Этика и культура общения в социальных сетях.

Социальные сети, используемые для знакомств и общения, все больше становятся популярными среди детей и подростков, взрослых и людей почтенного возраста; что же так привлекает людей в виртуальное общение и есть ли вред и зависимость от социальных сетей знакомств и общения .
Социальные сети в Интернете , по численности их участников, могут сравниться с населением целой страны, эти масштабные использования социальных сетей заставляют вести исследование и наблюдение многие отрасли науки: психологии, социологии, философии, экономики и т.д., с целью определения влияния социальных сетей на человека; его личностное, психологическое и эмоциональное развитие и отклонения от нормы; на качество жизни в целом и психопатологические изменения личности.

Социальные сети России и мира

В ежедневно развивающемся Интернете, социальные сети России , наряду с мировыми сетями, стали занимать высокие рейтинги, имея огромную посещаемость людей разных возрастов и социальных слоев.
Тем не менее, согласно независимым исследованиям, постоянными посетителями соцсетей в рунете являются в той или иной мере люди неудовлетворенные жизнью и общением в реальности, со слабым и некачественным структурированием времени, в том числе имеющими мало нормального времяпрепровождения и деятельности приносящих удовольствие, а также, подростки и люди психологически и эмоционально незрелые.

Конечно, в соцсетях России множество посетителей ведущих целенаправленные, профессиональные или полупрофессиональные странички, но их мотивация понятна, им и нужна большая аудитория, для определенных социальных, профессиональных, экономических и политических целей…

Психология социальных сетей

Психология социальных сетей заключается в том, что человек, общаясь и взаимодействуя в сети, как ему кажется, может безопасно и свободно удовлетворять множество своих природных, биологических, психологических и эмоциональных желаний и потребностей.

Социальные сети знакомств

Многие люди используют социальные сети для знакомств пытаясь найти друзей и любимых для налаживания близких отношений, зачастую происходят реальные встречи и реальные взаимоотношения. Однако, обычно заводиться переписка, аудио и видио чаты людьми из разных городов и даже регионов, что может затруднить вожделенную встречу и продолжение отношений в реальной жизни.

Знакомство в социальных сетях очень часто заводит людей в психологические тупики, частые не соответствия ожиданиям, откровенное вранье и преувеличение о себе участников знакомства, а иногда и прямое мошенничество в виртуальных отношениях, приводит к отчаянию, депрессии, психологическим, эмоциональным страданиям.

Социальные сети для общения

Социальные сети для общения и созданы, но не следует подменять постоянным общением в соцсетях нормальное общение в реальности.
Только реальное общение и взаимодействие может удовлетворить биологические потребности человека; истинная дружба и любовь, истинные близкие отношения не могут быть зачаты в социальных сетях. В них можно поддерживать уже имеющиеся отношения в силу невозможности реальной встречи.

Вред социальных сетей

Все хорошо в меру, также и общение в соцсетях, но излишние зависание в них и времяпрепровождение приносит вред человеку, и на психическом, и на физическом уровне.
Вред социальных сетей может стать довольно ощутимым при слишком продолжительном нахождении и общении в сети. Это может привести к различным психофизиологическим проблемам: стрессам, депрессиям и неврозам; нарушениям в личностном и социальном развитии; нарушениям нормального восприятия реальности и выстраивания межличностных отношений.

Польза социальных сетей

Как показывают исследования, есть и польза социальных сетей . Порой, именно при общении в соцсетях человек не наученный общаться, робкий и нерешительный, имеющий множество комплексов, и т.д., может раскрыться, почувствовать себя полноценной, творческой личностью и удовлетворить некоторые психологические потребности общаясь в социальной сети.
Однако, не следует обольщаться, польза от социальной сети хоть и есть, но она незначительна, и больше подходит подросткам во время пубертатного периода, чем людям зрелым и умеющим общаться в реальности.

Так или иначе, не нужно заменять реальные общение, взаимодействие, знакомства, дружбу и любовь, на виртуальные, псевдонастоящие социальные контакты.

