Специальность "Информационные системы и технологии" (бакалавриат). Карьера по специальности «Информационные системы и технологии» (09.03.02, бакалавриат) в России
Потребность в специалистах, способных с помощью технологий сбора и обработки информации сделать жизнь проще и удобней, например, усовершенствовать или автоматизировать производственные процессы, растет с каждым днем. Сейчас самое подходящее время выбрать в качестве высшего профессионального образования в вузе инновационные специальности в сфере информационных систем и технологий.
Специалисты в области информационных систем и технологий занимаются исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением информационных технологий и систем. Объектами их профессиональной деятельности являются: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в различных областях человеческой деятельности.
В рамках направления подготовки «Информационные системы и технологии» разработаны спецкурсы, подготавливающие студентов к профессиональной деятельности в таких областях, как компьютеризация обработки научно-экспериментальных данных, автоматизация торговых процессов, программное обеспечение инновационных подходов в образовании и другие.
Уникальное сочетание знаний в области компьютерных технологий, программирования, операционных систем, мультимедиа технологий, дополненные экономическими знаниями в области менеджмента и маркетинга, позволяет выпускникам стать востребованными специалистами на рынке труда не только в России, но и за рубежом.
В ходе обучения студенты изучают языки программирования (C, C#, Java, VB, Perl, PHP, Ruby, Python и другие); учатся разрабатывать прикладное программное обеспечение и базы данных для различных отраслей производства; составляют инструкции по использованию информационных систем; рассчитывают затраты, необходимые для создания нового продукта, определяют его стоимость; производят отладку программного обеспечения перед вводом его в эксплуатацию.
Кем работать (трудоустройство)
Выпускники направления подготовки «Информационные системы и технологии» работают в различных IT-структурах муниципальной и региональной администрации, в банках, в коммерческих фирмах, на крупных заводах и фабриках, на транспорте, на оборонных предприятиях и занимают должности специалистов по сопровождению и эксплуатации информационных систем, инженера-программиста, разработчика сетевых и телекоммуникационных систем, системного администратора, web-разработчика и пр. Их основная задача — обеспечить максимально эффективное использование информационных технологий в той отрасли, в которой работают выпускники.
Магистратура
После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программе «Информатика и вычислительная техника».
Участие в реальных проектах
В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .
Студенты направления подготовки «Информационные системы и технологии» участвуют в ряде интереснейших разработок:
- Построение прогностические экономические модели. Данные исследования относятся к тому разделу прикладной математики, который остается одним из слабоизученных в силу его чрезвычайной сложности, с одной стороны, а с другой, - весьма важным, поскольку имеет определяющее прогностическое значение во многих областях человеческой деятельности, том числе и в экономике. Студенты используют как классические подходы, с целью определения точности и достоверности прогнозов, так и весьма успешно разрабатывают собственные модели, что подтверждается дипломами научных конференций различного ранга.
- Разработка приложений для платформы Android. В настоящее время подавляющее большинство мобильных устройств работает под управлением этой системы, что стимулирует дальше развитие рынка программного обеспечения различного класса. Сюда можно отнести и компьютерные игры, и мультимедийные, и обучающие, и навигационные, и геоинформационные программы. Приложения, разработанные студентами в рамках проекта, можно встретить встретить на Google Play.
- Поиск закономерностей при распознавании состояний сложных объектов управления на основе временных рядов. Эта тематика связана с управлением динамическими объектами на основе реконструкции координат сложного объекта с неполным аналитическим описанием. Результаты студенческих исследований используются при проектировании мощных электрических двигателей, систем торможения грузовых составов и т.д.. Интерес к этой тематике подтверждается тем, что выступления студентов на различных конференциях отмечены дипломами I и II степеней.
Это далеко не полный перечень проектов ГПО направления подготовки «Информационные системы и технологии». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.
