Оперативная память ddr4 для игрового компьютера. Лучшая оперативная память DDR4

- это один из важнейших компонентов компьютера, от которого напрямую зависит его быстродействие. Она является своего рода рабочей областью процессора системы, в которой сохраняется временная информация, позволяющая компьютеру быстро и корректно реагировать на изменяющиеся условия различных программ и приложений. Вся информация, содержащаяся в ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), находится там до тех пор, пока не поступит следующая информация или пока компьютер не выключится. Именно объем, и скорость приема-передачи информации являются ключевыми факторами в выборе данного компонента системы.


Для того чтобы знать, как правильно выбрать оперативную память, необходимо учитывать тип и модель процессора и материнской платы ПК. Физический модуль оперативной памяти устанавливается непосредственно на материнскую плату, которая может поддерживать только определенные типы ОЗУ. Из этого следует, что между оперативной памятью, процессором и материнской платой существует постоянная взаимосвязь, и несоответствие одного из компонентов другому нарушается правильное функционирование всей системы. И если с системной платой и процессором все понятно – компьютер просто-напросто не запуститься с несоответствующим плате процессором, то RAM-память в большинстве случаев будет работать, однако при проблемах с совместимостью будет наблюдаться неприятная картина, проявляющаяся в неестественно медленной работе компьютера.


Для того чтобы не допустить ошибки, необходимо в первую очередь посетить официальный сайт производителя материнской платы, и узнать какой тип памяти поддерживается. Далее надо разобраться с техническими характеристиками ОЗУ, зная которые можно подобрать идеально подходящую системе память.

Тип оперативной памяти

На данный момент, самым востребованным типом памяти являются DDR-модули. Они различаются по следующим техническим параметрам:

DDR SDRAM – уже морально устаревший тип памяти. Имеет небольшую тактовую частоту в 400 МГц.
- DDR2 – довольно удачное решение, которое использовалось достаточно долгое время. Имеет с двух сторон по 120 контактов, пониженное, в сравнении с DDR SDRAM, энергопотребление в 1,8 В, а также повышенную до 1066 МГц тактовую частоту. На данный момент практически не используется в современных системных платах.
- DDR3 – современный тип оперативной памяти. При сниженной, в сравнении с предыдущими поколениями, цене, имеет намного лучшие показатели: энергопотребление 1,5 В, тактовая частота до 2400 МГц.
- DDR4 –следующий шаг в развитии. Имеет улучшенные показатели по всем параметрам, однако выпуск данного модуля памяти еще не начался.

Объём оперативной памяти

Это то количество информации, которое может одновременно содержать в себе ОЗУ. Из этого следует, что чем его больше – тем лучше. Однако необходимо определиться с типом выполняемой работы на компьютере, если это офисный компьютер, то объема в 2 Гб будет достаточно, а вот игровой компьютер с мощным процессором и видеокартой требует от 4 Гб объема ОЗУ. Также следует помнить, что объем ОЗУ свыше 3 Гб будет распознан и задействован только 64-разрядной операционной системой.


Тактовая частота
Один из основных параметров ОЗУ, от его величины непосредственно зависит скорость обмена данными с процессором и чем выше частота, тем будет быстрее быстродействие. Тактовая частота ОЗУ не должна превышать тактовую материнской платы, если будет иначе, то система может выдавать сбои. Например: модуль оперативной памяти DDR3-1600 МГц, вставленный в слот системной платы DDR3-1333 МГц, будет работать именно на тактовой частоте материнской платы, при этом стабильность работы не гарантируется. Также существует понятие как пропускная способность ОЗУ, которая непосредственно зависит от частоты оперативной памяти и ее соотношение с пропускной способностью процессора влияет на общее быстродействие всей системы. В идеале, сумма пропускной способности ОЗУ должна совпадать с таковой процессора. На примере это выглядит следующим образом: для процессора с пропускной способностью в 10600 Mb/s, рекомендуется устанавливать два модуля памяти с пропускной способностью 5300 Mb/s, которые в сумме образуют пропускную способность процессора.