Зависимость от социальных сетей

При длительном и постоянном пользовании сетями, виртуальном общении в ущерб реальному, появляется зависимость от социальных сетей . Подменяя нормальные и естественные человеческие контакты, включающие, кроме вербального (словесного) взаимодействия и обмена текстами и медиафайлами, невербальное общение, с помощью обычных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса; с помощью мимики и жестов , позы и телесных проявлений, люди часто сидящие в соцсетях становятся похожими на «социальных инвалидов», с СМС-чным, если так можно выразиться, мышлением. Т.е. они не могут налаживать нормальные контакты, так необходимые для налаживания реальных, личных, семейных, да и рабочих взаимоотношений, часто не могут найти общий язык , не понимают друг друга.

Неумение воспринимать другого человека с помощью всех врожденных органов чувств, включая все репрезентативные, сенсорные системы человека , приводит к неумению находить подходящего, в том числе, для семейных отношений и для бизнеса партнера.

Зависимый от социальных сетей и от виртуального общения человек, даже при возможном осуществлении реальной трудовой и учебной деятельности, становиться совершенно неподходящий для нормальных близких отношений , как в любви, так и в дружбе . У человека зависящего от соцсетей происходит подмена не только мышления и понятий, но и чувств и эмоций, многие становятся роботизированными, можно сказать запрограммированными людьми-зомби , не несущими ответственность за свою жизнь и судьбу, живущие по определенному сценарию жизни .

Эта, современная зависимость от социальных сетей делает людей несчастными, страдающими от неумения любить и влюбляться, дружить и взаимодействовать с деловыми партнерами, выстраивать гармоничные, близкие отношения и получать от жизни реальную радость бытия и истинного общения друг с другом.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. Так, с одной стороны, они оказываются бесценным помощником в поиске своих старых знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, не смотря на расстояние и занятость. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей.

С другой стороны, в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях, ставя вопрос о возможном психическом расстройстве – психологической зависимости от социальных сетей.

Социальные сети - основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Известный психолог Евгений Анатольевич Поляков с уверенностью заявляет, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. "Вместо служебных обязанностей, сотрудники тратят свое время на "поиски друзей" и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на производительность работника, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между работой и виртуальным общением, у людей возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление на районном этапе конкурса «Учитель года – 2015» «Проблемы общения в социальных сетях»

Двадцать первый век считается веком высоких технологий. Этот век выводит на абсолютно другой уровень развития современное общество. Общение между людьми, обмен различной информацией, поиск работы, методы построения отношения и отдых уже перешли из реального мира в виртуальный мир.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. Так, с одной стороны, они оказываются бесценным помощником в поиске своих старых знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, не смотря на расстояние и занятость. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей.

С другой стороны, в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях, ставя вопрос о возможном психическом расстройстве – психологической зависимости от социальных сетей.

Социальные сети - основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Известный психолог Евгений Анатольевич Поляков с уверенностью заявляет, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. "Вместо служебных обязанностей, сотрудники тратят свое время на "поиски друзей" и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на производительность работника, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между работой и виртуальным общением, у людей возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье".

Выявляется зависимость от социальных сетей довольно просто: нужно на некоторое время, например на месяц, запретить себе социальные сети и, если с этим проблем не возникнет, зависимости нет, если начнёт появляться непреодолимое желание – зависимость однозначно есть.

В настоящее время Интернет как всемирная информационная система прочно вошел в нашу жизнь. Присутствуя практически в каждом доме, Интернет значительно расширил возможности в процессе поиска и обмена информацией, общения между людьми, особенно это касается так называемых социальных сетей, которые имеют большую популярность среди людей разного возраста, особенно среди молодежи.

Общение играет важную роль для развития личности на каждом возрастном этапе, но для молодых людей общение и межличностные отношения являются важнейшим фактором становления личности.

Сегодня появление новой сферы общения – виртуальной привело к тому, что все большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседником.

Сайты социальных сетей помогают молодым людям в «самопрезентации», ведь представляя себя виртуальному собеседнику, молодой человек может, к примеру, создать идеальный образ. Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.

Я очень часто наблюдаю, что современное молодое поколение даже выходя на улицу не расстаются с телефонами, а значит, с Интернетом, т.е. играют в сетевые игры, находятся в социальных сетях.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я провела небольшое исследование среди своих учеников.

Цель моего исследования: определение роли Интернета и социальных сетей в жизни молодых людей и существующих в связи с использованием социальных сетей проблем.

Задачи:

  1. Проанализировать, как часто и с какой целью молодые люди посещают Интернет и социальные сети.
  2. Определить, считают ли молодые люди общение в сети заменой реальному общению.

