Информационная архитектура. Принципы информационной архитектуры

Большинство обывателей, заказчиков и даже некоторые из начинающих веб-разработчиков уверены, что любой сайт начинается с веб-дизайна. На самом деле, это не совсем так. Равно тому, как в основе любого здания, от лачуги до небоскрёба, лежит архитектура (даже если строитель её не разрабатывал), в основе любого сайта, начиная от самого простого, — в 3-4 странички, — и заканчивая внушительными веб-площадками, лежит информационная архитектура. Ни одно серьёзное здание не строится без проекта, поэтому правильно исходить из того, что хорошо продуманная информационная архитектура сайта должна моделироваться с самого начала.

Облегчённым представлением архитектуры сайта зачастую является т.н. «блок-схема» сайта, фигурирующая почти в каждом ТЗ (техническое задание на создание сайта) в виде маркированного списка. Однако здесь мне бы хотелось поговорить об информационной архитектуре сайта, представляемую посредством диаграмм, которые более демонстративно показывают не только иерархию страниц сайта, но и взаимодействие с пользователем/посетителем сайта. В статье приведены основные графические символы для построения диаграмм сайта (т.н. чертежей сайта) и их обозначения. Статья снабжена примером чертежа сайта из личной практики.

Статья будет полезна начинающим веб-разработчикам для визуального моделирования архитектуры сайта с применением специальных графических символов. Статья может быть интересна заказчикам веб-услуг для улучшенного представления информационной архитектуры сайта и её моделирования.

Информационная архитектура сайта. Значение и использование

Информационная архитектура (часто сокращается до «ИА») - сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.

Довольно часто информационную архитектуру сайта связывают с Юзабилити (англ. usability, системой знаний об удобстве пользования сайтом). Так, в определении The Information Architecture Institute мы видим:

Информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

В то же время, приравнивать архитектуру сайта единственно к юзабилити не совсем правильно. Существует мнение (и я склонна его придерживаться), что «специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации, а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска» (Луи Розенфельд, (Louis Rosenfeld), соавтор высоко оценённого труда Information Architecture for the World Wide Web; цитата взята из интервью). Тут следует уточнить, что под поиском информации и скоростью этого поиска, Луи Розенфельд (по крайней мере, я это так понимаю) подразумевает не столько «поиск по сайту» с использованием одноимённого сервиса сайта, сколько названия пунктов меню, страниц и пр., которые должны соответствовать ожиданиям и требованиям посетителя. Наравне с принципами юзабилити, информационная архитектура должна включать маркетинговые цели, с выделением более значимых и «выгодных» областей сайта. Роль информационной архитектуры неотрывно связана с постановкой бизнес-задач.

В моём понимании, Информационная архитектура сайта — искусство и наука организации, предметизации и систематизации веб-сайтов, служащая для маркетинговой эффективности сайта и включающая в своих целях удобство пользования (usability).

Информационная архитектура. Создаём чертежи сайта

Удобнее всего представлять информационную архитектуру и способы взаимодействия пользователя с сайтом посредством создания диаграмм. Что дают чертежи сайта (диаграммы)? Несомненно, основным преимуществом чертежей сайта является наглядность структуры сайта и взаимодействия с пользователем/посетителем сайта. Практическое значение чертежи сайта приобретают в поле ликвидации языкового барьера (терминологического), а, как следствие, — в повышении эффективности работы с сайтом (в связке бизнес-задач) и генерировании решений по улучшению взаимодействий с пользователем.

В диаграммах информационной архитектуры принято использовать ряд графических символов. Ниже представлен перечень таких условных обозначений (графических символов), с помощью которых осуществляется создание диаграмм сайта. Подробнее об их значении и употреблении можно прочитать на websam.com, статья Графическая нотация для документирования информационной архитектуры и взаимодействий пользователя с веб-сайтом . Веб-дизайнерам/веб-разработчикам — для дополнительного изучения рекомендую также ознакомиться с книгой Кристины Кристина Уодтке (Christina Wodtke), одной из ведущих информационных архитекторов в мире, «Информационная архитектура: чертежи сайта» (создание диаграмм в конце книги).