План учебного процесса направления подготовки 09.03.02 "Информационные системы и технологии", профиль "Аналитические информационные системы"
1 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Иностранный язык | - | + | - | 180 | 140 | 40 |
Математика | + | - | - | 360 | 144 | 216 |
Физическая культура и спорт | - | - | - | 72 | 70 | 2 |
Компьютерная и инженерная графика | - | + | - | 108 | 36 | 72 |
- | + | - | 324 | 174 | 150 | |
Информатика | + | - | - | 180 | 72 | 108 |
Алгоритмы и структуры данных | - | + | - | 144 | 54 | 90 |
Информатика 2 | - | + | - | 144 | 54 | 90 |
Основы алгоритмизации и программирования | - | + | - | 108 | 54 | 54 |
2 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Иностранный язык | + | - | - | 180 | 140 | 40 |
Математика | + | - | - | 360 | 144 | 216 |
Физическая культура и спорт | - | + | - | 72 | 70 | 2 |
Русский язык и культура речи | - | + | - | 72 | 34 | 38 |
Программирование на языках высокого уровня | + | - | + | 324 | 174 | 150 |
Физика для информатики | - | + | - | 324 | 158 | 166 |
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности | - | + | - | 108 | - | - |
История | + | - | - | 108 | 44 | 64 |
Прикладная информатика | - | + | - | 108 | 50 | 58 |
3 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Экономика | - | + | - | 108 | 54 | 54 |
Объектно-ориентированное программирование | + | - | - | 180 | 108 | 72 |
Дискретная математика | + | - | - | 108 | 54 | 54 |
Математическая логика и теория алгоритмов | + | - | - | 180 | 90 | 90 |
Информационные технологии разработки информационных систем | - | + | - | 144 | 54 | 90 |
Физика для информатики | + | - | - | 324 | 158 | 166 |
- | - | - | 328 | 280 | 48 | |
Логические основы ЭВМ | - | + | - | 72 | 36 | 36 |
4 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Философия | + | - | - | 108 | 50 | 58 |
Культурология | - | + | - | 108 | 50 | 58 |
Теория вероятности и математическая статистика | + | - | - | 144 | 68 | 76 |
Теория систем и системный анализ | + | - | - | 144 | 54 | 90 |
Управление данными | + | - | + | 180 | 82 | 98 |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту | - | + | - | 328 | 280 | 48 |
Корпоративные информационные системы | - | + | - | 216 | 102 | 114 |
Управленческие информационные системы(ГПО1) | - | + | - | 216 | 102 | 114 |
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | - | + | - | 108 | - | - |
5 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Проблемно-ориентированные вычислительные системы | + | - | - | 144 | 90 | 54 |
Экология | - | + | - | 144 | 34 | 110 |
Электротехника, электроника и схемотехника | + | - | - | 144 | 72 | 72 |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту | - | - | - | 328 | 280 | 48 |
Теория принятия решения | - | + | - | 216 | 108 | 108 |
Методы принятия управленческих решений (ГПО2) | - | + | - | 216 | 108 | 108 |
Финансовый менеджмент для инженеров | + | - | - | 144 | 72 | 72 |
Финансовая математика | + | - | - | 144 | 72 | 72 |
Метрология и технические измерения | + | - | - | 108 | 72 | 36 |
6 семестр
Дисциплины | Экз. | Зач. | КрР / КрПр | Всего часов | Ауд. часы | Сам. работа |
---|---|---|---|---|---|---|
Правоведение | - | + | - | 108 | 50 | 58 |
Менеджмент | - | + | - | 72 | 32 | 40 |
Технология программирования | + | - | - | 144 | 102 | 42 |
Математические методы исследования систем | + | - | - | 108 | 66 | 42 |
Методы и средства проектирования информационных систем | + | - | - | 108 | 32 | 76 |
Интеллектуальные системы и технологии | + | - | - | 108 | 32 | 76 |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту | - | + | - | 328 | 280 | 48 |
Вычислительная математика | - | + | - | 216 | 102 | 114 |
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
- Физика - по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
Инновационные профессии, которые предполагают работу в информационной сфере, переживают бум популярности. Специалисты востребованы на предприятиях разной формы собственности и в любых отраслях, а их основная задача - использование современных технологий для сбора и обработки информации. Таким основам учит специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии».
Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.
Условия поступления
Приоритетная задача курса - обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:
- математика (профильный экзамен),
- русский язык,
- физика/информатика и ИКТ.
Будущая профессия
Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков - автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.
Куда поступать
Для освоения программы бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» можно поступить в следующие учебные заведения:
- Московский государственный машиностроительный университет;
- Московский технический университет связи и информатики;
- Российский новый университет;
- Московский финансово-юридический университет (МФЮА);
- Московский государственный университет геодезии и картографии.
Срок обучения
Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущий специалист изучит такие предметы:
- инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС;
- компьютерная графика;
- технологии программирования и баз данных;
- технология обработки информации;
- теория информатики;
- информационные и сетевые технологии.
Приобретаемые навыки
После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:
- Программирование на языках высокого уровня.
- Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
- Разработка ПО различного предназначения.
- Создание инструкций по эксплуатации ИС.
- Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
- Создание web-серверов, интернет-сайтов.
- Цифровая обработка информации.
- Организаторская деятельность.
Перспективы трудоустройства по профессии
Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.
Обладатель диплома бакалавра может работать:
- WEB-администратором;
- разработчиком и администратором баз данных;
- специалистом в сфере цифрового видео, компьютерной графики и анимации;
- системными аналитиками и программистами.
В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста - 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше - в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.
Преимущества обучения в магистратуре
Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.
По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.
Хорошее освоение специальности наделить вас следующими компетенциями и позволить применить их в будущей работе в профессиях, где они нужны:
- Программирование на языках высокого уровня.
- Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
- Разработка ПО различного предназначения.
- Создание инструкций по эксплуатации ИС.
- Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
- Создание web-серверов, интернет-сайтов.
- Цифровая обработка информации.
- Организаторская деятельность.
- WEB-администратором;
- разработчиком и администратором баз данных;
- специалистом в сфере цифрового видео, компьютерной графики и анимации;
- системными аналитиками и программистами.
- более подробно в соседней вкладке профессии
Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков – автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.Профессии, базой для которых может стать данная специальность:
Перспективы
Хорошие специалисты нужны везде: в коммерческих, государственных структурах, веб-студиях и прочих компаниях, где нужны программисты, специалисты по базам данных и прочие. В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше, неограниченную сумму, так как применение свои знаниям можно найти очень прибыльное. Если брать рынок труда, то опытный хороший специалист в среднем 100к получает.
Система образования в нашей стране сформирована на базе советской. Её основатели считали, что человек должен иметь в своём арсенале знания из всех сфер деятельности, но понемногу. Это кардинально отличается от проводимой на Западе политики, когда каждый выпускник является очень узким специалистом в своей отрасли, с минимальным знанием смежных дисциплин. А вот наши обладатели дипломов, отучившись по специальности информационные системы и технологии, кем работать - не знают.
Особенности образования и выбора специальности.
Будущую специальность выпускники школ выбирают на основании советов родителей, пламенных речей во время «дней открытых дверей», проходных баллов. В 17-18 лет сложно понять, чего ты хочешь от жизни и какому делу ты готов её посвятить, поэтому назвать выбор осознанным очень сложно. Часть студентов не боятся в течение нескольких первых лет отчислиться или перевестись на другой факультет, поняв, что совершили ошибку в момент поступления.
А кто-то так и доучивается до диплома, чтобы иметь хоть какую-то специальность и возможность устроиться на перспективную должность .
В этом нет ничего плохого, практичное решение. Уже имея за собой бюджетное место вы с минимальными затратами получите диплом и сможете пойти работать. А забрав документы и попытав счастья в другом месте, никаких гарантий удачного поступления у вас нет. В некоторых бывших республиках Союза в законодательстве закреплено, что абитуриент имеет право лишь на одну попытку получения бюджетного образования , так что будьте внимательны.