В исследовании приняли участие обучающиеся старших классов в возрасте от 15 до 18 лет, всего опрошено 37 человек (17 юношей и 20 девушек), метод исследования: анкетирование. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

Большинство молодых людей проводят достаточно большое количество времени в Интернете: 29,5% - до 5 часов в день, а у 40, 9% - Интернет работает круглосуточно, лишь 4,6% (2 человека) из всех опрошенных пользуются Интернетом очень редко, он не представляет для них особого интереса.

Наиболее предпочтительными сайтами, которые посещают юноши и девушки, являются сайты, содержащие музыку и фильмы, поисковые системы, игровые сайты. То есть следует отметить, что Интернет молодые люди используют больше как развлекательный ресурс, а не как информационный. Лишь небольшое количество опрошенных отметили, что часто посещают сайты, содержащие информацию по учебным дисциплинам, и читают виртуальные книги и энциклопедии 8 и 4 человека соответственно). 30 человек выбрали ответ «другое», и указали, что это «социальные сети».

Наиболее популярные социальные сети у опрошенных - «Вконтакте» (зарегистрированы все 32 человека) и «Одноклассники» (все учащиеся). 10 человек зарегистрированы в трех социальных сетях, 17 человек зарегистрированы в пяти различных социальных сетях.

Таким образом, мое исследование позволяет сделать следующие выводы:

Интернет и социальные сети занимают значительное место в жизни молодых людей, выступая в качестве средства общения и способа проведения досуга. Длительное пребывание в социальных сетях зачастую отрывает молодых людей от общения реального, так необходимого для полноценного развития личности. Хотя большинство молодых людей все-таки предпочитают реальное общение виртуальному.

Общение в социальных сетях имеет черты простой коммуникации, у активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи, что не может волновать меня как учителя – словесника.

Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Навыки «живого общения» люди могут отработать только в реальной жизни, а виртуальная жизнь социальных сетей ставит в ситуацию, когда эти навыки не используются, становится сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее становится выбрать правильную линию поведения. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения.

Все это может привести к нарушениям адаптации в обществе.

Поэтому необходимо решать данную проблему. Вот несколько путей решения: ограничение времени пребывания в сетях, поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, творчеством, социально-полезными видами деятельности), увеличение времени реального общения с друзьями.

В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей жизнедеятельности.

Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке. В дальнейшем это может отразиться на речевой культуре целого поколения.

Сетевой язык уже превратился в новый стиль онлайнового общения, и правописания на сайтах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;

Я задала вопрос своим воспитанникам: «Следите ли вы за грамотностью, когда пишете смс, сообщения в социальных сетях? Раздражает ли вас, когда вы находите ошибки в сообщениях своих друзей?» . На что получила следующие ответы:

  1. Конечно, писать правильно хочется, но когда пишешь быстро, как - то забываешь. Можешь и "конешно" написать, и "завтро" и "пошол". Но, в конце концов, интернет не требует пятёрки по русскому.
  2. Правила родного языка нужно элементарно ЗНАТЬ, чтобы "не напрягаться". В школе правила дают не для диктантов...хотя, видимо, кому как...
  3. Я слежу конечно за своей орфографией. но часто, в спешке допускаю ошибки, но не замарачиваюсь по запятым. чаще их расставляю как паузы. Так как тороплюсь. А когда другие пишут с ошибками, я готова просто убить. Ну как можно так писать:
    "Превет. А какое на завтро росписание? ато я зобыла пасмотреть изминения.;Кагда ты прасыпаешься, ато мне скушна ити адной в школу." Меня это так раздражает!!!

Конечно, меня как филолога порадовали такие ответы. Но были и такие ответы, в которых дети просто не обращают внимание на орфографию, пунктуацию, культуру речи, как говорят, «не замарачиваются». И это очень обидно.

Русский язык - один из труднейших предметов школьной программы. И на протяжении многих лет ни у кого не возникало сомнений в необходимости знаний норм и правил родного языка. К сожалению, сейчас для русского языка настали трудные времена. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что наш язык истощается, теряет свой блеск, глубину. В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет- сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывают к решительной борьбе с ним. Так ли это? Или, как считают другие исследователи, Интернет- сленг- это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно.

