Объем озу. Еще раз про Windows и четыре гигабайта

На сегодняшний день стоит наиболее остро. Практически все пользователи отказываются от 32 битных операционных систем, при этом абсолютно не понимают - зачем им нужны 64 битные операционные системы. Как правило, ответ стандартный: "Процессор у меня 64-х битный, поэтому операционная система 64-х битная". Благо развитие 64-битных операционных систем и приложений привело к тому, что мы практически не замечаем в какой среде работаем, если только не становится необходимым подключить к компьютеру какой-нибудь старый принтер, сканер, производитель которого не удосужился выпустить 64-х битный драйвер.
История развития требований к объему оперативной памяти в персональном компьютере такова, что в 1981 году Билл Гейтс заявил, что на все про все хватает 640 килобайт оперативной памяти компьютера. Действительно, достаточно вспомнить времена господства операционной системы DOS, в частности, MS-DOS, когда 4-х мегабайт оперативной памяти было достаточно, а 8-12 мегабайт хватало для запуска практически любого игрового приложения. При этом следует понимать, что само ядро DOS является 16-битным и для использования всех 4-х или 8-12 мегабайт оперативной памяти было необходимо обеспечить загрузку специальных драйверов DPMI (DOS Protected Mode Interface), которые позволяли для 32-х битных приложений использовать весь объем оперативной памяти.

Появление первых версий Windows от Майкрософт - оболочки Windows для рабочих групп, полноценных операционных систем Windows 95, Windows 98, Windows Vista, Windows XP не предвещало выхода за пределы 32-х битного стандарта. Казалось, что трех гигабайт оперативной памяти - будет вполне достаточно для домашнего использования. Но программное обеспечение развивалось, предъявляло все большие требования к объему оперативной памяти и компания AMD начала интегрировать 64-х битные инструкции, контроллеры оперативной памяти в свои процессоры AMD Athlon 64 XP - лучших процессоров своего времени.

Картинка кликабельна --


Одновременно шло стремительное развитие рынка оперативной памяти - уменьшение технологического процесса позволяло создать 1-гигабайтные модули памяти, 2-гигабайтные модули памяти, 4-х гигабайтные модули оперативной памяти, а на сегодняшний день все доступнее становятся модули памяти по 8 Гб на планке. В продаже существуют даже планки DDR3 объемом по 8 Гб от той же Samsung формата SO-DIMM для ноутбуков. Тем самым, все это говорит о том, что даже покупка одной планки в 4-гигабайта и более приведет к тому, что 32-х битная операционная система не сможет использовать часть оперативной памяти и она будет попросту простаивать. А ведь многие хотят организовать двухканальный, трехканальный или четырехканальный режим работы за счет имеющегося контроллера памяти, поэтому - 64-х битная операционная система должна стать золотым стандартом сегодняшнего дня, а об 32-х битный операционных системах пора постепенно забывать.

Ранее шла бурная дискуссия - какое приложение работает быстрее - 32-х битное или 64-х битное. Опыт показал, что если у вас менее или ровно 3 гигабайта оперативной памяти - смысла от перехода на 64-х битную систему практически нет - в каких-то приложениях будет заметен незначительный рост, а в каких-то незначительное падение. Полная совместимость 64-х битных операционных систем с 32-х битными не накладывает жестких ограничений на производителей программного обеспечения, поэтому они стараются создавать 32-х битные приложения, а если приложение активно использует оперативную память, то 64-х битную.

Картинка кликабельна --


Несмотря на все сказанное о 32-х битных и 64-х битных операционных системах, следует отметить, что популярный производитель этих самих операционных систем - Майкрософт, четко дифференцирует свои продукты по объему поддерживаемой оперативной памяти. Старые операционные системы Windows XP 32 бит и 64 бит поддерживали лишь 3,5 и 16 гигабайт оперативной памяти. Следует отметить, что данные особенности во многом были продиктованы особенностями того времени - 16 гигабайт памяти типа DDR2 было достаточно дорогим удовольствием, а планок в 8 гигабайт и не существовало. Операционная система Windows Vista в 32-х битной и 64-х битной редакции поддерживает 4 и 16 гигабайт оперативной памяти. При этом операционная система должна относиться к старшей версии - расширенной, так как Home Basic и Starter умудрялись поддерживать либо 1, либо 8 гигабайт оперативной памяти. Этот факт уже говорил о том, что Windows Vista вышла в свет уже "устаревшей" и не соответствовала своему времени, поэтому не нашла какой-либо популярности среди пользователей.