4 специальности для выпускников.
А иногда случается такое, что студенту настолько нравится обучение, что он даже не задаётся вопросом: «А что дальше?». Можно выбрать работу:
- Инженером.
- Системным администратором.
- Преподавателем.
- Разработчиком программного обеспечения.
Если вам понравился учебный процесс, это ещё не значит, что надо выбирать третий вариант. С другой стороны «баррикады» всё выглядит несколько иначе - однотипные студенты, низкий уровень заинтересованности и вовлечённости в учебный процесс, чтение одних и тех же лекций, на протяжении долгих лет. Но некоторые получают от этого элементарное удовольствие, осознавая свою возможность влияния на умы нового поколения. Да и труд в государственных структурах может быть подспорьем для хорошей пенсии и заманчивых предложений от частных компаний .
Создаём и настраиваем сети
В описание труда системного администратора можно особо не углубляться. Основная его задача - поддерживать работоспособность сети компьютеров. Или создать такую, если её ещё нет на предприятии.
Работа не очень сложная и требует небольшого набора знаний, с ней прекрасно справляются выпускники профильных технических училищ. Но если предложение поступило от солидной организации с заманчивой заработной платой, почему бы не попробовать себя в этом направлении? К тому же если речь идет о крупных корпорациях, интересность и сложность поставленных перед администратором задач растёт. Вас гарантированно тепло примут в коллективе, ведь никто не хочет ссориться с тем, кто может отключить доступ к развлекательным сайтам и социальным сетям.
А если вы качественно выполняете свою работу, «дёргать» практически не будут - всё работает, системный администратор отдыхает .
Работа на предприятии и возможность быстро «пробиться».
Если решили устроиться инженером или разработчиком программного и аппаратного обеспечения - перед вами буду стоять уже гораздо более сложные задачи. Как правило, в зоне вашей ответственности будет какая-то техническая часть предприятия - вплоть до конвейера. Такой сотрудник ответственен за работоспособность подконтрольного оборудования, его обновление и запуск новых систем управления. Должность именно разработчика выбирают те, кто был неравнодушен к кодированию и программированию на протяжении всего срока обучения. При наличии реальных знаний и навыков, можно добиться неплохих результатов уже в первый год.
В этой отрасли нет «старичков» и не такая жёсткая субординация, при подаче и реализации хороших идей начальство замечает очень быстро. Главное воспользоваться сложившейся ситуацией.
В видео ролике Владимир Кротов, преподаватель кафедры Информационных систем, доктор технических наук, расскажет об этой профессии:
В списке мы забыли упомянуть возможность работать менеджером, имея диплом данной специальности. Но этот вариант не открывает особых перспектив и выглядит сомнительным для тех, кто решил связать свою будущую профессию с информационными технологиями.
Выбираем рабочее место.
С общим направлением мы определились, но куда конкретно податься ?
- Для преподавателей всегда найдутся места в частных и государственных университетах, школах, лицеях и училищах. Благо, информатику изучают практически все. Мы бы рекомендовали именно государственные вузы - больше надёжности и контингент интересней.
- Системный администратор может попытать счастье в муниципальных организациях и частных конторах - объём зарплат напрямую зависит от престижности фирмы.
- А вот инженерам мы бы посоветовали попытать счастья в добывающей промышленности, высокий уровень оплаты труда совмещается с неплохими перспективами.
- Разработчики и так уже знают все серьёзные IT-компании, которые могут их заинтересовать. Не стоит забывать о фрилансе.
Закончив «информационные системы и технологии», кем работать выбрать довольно сложно. Принимайте решение на основании своих желаний и амбиций, а не сиюминутных порывов. Ведь закладывать начало своей карьеры надо с умом.
Видео о перспективах трудоустройства