Но как бороться? Ведь многие ребята используют сленги, ненормативную лексику не только в личных сообщениях, но и в установленных статусах, выставляя отсутствие этики на всеобщее обозрение. И администраторы, модераторы сайтов даже не реагируют на это. Я считаю, что следует бороться за чистоту великого и могучего русского языка, чтобы общество в целом и молодое поколение в частности не шли по пути деградации. Я постоянно веду беседы с детьми о правилах общения в Интернете. И дети все-таки прислушиваются. Анализируя их страницы в Одноклассниках, я замечаю, что ненормативной лексики, фотографий, высказываний становится меньше.

Также проблемой общения в Интернете является то, что дети оставляют очень много личной информации. Они без колебаний сообщают информацию о себе, семье, адрес, наличие ценных вещей. Почти четверть периодически попадают на "сайты для взрослых". К сожалению, 95% родителей считают, что учить безопасности в Интернете детей должны школьные учителя.

Скорей всего, учиться культуре поведения и общения во всемирной сети дети должны не только в школе, но и у родителей. Поэтому не ленитесь проверить на какие сайты чаще всего "заходит" ваш ребенок и периодически напоминайте ему о конфиденциальности при общении в Интернете даже с теми, кого он, кажется, знает достаточно давно.

Говоря о достоинствах интернет - общения можно подчеркнуть, что общение в социальных сетях дает возможность общаться друг с другом в любое время суток. С помощью социальных сетей довольно часто организовывают реальные встречи одноклассников или однокурсников, что, безусловно, сближает людей. Есть вероятность знакомства с людьми, разделяющими ваши увлечения или занимающимися в той же профессиональной сфере, что означает обмен мнениями, информацией и знаниями. Это позволит научиться анализировать и наращивать свой опыт. Часто такого рода знакомства приводят к сотрудничеству. Нередко в социальных сетях можно встретить свою «вторую половинку». Но у медали есть и обратная сторона. Из-за частого времяпровождения в Интернете, у многих начинаются проблемы со здоровьем, некоторые приносят вред учебе, работе, разрушают семьи и попросту теряют свое время. Все это происходит в мировом масштабе. Поэтому задачей психологов является глубокое изучение поведения личности в виртуальной реальности. Актуальность приобретает особенное изучение влияния социальных сетей на личность в юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий.

Очевидно, что чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет и создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области. Мне думается, что язык чатов - это область лингвистических исследований в будущем. Хочется в этом смысле вспомнить слова С.А. Есенина: " Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Кто знает, а может, именно с чатов начнётся массовое увлечение грамотностью, стремление возродить "богатый и могучий" русский язык?

Спасибо за внимание!


Появление социальных сетей дало нам невиданные ранее возможности для общения. Мы смогли восстановить связи со старыми друзьями, одноклассниками и родственниками, уехавшими за границу. Мы стали быстрее узнавать новости, расширили свой кругозор. Мы можем обмениваться своими мыслями, идеями, творчеством с огромным количеством людей, получать их признание и поддержку. Тем более неожиданным оказалось открытие, что социальные сети могут приносить не только радость, но и разочарование, раздражение, подавленность, вызывать депрессию. Почему наши отношения с соцсетями стали настолько противоречивыми, что иногда нам порой хочется удалиться, нажать на кнопку «выйти» и никогда больше туда не заходить? Или просто какое-то время отдохнуть?

Мы слишком доверяемся чужому мнению

Увлечение социальными сетями ослабляет способность к критическому мышлению. Такой вывод содержится в совместном исследовании социальных психологов из Франции, Великобритании, США и Арабских Эмиратов. Авторы подчеркивают: чем больше мы полагаемся на мнение наших «френдов» и чем чаще мы просматриваем и распространяем их записи, тем меньше мы готовы ставить под сомнение то, что в них написано*. И тем меньше шансов, что в дальнейшем мы будем строить свою точку зрения на события без оглядки на окружение.

* Journal of the Royal Society Interface, 2013, vol. 11.