Тайминги
Временные задержки ОЗУ, которые указываются в виде последовательных цифр, к примеру 5-5-5, каждая из которых отвечает за свой параметр:

CAS Latency - время рабочего цикла
- RAS to CAS Delay - время полного доступа
- RAS Precharge Time - Время предварительного заряда

От этих показателей зависит скорость работы ОЗУ, и чем они ниже, тем лучше. Однако с повышением тактовой частоты ОЗУ повышаются ее тайминги, а с понижением таймингов повышается стоимость оперативной памяти, поэтому следует исходить из допустимого бюджета при выборе оперативной памяти.


Напряжение ОЗУ
Показатель, определяющий потребляемую энергию для нормальной работы ОЗУ, а соответственно тепловое выделение. Стандартным показателем для DDR3 является 1,5 В, но оверклокерские модели ОЗУ могут иметь повышенное потребление и соответственно повышенное тепловыделение, из-за чего такие модули имеют радиаторные пластины. Напряжением питания можно непосредственно управлять из BIOS, но этого не стоит делать, так как модуль ОЗУ может выйти из строя, если тот не приспособлен к таким манипуляциям.


Производители ОЗУ
При покупке вещи, в первую очередь обращается внимание на производителя оной, и если бренд качественный, то и вещь в большинстве случаев не обманет ожиданий. Тоже самое касается и оперативной памяти. Из хорошо зарекомендовавших себя производителей ОЗУ можно выделить следующих:

Corsair
Transcend
OCZ
Kingston

Эти производители всегда предоставляют только качественный продукт, а также указывают реальные характеристики своих детищ. Также следует уметь читать маркировочный код продукта, по которому можно определить все характеристики модуля памяти. К примеру, Kingston KHX 2000C9AD3T1K2/4GX, из основных параметров можно прочитать следующие:

KHX – производитель и модель
2000 – рабочая частота
9 – время рабочего цикла CAS
D3 – тип модуля DD3
4G – объем памяти 4 Gb

Кроме всего выше перечисленного необходимо знать, что если используется более одного модуля ОЗУ, то оперативная память должна быть одного производителя с одной партии и с идентичными параметрами тактовой частоты, таймингов и объема. Только в таком случае можно добиться слаженной работы модулей оперативной памяти.


Оперативная память ПК и ноутбука одинаковы по техническим характеристикам и все вышесказанное подходит как для компьютера, так и для ноутбука. Различный у них только форм-фактор, и если у ПК это DIMM, то у ноутбука - SO-DIMM. С виду они отличаются размерами - SO-DIMM в два раза короче.


Основываясь на вышеизложенной информации, можно грамотно выбрать правильный модуль ОЗУ, главное не спешить с выбором и четко разобраться в параметрах процессора, материнской платы и оперативной памяти. Подобрав подходящую оперативную память, можно за умеренную сумму в разы повысить производительность компьютера.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Чтобы современные игры бегали шустрее, компьютеру нужна не только хорошая видеокарта, процессор и соответствующая ему материнская плата, но и достаточное количество оперативной памяти. Для чего это необходимо? В нынешних играх весьма большие локации с немалым количеством объектов, которые как раз и хранятся в оперативке. Если оперативки мало — игра будет обращаться к медленному HDD, а это в свою очередь может вызвать «фризы».

Для коридорных шутеров много памяти может не потребоваться, но если вы играете в масштабные RTS или FPS-игры — это меняет дело. Например, для игры в Battlefield 1 производитель рекомендует использовать 16 Гбайт RAM или выше. Те, кто хочет использовать все преимущества новой платформы на базе чипсетов Z370 или X299, может ознакомиться с нашей подборкой модулей и выбрать себе подходящий по стоимости вариант. Если вы еще не определились сколько оперативки вам нужно — воспользуйтесь нашими .

