Формирование навыка работы с информацией на основе художественного текста через использование приемов и методов технологии развития критического мышления у младших школьников. Мастер-класс Работа с информацией.doc - Мастер-класс «Приёмы работы с информаци

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

Выступление по теме: «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Современное общество живёт в эпоху постоянного увеличения объёма информации, обновления знаний.

Научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

За последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

Следовательно, задача учителя на уроках в начальной школе познакомить учащихся с разнообразными источниками информации, научить извлекать нужную для каждого информацию, а также применять её в жизни.

На уроках в начальной школе мы знакомим учащихся с разными источниками информации, в том числе с разными видами словарей.

Для того, чтобы учащиеся на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, мы уже с 1 класса развиваем потребность обращаться к словарю за справками, создаём на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также используем спонтанно возникшие ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

В процессе работы учащиеся узнают назначение словарей, учатся находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

В 1-м классе, на первом этапе работы важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:

Игра «Паровоз» - учащимся предложена группа слов - “вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”.

Игра « Шифровальщик» - учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.

Согласно стандартам 2-го поколения впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Данная программа состоит из четырёх разделов: “Получение, поиск и фиксация информации”, “Понимание и преобразование информации”, “Применение и представление информации” и “Оценка достоверности получаемой информации”. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации мы поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.

Целью нашей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование у младших школьников универсального учебного действия – работа с информацией при работе с художественным текстом.

Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. Нам показался интересным опыт работы педагогов начальной школы Иркутской области. В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) обеспечивает:

  1. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На основе вышесказанного, мы решили в традиционную систему обучения в комплект “Школа России” внедрить приёмы и методы технологии развития критического мышления. Что способствовало формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.

Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение : “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии , критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Мы склонны к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:

  • работать с увеличивающимся потоком информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • вырабатывать собственное мнение;
  • точно и полно выражать свои мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • решать собственные и социально значимые проблемы.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. Начало урока – это стадия “вызова , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.

Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой ста– дии урока.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь нами используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”. Подробнее остановимся на приёме “Сводная таблица”.

Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Основной смысл использования приёма заключается в том, что “линии сравнения” формулируют сами ученики. Для этого предлагаем вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”. Затем просим определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, нами используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
  • 2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
  • 3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
  • 4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
  • 5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).

Применяя данный приём, мы сделали вывод: не всегда требуется придерживаться такого чёткого соблюдения правил написания стихотворения. Иногда ученику достаточно использовать в третьей строке 2 слова. При обучении написанию синквейна для выражения чувства в четвёртой строке ребёнок может использовать 1–2 слова.

В ходе использования технологии нами ведется мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с текстом. За основу были взяты следующие критерии: уровень восприятия художественного произведения, уровень сформированности навыка осознанного чтения; применение навыков критического мышления в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики, предложенные учителями г. Усть-Илимска :

  • Диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • Диагностика уровня сформированности навыка осознанного чтения;
  • Участие во внеклассной работе.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками использовалась диагностика, которая решала задачи выявления умения отвечать на поставленные вопросы и умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Экспериментальной группой явились ребята 3 класса МОУ “Криволукская СОШ”, где используется технология критического мышления; контрольной группой – ученики МОУ “Старокавдыкская СОШ”, где такая технология в обучении не применяется.

Читательское восприятие предполагает оценку уровня ряда умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, они говорят:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
  • способности учащихся определять последствия поступков персонажей произведения;
  • наиболее сложным для некоторых ребят является выделение и понимание главной мысли произведения.

Диаграмма 1.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с этим заданием. После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить 5 вопросов. Анализ полученных результатов сведён в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

По данным исследования можно сделать вывод: большинству учащихся контрольной группы сложно полноценно воспринимать текст художественного произведения. Большую долю вопросов составляют вопросы на воспроизведение событий.

В декабре 2009 года учащимся 4 класса были предложены тестовые задания по чтению с целью определения уровня сформированности навыка осознанного чтения. Проверка включала в себя следующие параметры:

  1. степень извлечения фактической информации, т. е. информации, заданной в явном виде;
  2. степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;
  3. проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Результаты работы показали, что 71% учащихся экспериментального класса справились с заданиями на высоком и достаточном уровнях. В контрольном классе эта цифра равнялась 57 %.