Благо компания Майкрософт поняла свои ошибки и создала совершенно новую операционную систему - Windows 7. В данном случае версии операционных систем Windows 7 Ultimate 32-х бит и 64-х бит поддерживают по 4 гигабайта и 192 гигабайта оперативной памяти, то есть весь допустимый объем в рамках форматов двоичного исчисления. Урезанные версии Windows 7 поддерживают меньшие объемы памяти. К примеру, устанавливаемая на нетбуки и часть ноутбуков Windows 7 Starter x32 поддерживает всего 2 гигабайта памяти, а версии Windows 7 Home Basic x64 и Windows 7 Home Premium x64 по 8 и 16 гигабайт соответственно. Естественно, все данные ограничения созданы Майкрософт искусственно, для того чтоб из одного продукта сделать разные операционные системы как по функциональности, так и по стоимости.

Картинка кликабельна --


Поэтому если вы с версией операционной системы уже определились, - стоит определиться с количеством необходимой вам оперативной памяти. В частности, если ваш бюджет ограничен и вы собираете офисный компьютер, то имеет смысл присмотреться к планкам по 2 гигабайта. Планки по 1 гигабайту мы не рекомендуем рассматривать, так как их стоимость оказывается выше, при расчете на объем свободного пространства. Естественно, речь идет о популярной памяти DDR3.

Для домашних пользователей мы рекомендуем в зависимости от ограниченности бюджета присматриваться к планкам по 4 и 8 гигабайт памяти DDR3. Если ваш бюджет ограничен - приобретайте планки по 4 гигабайта, если бюджет позволяет - то планки по 8 гигабайт. При этом следует помнить правила, которые мы описывали в предыдущих наших материалах.

Главное для нового компьютера приобретать одинаковые планки памяти, а их количество должно соответствовать канальности контроллера памяти процессора. Большинство современных процессоров имеют двухканальные контроллеры памяти. Поэтому покупка двух планок по 4 гигабайта позволит вам получить 8 гигабайт итоговой памяти, которой хватит для современных игр на компьютере с одним монитором. А если вы приобретете две планки по 8 гигабайт - то получите итоговые 16, которых хватит для компьютера с несколькими мониторами. Заключение
В любом случае определяясь с объемом оперативной памяти, мы рекомендуем не забывать о сбалансированности персонального компьютера. Собирая игровой компьютер для дома с 16 гигабайтами памяти и слабой видеокартой - вы получите аналогичную производительность, что и с 4 гигабайтами оперативной памяти. Для офисного компьютера мы рекомендуем не экономить на копеечной памяти, так как интенсивный обмен данными, работа в Интернете - приводит к массивному использованию оперативной памяти за счет кэширования, - тут дополнительные 1-2 гигабайта памяти смогут значительно сократить интенсивность использования жесткого диска для выгрузки данных в файл подкачки.

Те пользователи, кто хотя бы раз испытал восторг от увеличения размера оперативной памяти своего компьютера в два или более раз, уверены, что чем больше памяти, тем быстрее работает компьютер. Однако правило «больше памяти — быстрее компьютер» работает не всегда. После определенного значения эффект уменьшается, а затем и вовсе пропадает. Сейчас попробуем разобраться, сколько памяти теоретически можно установить в компьютер, а сколько действительно нужно для оптимальной работы приложений и операционной системы.

Сколько памяти можно установить?

Теоретический предел для 32-разрядных систем — 3 с небольшим гигабайта. 64-разрядная же система теоретически могла бы работать с 16.8 миллионов террабайт!

Сегодня, когда программы оптимизированы под работу с большими объемами памяти, RAM-диск теряет часть своей привлекательности. А если учесть, что все данные на нем потеряются при сбое питания, то идея создания такого виртуального накопителя в домашних условиях теряет актуальность.

Итак, оптимальный объем памяти для домашнего компьютера — 8 Гб. В этом случае планки памяти будут оправдывать те деньги, которые вы в них вложили.