Лучшие комплекты DDR4 до 10 000 рублей

Компания Kingston является одним из старейших производителей памяти на рынке. Ее бренд HyperX ориентирован на геймеров, а продукция отвечает высоким стандартам качества. Неудивительно, что на комплект памяти дается пожизненная гарантия. Конечно, это не самый дешевый вариант, но в бюджет до 10 000 рублей вписывается.

Рабочая частота памяти у данной модели самая низкая 2133 МГц, но мы не станем выносить это в минусы: наши расширенные тесты уже не раз доказывали, что более высокая скорость RAM не дает большого прироста производительности в играх. Впрочем, поклонники оверклокинга смогут легко повысить штатные частоты до 3000 МГц через UEFI BIOS материнской платы.

Цена: около 9500 рублей (комплект из 4 планок по 4 Гбайт)

Лучшие комплекты DDR4 с RGB-подсветкой


Светодиодная подсветка радиаторов RAM-модулей уже давно в тренде, а возможность синхронизации свечения между всеми модулями была лишь делом времени. В случае с памятью G.Skill Trident Z RGB Series 16GB DDR4 3000 это осуществляется через специальное ПО, отрегулировав цвет в пяти зонах подсветки. Также подсветку можно синхронизировать с LED-свечением ASUS Aura Sync.

Оверклокеры смогут разогнать память с базовой частоты (по умолчанию выставлятеся 2133 МГц) до 3200 МГц, сохранив невысокие задержки. Можно воспользоваться поддержкой XMP-профилей, а самые настойчивые смогут увеличить частоту до 3600 МГц и выше, если потребуется. В разогнанном состоянии прирост в скорости чтения/записи данных существенно повышается.

Цена: около 19 000 рублей (комплект из 4 планок по 4 Гбайт)

Лучшие комплекты DDR4 среднего класса


Когда дело доходит до компромисса между доступной стоимостью, стабильной работой и качественным исполнением, модули говорят сами за себя. Цена на комплект из 4 планок по 8 Гбайт вполне конкурентноспособная в онлайн-магазинах, при этом параметры производительности у данного комплекта на очень хорошем уровне.

На шестом месте нашего для платформы Intel расположился этот же набор, но их двух планок. Даже без разгона эта оперативка отлично показывает себя в бенчмарках. Максимальная частота, до которой мы смогли разогнать данный комплект, составила 3400 МГц, при повышении напряжение до 1,4 В. С более агрессивным подходом можно добиться большего.

Цена: около 26 000 рублей (комплект из 4 планок по 8 Гбайт)

Лучшие комплекты DDR4 класса High-End


С момента своего основания в 1994 году, компания Сorsair по-прежнему впечатляет геймеров и энтузиастов своей продукцией, как на рынке периферии, так и в нише игровой оперативной памяти. RAM-серия Dominator Platinum был представлена еще в 2012 году, а ее черты перекочевали в новейшие модули DDR4. Например, охлаждение DHX с мощными алюминиевыми радиаторами.

При установке четырех планок рядом друг с другом, можно установить на них дополнительное охлаждение в виде кулерного блока, который размещается на четырех гранях радиаторных модулей. Хоть мы и не злоупотребляли разгоном, но данную память вытянули на нашей тестовой системе до 3400 МГц с таймингами С15.

Цена: около 35 000 рублей (комплект из 4 планок по 8 Гбайт)

