Excel. Необязательно детально воспроизводить построение, главное иметь понятие о том, по каким строкам таблицы построена диаграмма, иначе можно допустить ошибки в решении.

Задание 4. Как устроена файловая система компьютера? Как написать путь к файлу или, наоборот, по заданному маршруту перейти к требуемому документу? Знаете все это? Тогда нет проблем. Не поняли, о чем речь? Не беда.

Откройте любой документ на вашем компьютере и взгляните в адресную строку, там вы увидите путь к файлу – иерархическая система Windows хранит файлы по принципу «матрешки»: один находится в другом и т.д., пока не дойдем до корневого каталога. Все пройденные нами папки записываются в путь через знак слэша (/).

Задание 6, 14, 16 в ОГЭ по информатике. Проверка навыков составления и применения уже готового алгоритма, а также немного математики. Скорее всего, потребуется решить простейшее линейное уравнение. Главное – знать, как его составить. Часто в задании №16 ребята допускают ошибки по невнимательности. Проделывайте каждый шаг алгоритма и записывайте результат на черновик, так будет проще получить ответ. Не спешите делать все задания устно, можно ошибиться.

Задание 7. Шифрование информации. Решит любой школьник, не обладающий никакими специфическими знаниями в данной области. Имеется шифр, которому в соответствие поставлены буквы. Нужно либо зашифровать, либо расшифровать целую фразу.

Задание 8, 9, 10. Программирование. Здесь вовсе не обязательно владеть каким-либо языком программирования, достаточно понимать алгоритмический язык. Задание №8 — это обычно линейный алгоритм, № 9 — простой цикл «пока» или «для». Задание № 10 – проверка умения работать с массивами, как правило, одномерными. Необходимо понимание принципа нумерации и нахождения элементов в массиве, а также умение этот массив обрабатывать согласно заданному алгоритму. В этом задании первой части по статистике допускается самый большой процент ошибок на экзамене ОГЭ по информатике в 9 классе.

Задание 11, 12 в ОГЭ по информатике. Аналогично заданиям №3, № 5 проверяет умение работать с графической информацией, анализировать ее и выдавать верный ответ. Здесь важно не ошибиться в счете, числа обычно очень простые, но их может быть много. Лучше записывать каждый шаг решения.

Задание 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Обычно двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.

Задание 17, 18 в информатике. Связаны с устройством сети Интернет, с адресации в сети, а также с принципом формирования поискового запроса. Темы не новы для современного школьника и сложности на экзамене не представляют.

КИМы по информатике ОГЭ 2018.
Структура 2 части

Задание 19 в ОГЭ по информатике. Работа с базой данных в Excel. В школьной программе изучению Excel отводится не так много часов, но овладеть нужными навыками вполне можно успеть. Главное — знать, что именно необходимо для экзамена. Итак, это всего лишь несколько формул: «сумма», «сумма если», «если», «если и». Этих формул вполне достаточно, чтобы решить задание № 19 КИМ ОГЭ по информатике 2018. Если же вы сомневаетесь или просто хотите взглянуть на образец задания № 19, в Интернете можно найти огромное количество вариантов ОГЭ по информатике 2018 с решениями КИМов.

Задание 20. Представлено в двух вариантах: для тех, кто программирует на «Кумире», и для тех, кто знаком с языками программирования высокого уровня: «Паскаль», «Бейсик», «СИ» и т.д. Проверяются навыки написания простого алгоритма на языке программирования. Обычно это программа с условием «если», может встретиться простой цикл «для» или «пока». Максимальное количество баллов за задание – 2. То есть, если вы способны сделать оба варианта 20 задачи – и «Кумир» и «Паскаль», то, увы, получить за это 4 балла не получится.

Вообще стоит сказать о том, что за 5-12 правильных заданий ставится отметка «удовлетворительно», за 13-17 – «хорошо», а за 18-22 — «отлично» То есть, пятерку можно получить, даже не приступая к заданиям второй части. Это большой плюс для тех, кто боится заданий по программированию. Главное — будьте внимательны и не спешите, решая первую часть.

Итак, мы вкратце ознакомились с КИМом ОГЭ по информатике 2018 года. Если что-то показалось вам непонятным или не поддающимся решению, помните – должная и своевременная подготовка решит все проблемы. Упорство и труд – залог успеха на экзамене и в будущем! «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году
основного государственного экзамена
по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ и входящий в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).

В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 2 работы содержит практические задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ: умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.

Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов.

Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Значительная часть заданий с записью краткого ответа по типу аналогичны заданиям ЕГЭ по информатике и ИКТ, но по содержанию и сложности соответствуют уровню основного общего образования. При этом в работу включены задания из некоторых разделов курса информатики, не входящих в ЕГЭ по информатике и ИКТ (например, задания, относящиеся к технологии обработки больших массивов данных в электронных таблицах).

Одним из отличий в структуре КИМ ОГЭ является формат части 2 работы (задания с развернутым ответом). В отличие от ЕГЭ, где часть 2 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, проверяемое экспертом, в ОГЭ часть 2 выполняется на компьютере и проверяемым результатом выполнения задания является файл. Это позволяет существенно расширить возможную тематику заданий и множество проверяемых умений и навыков, а также в дальнейшем перейти к исключительно компьютерной форме сдачи экзамена.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.

ОГЭ 2018. Информатика. Типовые тестовые задания.

М.: 2018. - 192 с.

Автор заданий - ведущий специалист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ. В пособие включены 10 тренировочных вариантов, которые по структуре, содержанию и уровню сложности аналогичны контрольным измерительным материалам ОГЭ по информатике и ИКТ. Справочные данные, которые необходимы для решения всех вариантов, даются в начале сборника. После выполнения вариантов правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицей ответов в конце книги. В пособии приводится разбор решений одного из вариантов. Для заданий части 2, требующих развернутого ответа, приводятся подробные решения. Учащийся получает возможность эффективно отработать учебный материал на большом количестве заданий и самостоятельно подготовиться к экзамену. Учителям книга будет полезна для организации различных форм подготовки к ОГЭ.

Формат: pdf

Размер: 5,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 5
Вариант 1 8
Часть 1 8
Часть 2 15
Вариант 2 20
Часть 1 20
Часть 2 27
Вариант 3 32
Часть 1 32
Часть 2 39
Вариант 4 44
Часть 1 44
Часть 2 51
Вариант 5 56
Часть 1 56
Часть 2 63
Вариант 6 68
Часть 1 68
Часть 2 75
Вариант 7 80
Часть 1 80
Часть 2 87
Варианте 92
Часть 1 92
Часть 2 99
Вариант 9 104
Часть 1 104
Часть 2 111
Вариант 10 116
Часть 1 116
Часть 2 123
Разбор варианта 1 128
Часть 1 128
Часть 2 150
Ответы 158
Ответы к части 1 158
Ответы к части 2 159

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время - 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Ответы к заданиям 1-6 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 7-18 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 2 задания (19, 20). Результатом выполнения каждого из этих заданий является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения вам сообщат организаторы экзамена.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.