Одним из показателей развития критического мышления, на наш взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Эффективность применения приёмов и методов ТРКМ в работе с детьми.

Наименование конкурса Учебный год Результативность участия
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ “Портфолио” 2008–2009г. Мясников Григорий, Мясникова Александра – дипломы участников.
Областной конкурс исследовательских и творческих работ Креатив-фестиваль “Надежда” 2008–2009г. Мясникова Александра – сертификат участника
Районная научно-практическая конференция “Первый доклад” 2008–2009г. Сергеева Диана – 1-е место.
Лукашенко Елена – 2-е место.
Федюк Ксения – 3-е место.
Районная олимпиада младших школьников
  • русский язык
  • литературное чтение
2009–2010г. Мясникова Александра – 2 место;
Натальчук Наталья – 3 место

В результате применения технологии развития критического мышления мы убедились в её эффективности. Наши выводы изображены в схеме 1.

Схема 1.

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.

Литература.

  1. Алексеева Л. Л., С. В. Анащенкова С. В., Биболетова М. З . и др., Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994
  3. Загашев И. О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически: пособие для учителя – СПб: Альянс “Дельта”, 2003. 192 с.
  5. Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4. – С. 12–13.
  6. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001 – 544 с.
  8. Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ru
  9. Материалы программы “Методическая лаборатория”, 2009. // www.cerm.ru

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Фатеева Т.С. / Москва

В статье исследованы особенности работы с информацией в начальной школе. Умение работать с информацией рассматривается как универсальное учебное действие. Дан анализ программы «Чтение. Работа с текстом», представленной в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения». Приведены примеры заданий, иллюстрирующих процесс формирования умения работать с информацией.

Ключевые слова:

Информация, информационная грамотность, работа с информацией, поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Фатеева Т.С.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослого человека.

Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) лич­ности . Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать . И именно в начальной школе происходят активизация разви­тия познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны на­чинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов инфор­мационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других .

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования . В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности. Согласно этому документу,совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

А) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом », «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Рассмотрим первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Все данные умения, на наш взгляд, можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде.

Рассмотрим формирование этого умения на примере математики.

Под поиском и пониманием прочитанного в Примерной программе мыслится умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Мы считаем, что в данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в современности. Можно сопоставить этот блок с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

О чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.

Дети быстрее и правильнее выполняют такие задания «на чтение информации», как: сколько конфет было у Маши (по задаче), сколько стоит билет в кино в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если систематически (на первых этапах) проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того что подобные задания есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.

Рассмотрим второй блок информационных умений в Примерной программе. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Школьники могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

На наш взгляд, этот блок можно условно назвать процессуальными действиями. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.

Третий блок, рассмотренный в Примерной программе – оценочный . Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации . Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Список литературы:

1. Колмогорова Л.С, Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. - Барнаул, БГПУ, 1999.-120с.

2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте об­щей теории культуры личности // Педагогическая информатика, 2000. -№ 2.- С. 53-68.

3. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Ниж­ний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этапе обучения в начальной школе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Учить работать с информацией я начинаю уже с первых дней в первом классе.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией.

I. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации.

1. Какие птицы спрятались на дереве?

кряваяк
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши .__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

- Как вы видите, одно простое задание решает много важных задач: и внимание, и работа над техникой чтения, и повторение тем по окружающему миру, и математика, и логическое мышление, пополнение словарного запаса, коммуникативные навыки.

2. Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи . Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

II. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

1. Шифровка

Рассмотри таблицу.

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼, 3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________

Рассмотри таблицу.

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

2. Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши результат в таблицу.

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________

3. Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак обозначает.

Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

4. Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.

Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгузнаком

□ Орфографический словарь.
□ Толковый словарь.
□ Энциклопедия о животных.
□ Атлас – определитель.
□ Атлас карт.
□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком этот признак.

□ Внешний вид.
□ Место нахождения.
□ Название по алфавиту.
□ Название по способу приготовления блюд.

6. Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

ЩЕЛЧОК

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

В данном сообщении я попыталась представить различные задачи в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием для выбора перечисленных задач является их доступность для детей младшего возраста.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.