Основные графические символы для моделирования информационных систем:

Ниже представлен фрагмент информационной архитектуры сайта Столичной Судоходной компании (CCK=SHIP.RU):

Если у вас нет качественного контента, хороший сайт создать не получится, так как в веб-дизайне все завязано именно на контент и способах его подачи пользователям. То есть, в основе веб-дизайна находится информационная архитектура. В значительной мере функция веб-дизайнера заключается в том, чтобы правильно расположить контент, в котором нуждаются пользователи и привлечь их внимание к самым важным материалам. Для того, чтобы достичь поставленной цели, дизайнеры используют визуальные маркеры, которые выделяют разные типы контента и демонстрируют его разнообразие.

В веб-дизайне не существует жестких моделей подачи контента, однако есть несколько важных понятий, которыми оперируют дизайнеры, приступая к проектированию веб-страниц. Также эти понятия позволяют дизайнерам сосредоточиться на создании оптимальной структуры, которая в перспективе определит окончательный дизайн сайта.

Многие дизайнеры, сами о том не догадываясь, неоднократно руководствовались некоторыми принципами информационной архитектуры в своей работе, так что не помешает вспомнить о них в случае, если поступит заказ на проектирование нового сайта. Если дизайнер научится использовать принципы информационной архитектуры, ему будет легко работать даже с самыми сложными проектами. И наоборот: если дизайнер не в состоянии понять суть принципов, то вряд ли ему удастся создать удобный для пользователей сайт.

В основе этого принципа лежит идея того, что контент должен восприниматься как органическое целое, у него должно быть свое лицо, а также сильные и слабые стороны. Простой пример: существует четкое различие между блогом и фотогалереей – это разные типы контента с разными функциями.

В блоге контент представлен в виде текста, разбитого на абзацы, в нем есть заголовки и подзаголовки, возможно, цитаты. В нем могут присутствовать иллюстрации, которые выполняют вспомогательную функцию. Если же изображение является частью галереи, то в этом случае могут понадобиться дополнительные иллюстрации. Некоторым изображениям может понадобиться сопроводительный текст, однако пользователь сразу поймет, с каким типом контента он имеет дело.

Еще один пример: страница с кулинарным рецептом. В описании способа приготовления блюда используется текст, включающий в себя подзаголовки и списки, фотографии, возможно, видео. При этом, несмотря на то, что рецепт это в основном текст, это никак не блог, а отдельный тип контента.

Дизайнеру очень важно в самом начале определиться, какие типы контента будут использованы при разработке. Для этого потребуется разбить весь контент на виртуальные категории с четко определенными структурными требованиями.

В соответствии с принципом объектов, каждая новая задача должна выполняться с учетом того, к какой категории относится контент. Также нужно помнить о нескольких уровнях подачи контента.

Например, в интернет-магазине может быть контент, который в общих чертах описывает разнообразие представленных товаров. Это низкий уровень подачи. Так как в онлайн-магазине все товары разбиты на группы, то контент, который описывает свойства товара – это подача высокого уровня.

Таким образом, организация всех этих специфических категорий контент и определения типа их взаимодействия, является начальным этапом при разработке стратегии подачи информации. Задача дизайнера состоит в том, чтобы представить контент максимально эффективным способом.

Принцип выбора

Дизайнер должен проектировать такие страницы, которые будут ценными и актуальными для пользователей, но при этом очень важно ограничить число возможностей для посетителей сайта. Слишком большое количество вариантов, с помощью которых пользователь может достичь поставленной цели, приведет к тому, что люди просто не смогут определиться с выбором.

Чем больше выбор, тем больше требуется времени для обработки всех полученных данных, а это может вызвать раздражение пользователя. Несмотря на то, что многие люди утверждают, что предпочитают разнообразие выбора, многочисленные исследования показывают, что многовариантность вызывает у людей беспокойство.

Чем больше вариантов – тем больше времени тратят пользователи на поиски того, что им нужно. Если им приходится просматривать слишком много контента для того, чтобы, скажем, сделать заказ или зарегистрироваться на сайте, они либо просто закроют сайт или попробуют достичь цели с помощью телефонного звонка, что сводит на нет все усилия дизайнера. Выбор должен быть небольшим, особенно в дизайне регистрационных форм, в этом случае действия пользователя должны быть строго ограничены.

