Специальность "Информационные системы и технологии" (бакалавриат). Карьера по специальности «Информационные системы и технологии» (09.03.02, бакалавриат) в России

Потребность в специалистах, способных с помощью технологий сбора и обработки информации сделать жизнь проще и удобней, например, усовершенствовать или автоматизировать производственные процессы, растет с каждым днем. Сейчас самое подходящее время выбрать в качестве высшего профессионального образования в вузе инновационные специальности в сфере информационных систем и технологий.

Специалисты в области информационных систем и технологий занимаются исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением информационных технологий и систем. Объектами их профессиональной деятельности являются: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в различных областях человеческой деятельности.

В рамках направления подготовки «Информационные системы и технологии» разработаны спецкурсы, подготавливающие студентов к профессиональной деятельности в таких областях, как компьютеризация обработки научно-экспериментальных данных, автоматизация торговых процессов, программное обеспечение инновационных подходов в образовании и другие.

Уникальное сочетание знаний в области компьютерных технологий, программирования, операционных систем, мультимедиа технологий, дополненные экономическими знаниями в области менеджмента и маркетинга, позволяет выпускникам стать востребованными специалистами на рынке труда не только в России, но и за рубежом.

В ходе обучения студенты изучают языки программирования (C, C#, Java, VB, Perl, PHP, Ruby, Python и другие); учатся разрабатывать прикладное программное обеспечение и базы данных для различных отраслей производства; составляют инструкции по использованию информационных систем; рассчитывают затраты, необходимые для создания нового продукта, определяют его стоимость; производят отладку программного обеспечения перед вводом его в эксплуатацию.

Кем работать (трудоустройство)

Выпускники направления подготовки «Информационные системы и технологии» работают в различных IT-структурах муниципальной и региональной администрации, в банках, в коммерческих фирмах, на крупных заводах и фабриках, на транспорте, на оборонных предприятиях и занимают должности специалистов по сопровождению и эксплуатации информационных систем, инженера-программиста, разработчика сетевых и телекоммуникационных систем, системного администратора, web-разработчика и пр. Их основная задача — обеспечить максимально эффективное использование информационных технологий в той отрасли, в которой работают выпускники.

Магистратура

После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программе «Информатика и вычислительная техника».

Участие в реальных проектах

В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .

Студенты направления подготовки «Информационные системы и технологии» участвуют в ряде интереснейших разработок:

  • Построение прогностические экономические модели. Данные исследования относятся к тому разделу прикладной математики, который остается одним из слабоизученных в силу его чрезвычайной сложности, с одной стороны, а с другой, - весьма важным, поскольку имеет определяющее прогностическое значение во многих областях человеческой деятельности, том числе и в экономике. Студенты используют как классические подходы, с целью определения точности и достоверности прогнозов, так и весьма успешно разрабатывают собственные модели, что подтверждается дипломами научных конференций различного ранга.
  • Разработка приложений для платформы Android. В настоящее время подавляющее большинство мобильных устройств работает под управлением этой системы, что стимулирует дальше развитие рынка программного обеспечения различного класса. Сюда можно отнести и компьютерные игры, и мультимедийные, и обучающие, и навигационные, и геоинформационные программы. Приложения, разработанные студентами в рамках проекта, можно встретить встретить на Google Play.
  • Поиск закономерностей при распознавании состояний сложных объектов управления на основе временных рядов. Эта тематика связана с управлением динамическими объектами на основе реконструкции координат сложного объекта с неполным аналитическим описанием. Результаты студенческих исследований используются при проектировании мощных электрических двигателей, систем торможения грузовых составов и т.д.. Интерес к этой тематике подтверждается тем, что выступления студентов на различных конференциях отмечены дипломами I и II степеней.

Это далеко не полный перечень проектов ГПО направления подготовки «Информационные системы и технологии». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.

План учебного процесса направления подготовки 09.03.02 "Информационные системы и технологии", профиль "Аналитические информационные системы"