Мы завидуем другим

Мы приходим в социальные сети прежде всего за радостью общения. Но рискуем не получить ее. Ведь по-настоящему живым и интересным может быть только общение равных людей. Но когда мы видим, что пользователи вокруг нас активно выкладывают новые фотографии, рассказывают о своих успехах, путешествиях, новых знакомствах, у нас складывается впечатление, что они живут более насыщенной жизнью. Ученые уже говорят о «спирали зависти»: пользователи, которые чувствуют себя неполноценными, пытаются приукрасить свои профили и этим уже вызывают зависть других*. Это объясняет, например, нелюбовь многих пользователей к «овершерерам» (от over – «слишком» и share – «делиться») – тем, кто выкладывает очень много личной информации на своей страничке. Ведь из-за этого возникает иллюзия, что жизнь этих людей более насыщенна, чем наша собственная.

* 11th International Conference on Wirtschaftsinformatik, 2013.

Мы перестаем себя контролировать

Психологи из Университета Джорджии обнаружили: общение в соцсетях вызывает чувство удовлетворения, но лишь тогда, когда в нашем виртуальном окружении преобладают те люди, с которыми у нас уже сложились хорошие доверительные отношения. Социальный психолог Сьюзан Ньюман объясняет, что обновления статуса и «лайки» дают нам чувство, что важные нам люди всегда «на связи», что они нас поддержат. Однако здесь есть и обратная сторона: привыкая к поддержке друзей, мы перестаем себя контролировать и становимся уязвимыми. Критика и несогласие в этом случае могут ранить нас сильнее.

* Journal of Consumer Research, 2013, vol. 40.

Мы открываем друг друга заново

В социальных сетях мы гораздо охотнее делимся своими переживаниями, мыслями и опытом. И порой оказывается, что наше поведение в Сети резко контрастирует с тем образом, который мы создаем в повседневном общении. Больше всего это заметно, когда речь идет о мужчинах. Оказывается, мужчины чаще, чем женщины, публикуют в Сети свои творческие идеи, проекты и работы. «Когда мужчины пишут сообщения или посты, они чувствуют себя гораздо более комфортно, чем когда общаются с собеседником лицом к лицу, – говорит психолог Сет Мейерс. – Привычка общаться удаленно, при помощи электронных средств, дает мужчинам иллюзию защищенности. Они могут контролировать процесс общения, управлять им. Это позволяет им в ситуации виртуального общения быть более открытыми»*. В результате в паре может возникнуть непонимание, которое со временем перерастает в упреки: «Ты что-то скрываешь от меня? Ты предпочитаешь обсуждать важные для тебя вещи с кем угодно, но только не со мной».

* Согласно исследованию Pew Research Center, опубликованному 11 февраля 2014 года на сайте pewresearch.org

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредны. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны и нашему общению в реальной жизни. В этом смысле соцсети – лишь отражение наших страхов, желаний и потребностей. «Facebook дарит нам чувство социального признания, – говорит Памела Рутедж, специалист по психологии медийных коммуникаций. – Это происходит благодаря психологическим поглаживаниям, которые мы получаем от других. Пешеход кивает вам, когда вы пропускаете его на переходе, кто-то ставит «лайк» вашей записи – все это вещи одного порядка». Социальный психолог Сьюзан Ньюман добавляет: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».

Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Внимание исследователей привлекают особенности общения в электронных сетях, а также влияние последних на пользователей . Например, Н.Н. Богомолова выделяет ряд особенностей общения в контексте массовой коммуникации, к ним она относит: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи, наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории и пр. . Л.Н. Мун указывает на то, что в интернете возникают «коммуникативные сбои» восприятия; отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа .

Среди психологических особенностей интернет-коммуникации чаще всего отмечаются следующие :

Повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча.

Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты.

Специфический этикет общения, новый язык.

Эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя слова и значки, обозначающие эмоции.

Эмоциональное состояние во время общения.

Опыт «потока», который отличают следующие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией.

Таким образом, интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий следующими особенностями: вербальная активность, разорванность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность.

Интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий определенными особенностями: повышенная вербальная активность, разорванность, специфический язык общения, эмоциональность.

Выявлено, что респонденты достаточно часто заходят в интернет с различными целями: для поиска нужной информации, по учебе, для общения, развлечения. Отношение к общению в интернете у респондентов неоднозначное: присутствует как положительное отношение, характеристики («легкое», «удобное», «сокращает расстояние между людьми»), так и отрицательное («ненастоящее», «обман», «занимает много времени»). Также подчеркиваются существенные отличия общения в интернете от «реального» общения.