Лучшей стратегией, которую может использовать дизайнер – это размещать на странице столько контента, сколько нужно для того, чтобы пользователь знал, чего ему ждать дальше.

Принцип постепенного раскрытия информации является популярной моделью проектирования, так как основывается на идее того, что человек может воспринять определенное количество информации за ограниченный период времени. А поскольку пользователь в состоянии усвоить представленный контент, он может использовать полученные данные для того, чтобы догадаться, какая информация будет представлена на следующей странице.

Как принцип постепенного раскрытия может повлиять на действия дизайнера? Такой способ подачи контента заставляет рассматривать содержание сайта в виде смысловых слоев. В результате сайт состоит из множества слоев с близким по смыслу контентом, но разбитым на небольшие составные части.

Если вернуться к примеру с кулинарным рецептом, то размещать весь контент на отдельной странице – это абсурд. Поэтому дизайнеры и разбивают все содержание на категории. Страница категории содержит меньше данных, чем страница с рецептом и это правильно. Информация раскрывается последовательно и пользователь переходит от общего к частному.

Принцип образцов

Принцип выделения контента, который размещен внутри категории поможет привлечь внимание пользователя к предложению, которое содержится на сайте.

Например, на сайте Amazon, при просмотре какой-либо категории товаров, пользователю показывают примеры товаров, которые относятся к этой категории. Такой способ подачи контента помогает пользователю определиться с выбором нужного товара.

В некоторых случаях принцип выбора реализовать невозможно, так как все зависит от типа контента. Однако он может быть очень полезным, если на странице есть несколько вариантов выбора и выделение нужного контента поспособствует улучшению пользовательского опыта.

Принцип главного входа

Сегодня все дизайнеры знают, что главная страница сайта не обязательно должна являться единственной целевой страницей. В действительности пользователи могут получить доступ к веб-сайту практически с любой страницы. Проще говоря, современный сайт похож на здание с множеством открытых дверей. Следовательно, нужно помнить, что пользователи будут попадать на сайт через «дверь», которая не является домашней (главной) страницей.

В идеале концепция главного входа подразумевает, что любая страница сайт должна восприниматься как главная. Следовательно, дизайнеру придется решить две задачи: объяснить пользователю, куда он попал и помочь ему найти нужную информацию.

Иногда пользователи будут попадать на нужную страницу сразу, иногда нет. Поэтому каждая страница должна ссылаться на другую, близкую по смыслу для того, чтобы пользователь был уверен, что он попал на нужный ему сайт.

Также принцип главного входа предполагает, что целевая страница не должна быть перегружена информацией. Функция главной страницы заключается в том, чтобы кратко проинформировать пользователя и предложить ему различные варианты действий. То есть, в этом случае речь идет о поддержке пользователя: ему предлагаются ссылки на другие страницы сайта, где он сможет найти нужные ему данные.

Дизайнеры, которые руководствуются принципом множественной классификации, знают, что разные пользователи используют разные подходы при поиске информации, представленной на сайте. Есть разные подходы к навигации и разные способы просмотра данных.

К примеру, некоторые пользователи предпочитают использовать поле поиска, а некоторым больше нравится использовать меню навигации.

В качестве примера можно привести интернет-магазин, который торгует модной одеждой и аксессуарами. Пользователи все разные, некоторым нужно просмотреть все товары, представленные в разделе «Сумки», другим же нужна сумка конкретной модели или самый дешевый товар в этой категории. Если дизайнер сможет предложить посетителям множество способов найти нужный товар, это повысит уровень удовлетворенности пользователей.

Принцип сфокусированной навигации

Данный принцип звучит очень просто: не стоит смешивать категории в рамках единой навигационной структуры. Дизайнеры используют различные технические термины, для того, чтобы описать, как именно будет отображаться контент и как пользователи будут перемещаться по сайту. Но если говорить простым языком, то задача дизайнера заключается в том, чтобы предоставить пользователю все необходимые для навигации элементы. Так как весь контент сосредоточен в пределах одного сайта, то в реализации подхода к локализации можно использовать различные навигационные инструменты. Например:

  • Поиск предмета . Это ключевая навигационная область, которая содержит основной контент
  • Актуальный поиск – это основной инструмент, который позволяет быстро попасть на нужные подразделы
  • Указательный поиск – инструмент, размещенный на внутренних страницах, которые показывает, каким образом организован контент
  • Содействующий поиск – инструмент, предлагающий ссылки на страницы с доступными услугами.
Принцип роста

Большинство сайтов содержат постоянно обновляющийся контент. Причем сложность и количество контента увеличивается с течением времени. Это означает, что очень важно использовать гибкий подход к управлению контентом. Вся структура сайта вместе с инструментами поиска должна легко масштабироваться, чтобы сайт мог расти вне зависимости от того, какие типы контента на нем появятся в будущем.