Лучшие комплекты DDR4: альтернативы

Отличная память польского производства. Разгонный потенциал у нее не особо большой, но при своей стоимости она станет прекрасным выбором для тех, кто планирует сэкономить на сборке игрового ПК. А самое интересное, что столь экономный вариант поддерживает XMP-профили. 11 000 руб.
Цена за этот набор чуть выше, чем у , но планки с частотой 2400 МГц также станут отличным выбором. Пороговые значения при разгоне у двух моделей аналогичные, поэтому логичнее выбирать все-таки более недорогой вариант. 12 000 руб.
Как и модули серии Fury, данные планки предлагают высокую стабильность работы в штатном режиме и при разгоне. К сожалению, высокая цена на данный набор делает более целесообразным покупку четырех модулей G.Skill Ripjaws V или Corsair Dominator Platinum с емкостью 32 Гбайт. 15 000 руб.
Corsair Vengeance DDR4 3000MHz 16GB Несмотря на то, что серия Vengeance от Corsair обладает отличной репутацией по части надежности и стабильно работает. Комплекты этой памяти часто сравнивают с серией Dominator Platinum . Но мы рекомендуем вложиться в лучший вариант с емкостью 32 Гбайт. 15 000 руб.
G.Skill Ripjaws V DDR4 2400MHz 16GB Набор памяти G.Skill не предлагает большого разгонного потенциала и не настолько гибок в оверклокинге, но стоимость у данных модулей довольно конкурентноспособная. Если хотите сэкономить на бюджете при покупке — это ваш выбор. 10 000 руб.
G.Skill TridentZ DDR4 3200MHz 64GB Практически топовые модули оперативной памяти, которые очень близки к уровню Dominator Platinum по скоростным показателям, но разница в стоимости диктует перевес в сторону оперативной памяти от Corsair. 69 000 руб.
ADATA XPG Z1 DDR4 2133MHz 16GB Средняя цена у комплекта оперативной памяти от ADATA заметно выше, чем у HyperX Fury Black 16GB DDR4-2133 , поэтому по вкусу она придется разве что фанатам бренда или тем, кому понравятся агрессивные конусообразные радиаторы. 17 000 руб.
Crucial Ballistix Elite DDR4 3000MHz 32GB Огромным плюсом памяти из серии Ballistix Elite является утилита для мониторинга состояния оперативной памяти Crucial M.O.D, которая пригодится поклонникам оверклокинга. Но мы рекомендуем отдать свое предпочтение комплекту G.Skill Ripjaws V и существенно сэкономить. 40 000 руб.

Память DDR3 постепенно сдает свои позиции как наиболее массовая и для сборки новых систем уже не рекомендуется. Другое дело, если стоит задача модернизировать слегка устаревший компьютер, причем в рамках ограниченного бюджета. Понятное дело, подобные условия исключают из перечня вариантов максимально разогнанные комплекты памяти, и в нашем обзоре они не рассматриваются.

Примечательно, что в рамках платформы Intel гонка за мегагерцами особого смысла также не имеет. Исключением здесь являются достаточно специфические задачи, которые для большинства пользователей интереса не представляют. С другой стороны, разница в цене комплектов памяти одного объема, но с разной тактовой частотой исчезающе мала (в диапазоне от 2133 до 3000 МГц, разумеется). Так почему бы и не выбрать набор оперативной памяти пошустрее, на перспективу?

Совершенно иначе обстоит дело с новейшей платформой AMD . Из-за особенностей своей внутренней архитектуры, производительность процессоров Ryzen напрямую зависит от рабочей частоты шины памяти Infinity Fabric, следовательно, и ее контроллера. В свою очередь, частота последнего «привязана» к характеристикам установленных модулей и может быть увеличена за счет разгона.

Крайне неприятный нюанс выбора модулей памяти для Ryzen заключается в том, что далеко не любой комплект заработает в такой системе даже на своей номинальной тактовой частоте. Здесь уже проблема в особенностях архитектуры самих модулей. Кратко, рекомендации можно свести к двум советам: ориентируйтесь на одноранговые планки памяти и на самую свежую ревизию BIOS для материнской платы. Чем новее в ней протокол AGESA — тем лучше. Имейте в виду, двухранговая память с Ryzen всегда будет работать на пониженных частотах, а ранние версии указанного протокола «дружелюбно» воспринимают только модули, построенные на основе чипов Samsung. Причем не любых, а исключительно поколения B-Die.

Удачного апгрейда!