Была также получена информация о том, что означает интернет для мужчин и женщин. Интернет для мужчин -- это в основном источник информации, развлечение, работа, «способ убить время»; для женщин -- прежде всего источник информации, а также способ времяпровождения и общения. Таким образом, и для мужчин, и для женщин интернет является прежде всего источником информации, а также выступает в качестве способа времяпровождения, однако мужчины также отметили, что интернет для них -- это работа, чего у женщин не прослеживается.

Что касается интересных для респондентов сайтов, то наблюдается большое разнообразие, однако самым часто упоминаемым респондентами сайтом является социальная сеть «Вконтакте».

Также учеными были выявлены основные цели общения мужчин и женщин с представителями своего и противоположного пола. У женщин по сравнению с мужчинами более разнообразные цели в общении с представителями своего пола. Наиболее распространенные цели -- это обмен информацией (в большей степени неформального характера), а также поддержание и установление отношений. Для респондентов мужского пола в большей степени характерны цели обмена информацией и практически отсутствуют цели по установлению и поддержанию контактов.

Касаясь целей общения с представителями противоположного пола можно отметить следующие особенности. Респонденты мужского пола в большей степени преследуют цели установления и поддержания отношений и практически не представлены цели информационного обмена (в противоположность целям, присутствующим в общении с представителями своего пола). Респонденты женского пола преследуют в равной степени цели обмена информацией и установления отношений (причем установление отношений как дружеских, приятельских так и романтических в равной степени).

Также необходимо отметить различия в целях установления отношений у мужчин и женщин. Респонденты мужского пола в большей степени нацелены на интимные отношения. У респондентов женского пола данные цели явно не представлены.

Дополнительно были получены данные о том, на какие неформальные и деловые темы респонденты общаются чаще всего. Наиболее популярные неформальные темы среди респондентов женского пола -- темы о любви, отношениях, представителях противоположного пола; среди респондентов мужского пола - темы спорта, досуга, отношений, музыка. Исходя из полученных данных, можно отметить, что респонденты женского пола в большей степени затрагивают темы, непосредственно связанные с взаимодействиями с другими людьми (отношения, противоположный пол и т.д.). Респонденты мужского пола склонны ориентироваться больше на действия (спорт, музыка и т.д.), нежели на людей.

Наиболее популярными деловыми темами среди респондентов как женского пола, так и мужского являются темы учебы и работы.

Было выявлено, что для женщин в неформальной интернет-коммуникации в социальных сетях самыми привлекательными являются действия, связанные с эмоциональной насыщенностью сообщения (использование графических изображений эмоций - «смайликов», комплименты). Мужчин в неформальном общении с представителем своего пола привлекает выдвижение собеседником аргументов и контраргументов в процессе общения; в общении с представителями противоположного пола привлекательными являются разнообразные действия, относящиеся как к форме и содержанию сообщения, так и к его эмоциональной составляющей.

В деловой коммуникации мужчин и женщин (в общении с представителями как своего, так и противоположного пола) привлекают наличие аргументации, а также высокая степень развернутости сообщения. Кроме того для мужчин со стороны противоположного пола привлекательными являются комплименты в их адрес, а со стороны своего пола -- проявление настойчивости в защите своих позиций.

Можно отметить, что в деловой коммуникации в качестве привлекательных действий отмечены типичные для мужчин действия, тогда как в неформальной отмечены как действия, чаще используемые мужчинами, так и действия, которые чаще используют женщины . Возможно, это связано с полоролевыми стереотипами: мужчины более успешны в профессиональной сфере, для женщин наиболее важны семейные роли. Таким образом, в деловой интернет-коммуникации будут привлекательными действия, которые считаются типично мужскими, что создает впечатление успешности собеседника в вопросах делового характера.