Дизайнеру важно уметь правильно предугадать, как будет меняться контент в ближайшие годы, каким он будет и как он будет соотноситься с уже имеющейся информацией.

Вывод

Принципы информационной архитектуры помогают выстраивать гибкую и легко настраиваемую иерархию данных. При этом вовсе не обязательно пользоваться всеми принципами при проектировании сайта. Для небольших сайтов достаточно использовать принципы объектов и постепенного раскрытия информации. Но если сайт содержит более 10 страниц и содержит контент разного типа, то требования к его структуре ужесточаются. Если этого не сделать, то не удастся реализовать комплексные связи и классификация данных будет нерациональной.

    Информационная технология - Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под … Википедия

    архитектура - (architecture): Набор элементов конструкции или описательных представлений, необходимый для такого описания объекта, чтобы он мог быть создан в соответствии с требованиями (с нужным качеством), а также обслуживаться в течение всего срока его… …

    Архитектура программного обеспечения - (англ. software architecture) это структура программы или вычислительной системы, которая включает программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними. Этот термин также относится к… … Википедия

    Архитектура Балашихи - своими самыми ранними сохранившимися памятниками восходит к XVIII веку. К ним относятся православные храмы с некрополями и усадебные комплексы, находящиеся в настоящее время на территории города Балашиха, а также его городского округа (Московская … Википедия

    Архитектура и достопримечательности Перми - Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия

    Информационная модель - (изделия) – совокупность данных и отношений между ними, описывающая различные свойства реального изделия, интересующие разработчика модели и потенциального или реального пользователя. [ГОСТ 2.053 2006] Рубрика термина: Технологии Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Информационная безопасность (учебная программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия

    Системная архитектура - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В стандарте AN … Википедия

    Корпоративная информационная система - (КИС) управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию и информационные технологии. Корпоративная информационная система это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной… … Википедия

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции - Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033 1 2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции оригинал документа: 3.2 архитектура (architecture): Базовая организация системы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • , Питер Морвиль, Луис Розенфельд. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с… Купить за 989 руб
  • Информационная архитектура в Интернете , Розенфельд Л.. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с…

Самым простым способом выяснить суть профессии для меня стало общение с соответствующими специалистами. Ниже приводятся некоторые высказывания информационных архитекторов.

Каждая цитата в какой-то мере помогает вникнуть в суть профессии информационного архитектора. Но всё-таки после проведения собственного исследования я пришёл к выводу, что ни одно из этих высказываний не даёт полного представления об интересующей профессии. Информационный архитектор занимает нишу между графическим дизайнером , веб-дизайнером , проектировщиком опыта взаимодействия , разработчиком главной страницы и экспертом по юзабилити (я написал отдельные статьи о перечисленных профессиях). Фактически, работа всех этих людей связана с общей тематикой - ориентированным на пользователя дизайном (см. pdf Джесси Джеймса Гарретта об элементах опыта взаимодействия). Со временем круг обязанностей каждого из этих специалистов стал вполне конкретным. В отличие от графического/веб-дизайнера, который подбирает цветовую гамму, оформление, текстуру и т. д. для передачи определённого сообщения, информационный архитектор смотрит на архитектуру сайта с более практической стороны. Он может задаться вопросами: «Сколько посетителей приходит на Ваш сайт?», «Как ПО помогает пользователю систематизировать информацию?», «Каким образом пользователь узнаёт об этом ПО?», «Помогает ли эта информация потребителю (т.е. как она стимулирует его к принятию решения)?».

Чтобы ответить на эти вопросы, информационный архитектор должен сконцентрироваться на таких аспектах, как целевая аудитория, относящиеся к веб-сайту технологии, данные, которые планируется представить на сайте и (желательно) результаты первых юзабилити-тестирований сайта.