Ну же, не делайте такие глаза. Не отмахивайтесь от этой статьи ради роликов на YouTube. Вместе мы выясним это. Я имею в виду не самый очевидный вопрос использования оперативной памяти, также известной как оперативка или RAM. Если конкретно, я остановлюсь на двух ключевых вопросах: важен ли тип памяти и сколько её требуется. Ну вы понимаете. Для игр. К счастью, эта тема легко поддаётся простым и доступным обобщениям, которые так любят патологически ленивые журналисты. Впрочем, это хорошо и для вас, так как всё не будет слишком запутанным и мы ответим на самые основательные вопросы. Цены указаны в долларах. Если лень читать весь текст, то ответим вот так:

  • 16 ГБ RAM всего на $40 дороже 8 ГБ.
  • Если вы собираете новый PC, берите 16 ГБ. Точные характеристики не сильно важны, главное совместимость.
  • Если у вас уже есть надёжная сборка, но памяти меньше 16 ГБ, задумайтесь об апгрейде, но имейте в виду постепенный переход с DDR3 на DDR4 для новых процессоров на архитектуре Skylake (Intel) и Zen (AMD).
  • В том маловероятном случае, если у вас только 4 ГБ, немедленно ставьте хотя бы 8 ГБ.

О чём нужно помнить

В большинстве случаев, когда дело касается производительности PC, то, что вам совершенно необходимо, и то, что сделает общение с компьютером приятнее в целом и повысит удовольствие от игр в частности – не одно и то же.

Есть минимум, которого в принципе хватает, но он постоянно заставляет вас нервничать. И есть величина, превышение которой не даёт ощутимой отдачи. Вот в этой величине я и заинтересован.

Подумайте об этом вот как. Технически, вы можете играть, имея 4 ГБ RAM, но уровни будут грузиться катастрофически долго, и вам будет обеспечена головная боль из-за задержек при переключении приложений и медлительности системы в целом. С другой стороны, если и существуют теоретические ситуации, где больше, скажем, 16 ГБ памяти дадут реальную выгоду, то они настолько редки, что их смело можно не принимать в расчёт.

Главное – объём

Почему количество памяти влияет на производительность главным образом по сравнению с её частотой?

Ответ довольно прост. Каждое запущенное приложение занимает определённое количество памяти. Будь то вкладка в браузере или навороченная игра, их данные должны где-то обитать. Для этого существует три места: кэш процессора (не очень велик, да и данные по большей части дублируются в RAM), оперативная память и жёсткий диск.

Программы, которые не запущены даже в фоне, могут спокойно пребывать в спячке на жёстком диске. Но все работающие приложения должны полностью помещаться в памяти, чтобы к ним был обеспечен быстрый доступ, потому что RAM в разы быстрее жёсткого диска, даже если речь идёт об SSD.

Когда место в оперативной памяти заканчивается, операционная система начинает кэшировать данные на жёстком диске, в так называемом «файле подкачки». Типичный пример такого случая – использование нескольких программ и переключение между их окнами. Когда RAM кончается, система частично или полностью перенесёт свёрнутое приложение на диск. Переключение обратно вызовет долгую задержку между возвращением в память свёрнутого приложения и перемещением предыдущего на диск.

А что насчёт игр?

В теории, когда программа уже заработала, всё прекрасно. Загрузка может затянуться, но когда место в памяти освобождается, то всё отлично, так? Да и большинство игр свободно поместятся в 8 ГБ, так же?

Во-первых, мне не очень нравится такой подход, даже если всё действительно так. Я довольно ленив, так что предпочитаю держать всё запущенным, пока оно хоть как-то может мне понадобиться. Прямо сейчас мой диспетчер задач отображает почти 7 ГБ занятой памяти. В основном это благодаря 50 открытым вкладкам, Скайпу и антивирусу. А ещё есть Photoshop с кучей сумасбродно больших изображений для одной из статей. И ещё немножко всякого. Это же нормально?

Сейчас у меня 16 ГБ памяти (пользуюсь стареньким компьютером на LGA1155 взамен сломанного на LGA2011), а было 8. Если надо запустить игру, не закрывая окон, приходилось чем-то жертвовать. Fallout 4 показывает 2,7 ГБ в диспетчере задач, а это не самая требовательная к памяти игра.