Полученные данные о том, что женщин будут в большей степени привлекать эмоциональные проявления, в то время как мужчин - содержание и форма сообщения, можно проинтерпретировать, основываясь на результатах исследования А.В. Визгиной и С.Р. Пантилеева . Авторами в результате анализа самоописаний мужчин и женщин было выявлено, что эмоциональность текста воспринимается мужчинами и женщинами по-разному. Эмоциональность текста для мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия; и наоборот, сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности. Эмоциональность текста у женщин выступает как признак общительности. Неэмоциональный текст может свидетельствовать о необщительности, неуверенности в себе, либо чрезмерно развитой мужественности. По предположению авторов, корни этого различия лежат в различном отношении мужчин и женщин к социальным нормам. Для мужчин эмоциональность - показатель слома нормативных рамок сдержанности и самоконтроля; для женщин - это естественная характеристика общения . Таким образом, мужчин и женщин в интернет-коммуникации привлекают партнеры, соответствующие их пониманию эмоциональности. Для женщин эмоциональность текста означает общительность партнера, уверенность в себе, соответственно, эмоциональность со стороны представителей как своего, так и противоположного пола привлекает женщин. Для мужчин эмоциональность воспринимается как неблагополучие, неуверенность в себе партнера по общению. Поэтому проявления эмоциональности со стороны представителей своего пола мужчинами воспринимается как непривлекательные. Однако к проявлению эмоциональности со стороны представителей противоположного пола мужчины относятся лояльно и даже считают данные проявления привлекательными.

Таким образом, интернет-коммуникация обладает определенными особенностями, имеющими, в том числе, и половую специфику.

Большинство современных людей зарегистрировано в социальных сетях. Самые распространенные социальные сети – «Одноклассники» и «Вконтакте». Ежедневно миллионы пользователей посещают свои страницы, чтобы узнать новости, пообщаться друг с другом.

Отличия от обычного общения

Ниже приведены несколько пунктов, разъясняющих, в чем отличие общения в социальных сетях от общения обычного:

Ожидание. Если при обычном разговоре вы на свой вопрос ждете мгновенный ответ, то в социальных сетях можно прождать несколько часов, а то и дней. Банальные вопросы: «Как дела?», «Ты где сейчас?», «Как сдал экзамен?» и другие, могут дожидаться ответа очень долго.

Конечно, и «Одноклассники» и «Вконтакте» предусматривают возможность общаться через чаты, но все равно время ожидания бывает очень большим. Ведь, один из собеседников может отойти от ПК, произойдет отключение электроэнергии или «вылетит» интернет;

Неопределенность. Когда на наш вопрос нет ответа, мы можем часами гадать, почему так происходит. Например, вы написали понравившейся девушке, что она красивая, однако она молчит. Может быть, она обиделась, а может просто отошла от компьютера – вы не можете точно знать. Приходится гадать;

Наполненность смыслом. Когда мы через социальные сети, не в состоянии передать весь смысл передаваемой информации, так как не имеем возможность проявлять свои эмоции мимикой, жестами, интонацией. Общение обычными словами и смайликами значительно обедняют наши возможности;

Эмпатия, сопереживание. При прямом общении мы видим, готов собеседник с нами разговаривать или нет. В социальных сетях мы общаемся с воображаемым фантомом, представляя собеседника таким, каким нам выгодно в данный момент времени. Конечно, можно воспользоваться видеозвонком, но к этому прибегают не все и не так часто.

Как быть?

Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что не стоит проявлять настойчивость, общаясь в социальных сетях. Если вам сразу не ответили, оставьте попытки выйти на собеседника снова. Вполне может быть, он занят или просто не хочет общаться в данный момент времени.

Старайтесь четко формулировать мысли, писать то, что хотите передать, используя смайлики и знак восклицания. Не огорчайтесь, если не получили ответа на свой вопрос сразу же. Мы живые люди и не всегда сидим перед компьютером, ожидая, когда нам придет очередное сообщение.

Как правильно общаться в социальных сетях

Есть несколько общих правил, соблюдая которые, можно извлекать пользу из общения в «Одноклассниках» и «Вконтакте»:

Если хотите, чтобы общение происходило в форме диалога, не только читайте сообщения, но также задавайте вопросы, выражайте свое мнение;

Если собеседник на ваши вопросы отвечает коротко «нет» или «да», задайте ему сложный вопрос, на который необходимо ответить предложением. При продолжении такого же общения, без емких пояснений с его стороны, прекращайте диалог, так как вторая сторона в нем не заинтересована;

Ни в коем случае не погружайте собеседника в свои проблемы. Вам же не нравится, когда вас грузят, вот и поступайте по отношению к другим подобным образом;

Не обижайте собеседника грубыми словами. Вообще, старайтесь не употреблять плохие слова, не высказывайтесь в негативном ключе. Это быстро приведет к потере интереса к вам, как собеседнику.