Эволюция информационной архитектуры

Информационные архитекторы - больше, чем просто дизайнеры, проектировщики или менеджеры проекта. Информационные архитекторы должны при выполнении своей работы черпать вдохновение, сотрудничая со специалистами из разных отделов компании. Обычно они начинают карьеру с должности дизайнера или работают среди дизайнеров. В какой-то момент они заинтересовываются предъявляемыми к дизайну сайта техническими требованиями и начинают работать в этом направлении. Лучшие информационные архитекторы сотрудничают сразу с несколькими отделами, связывая воедино все компоненты сайта. Они похожи на градостроителей или даже на обычных архитекторов. Они имеют общее представление о том, как и что работает, но для более детального изучения отдельных аспектов работы системы им приходится выходить за границы своей области знания.

Возможно, Вы сами находитесь в похожей ситуации или думаете над тем, можно ли назвать Вас информационным архитектором, судя по выполняемым обязанностям. Если Вам не терпится сделать выводы, советую пройти тест « ?».

Реализация ваших идей по дизайну

Чтобы понять, как информационный архитектор управляет проектом, можно представить себе, что обычному архитектору предлагают поработать над зданием после того, как оно уже построено. Хотя такое предложение кажется смешным, сегодня оно зачастую актуально. Даже после того, как самые хорошо спроектированные здания построены, они всё ещё могут подвергаться изменениям. Стюарт Бренд освещает этот удивительный феномен в своей книге «Как учатся здания: что происходит после того, как они построены» (How Buildings Learn: What Happens After They’re Built). И снова, как бы абсурдно это ни звучало, мы обычно ставим информационных архитекторов в похожее положение - предлагаем им поработать над веб-сайтом после того, как другие самопровозглашённые информационные архитекторы уже его спроектировали. Это происходит потому, что большинство людей не знают о существовании альтернативы. Чем скорее Вы доверите свою идею дизайна проекта профессионалу, тем быстрее он претворит её в жизнь.

Учитывая всё сказанное, можно констатировать тот факт, что большинству проектов не требуется специалист, специализирующийся исключительно на информационной архитектуре . Это объясняется тем, что обязанности информационного архитектора схожи с задачами менеджера проекта, но не идентичны им. Профессиональный информационный архитектор необходим лишь в том случае, если Ваш сайт располагает большим количеством информации и особенно, если Вы предлагаете какой-нибудь необычный способ её обработки. Это актуально, если, к примеру, на Вашем сайте предлагается новый способ поиска книг.

Пришла пора подумать о роли информации в проектировании взаимодействия и ее архитектуре, особенностях и о том, как над ней работать.
Большую часть времени мы проектируем интерфейсы и исследуем их восприятие пользователями. Но при этом приходится учитывать, что большинство интерфейсов – не самоцель, а всего лишь посредники во взаимодействии между человеком и информацией. Поэтому самой информации, ее архитектуре, и восприятии человеком информации справедливо уделять существенное внимание. Сегодня мы поговорим об информационной архитектуре (далее - ИА ).

Для нетерпеливых или тех, у кого мало времени: итоги вкратце и интересные ссылки в конце текста.

Начнем с очевидностей.
Очевидность #1: Информация нужна людям, чтобы принимать решения.
Очевидность #2: Информация может быть:

  • Неполной – ее не хватает для удовлетворения информационных запросов пользователя;
  • Некорректной – она не соответствует действительности;
  • Избыточной – ее слишком много и/или она слишком сложна для восприятия пользователем;
  • Нерелевантной – ее хватает, она корректна, достаточно проста для восприятия, но… бесполезна. В силу многих причин.
Очевидность #3: В любом из вышеперечисленных случаев вся работа над красотой, элегантностью и функциональностью интерфейсов представления информации теряют смысл. К примеру, при ложной информации идеальный интерфейс позволит пользователю быстро принять ложное решение.
Очевидность #4: Информация организована в некую структуру, которая имеет архитектуру.
Очевидность #5, итоговая: Если пользователь не находит нужную информацию или не воспринимает ее, заказчик или компания теряют прибыль.
В ходе работы UX-дизайнером в сфере ecommerce, я столкнулся с многообразием представлений об информационной архитектуре. Большей частью, ее воспринимают как один из несущественных аспектов проектирования взаимодействия. Как следствие, работе над информационной архитектурой не выделяется ни ресурсов, ни времени. В конечном итоге страдают пользователи, а компании теряют значительную долю доходов.