1 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык - + - 180 140 40
Математика + - - 360 144 216
Физическая культура и спорт - - - 72 70 2
Компьютерная и инженерная графика - + - 108 36 72
- + - 324 174 150
Информатика + - - 180 72 108
Алгоритмы и структуры данных - + - 144 54 90
Информатика 2 - + - 144 54 90
Основы алгоритмизации и программирования - + - 108 54 54
2 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык + - - 180 140 40
Математика + - - 360 144 216
Физическая культура и спорт - + - 72 70 2
Русский язык и культура речи - + - 72 34 38
Программирование на языках высокого уровня + - + 324 174 150
Физика для информатики - + - 324 158 166
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - + - 108 - -
История + - - 108 44 64
Прикладная информатика - + - 108 50 58
3 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Экономика - + - 108 54 54
Объектно-ориентированное программирование + - - 180 108 72
Дискретная математика + - - 108 54 54
Математическая логика и теория алгоритмов + - - 180 90 90
Информационные технологии разработки информационных систем - + - 144 54 90
Физика для информатики + - - 324 158 166
- - - 328 280 48
Логические основы ЭВМ - + - 72 36 36
4 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Философия + - - 108 50 58
Культурология - + - 108 50 58
Теория вероятности и математическая статистика + - - 144 68 76
Теория систем и системный анализ + - - 144 54 90
Управление данными + - + 180 82 98
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Корпоративные информационные системы - + - 216 102 114
Управленческие информационные системы(ГПО1) - + - 216 102 114
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - + - 108 - -
5 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Проблемно-ориентированные вычислительные системы + - - 144 90 54
Экология - + - 144 34 110
Электротехника, электроника и схемотехника + - - 144 72 72
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - - - 328 280 48
Теория принятия решения - + - 216 108 108
Методы принятия управленческих решений (ГПО2) - + - 216 108 108
Финансовый менеджмент для инженеров + - - 144 72 72
Финансовая математика + - - 144 72 72
Метрология и технические измерения + - - 108 72 36
6 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Правоведение - + - 108 50 58
Менеджмент - + - 72 32 40
Технология программирования + - - 144 102 42
Математические методы исследования систем + - - 108 66 42
Методы и средства проектирования информационных систем + - - 108 32 76
Интеллектуальные системы и технологии + - - 108 32 76
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Вычислительная математика - + - 216 102 114

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Инновационные профессии, которые предполагают работу в информационной сфере, переживают бум популярности. Специалисты востребованы на предприятиях разной формы собственности и в любых отраслях, а их основная задача - использование современных технологий для сбора и обработки информации. Таким основам учит специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.

Условия поступления

Приоритетная задача курса - обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • физика/информатика и ИКТ.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков - автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.

Куда поступать

Для освоения программы бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» можно поступить в следующие учебные заведения:

  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский технический университет связи и информатики;
  • Российский новый университет;
  • Московский финансово-юридический университет (МФЮА);
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.

Срок обучения

Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий специалист изучит такие предметы:

  • инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС;
  • компьютерная графика;
  • технологии программирования и баз данных;
  • технология обработки информации;
  • теория информатики;
  • информационные и сетевые технологии.

Приобретаемые навыки

После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:

  1. Программирование на языках высокого уровня.
  2. Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
  3. Разработка ПО различного предназначения.
  4. Создание инструкций по эксплуатации ИС.
  5. Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
  6. Создание web-серверов, интернет-сайтов.
  7. Цифровая обработка информации.
  8. Организаторская деятельность.

Перспективы трудоустройства по профессии

Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.

Обладатель диплома бакалавра может работать:

В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста - 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше - в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.

Преимущества обучения в магистратуре

Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.

По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.

Хорошее освоение специальности наделить вас следующими компетенциями и позволить применить их в будущей работе в профессиях, где они нужны:

  • Программирование на языках высокого уровня.
  • Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
  • Разработка ПО различного предназначения.
  • Создание инструкций по эксплуатации ИС.
  • Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
  • Создание web-серверов, интернет-сайтов.
  • Цифровая обработка информации.
  • Организаторская деятельность.

      Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков – автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.

      Профессии, базой для которых может стать данная специальность:

      • WEB-администратором;
      • разработчиком и администратором баз данных;
      • специалистом в сфере цифрового видео, компьютерной графики и анимации;
      • системными аналитиками и программистами.
      • более подробно в соседней вкладке профессии

Перспективы

Хорошие специалисты нужны везде: в коммерческих, государственных структурах, веб-студиях и прочих компаниях, где нужны программисты, специалисты по базам данных и прочие. В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше, неограниченную сумму, так как применение свои знаниям можно найти очень прибыльное. Если брать рынок труда, то опытный хороший специалист в среднем 100к получает.

Система образования в нашей стране сформирована на базе советской. Её основатели считали, что человек должен иметь в своём арсенале знания из всех сфер деятельности, но понемногу. Это кардинально отличается от проводимой на Западе политики, когда каждый выпускник является очень узким специалистом в своей отрасли, с минимальным знанием смежных дисциплин. А вот наши обладатели дипломов, отучившись по специальности информационные системы и технологии, кем работать - не знают.

Особенности образования и выбора специальности.