Но даже если игра и найдёт себе место, нужно оставить ещё немного для фоновых процессов и для дополнительных нужд самой игры. Каждый раз, когда вы превышаете имеющийся объём и обращаетесь к файлу подкачки, всё начинает работать рывками. В случае с играми, подгружающими открытый мир на лету вместо традиционной загрузки уровней, это может быть весьма неприятным.

Управление памятью в Windows

Всё ещё сильнее усложняется, если учитывать, как Windows управляет памятью. В системе есть физическая память, виртуальная память, используемая память, кэшированная память, выгружаемый и невыгружаемый пул. Мне совсем не хочется углубляться в подробности всех нюансов, так что объясню всё, жертвуя точностью определений, зато не раздувая статью до запредельных размеров.

Игре или приложению для работы требуется определённое количество физической памяти. Эту цифру вы и увидите в диспетчере задач рядом с конкретным процессом. Но Windows способна кэшировать дополнительные данные приложения, освобождая приличное количество памяти. Эти данные становятся частью общей кэшированной памяти, опять же, отображаемой в диспетчере задач.

Проще говоря, чем больше данных Windows будет кэшировать в памяти, тем меньше будет обращений к диску и быстрее будет работать компьютер в целом. Как это в подробностях относится к каждой конкретной игре, я точно не скажу.

Можно ли воздержаться от апгрейда?

Следует подчеркнуть, что всё мною сказанное не относится к экзотическим ситуациям, когда какие-нибудь моды для Skyrim сами по себе отъедают по 8 ГБ. Это даже не относится к тому факту, что новые игры, вроде Star Wars Battlefront, указывают 8 ГБ RAM в минимальных требованиях.

Точно так же можно оспорить мою ситуацию с обилием задач. Кто-то скажет, что и близко не подбирается к моим 10 ГБ, да и вообще – ничего не стоит закрыть несколько вкладок в Chrome. И это нормальные аргументы. Только вот какая штука. Разница между дешёвым набором 8 ГБ DDR3 и дешёвым набором 16 ГБ составляет порядка $40, и всё примерно так же для дорогих наборов. Так что теперь вопрос к вам: можете ли вы воздержаться от 16 ГБ RAM?

Возможно, минимальные 8 ГБ в требованиях Star Wars Battlefront наглядно обрисовывают картину ближайшего будущего?

Объём памяти можно наращивать, не избавляясь от старой. Исключением станет разве что переход от DDR3 к DDR4 для новых процессоров. Но даже в самом худшем сценарии, это обойдётся в дополнительные 40 долларов. Поэтому я не вижу, о чём тут можно думать. А вот скачок сразу на 32 ГБ, особенно если брать двумя модулями, уже заметно облегчит кошелёк, при этом не давая заметного прироста производительности.

Почему скорость не важна

Подождите, ещё не всё – я не сказал про подробные характеристики памяти. Частота, тайминги и всё такое. Не сказал, потому что это не важно. Главное – совместимость и объём. Последние годы это верно даже для разгона. Раньше, во времена разгона процессора по системной шине, память могла дать хотя бы скромный прирост. Но сегодня, когда есть множители и делители, она либо точно ничего не решает (в разблокированных чипах), либо скорее всего ничего не решает (последние Intel Skylake с разгоном по базовой частоте).

Допускаю, что мог упустить какие-то нюансы касательно последних Skylake, и возможно, я освещу их в будущем, если вам будет интересно. Но в общих случаях скоростные характеристики памяти малозначительны на современных платформах.

В любом случае, мой главный аргумент – это стоимость. Да, если расходовать память экономнее, вам хватит 8 ГБ для большинства игр. И если бы 16 ГБ стоили в сотни раз дороже, я был бы осмотрительнее в доводах. Но они столько не стоят. Так что и мне не надо изощряться.

Поставим вопрос проще – стоит ли заплатить $40 за возможность открывать сколько угодно программ и когда угодно запускать игры?

Я отвечу вместо вас. Стоит. Так что поставьте себе 16 ГБ памяти. И играйте вдоволь.