Пожалуй, это основная причина, побудившая меня написать статью, которую я предлагаю вашему вниманию. Она разбита на несколько глав, в которых я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  • Что такое информационная архитектура как явление, ее место в общем процессе проектирования взаимодействия;
  • Какова специфика работы над информационной архитектурой для ecommerce;
  • Как мы принимаем решения. Немного психологии;
  • Как спроектировать информационную архитектуру на практике.
Рассказать подробно обо всем в рамках одной статьи – цель невыполнимая, поэтому прошу оставлять пожелания и вопросы в комментариях, и я постараюсь на все ответить в последующих частях.

Что ж, приступим.

Зачем работать над информационной архитектурой?

Все совпадения с реальными персонажами, сервисами
и продуктами – случайны.
Что случилось с Иваном Владимировичем
Иван Владимирович вернулся домой в полночь из-за того, что сильно задержался на работе. В принципе, он задерживался довольно часто. Это бы его не так сильно беспокоило, если бы не одно обстоятельство: ему под вечер сообщили, что их нового шефа завтра день рождения.

С самим подарком Иван определился довольно быстро: было известно, что из спиртного шеф отдает предпочтение хорошему рому. Но ситуация в целом складывалась безысходная. Многочисленные известные ему магазины элитного алкоголя были закрыты, а празднование начнется с самого утра. Судя по всему, придется воспользоваться интернет-магазином. Интернет Иван Владимирович недолюбливал и пользовался им в основном для чтения новостей. Скрепя сердце, он сел за свой ноутбук и приступил к поиску.

Его выбор остановился на магазине «Eliteboose.com», о котором он слышал, что самый лучший выбор спиртного. С первого взгляда Ивана Владимировича впечатлил стильный и аккуратный дизайн сайта.

Пробежав глазами по меню, он задумался. Ром не был одним из его любимых напитков, и разбирался он в нем, откровенно говоря, неважно. Если подумать, ром подпадает под любую из этих категорий, за исключением аперитива. После недолгого раздумья, Иван Владимирович решил перейти в «Подарки», как наиболее подходящий его нуждам пункт меню.

Он минут с 15 полистал предлагаемые продукты. К его разочарованию, рома в списке товаров не было. А предлагаемые подарки были далеки и от его нужд и от финансовых возможностей.

Уже сильно хотелось спать, но Иван Владимирович предпринял еще одну попытку, перейдя в другой пункт меню – «Для друзей». Среди многочисленного пива, водки и ликеров он наконец заметил и одинокий ром, притаившийся в конце списка. Бутыль Demo Anejo возможно была и неплохим выбором, но его смущало отсутствие выбора. Да и врял ли его шеф – руководитель департамента одного из ведущих банков страны - оценит подарок ценою всего лишь 13 долларов США.

Иван Владимирович вышел на балкон перекурить. Потом вернулся, сел за ноут и предпринял третью и последнюю попытку: выбрал пункт меню «Для застолья». И тут свершилось долгожданное чудо: он узрел впечатляющий список разнообразнейшего рома любой ценовой категории. Поразмышляв над списком пару минут, он добавил в корзину пятнадцатилетний ром Gran Demo Blender и с легкостью прошел процедуру заказа. Иван Владимирович был доволен собой но предчувствие колоссального недосыпа существенно отравляло настроение.

Утром Иван Владимирович окончательно убедился в оправданности своей нелюбви к интернет-магазинам. Выпив пару чашек кофе, он поклялся себе узнавать о предстоящих мероприятиях исключительно заранее, чтобы приобретать подарки в обычных магазинах спокойно и без стресса.

А теперь в цифрах

В вышеуказанной истории налицо проблема с ИА, пусть и утрированная. У Eliteboose.com мы видим нечетко очерченные и наименованные категории, неочевидную классификацию товаров по категориям.