Будущую специальность выпускники школ выбирают на основании советов родителей, пламенных речей во время «дней открытых дверей», проходных баллов. В 17-18 лет сложно понять, чего ты хочешь от жизни и какому делу ты готов её посвятить, поэтому назвать выбор осознанным очень сложно. Часть студентов не боятся в течение нескольких первых лет отчислиться или перевестись на другой факультет, поняв, что совершили ошибку в момент поступления.

А кто-то так и доучивается до диплома, чтобы иметь хоть какую-то специальность и возможность устроиться на перспективную должность .

В этом нет ничего плохого, практичное решение. Уже имея за собой бюджетное место вы с минимальными затратами получите диплом и сможете пойти работать. А забрав документы и попытав счастья в другом месте, никаких гарантий удачного поступления у вас нет. В некоторых бывших республиках Союза в законодательстве закреплено, что абитуриент имеет право лишь на одну попытку получения бюджетного образования , так что будьте внимательны.

4 специальности для выпускников.

А иногда случается такое, что студенту настолько нравится обучение, что он даже не задаётся вопросом: «А что дальше?». Можно выбрать работу:

  1. Инженером.
  2. Системным администратором.
  3. Преподавателем.
  4. Разработчиком программного обеспечения.

Если вам понравился учебный процесс, это ещё не значит, что надо выбирать третий вариант. С другой стороны «баррикады» всё выглядит несколько иначе - однотипные студенты, низкий уровень заинтересованности и вовлечённости в учебный процесс, чтение одних и тех же лекций, на протяжении долгих лет. Но некоторые получают от этого элементарное удовольствие, осознавая свою возможность влияния на умы нового поколения. Да и труд в государственных структурах может быть подспорьем для хорошей пенсии и заманчивых предложений от частных компаний .

Создаём и настраиваем сети

В описание труда системного администратора можно особо не углубляться. Основная его задача - поддерживать работоспособность сети компьютеров. Или создать такую, если её ещё нет на предприятии.

Работа не очень сложная и требует небольшого набора знаний, с ней прекрасно справляются выпускники профильных технических училищ. Но если предложение поступило от солидной организации с заманчивой заработной платой, почему бы не попробовать себя в этом направлении? К тому же если речь идет о крупных корпорациях, интересность и сложность поставленных перед администратором задач растёт. Вас гарантированно тепло примут в коллективе, ведь никто не хочет ссориться с тем, кто может отключить доступ к развлекательным сайтам и социальным сетям.

А если вы качественно выполняете свою работу, «дёргать» практически не будут - всё работает, системный администратор отдыхает .

Работа на предприятии и возможность быстро «пробиться».

Если решили устроиться инженером или разработчиком программного и аппаратного обеспечения - перед вами буду стоять уже гораздо более сложные задачи. Как правило, в зоне вашей ответственности будет какая-то техническая часть предприятия - вплоть до конвейера. Такой сотрудник ответственен за работоспособность подконтрольного оборудования, его обновление и запуск новых систем управления. Должность именно разработчика выбирают те, кто был неравнодушен к кодированию и программированию на протяжении всего срока обучения. При наличии реальных знаний и навыков, можно добиться неплохих результатов уже в первый год.

В этой отрасли нет «старичков» и не такая жёсткая субординация, при подаче и реализации хороших идей начальство замечает очень быстро. Главное воспользоваться сложившейся ситуацией.

В видео ролике Владимир Кротов, преподаватель кафедры Информационных систем, доктор технических наук, расскажет об этой профессии:

В списке мы забыли упомянуть возможность работать менеджером, имея диплом данной специальности. Но этот вариант не открывает особых перспектив и выглядит сомнительным для тех, кто решил связать свою будущую профессию с информационными технологиями.

Выбираем рабочее место.

С общим направлением мы определились, но куда конкретно податься ?

  • Для преподавателей всегда найдутся места в частных и государственных университетах, школах, лицеях и училищах. Благо, информатику изучают практически все. Мы бы рекомендовали именно государственные вузы - больше надёжности и контингент интересней.
  • Системный администратор может попытать счастье в муниципальных организациях и частных конторах - объём зарплат напрямую зависит от престижности фирмы.
  • А вот инженерам мы бы посоветовали попытать счастья в добывающей промышленности, высокий уровень оплаты труда совмещается с неплохими перспективами.
  • Разработчики и так уже знают все серьёзные IT-компании, которые могут их заинтересовать. Не стоит забывать о фрилансе.

Закончив «информационные системы и технологии», кем работать выбрать довольно сложно. Принимайте решение на основании своих желаний и амбиций, а не сиюминутных порывов. Ведь закладывать начало своей карьеры надо с умом.

Видео о перспективах трудоустройства