А лучший ответ на вопрос «Куда девать свободную память?» звучит для современных операционных систем так: «Не мешайте работать!». Т.е. просто оставьте память в покое — система сама знает, как ее лучше использовать, просто работайте с программами и играми.

Обязательно обратите внимание на статью , в которой раскрываются многие моменты по работе памяти.

Если объем оперативной памяти позволяет одновременно использовать большое количество программ — это замечательно, потому что можно быстро переключаться между ними, не прибегая к закрытию программ.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Каждое приложение на компьютере занимает не только место на жестком диске, но и оперативную память при работе. Чем больше на компьютере установлено приложений, которые используются одновременно, тем больше оперативной памяти требуется для комфортной работы. Каждая вкладка в браузере, открытые документы, картинки, мессенджеры и другие программы занимают определенный объем оперативной памяти. В «Диспетчере задач» можно посмотреть, как много свободной памяти доступно на компьютере в процессе работы и выполнения тех или иных задач.

Если оперативной памяти не хватает, компьютер начнет тормозить и стараться выгрузить из памяти приложения, которые используются наименее активно. Когда речь идет о простом использовании компьютера, в большинстве случаев при нехватке памяти выгружаются вкладки браузера, что приводит к перезагрузке их в момент переключения. Это доставляет определенные неудобства пользователю, от которых можно избавиться двумя способами:

  • , что не сильно исправит положение дел;
  • Добавить оперативной памяти.

Стоимость дополнительной оперативной памяти не столь высока, и ее установка может решить возникающие проблемы. Однако перед покупкой важно не только правильно подобрать память, но и убедиться, что она будет работать на компьютере, в который планируется ее установка. Дело в том, что практически все материнские платы, а также процессоры (особенно на ноутбуках), способны поддерживать определенный объем памяти, максимум которого превышать нельзя. Поэтому перед покупкой дополнительных плашек важно узнать, сколько оперативной памяти поддерживает ноутбук. Сделать это можно несколькими способами, речь о которых пойдет ниже.

Определить сколько оперативной памяти поддерживает ноутбук программно

Существуют десятки диагностических приложений, которые позволяют узнать различную информацию об используемом компьютере: данные про установленные в нем комплектующие и их характеристики, сведения об операционной системе, информацию о DirectX и многое другое. Среди таких диагностических программ по праву одно из лидирующих мест занимает AIDA64. Данное приложение распространяется бесплатно в пробном режиме, и его можно загрузить для проверки того, сколько оперативной памяти поддерживает ноутбук.

Скачать и установить AIDA64 (рекомендуем версию Extreme) с сайта разработчиков не составляет труда. Когда это будет сделано, программу необходимо запустить и следующим образом определить максимальный объем оперативной памяти для используемого компьютера:


Обратите внимание: На некоторых компьютерах программа AIDA64 может выдавать информацию о двух северных мостах. На самом деле в данных вкладках содержится разная информация, и необходимо выбрать тот вариант, в котором имеются пункты про оперативную память.


Важно: Если пункт «Максимальный объем памяти» отсутствует рядом с информацией о поддерживаемых типах памяти, это не значит, что материнская плата выдержит любой объем оперативной памяти. В таком случае необходимо действовать по второму способу определения максимального объема оперативной памяти, описанному ниже.

Найти информацию о максимуме оперативной памяти в сети

Второй способ определить максимальный объем оперативной памяти, который поддерживается ноутбуком, более сложный, но к нему придется обратиться, если диагностические программы не укажут необходимую информацию. Данный способ заключается в поиске информации в интернете, и искать ее следует:


Обратите внимание: При малограмотном подборе комплектующих для ноутбука (что бывает довольно редко) максимальный объем памяти, с которым способны работать материнская плата и процессор, могут отличаться. Поэтому ознакомиться с данной информацией необходимо для обоих комплектующих.

Часто по модели ноутбука можно узнать о максимально поддерживаемом объеме оперативной памяти на сайтах различных интернет магазинов. К этому варианту следует прибегать в последнюю очередь, поскольку не всегда информация на страницах товаров соответствует действительности. Если вы решили определить максимальный объем поддерживаемой памяти ноутбуком подобным образом, рекомендуем сравнить найденный показатель на сайтах нескольких интернет магазинов.