Можем констатировать факт, что с Иваном Владимировичем магазину Eliteboose.com весьма повезло. Наш герой был а) достаточно упрям, чтобы не забить на идею купить ром в интернет-магазине, б) достаточно принципиален, чтобы не отказаться от покупки подарка в целом и в) достаточно инертным для того, чтобы уйти в конкурирующий интернет-магазин.

Но, полагаю, не будет сильно далеким от реальности предположение, что большая часть потенциальных покупателей оставила бы попытку найти нужный алкоголь в Eliteboose.com после первой, или уж точно после второй попытки. Таким образом, мы можем посчитать недополученный доход магазина.

Адаптируем подход Джареда Спула (Jared Spool) , который он использовал для расчета стоимости фрустрации пассажиров от проблем с юзабилити для транспортной компании Amtrak:

  1. Вычисляем идеальный потенциальный доход Iideal=a*b , где а и b средний чек и кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день
  2. Получаем совокупный недополученный доход Iforgone= Iideal -(Iideal *x/100) , где x – доля отказов от покупки в целом
  3. Узнаем стоимость ошибки в ИА IAcost= Iforgone *y/100, $3500*20/100 , где y – доля отказов по вине ИА.
Пример
Дано:
  1. Средний чек заказа – $100 ;
  2. кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день – 50 ;
  3. доля отказов от покупки – 70% ;
  4. из них, по вине ИА – 20% .
Считаем:
  • Идеальный доход – $100*50=$5000 в день
  • Совокупный недополученный доход –$5000-($5000*70/100)=$3500 в день
  • Стоимость ошибки в ИА – $3500*20/100 = $700 в день
Делаем вывод:
Стоимость погрешностей в ИА - $700 в день, $21.000 в месяц или $252.000 дохода в год.

В случае с корпоративным ПО, потери в потраченном времени сотрудников будут ничуть не менее существенными.

Но прежде чем переходить к решению проблемы, резонно возникает следующий вопрос:
«А что мы понимаем под информационной архитектурой?»

Что такое информационная архитектура?

Возьмем среднестатистического сотрудника IT-предприятия и зададим вопрос: что такое информационная архитектура, и зачем она нужна? Среди ответов, которые мы получим, с вариациями могут быть следующие:
  • «Это то, как организована информация? Где и что находится?»;
  • «Что-то из юзабилити, для удобства пользования сайтом?»;
  • «Точно, карта сайта! Да, конечно это полезно… Я, правда, ею не пользуюсь»;
  • «Навигация, вроде… Ну, как по сайту перемещаться»;
Все ответы имеют отношение к действительности, но разные в плане понимания явления ИА. Но скорее всего все опрошенные согласятся, что хорошая ИА – это полезно, а плохая – вредно. Если спросить об этом своих клиентов, вариативность мнений возрастет в разы. А после изучения фундаментальных трудов по ИА станет очевидной истина, что существует несколько пониманий ИА даже в среде самих информационных архитекторов.


Ричард Сол Вурмен

Отец информационной архитектуры, Ричард Сол Вурмен (Richard Saul Wurman) , дает следующие определения информационной архитектуре:

  • «Нахождение и организация паттернов, присущих данным. Для того, чтобы делать сложное – простым»;
  • «Создание структуры или карты информации, чтобы позволить пользователям найти свой личный путь к знаниям»;
  • «Возникающая в XXIом веке профессия, фокусирующаяся на ясности, понимании человека и науке организации информации».
Питер Морвиль и Луи Розенфельд в классической работе по ИА «Информационная архитектура в интернете» приводят целых четыре определения:
  • Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.
  • Структурное проектирование информационного пространства, способствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содержимому.
  • Искусство и наука структурирования и классификации веб-сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информации и управления ею.
  • Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архитектуры на цифровых просторах.
К Морвилю и Розенфельду присоединяется и Донна Спенсер , которая опирается на их определения в своей работе «Practical Guide to Information Architecture».

Несмотря на очень широкое понимание термина, было бы неплохо сформулировать определение и понимание ИА с точки зрения практика в проектировании взаимодействия.

Предлагаю следующее (которое не противоречило бы вышеуказанным подходам к пониманию ИА):
«ИА – это схема организации информации сайта»

Лаконично и весьма абстрактно. Измеряемые показатели качества ИА должны быть вполне конкретными:

  1. Скорость нахождения информации (KPI: кол-во шагов для нахождения информации или затраченное время);
  2. Качество найденной информации (KPI: качественный показатель соответствия информации ожиданиям пользователя, от 1 до 10).
Следует отметить, что ИА присутствует всегда, в любом приложении. Вопрос только в ее соответствии пониманию и потребностям пользователя.

Отсюда вопрос номер два:
Если она так важна, каким образом интегрировать работу над ИА в общий процесс проектирования взаимодействия?

Как работать над информационной архитектурой?

Мне близка точка зрения Дэна Саффера (Dan Saffer) , который в своей работе «Designing for Interaction» рассматривает четыре практических подхода к проектированию взаимодействия, которые я привожу ниже. Как целесообразно работать над ИА в рамках каждого из подходов?
A. Ориентированный на пользователя (User-centered)

Идея: Пользователю виднее

Фокус: Цели и нужды пользователя

Суть подхода: Дизайнер вовлекает пользователей в рабочий процесс, начиная с самого начала и в течение всего проекта. Постоянные консультации с пользователями, тестирование после каждого этапа проектирования. В случае конфликта мнений дизайнера и пользователя по поводу любого элемента интерфейса, мнение пользователя имеет абсолютный приоритет.

Где используется: крупные продуктовые компании, стартапы и digital-агентства.

Особенности: Подход может быть непригодным для сайтов, рассчитанных на большое количество пользователей и с широким позиционированием (т.к. в ходе исследования дизайнер будет опираться на мнение только узкого круга пользователей).

Место ИА: Ввиду специфики подхода - основного акцента на исследованиях - можно спокойно пустить в ход львиную долю инструментов ИА (детальнее про инструментарий напишу отдельно) без потери времени и бюджета. Самая затратная часть – набор исследуемых пользователей – оплачивается в любом случае т.к. они уже и так принимают участие в UX-исследованиях и тестированиях. Проектирование ИА будет идти по классической схеме сверху вниз.

Подпроцесс создания ИА


Заметка: метод исследования «Карточная сортировка» - далеко не единственный. Отличный сравнительный обзор методов исследования ИА описан Джимом Россом .

B. Ориентированный на деятельность (Activity-centered)

Идея: Отталкиваемся от задач пользователя.

Фокус: Деятельность пользователя.

Суть подхода: Деятельность состоит из действий и решений. Дизайнер исследует действия, которые пользователь делает и решения, которые ему нужно принять. Базируется на исследовании, но в меньшей степени, чем предыдущий подход. После этого формирует список задач, стоящих перед пользователем, и, основываясь на них, предлагает решение.

Где используется: Как стартапы, так и аутсорсинговые компании.

Особенности: Ввиду фокуса на тактических задачах пользователя (Зарегистрироваться, ввести пароль, уточнить параметры поиска) есть риск, что дизайнер не увидит за деревьями леса (купить продукт).

Место ИА: Также можно разрабатывать ИА во взаимодействии с пользователями без особых потерь времени и бюджета. Но нужно отталкиваться от задач пользователя, и того, какая информация должна помочь пользователю решить каждую конкретную задачу в ходе его деятельности. Только после этого будет иметь смысл переходить на более высокий уровень. Таким образом, проектирование ИА будет идти снизу вверх.

Подпроцесс создания ИА

C. Дизайн системы (Systems design)

Идея: Пользователь – часть окружающей его системы.

Фокус: Окружение пользователя.

Суть подхода: преимущественно аналитический подход. Дизайнер должен уделять основное внимание контексту использования сайта. Определяются и видоизменяются состояния системы, окружение, цели деятельности системы относительно окружения и отклики системы на внешние возмущения.

Где используется: Digital-агентства, крупные продуктовые компании.

Особенности: Целесообразно использовать только в тех случаях, когда создается сложный продукт или система продуктов. Как правило, подход требует работы целой группы проектировщиков и дизайнеров.

Место ИА: непосредственное исследование и проектирование ИА здесь заменяется работой над архитектурой системы, с иным инструментарием и подходами.

D. «Гениальный» дизайн (Genius design)

Идея: Дизайнер – всему голова.

Фокус: Собственное понимание дизайна, эвристики дизайна (примеры можно посмотреть у